Напоминание

Работа с пластилином на уроках скульптуры.


Автор: Алексенко Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДОД
Населённый пункт: город Владивосток Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с пластилином на уроках скульптуры.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУДОД « Детская художественная школа № 3. г. Владивостока»

Работа с пластилином на уроках скульптуры.

Тема « Рельеф »для учащихся 1- 2 класса ДХШ.

Методическая работа

преподавателя

Алексенко Т.Г.

г. Владивосток

2020 г.

1

Содержание

1.

Содержание 2

2.

Введение 3

3.

Урок скульптуры в детской художественной школе 4-5

4.

Особенности скульптурного пластилина 5-6

5.

Виды пластилинов 6-7

6.

Историческая справка 7-14

7.

Знакомство с рельефом и барельефом на уроках скульптуры в

художественной школе

8.

Примерный план работы .

Рекомендуемые темы работы над рельефом. 14-15

9.Примерные конспекты занятий. 1 класс 16-19

10.Примерный план работы. 2 класс. 19-21

11.Заключение. 21-22

12. Приложение 1 23

13. Приложение 2 24-25

14. Приложение 3 26

15. Приложение 4 26

16. Приложение 5 27

17. Приложение 6 27

18. Приложение 7 28

19. Список литературы

29

2

Введение

Материалом для этой методической разработки послужил мой опыт работы

в художественной школе. В своей работе я использовала как теоретические, так

и практические находки художников, чьё мастерство общепризнано и проверено

временем.

Я

лишь

попыталась

донести

их

до

детей

в

доступном

и

упорядоченном виде.

Детское

творчество

отличается

большой

образностью

и

фантазией,

оригинальностью

и

гармоничностью

цветового

решения.

Работы

детей

эмоциональны,

и трогательно неумелы в построении формы. Дети работают

интуитивно, не зная законов построения композиции, пространства и объёма на

плоскости, а они наиболее трудны для детского восприятия (образное, цветовое,

декоративное построение картины им более близко и понятно). Однако эти

законы наиболее важны для профессиональной грамоты, которая предполагает

свободное и осмысленное владение всем комплексом изобразительных средств.

Изобразительное искусство – одно из самых сложных и абстрактных видов

творческой

деятельности.

Создание

образного,

гармоничного,

оригинального

произведения – конечная цель любого художника, как профессионала, так и

начинающего.

Но

свобода

творчества

и

подлинное

мастерство

приходят

на

основе точного знания, а изучить начинающий должен многое: форму, цвет,

перспективу, различные техники, материалы, приёмы работы.

Для успешного обучения необходимо разделять сложные задачи на более

доступные, простые. Так в школе существуют предметы: рисунок, живопись,

скульптура,

где

перед

учеником

ставятся

определённые,

более

конкретные,

простые задачи, а творчество его при этом ограничивается этими задачами.

Так рисунок и скульптура призваны изучать форму, живопись – свойства

цвета, света и различные их сочетания (колорит), перспектива – построение

трёхмерного объёма и пространства на двумерной плоскости листа.

Существует и предмет, призванный соединять воедино все полученные

знания,

а

так

же

помогающий

развить

у

каждого

ребёнка

его

творческие

способности

и

индивидуальную

творческую

манеру,

отразить

его

личное

восприятие мира. Этот предмет – композиция.

Порой этим словом называют картину как таковую - как органическое целое,

подразумевая,

что

рисунок,

цвет

и

сюжет

объединяются.

Таким

образом,

композиционное

начало

связывает

и

соподчиняет

элементы

изображения

в

единое целое и обобщает их.

Творчество – это всегда принятие оригинального, нового неповторимого

решения. Творчество – это во многом именно способность выйти за пределы

обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы. Шаблонность

мышления, механическое повторение чужих мыслей и достижений, копирование

действительности

или

художественных

произведений

все

это

чуждо

подлинному творчеству.

3

Урок скульптуры

в детской художественной школе

В процессе приобщения детей к художественному творчеству скульптура

занимает особое место. В ней может фокусироваться особенность детей образно

мыслить

и

образно

передавать

увиденное.

