Авторы: Яковлева Татьяна Васильевна, Жашкевич Надежда Валентиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: детское отделение ГБУ РК Республиканский противотуберкулезный диспансер
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исследовательская деятельность в санаторном отделении.
Раздел: дополнительное образование
Исследовательская деятельность в санаторном отделении.
Детская исследовательская деятельность – вид активности ребенка,
направленный
на
поиск
объективной
информации
об
устройстве
окружающего мира путем личного практического экспериментирования с
объектом.
Цель:
сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,
способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
1.
Ф о р м и р о в а н и е
п р е д п о с ы л о к
п о и с ко в о й
д е я т е л ь н о с т и ,
интеллектуальной инициативы;
2.
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3.
Формирование
умения
применять
данные
методы,
способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4.
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной
беседы
в
процессе
совместной
исследовательской
деятельности;
способность
выдвигать
гипотезы
и
самостоятельно
формулировать выводы.
Уровни реализации «Исследовательского обучения»
1 уровень Педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само
решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.
2 уровень Педагог только ставит перед детьми проблему, но метод
решения ребенок ищет самостоятельно (возможен групповой, коллективный
поиск).
3 уровень Постановка проблемы, ровно как отыскание метода и
разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности.
Эвристические беседы;
Постановка и решение вопроса проблемного характера;
Наблюдения;
Моделирование (Создание моделей об изменениях в неживой
природе);
Опыты;
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
трудовой деятельности;
«Погружение» в краски, звуки, запахи, образы природы;
Использование художественного слова;
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески
развивающие ситуации;
Трудовые поручения, действия.
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование.
Ёмкости из различных материалов (стекло ,металл, пластмасса;
Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера;
Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки;
Весы, увеличительные стекла, свечи, фонарик, магниты, микроскопы,
лупы, песочные часы, термометр, зеркала;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные
ложечки, вата, бинт;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов;
С х е м ы
э т а п о в
р а б о т ы ,
к а р т о ч к и
д л я
само стоятельной
исследовательской деятельности.
Мука, соль, сода;
Резиновые груши разного размера;
Пластиковые, резиновые трубочки;
Деревянные палочки, лопаточки, шпатели;
Пластиковые контейнеры.
Рулетка, линейка.
Цветные прозрачные стеклышки;
Лопатки, грабли, лейки, щетки, совки;
Перспективный план работы по исследовательской деятельности.
сроки
Тема исследования
задачи
сентябрь
Почему осенью листья
желтеют
Показать взаимосвязь между расцветкой листа и
уменьшением теплового фактора для растения.
Собираем листья для
гербария
Упражнять детей в различении листьев с разных
деревьев. Научить детей составлять гербарий
Какие предметы тонут
в воде, а какие нет
Показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Формирование у детей познавательного интереса.
Как получить новые
цвета (смешивание
акварели)
Получить
путем
смешивания
основных
цветов
н о в ы е
о т т е н к и :
о р а н ж е в ы й ,
з е л е н ы й ,
фиолетовый, голубой.
октябрь
Свойства сухого и
сырого песка.
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость,
из мокрого можно лепить.
Какие вещества
растворяются в воде.
Показать детям растворимость и нерастворимость
в воде различных веществ.
Что такое термометр и
как им измеряют
температуру.
Познакомить детей с работой термометра,
видами, о значении их применения.
Замерзшая вода.
Выявить, что лед — твердое вещество, плавает,
тает, состоит из воды.
ноябрь
Магнитные чудеса.
Выяснить
способность
магнита
притягивать
некоторые предметы.
Как получаются
мыльные пузыри.
Показать детям возможность создания мыльных
пузырей
в
домашних
условиях,
формировать
интерес к этому виду деятельности.
Что такое статическое
электричество и как его
увидеть.
Развитие
познавательной
активности
ребёнка
в
процессе знакомства с явлением электричества.
Рисунки воском на
бумаге.
Показать
детям
возможность
рисования
нетрадиционным материалом – воском.
декабрь
Можно ли менять
форму камня и глины?
Выявить
свойства
глины
(влажная,
мягкая,
вязкая,
можно
изменять
ее
форму,
делить
на
части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него
нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Волшебное сито.
Познакомить
детей
со
способом
отделения
камешков от песка, мелкой крупы от крупной с
помощью
сита,
развить
любознательность,
самостоятельность.
Эксперимент
«Посмотри на звуки»
Показать детям звуковые волны.