Ведь

тот

или

иной

объект

недостаточно просто правильно отобразить, необходимо воплотить в скульптуре

определенный

художественный

замысел,

выразить

свое

отношение

к

изображаемому объекту.

Ребенок

на

уроке

скульптуры

должен

обладать

рядом

специальных

способностей.

Прежде

всего

-

чувствовать

глубину

формы

и

целостно

воспринимать эту форму. Важно также чувство пропорций и чувство пластики.

Ребенок должен обладать и развитым чувством композиции. Хотя этому можно

найти аналоги и в графике и в живописи, тем не менее, чувство композиции в

скульптуре значительно отличается от последних видов искусства. Скульптура

трехмерна

и

может

обозреваться

с

разных

точек

зрения.

Эти

точки

зрения

должны

увязываться

не

только

в

едином

стилевом

решении

всей

массы

скульптуры,

но

и

учитывать

окружающие

предметы,

если

это

не

станковая

скульптура.

Помимо указанных специфических особенностей, очень важно обладать

широкими задатками необходимыми в любом виде художественного творчества,

которые

ученик

получает

на

остальных

предметах

художественной

школы:

рисунок, живопись, декоративная и станковая композиция.

Первым

и

главным

мерилом

оценки

способностей

ребенка

является

оригинальность

исполнения.

Это

выражается,

прежде

всего,

в

свободной

трактовке, когда дети стремятся передать главное в характере изображаемого.

Вторым, не менее

существенным критерием, является способность к

овладению

материалом,

т.е.

способность

понимать,

глубоко

усваивать

объяснения, быстро приобретать необходимые навыки, быть наблюдательным.

В нашей школе в 1 и 2 классе урок скульптуры – это вариативная часть

учебного плана, на который отводится 1 час.

На

уроке

скульптуры

ребята

с

большим

интересом

работают

с

пластилином.

Методика

овладения

искусством

скульптуры

вырабатывается

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

детей.

Знакомство

у

детей

с

пластилином начинается с первого класса художественной школы, когда ребята

выполняют

первые

несложные

композиции

из

цветного

пластилина.

А

в

дальнейшем начинают осваивать скульптурный пластилин.

Каждый раздел программы включает разные виды заданий: лепки с натуры,

по памяти и по представлению, декоративно-прикладные работы. Необходимо

следовать за возрастными особенностями детей, не нарушая их органичного

естественного развития.

Младший возраст имеет свою специфику, присущие ему особенности и

возможности, которые являются естественной предпосылкой для овладения в

будущем более сложными навыками и знаниями. Для более сложных и серьезных

работ на лепке используется скульптурный пластилин.

4

Скульптурный

пластилин

пользуется

широким

спросом

среди

профессионалов

и

любителей.

Его

часто

используют

студенты

факультетов

скульптуры и ученики художественных школ на учебных занятиях. Пластические

свойства

этого

пластилина

дают

большие

возможности

для

творчества,

самовыражения.

Дети могут открыть в себе талант к лепке и пробовать свои способности,

упражняясь

пластилином.

Материал

незаменим

в

процессе

обучения

в

художественной

школе.

Не

требует

больших

помещений

и

дорогостоящего

оборудования.

На

уроках

скульптуры

необходимо

использовать

различные

техники

и

материалы,

предварительно

изучив

приёмы

работы

с

ними.

Некоторых

апатичных учеников может увлечь лишь определённая, понравившаяся техника, в

которой он затем успешно усваивает те законы, которые ему не давались раньше.

Поэтому на уроках скульптуры необходимо как можно больше пробовать и

экспериментировать. Именно в художественной школе, в первые годы обучения,

необходимо познакомить учеников с наибольшим разнообразием технических

приемов, методов, стилей.

Когда в ученике не окрепла еще потребность в творческом самовыражении,

тогда первые трудности и неудачи могут задеть его самолюбие, пробудить скуку,

боязнь, апатию и нежелание заниматься в художественной школе. Самую низкую

оценку ставят учителю дети, произносящие: «Я не хочу больше рисовать, лепить,

я ничего не умею, можно я уйду домой?».