Круговорот воды в
природе
Показать
детям
на
примере
опыта
круговорот
воды в природе.
январь
Почему пар от дыхания
поднимается вверх.
Формировать у детей представления о свойствах
воздуха в морозную погоду.
Коллекционирование
новогодних открыток.
Объяснить детям значимость
коллекционирования. Развивать интерес к этому
виду деятельности.
Почему в морозную
погоду нельзя слепить
комочка снега.
Формировать у детей представление о свойствах
снега, закрепить его свойства
Опыт с
замораживанием воды.
Формировать
представление
об
агрегатном
состоянии воды. Показать на примере опыта, что
вода замерзая, расширяется.
февраль
Цветной лед
Познакомить детей с агрегатными состояниями
воды – жидким и твёрдым; показать с помощью
опытов,
что
вода
замерзает
на
холоде,
в
воде
растворяется краска.
Опыт с вращением
Земли вокруг Солнца.
Показать детям на примере опыта, как наша
планета вращается вокруг Солнца.
Как зимуют растения
Подвести детей к пониманию того, что зимой
растения не умирают, а находятся в состоянии
спячки.
Как образуется иней.
Показать детям как образуется иней.
март
Где растение лучше
растет на солнце или в
тени (опыт напримере
лука).
Показать детям на примере опыта лучшие
условия для роста растения (на примере лука).
Опыт отсрочен во времени на 1 месяц.
Почему вокруг
деревьев образовались
ямки?
Формировать у детей представления об
изменениях в природе весной. Дать подробное
объяснение этому явлению
Эксперимент с
проводимостью тепла.
Формирование познавательного интереса.
Показать детям способы проводимости тепла,
объяснить причины этого явления.
Из чего птицы строят
гнезда
Выявить некоторые особенности образа жизни
птиц весной.
апрель
Посадка семян
настурции и бархатцев.
(На рассаду)
Расширять представления детей об условиях,
необходимых для роста и развития растения
(почва, влага, тепло и свет). Закрепить знания
детей о строении растений. Опыт отсрочен во
времени на 1-2месяца.
Как увидеть воздух.
Обнаружить воздух в окружающем пространстве
и выявить его свойство – невидимость.
Чем пахнет воздух?
Формирование познавательного интереса.
Выяснить на примере опыта имеет ли воздух
запах.
Солнечная лаборатория
Показать, предметы какого цвета (темного или
светлого) быстрее нагреваются на солнце.
май
Воздух помогает
двигаться
Дать
детям
представление
о
том,
что
воздух
м о ж е т двигать
предметы
(парусные
суда,
воздушные шары и т.д.).
Опыт с фильтрованием
воды
Показать детям, как с помощью фильтра очистить
воду.
Разноцветные растения
Показать сокодвижение в стебле растения.
Формирование познавательного интереса.
Высадка рассады
настурции и бархатцев.
Закрепить представление о частях растений,
учить правилам высадки рассады на клумбу.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ОПЫТЫ.
Цель:
-
Способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
потребности
в
умственных
впечатлениях
детей,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Обучение детей исследовательской деятельности: умение видеть проблему;
формулировать и задавать вопросы; выдвигать гипотезы; делать выводы и
умозаключения; доказывать и защищать свои идеи; самостоятельно
действовать на этапах исследования
-
Развитие
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
способности видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;
- Развитие психических познавательных процессов, расширение словарного
запаса ребёнка.
Как увидеть воздух?
Задачи, обнаружить
воздух
в
окружающем
пространстве
и выявить
его
свойство — невидимость.
Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка,
листы бумаги.
Ход:
Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его
увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
•
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле
своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
•
Как
вы
думаете,
есть
ли
в
пустой
бутылке
воздух?
Как
мы можем
это
проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы
она
начала
заполняться. Что
происходит?
Почему
из
горлышка
выходят
пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов,
которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
•
Назовите
предметы,
которые
мы
заполняем
воздухом. Дети
н а д у в а ю т
в о з д у ш н ы е
ш а р и к и . Ч е м
м ы
з а п о л н я е м
ш а р и к и ?
В о з д у х
з а п о л н я е т
л ю б о е
п р о с т р а н с т в о ,
п о э т о м у
н и ч т о
н е
является пустым.
Воздух помогает двигаться.
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
(парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Ход: Детям для эксперимента предлагают ванночку с водой. Складываем
лодочку из бумаги в технике оригами. Опускаем лодочки в воду, дуем на них.