Разнообразие техник и материалов, приемов работ и методов – путь к

преодолению

подобной

проблемы.

Нет

такого

ребенка,

которого

не

заинтересовали бы какие - либо инструменты, приемы. Часто именно от техники

исполнения зависят выразительность и качество работы.

Очень важно, чтобы именно на этом начальном этапе ученик осознал свои

пристрастия в искусстве, сильные и слабые стороны своего творчества и, как

итог,

возможно,

выбрал

бы

ту

или

иную

профессию,

связанную

с

изобразительным искусством.

Итак, в процессе работы над скульптурой мы изучали ещё и некоторые

приемы исполнения работ, т.к. разнообразие материалов пробуждает в ребёнке

интерес

и

не

даёт

скучать

во

время

обучения,

и

именно

техника

помогает

преодолеть скованность и сухость в исполнении некоторых заданий.

Из всего вышесказанного следует, что скульптура - наиболее сложный

предмет, где ученик должен максимально использовать все свои знания и навыки

для достижения успеха. И, как и в любой другой науке, начинать нужно с более

простых и понятных заданий, постепенно усложняя их.

Одно из интересных и увлекательных заданий – это работа над рельефом.

Особенности скульптурного пластилина

Скульптурный пластилин отличается от обычного в первую очередь тем,

что его пластические свойства выше. Цвета схожи с природными оттенками.

Можно, например, слепить из него маску, по цвету схожую с естественным

5

оттенком

кожи,

или

фруктовые

и

овощные

плоды

и

т.

д.

Результат

будет

выглядеть довольно реалистично. Руки ребенка неплохо разогревают пластилин,

он становится податливым, мягким, что позволяет прорабатывать даже самые

мелкие детали.

Структуру скульптурного пластилина составляет пчелиный воск, разные

наполнители, в роли которых выступает сера, сухая глина, тальк. Добавляются

пластификаторы,

а

чтобы

придать

мягкости,

используется

вазелин

или

растительное

масло.

Этот

пластилин

имеет

естественные

природные

цвета.

Выбирая скульптурный пластилин, следует обратить внимание на его некоторые

свойства.

Он

должен

быть

эластичным,

податливым.

Необходимо,

чтобы

мягкость и твердость были в правильном соотношении. При нагреве он должен

становиться очень пластичным, практически таять. Не должен оставлять после

себя размазанных следов. Может легко раскатываться на твердой плоскости или

в руках. После того как пластилину придали форму он не застывает ,не крошится

эластичность

не

пропадает.

Перед

началом

работы

с

этим

пластилином

его

необходимо нагреть с помощью воды или других приборов .Можно разогреть

весь брикет и держать его горячим и мягким в продолжении всего процесса, а

можно небольшими кусочками Ю которые понадобятся для работы в данный

момент

времени

(для

одной

модели

нагрели

один

кусочек,

для

другой

следующий и т.д.). Перегретый пластилин теряет свои эластичные свойства.

Если

несколько

раз

нагреть

одну

и

ту

же

массу,

компоненты,

придающие

мягкость и эластичность постепенно испаряются. Масса становится твердой и

хрупкой, а такой пластилин не пригоден для работы.

Виды пластилинов

Скульптурный

пластилин

выпускается

двух

типов:

мягкий

и

более

твёрдый.

Первый

подойдёт

для

начинающих

любителей

лепки.

Его

можно

использовать для моделирования несложных фигур. Продаётся в любом магазине

для детского творчества, в канцелярских товарах.

Более твёрдый тип пластилина больше подойдёт для профессиональных

скульптур.

Из

него

можно

создать

миниатюры,

рабочие

макеты

экстерьера,

модели, наработки, образцы больших итоговых скульптур. Он может выступить в

качестве формовочной моделирующей массы для изготовления элементов под

роспись

потолков.

Его

структурный

состав

позволяет

работать

с

мелкими

элементами

моделей.

Перед

началом

работы

пластилин

любого

типа

надо

разогреть, от брикета стекой отрезать необходимого размера (больше отрезать не

стоит). Используйте дощечку из пластика для работы. Можно не беспокоиться о

том, что бесформенная масса, если ее долго не трогать станет отвердевающей

пастой.