Лодочки начинают движение. Надуваем шарики и тоже дуем на них.
Вывод: Воздух помогает предметам двигаться.
Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком
Можно ли менять форму камня и глины.
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее
форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя
лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной.
Ход предложить детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных
природных материалов. Для этого нужно нажать пальцем на глину, камень. Где
осталась
ямка от
пальца?
Какой
камень? (Сухой,
твердый.) Какая глина?
(Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки:
мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму
камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него
ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по
очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича-
ется глина от камня?(Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно
разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются?
(Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?
Замерзшая вода.
Задача:
выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из
воды.
Материалы, кусочки
льда,
холодная
вода,
тарелочки,
кар-
тинка с изображением айсберга.
Х о д : П е р ед
д е т ь м и
—
м и с ка
с
в од о й .
О н и
о б с у ж д а ю т,
какая
вода,
какой
она
формы.
Вода
меняет
форму,
потому
что
она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее
сильно
охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают
кусочки
льда. Чем
лед
отличается
от
воды
?
Можно
ли
лед
лить,
как
воду? Дети
пробуют
это
сделать. Какой
ф о р м ы
л е д ? Лед
сохраняет
форму.
Все,
что
сохраняет
свою
форму, как лед, называется твердым веществом.
•
Плавает
ли
лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и
дети
наблюдают.
К а к а я
ч а с т ь
л ь д а
п л а в а е т ? (Верхняя.)
В
холодных
морях
плавают
огромные
глыбы
льда.
Они
называются
а й с б е р г а м и
( п о к а з
к а р т и н к и ) .
Н а д
п о в е р х н о с т ь ю
в и д н а
тол ь ко
ве р ху ш ка
а й с бе р га .
И
е с л и
кап и т а н
ко р а б л я
н е
з а м е т и т
и
н ат к н е т с я
н а
п од в од н у ю
ч а с т ь
а й с бе р г а ,
т о
корабль может утонуть.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что
произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед?
Из чего состоит лед?
как получить новые цвета
Задача:
получить
путем
смешивания
основных
цветов
новые
оттенки:
оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Материалы: палитра,
гуашевые
краски:
синяя,
красная,
(желая,
желтая;
тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5
шариков
на
каждого
ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и
половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
Ход. Воспитатель приносит детям листы с изображениями шариков и просит
помочь ему их раскрасить. Как же быть,
если у нас нет голубой, оранжевой,
зеленой и фиолетовой красок ?
Как мы их можем изготовить?
Дети
смешивают
по
две
краски.
Если
получился
нужный
цвет,
способ
смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной
краской
дети
раскрашивают
шарик.
Так
дети
экспериментируют
до
получения
всех
необходимых
цветов. Вывод: смешав красную и желтую
краску, можно получить
оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с
синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты
опыта фиксируются в рабочем листе.
Свойства сухого и сырого песка.
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно
лепить.
Ход
Воспитатель
предлагает
детям
рассмотреть
песок,
какого
цвета
попробовать на ощупь). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки ? С
помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки
маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из
песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем
слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим
песком рисовать? На плотной бумаге клеевым карандашом нанести рисунок.
А
затем
насыпать
песок.
Лишний
песок
стряхнуть
и
посмотреть,
что
получиться.
Магнитные чудеса.
Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных
материалов, таз с водой,
Ход: Воспитатель предлагает детям половить рыбку в воде. На что же у нас
ловится рыбка? Почему она держится и не падает? (рассматривают удочку и
рыбок и обнаруживают магнит и металлические пластины).
Какие предметы притягивает магнит ? Детям предлагаются магниты, различные
предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы,
которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит
притягивает только металлические предметы.
Проводимость тепла
Задачи: показать детям способы проводимости тепла.
Ход: Ребята, одни материалы проводят тепло лучше чем другие. И я
предлагаю вам, убедится в этом. Мы возьмем сосуд с теплой водой и три
ложки: деревянную, пластмассовую и металлическую. Поместим их в сосуд с
водой и подождем 2 минуты. По очереди касаемся к ручкам ложек. Самая
теплая из них лучше всего проводит тепло.
Вывод: тепло всегда перемещается из более теплого места в более холодное.
Воспитатель предлагает зарисовать опыт.
Посмотри на звуки.
Задачи: показать детям звуковые волны.
Ход: Как можно увидеть звуковые волны? Для этого проведем такой опыт.