Под

воздействием

высокой

температуры

скульптурный

пластилин

становится эластичнее. Чтобы он стал более податливее, достаточно теплых рук.

Цветовая палитра скульптурного пластилина не выделяется разнообразием.

Он выпускается брикетами белого, телесного, серого, оливкового и черного

цветов. Например: белый цвет хорошо подойдет для профессиональных изделий.

Они

будут

схожи

по

внешнему

виду

с

гипсовыми

изделиями.

Его

можно

использовать для создания макетов и эскизов. Белый цвет хорош тем, что его

6

модель можно окрасить в любой подходящий цвет. Это очень хорошо для детей

потому, что сначала ребенок вылепит модель, а затем окрасит ее в нужный цвет

согласно своему эскизу. В любом случае скульптурный пластилин используется

для создания образцов или как учебный материал. И цвет часто не важен, важна

форма изделия, мелкие детали.

Скульптурный пластилин «Гамма», «Луч», «Глобус» не сильно отличаются по

своему составу и можно использовать любой из них представленных в торговой

сети. (Приложение 1).

Историческая справка

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика

(греч.

plastike,

от

plasso

-

леплю),

вид

искусства,

основанный

на

принципе

объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект

изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр),

ещё

реже

-

природа

(пейзаж)

и

вещи

(натюрморт).

Постановка

фигуры

в

пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка,

усиливающая

рельефность

формы,

архитектоническая

организация

объёма,

зрительный

эффект

его

массы,

весовых

отношений,

выбор

пропорций,

специфических

в

каждом

случае

характер

силуэта

являются

главными

выразительными

средствами

скульптуры.

Объёмная

скульптурная

форма

строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия,

взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе

наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной

модели.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру,

которая

свободно

размещается

в

пространстве,

и

рельеф,

где

изображение

располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой

скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в

рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка

(фигура,

значительные

меньшая

натуральной

величины),

торс

(изображение

человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Формы

рельефа

варьируются

в

зависимости

от

его

назначения

и

положения

на

архитектурной плоскости [фриз, фронтонная композиция (см. Фронтон), плафон

и т.д.]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (см.

Барельеф), высокие (см. Горельеф), углублённые и контррельефы.

По

содержанию

и

функциям

скульптура

делится

на

монументально-

декоративную,

станковую

и

т.

н.

скульптуру

малых

форм.

Хотя

эти

разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из

них

есть

свои

особенности.

Монументально-декоративная:

скульптура

рассчитана

на

конкретное

архитектурно-пространственное

или

природное

окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к

массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах - на улицах

и

площадях

города,

в

парках,

на

фасадах

и

в

интерьерах

общественных

сооружений.

Монументально-декоративная

скульптура

п р и з в а н а

7

конкретизировать

архитектурный

образ,

дополнять

выразительность

архитектурных форм новыми оттенками (см. Синтез искусств). Способность

монументально-декоративной

скульптуры

решать

большие

идейно-образные

задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют

монументальными

и

к

которым

обычно

относят

городские

памятники,

монументы,

мемориальные

сооружения.

Величавость

форм

и

долговечность

материала

соединяются

в

них

с

приподнятостью

образного

строя,

широтой

обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит

более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её

можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем

самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры,

излюбленные

жанры

(портрет,

бытовой

жанр,

ню,

анималистический

жанр).

Станковой

скульптуре

в

большей

мере,

чем

монументально-декоративной,

присущ

интерес

к

внутреннему

миру

человека,

тонкий

психологизм,

повествовательность.

Скульптура

малых

форм

включает

широкий

круг

произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во

многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых

форм принадлежат также монеты и медали.

Назначение

и

содержание

скульптурного

произведения

определяют

характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор

скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки

последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина,

воск, пластилин и т.п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными

инструментами

служат

проволочные

кольца

и

стеки.

Твёрдые

вещества

(различные

породы

камня,

дерева

и

др.)

обрабатываются

путём

рубки

(высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного

высвобождения

как

бы

скрытой

в

нём

объёмной

формы;

для

обработки

каменного

блока

применяются

молоток

(киянка)

и

набор

металлических

инструментов

(шпунт,

скарпель,

троянка

и

др.),

для

обработки

дерева

-

преимущественно фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить

из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т.

п.),

служат

для

отливки

произведений

скульптуры

при

помощи

специально

изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают

также

к

гальванопластике

(см.

Гальванотехника).

В

нерасплавленном

виде

металл

для

скульптуры

обрабатывается

посредством

ковки

и

чеканки.

Для

создания керамических скульптур (см. Керамика) употребляются особые сорта

глины,

которая

обычно

покрывается

росписью

или

цветной

глазурью

и

обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре встречается с давних пор:

хорошо

известна

раскрашенная

скульптура

античности,

средних

веков,

Возрождения,

барокко.

Скульпторы

19-20вв.

обычно

довольствуются

естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его

однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о

вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптуре.

Схематически

процесс

создания

скульптурного

произведения

можно

расчленить на ряд этапов: лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с

натуры; изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа

8

(железные стержни, проволока, гвозди, дерево); работа на вращающемся станке

(см. Станок в скульптуре) или вертикально укрепленном щите над моделью в

заданном

размере;

превращение

глиняной

модели

в

гипсовую

с

помощью

«чёрной» или «кусковой» формы; её перевод в твёрдый материал (камень или

дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники

обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или

подкраска изваяния. Известны также произведения скульптуры, созданные из

твёрдых

материалов

(мрамор,

дерево)

без

предварительной

лепки

глиняного

оригинала

(т.н.

техника

taille

directe,

т.е.

прямой

рубки,

требующая

исключительного мастерства).

История развития скульптуры. Возникновение скульптуры, относящееся к

первобытной

эпохе,

непосредственно

связано

с

трудовой

деятельностью

человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во

многих странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и

Буреть в Советском Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульптурные

изображения

животных

и

женщин

-

прародительниц

рода,

к

которым

принадлежат и т. н. палеолитические Венеры. Ещё шире круг неолитических

скульптурных памятников. Круглая скульптура, обычно небольших размеров,

резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на

каменных

пластинах

и

стенах

пещер.

Скульптура

часто

служила

средством

украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов.

Примером поздней неолитической и энеолитической скульптуры на территории

СССР

являются

трипольская

керамическая

пластика,

крупные

каменные

изображения людей («каменные бабы»), скульптурные украшения из бронзы,

золота, серебра и др. Хотя для первобытной скульптуре типична упрощённость

форм,

она

нередко

отличается

остротой

жизненных

наблюдений

и

яркой

пластической выразительностью. Дальнейшее развитие скульптура получила в

период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения

труда

и

технологическим

прогрессом;

ярчайшие

памятники

этого

этапа

-

скифские золотые рельефы, терракотовые головы культуры Нок, типологически

многообразная деревянная резная скульптура океанийцев.

В

искусстве

рабовладельческого

общества

скульптура

выделилась

как

особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров.

Скульптура

древневосточных

государств,

которая

служила

выражению

всеобъемлющей

идеи

деспотизма,

увековечению

строгой

общественной

иерархии,

прославлению

власти

богов

и

царей,

заключала

в

себе

имеющее

объективную

общечеловеческую

ценность

влечение

к

значительному

и

совершенному.

Такова

скульптура

Древнего

Египта:

огромные

неподвижные

сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с

каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и

равновесия;

колоссальные

рельефы

на

стенах

гробниц

и

храмов

и

мелкая

пластика,

связанные

с

заупокойным

культом.

Сходными

путями

развивалась

скульптура других древневосточных деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии,

Ассирии.

Иной,

гуманистический

характер

носит

скульптура

Древней

Греции

и

отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом

9

сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и

воинов

скульпторы

Древней

Греции

воплощают

идеал

гармонично

развитой

личности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену

наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной скульптуре

периода архаики приходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании

анатомии

скульптура

классики,

выдвинувшая

таких

крупных

мастеров,

как

Мирон,

Фидий,

Поликлет,

Скопас,

Прякситель,

Лисипп.