Сделаем барабан. Натянем на миску фольгу и закрепим ее резинкой. Теперь
положим на барабан несколько сухих зернышек рисовой крупы. Затем ударим
несколько раз жестяной ложкой по крышке кастрюли. Звуковые волны
заставят рис подскакивать.
Вывод: звук невидим, но с помощью этого опыта мы видим, что он
распространяется от источника звука к объекту, который его принимает.
Воспитатель предлагает зарисовать опыт.
Опыт с вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Задачи: показать детям на примере опыта, как наша планета вращается
вокруг Солнца.
Ход: Роль Солнца выполняет лампа, а планеты – глобус. Глобус
поворачивается вокруг своей оси, так меняется день и ночь. На примере
вращения глобуса вокруг лампы объяснить детям, как меняются сезоны.
Выявление механизма образования инея.
Задача: Показать детям как образуется иней.
Ход: Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она
покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что
это? Это иней.
Вывод: иней образуется от мороза и влажного воздуха.
В группе воспитатель просит детей зарисовать опыт.
Тонет – плавает.
Задача: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную
палочку.
Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.
В мире электричества.
Задача: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства
с явлением электричества.
Материалы и оборудование. Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка,
расчёска.
1.Потереть воздушный шарик о волосы. Что произошло?
2.»Электрическая расчёска» Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги
(7*25
см).
Нарезать
на
бумаге
длинные
тонкие
полоски,
оставляя
край
нетронутым. Быстро расчесаться (волосы должны быть чистыми и сухими).
Приблизить расчёску к бумажным полоскам, но не касаться их.
Выводы:
1.Волосы поднимаются вверх – наэлектризовались.
2.Бумажные
полоски
тянутся
к
расчёске.
Когда
мы
причёсываемся,
заряженные частички как бы стираются с волос и попадают на расчёску. Та
половина
расчёски,
которая
коснулась
волос,
получила
заряд.
Бумажная
полоска притягивается к расчёске, потому что тоже имеет заряд.
Почему листья осенью желтеют?
Задача: Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением
теплового фактора для растения.
Материалы и оборудование. Рябина, растущая рядом с детским садом,
календарь погоды, уличный градусник, температурный график. (Опыт
отсрочен во времени 2-3 месяца).
Ход. Вместе с педагогом дети наблюдают за расцветкой листьев рябины и
температурой воздуха. Свои наблюдения заносят в календарь и
температурный график.
Результат. Листья желтеют при понижении температуры.
Вывод. Осенью всегда бывает период, когда день ещё длинный, а тепла
становится меньше. Растению хватало бы света для дальнейшего развития,
но всё затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях
появляются пигменты, способствующие улавливанию тепла, - красные,
оранжевые, жёлтые. Это позволяет продлить их жизнь ещё на несколько
недель.
Опыт с фильтрованием воды
Задача: показать детям, как с помощью фильтра очистить воду.
Ход: Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку,
стеклянную палочку и фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки
воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Вставим фильтр в воронку.
По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за
водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность.
Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды
называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более
совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит
через него.
Что такое термометр и как измерять им температуру.
Задача: Познакомить детей с работой термометра, видами, о значении
их применения.
Ход: сегодня мы с вами познакомимся с термометром. Скажите, а вы знаете
что такое термометр и зачем он нужен?
(на столе
у воспитателя
5 термометров:
водный,
уличный,
комнатный,
электронный, ртутный)
Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам
потребуется
термометр
для
измерения
температуры
воздуха
(уличный
термометр).
Температура
бывает
«-»
(холодно)
и
«+»
(тепло)
внутри
термометра
есть
жидкость
красного
цвета
это —
закрашенный
спирт,
который поднимается или отпускается на соответствующее деление и тем
самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+»
температура, если вниз значит «-» температура.
Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем температуру на улице.
Какой термометр нам понадобится? (версии детей)
Для
этого
мы поместим
наш
термометр
на улицу,
а пока
он определяет
температуру, мы познакомимся с другим термометром.
Для
измерения
температуры
тела
нужен
другой
термометр
таких
термометров
у меня
два:
электронный
и ртутный
один
вам
уже
знаком
мы им пользуемся
в детском
саду
так
как
он безопасный,
а вот
ртутный
градусник нам в детском саду пользоваться нельзя, потому что в нем ртуть
это то вещество которое поднимается по школе и показывает температуру оно
ребята ядовитое, поэтому с этим термометром нужно быть осторожными
и без разрешения взрослых его трогать нельзя.