Реалистический

характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой

архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно

проявляется

в

высоком

мастерстве

изображения

обнажённого

или

задрапированного

человеческого

тела.

Сформулировать

законы

его

пропорциональности на основе математических расчётов попытался Поликлет в

теоретическом

сочинении

«Канон».

В

древнегреческой

скульптуре

верность

действительности, жизненная выразительность форм сочетаются с идеальной

обобщенностью образа. В период эллинизма (см. Эллинистическая культура)

гражданственный пафос и архитектоническая ясность классической скульптуры

сменяются драматической патетикой, бурными контрастами света и тени; образ

обретает заметно большую степень индивидуализации. Реализм древнеримской

скульптуры

особенно

полно

раскрылся

в

искусстве

портрета,

поражающего

остротой

индивидуальной

и

социальной

обрисовки

характеров.

Получил

развитие

рельеф

с

историко-повествовательными

сюжетами,

украшающий

триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка

Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в

Риме; см. илл.).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом

определила характер европейской скульптуры средних веков. Как необходимое

звено скульптура входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь

суровой торжественности их тектонического строя (см. Романский стиль). В

искусстве

готики,

где

рельефы

и

статуи

апостолов,

пророков,

святых,

фантастических существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы

соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура

играет

особенно

заметную

роль.

Она

как

бы

«очеловечивает»

архитектуру,

усиливает

её

духовную

насыщенность.

В

Древней

Руси

высокого

уровня

достигло

искусство

рельефа

(киевские

шиферные

рельефы,

убранство

владимиро-суздальских храмов). В средние века скульптура получила широкое

развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое

художественное

значение

скульптуры

Индии,

Индонезии,

Индокитая,

монументальной

по

характеру,

сочетающей

мощь

построения

объёмов

с

чувственной изысканностью моделировки.

В 13-16 вв. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от

религиозно-мистического

содержания,

переходит

к

более

непосредственному

изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й половине 13

-

начала

14

вв.

новые,

реалистические

тенденции

проявились

в

скульптуре

Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы Проторенессанса). В 15-16 вв.

итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё больше тяготеет к

выражению идеалов ренессансного гуманизма (см. Возрождение). Воплощение

10

ярких

человеческих

характеров,

проникнутых

духом

жизнеутверждения,

становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо,

Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др.). Был сделан важный шаг вперёд в

создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры)

статуй, в решении проблем памятника в городском ансамбле, многопланового

рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется в

скульптуре техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились

скульптурные

произведения

Микеланджело,

полные

титанической

мощи

и

напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам

отличает

скульпторов

маньеризма

(Б.

Челлини

и

др.).

Из

скульпторов

Возрождения

в

других

странах

приобрели

известность

Клаус

Слютер

(Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и

Т. Рименшнейдер (Германия).

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место

стихии

изменчивых

форм,

подчёркнуто

динамичных,

нередко

исполненных

торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции:

скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов,

парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и

памятники.

Крупнейшие

представители

скульптуры

барокко

-

Л.

Бернини

в

Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с

барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве

Ф.

Жирардона,

А.

Куазевокса

и

др.).

Принципы

классицизма,

заново

осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западно-

европейской

С.

2-й

половины

18

-

1-й

трети

19

вв.,

в

которой

наряду

с

историческими, мифологическими и аллегорическими темами большое значение

приобрели портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во

Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).

В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековых

религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей

барокко

и

классицизма,

она

сочетает

пафос

утверждения

новой

государственности,

а

затем

и

просветительских

гражданских

идеалов

с

осознанием

новооткрытой

пластической

красоты

реального

мира.

Величественным

символом

определившихся

в

петровскую

эпоху

новых

исторических устремлений России стал памятником Петру I в Петербурге работы

Э.

М.

Фальконе

(см.

илл.).

Прекрасные

образцы

парковой

монументально-

декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются

уже в 1-й половине 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й половине 18 - 1-й

половине

19

вв.