Для человека нормальная температура 36,6 градусов, а если человек заболел
то его температура будет 37 градусов и выше и человеку требуется лечение.
Давайте измерим температуру тела человека
Для измерения температуры воды нужен термометр для воды
Посмотрите у меня на столе два таза с водой давайте определим в какой воде
мы можем погреть незнайке ноги. (вызываются дети для провидения опыта)
Зарисуем схематично результат опыта в дневниках.
Ребята у меня остался еще один термометр как вы думаете, что измеряют
этим термометром? (ответы детей)
комнатный
термометр
им определяют
температуру
воздуха
в помещении.
Скажите, если деление будет ниже «0» это тепло или холодно?
Давайте
узнаем какая температуру воздуха в нашей группе (вызывается ребенок, для
определение температуры)
Какая температура у нас в группе «+» или «-»?
Хорошо давайте схематично зарисуем опыт в наших дневниках.
Волшебное сито.
Задачи: познакомить
детей
со
способом
отделения
камешков от песка,
мелкой крупы от крупной с помощью сита,
развить любознательность,
самостоятельность.
Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок,
мелкие камешки.
Ход: К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в
гости к бабушке — отнести ей гор манной каши. Но у нее случилось
несчастье.
Она
не> уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась.
(показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно.
К а к
м о ж н о
э т о
с д е л а т ь
б ы с т р е е ?
П о с м о т р и
т е ,
н е т
л и
в
л а б о р а т о р и и
к а к и х - т о
п р е д м е т о в ,
к о т о р ы е
могут помочь нам? Конечно же это сито. Для чего оно необходимо? Как этим
п о л ь з о в а т ь с я ?
Ч т о
и з
с и т а с ы п е т с я
в
м и с к у ?
Н а й д е м
в е щ е с т в а
у
н а с
в
л а б о р а т о р и и ,
к о т о р ы е
п р о с е я т ь .
О б н а р у ж и в а е м ,
ч т о
в
п е с к е
м н о г о
к а м е ш к о в
о т д е л и т ь
п е с о к
о т
к а м е ш к о в ? Дети
с а м о с тоя т е л ь н о
просеивают
песок. Что
у
нас
в
миске?
Что
осталось. Почему крупные
вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего
необходимо
сито? Есть
ли
у
вас сито дома? Как его используют мамы,
бабушки?
«Изготовление цветных льдинок»
Задача: познакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и
твёрдым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде
растворяется краска.
Материалы и оборудование: готовые цветные льдинки. Поднос; стаканчики с
водой,
краска
(гуашь,
акварель),
палочки
для
размешивания,
формочки,
верёвочки для каждого ребёнка.
Ход. Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как
они
сделаны.
Дети
высказывают
свои
предположения.
Затем
все
вместе
размешивают в воде краску, заливают водой в формочки, опускают в них
верёвочки, ставят на поднос, выносят на улицу и во время прогулки следят за
процессом
замерзания.
Затем
дети
вынимают
льдинки
из
формочек
и
украшают ими участок.
Вывод: вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
Какие вещества растворяются в воде
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных
веществ.
Материалы:
мука,
сахарный
песок,
речной
песок,
пищевой
краситель,
стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы,
картинки с изображением представленных веществ.
Ход. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в
различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как
вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед Знай
добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось. Что
произойдет, если мы добавим в воду речной песок ? Добавляет к воде речной
песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась
прозрачной? Растворился ли речной песок ?
•
Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.)
Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды,
вода стала непрозрачной.)
•
Растворится ли в воде мука ? Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в
воде?
•
Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный
порошок,
перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы
заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли
она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие
вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в
воде?
(Результаты фиксируются на фланелеграфе.)
Какие предметы тонут в воде, а какие нет.
Задача: показать детям, какие предметы тонут, а какие остаются на
поверхности воды.
Материалы: таз с водой, пластилин, металлический ключ, стеклянный шар,
деревянная ложка, пластмассовая игрушка.
Ход: Воспитатель предлагает детям провести опыт и проверить, какие
предметы тонут в воде. Дети делают вывод и зарисовывают результаты
опыта в рабочие листы.
Чем пахнет воздух.
Задачи: выяснить имеет ли воздух запах.
Материалы: баночки с крышками, кусочки лимона, апельсина, чеснока.
Ход: я хочу у вас спросить, как вы думаете, имеет ли воздух запах?
(предположения детей). Воспитатель предлагает провести опыт, открыть
пустые банки и понюхать чем в них пахнет, сделать вывод. Разрезать на
кусочки фрукты и овощи и поместить их в банки, закрыть крышками. Через 5
минут открыть и понюхать изменился ли запах в баночка.
Вывод: воздух имеет запах и зависит он от того, что этот запах издает.
Посев цветочных семян.
Задачи: Расширять представления детей об условиях, необходимых для
роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Закрепить знания
детей о строении растений. Опыт отсрочен во времени на 1-2месяца.
материалы: земля, стаканчики от йогурта, лейка, семена настурции, ноготков
и бархатцев, палочки-мерки, вода, влажные тряпочки,
Ход: Воспитатель вместе с детьми сажают семена цветов на рассаду.
Ухаживают и наблюдают, что происходит с росточками в мае высаживают
рассаду в открытый грунт. Все этапы роста зарисовывают.
Волшебное рисование (воском).
З а д ач и : Показать
детям
возможность
рисования
нетрадиционным
материалом – воском.
Ход: Воспитатель предлагает детям сделать рисунок восковой свечкой на
листе бумаги. Дети наносят рисунок и делают вывод, что ничего невидно.
Следующим этапом рисования
будет нанесение краски на лист бумаги,
место прорисованное воском не закрасится.
Как получаются мыльные пузыри.
Задачи: показать детям возможность создания мыльных пузырей в домашних
условиях.
Материалы: контейнер, стакан моющего средства, 3 стакана воды, проволока
и пинцет.
Этапы эксперимента
1 Смешайте воду с жидким мылом, не сильно перемешивая, чтобы избежать
пены.
2 С помощью пинцета согни проволочку и сделай
различные фигуры.
3 Зачерпни мыльную воду и дуй, чтобы получились пузыри.
Из чего птицы строят гнезда?
Задачи:
Выявить
некоторые
особенности
образа
жизни
птиц
весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки,
камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его
постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи
гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится
птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых
изображений и материалов
Солнечная лаборатория.
Задачи: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее
нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди
которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на
солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым
горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись
больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы
светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
Разноцветные растения
Задачи: Показать сокодвижение в стебле растения.
Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель,
растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и
подождать. Через 12 часов результат будет виден.Вывод: Окрашенная вода
поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли
растений становятся синего цвета
Круговорот воды в природе
Задачи: показать детям на примере опыта круговорот воды в природе.
Материалы:
большой
пластмассовый
сосуд,
банка
поменьше
и
полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв
пленкой.
Солнце
нагреет
воду,
она
начнет
испаряться
и,
поднимаясь,
конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку. Воспитатель
вместе с детьми делают вывод и зарисовывают опыт.
Опыт с замораживанием воды.
Задачи: формировать представление об агрегатном состоянии воды. Показать
на примере опыта, что вода замерзая, расширяется.
Ход: Воспитатель предлагает детям провести опыт. Налить в стеклянную
банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка
расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед —
занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и
он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит
первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все
толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он
растает.)
Где растет лучше растение, на солнце или в тени?
Задачи: показать детям на примере опыта лучшие условия для роста
растения (на примере лука). Опыт отсрочен во времени на 1 месяц.
Материал: пластиковые баночки с землей, лук.
Ход: Воспитатель вместе с детьми сажают лук. Одну баночку ставят в
солнечное место, на подоконник, а другую в шкаф. В течение месяца
наблюдают, как развиваются растения. Делают выводы и зарисовывают в
рабочие листы.
Как зимуют растения.
Задачи: подвести детей к пониманию того, что зимой растения не умирают, а
находятся в состоянии спячки.
Ход:
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом
можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле
слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву,
не давая ей охлаждаться. В группе воспитатель просит детей зарисовать
данное наблюдение.
Литература:
1.
«От рождения до школы» основная общеобразовательная программа
дошкольного
образования
под
редакцией Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой, М. А. Васильевой (2010 г.)
2.
«Исследовательская деятельность на прогулке» М.П.Костюченко
3.
«Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольников»
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.
4.
«Методика
исследовательского
обучения
дошкольников»
А.И.
Савенков.
5.
5.
«Из чего сделаны предметы» О.В.Дыбина.
6.
«Неизведанное рядом» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
7.
«Развитие
речи
и
познавательных
способностей
дошкольников»
С.И.Карпова,
В.В.Мамаева.