складывается

академическая

школа

русской

скульптуры,

которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос,

величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И.

Шубина,

М.

И.

Козловского,

Ф.

Ф.

Щедрина,

И.П.

Мартоса,

В.И.

Демута-

Малиновского,

С.С.

Пименова.

Тесная

связь

с

архитектурой,

равноправное

положение

в

синтезе

с

ней,

обобщенность

образного

строя

типичны

для

скульптуры

классицизма.

В

1830-40-е

гг.

в

русской

скульптуре

всё

больше

проступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский), к

жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

11

Во 2-й половине 19 в. в рус. и западно-европейской скульптуре находит

отражение

общий

процесс

демократизации

искусства.

Классицизму,

который

теперь

перерождается

в

салонное

искусство,

противостоит

реалистическое

движение

(см.

Реализм)

с

его

открыто

выраженной

социа льной

направленностью,

признанием

повседневной

жизни,

достойной

внимания

художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж.

Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистическая русская скульптура

2-й половины19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников.

Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами

родины

отличает

и

скульптурное

творчество

М.

М.

Антокольского.

В

С.

утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф.

Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере).

В реалистическом искусстве 2-й половины 19 в. уход многих мастеров от

прогрессивных

общественных

идей

стал

одной

из

причин

упадка

монументально-декоративной

скульптуры.

Другими

его

причинами

были

исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата скульптурой

возможности

выражать

общезначимые

идеалы,

нарушение

стилистических

связей скульптуры с архитектурой, распространение натуралистических течений.

Попытки преодоления кризиса типичны для скульптуры конца 19 - начала 20 вв.

В

поисках

устойчивых

духовных

и

эстетических

жизненных

ценностей

она

развивалась

разнообразными

путями

(импрессионизм,

неоклассицизм,

экспрессионизм

и

т.

д.).

Мощное

воздействие

на

все

национальные

школы

оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистической пластики

творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в

Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций

русской скульптуры этого периода становится искусство С. М. Волнухина, И. Я.

Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева,

Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художественный

язык скульптуры, повышается значение пластически-выразительной формы.

В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие скульптуры

принимает

противоречивый

характер

и

зачастую

связано

с

различными

модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А.

П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма

(Х.

Арп,

А.

Джакометти),

абстрактного

искусства

(А.

Колдер)

и

т.п.

Модернистские

тенденции

в

скульптуре,

порывающие

с

национальными

реалистическими

традициями,

приводят

к

полному

отказу

от

изображения

действительности,

нередко

-

к

созданию

декларативно

антигуманистических

образов.

Модернистским

течениям

последовательно

противостоит

советская

скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление

неотделимо

от

ленинского

плана

монументальной

пропаганды,

на

основе

которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в

дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В

памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, см.

илл., и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский, - в Ленинграде; К. А. Тимирязеву,

скульптор С. Д. Меркуров, см. илл., и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, - в

12

Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер, см. илл.), в

монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные

здания,

станции

метрополитена,

всесоюзные

и

международный

выставки

(«Рабочий

и

колхозница»

В.

И.

Мухиной;

см.

илл.),

ярко

проявилось

социалистическое

миропонимание,

реализовались

принципы

народности

и

партийности советского искусства. Центральными в С. 20-30-х гг. становятся

тема

революции

(«Октябрь»

А.

Т.

Матвеева;

см.

илл.),

образ

участника

революционных

событий,

строителя

социализма.

В

станковой

скульптуре

большое место занимают портрет («Лениниана» Н. А. Андреева; работы А. С.

Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение

человека-борца («Булыжник - оружие пролетариата» И. Д. Шадра; см. илл.),

воина

(«Часовой»

Л.

В.

Шервуда;

см.

илл.),

рабочего

(«Металлург»

Г.

И.

Мотовилова; см. илл.). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов,

В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н.

Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план

выступает тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах

героев

(В.

И.

Мухина,

С.

Д.

Лебедева,

Н.

В.

Томский),

в

напряженно-

драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).

Трагические

события

и

героические

свершения

военных

лет

нашли

особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг.

(Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.). В 40-70-х гг.

скульптура

играет

активную

роль

декоративного

или

пространственного

организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов,

используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с

многочисленными новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е.

Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место

принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных

путях

к

городу,

скульптурному

оформлению

жилых

кварталов

и т.

п.

Для

скульптуры

малых

форм,

проникающей

в

быт,

примечательно

стремление

эстетически

индивидуализировать

современный

интерьер.

Острое

чувство

современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для

станковой

скульптуры

2-й

половины

50-70-х

гг.

Общими

для

многих

национальных

школ

советской

скульптуры

являются

стремление

воплотить

характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам

дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других

социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в

Польше,

Ф.

Кремер

в

ГДР,

А.

Августинчич

в

Югославии,

Ж.

Кишфалуди-

Штробль в Венгрии и др.). В западно-европейской скульптуре реакция против

фашизма

и

войны

вызвала

активизацию

наиболее

прогрессивных

сил,

спо собствовала

созданию

произведений,

проникнутых

в ы с о к и м

гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии,

В.

В.

Аалтонен

в

Финляндии

и

др.).

Скульптура

передовых

художников

пропагандирует

прогрессивные

идеи

современности,

с

особой

широтой,

эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то

время

как

представители

различных

модернистических

течений

порывают

13

живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир

субъективной фантастики и формалистических экспериментов.

Знакомство с рельефом, барельефом

на уроках скульптуры в художественной школе

Увидеть произведения скульптуры можно в музеях и на выставках. Но если

пройти по городу и внимательно присмотреться, можно обратить внимание на

памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на домах, фонтаны и

лепные вазы в парках и скверах. Скульптура есть и в каждом доме: предметы

мелкой

пластики,

статуэтки,

лепные

элементы

стен

и

потолков,

любимые

фигурки,

созданные

мастерами

народных

промыслов.

Скульптура

является

одним из видов изобразительного искусства. Некоторые изображения человека и

животных, выполненные из различных материалов, имеют такой же возраст, как

и наскальные росписи.

Среди

пластических

изображений

круглая

(трехмерная)

скульптура

не

является единственным видом. Кроме нее существуют барельеф и горельеф. В

отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти кругом, рельеф частично

выступает на плоской поверхности. При этом барельеф выступает менее, чем на

половину своего объема, а горельеф – более, чем на половину. Эти скульптурные

формы

используются

для

украшения

поверхности

посуды,

фасадов

зданий,

интерьера и т.д. В данном случае рельеф играет как бы подчиненную роль, его

форма и рисунок зависят от украшаемой поверхности.

Одной из разновидностей этого искусства можно считать древнерусскую

белокаменную резьбу, которой покрывались стены храмов и особенно богатых

палат.

Керамические декоративные плитки или изразцы издревле использовались

на Руси для отделки дворцов и храмов, также для облицовки печей. Рельефы

были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались

сцены

охоты

и

битв,

герои

народных

сказок,

басен

и

былин,

реальные

и

фантастические животные персонажи славянской мифологии.

В

конце

прошлого

века

над

созданием

изразцового

убранства

печей

увлеченно работал художник М. Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по

его эскизам и при непосредственным участии были построены замечательные

печи, истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Отдал дань

изразцовой отделке печей и художник С.Малютин, по эскизам которого были

построены печи в усадьбе Талашкино Смоленской области. Хотя изразцы в

основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из

них в отдельности порой воспринимается как самостоятельное произведение

декоративно – прикладного искусства. Специально разработанные отдельные

изразцы

или

несколько

изразцов,

объединенные

единой

композицией

могут

служить

настенным

украшением,

как

в

общественном

здании,

так

и

в

современной квартире. (Приложение 2)

Примерный план работы.

14

Рекомендуемые темы работы над рельефом.

Работа

над

рельефом

на

занятиях

по

лепке

строится

на

базе

тех

первоначальных умений, которые учащиеся приобрели на уроках скульптуры

Она включает в себя такие основные виды : лепка с натуры и по представлению ,

но

работа

несколько

углубляется

и

усложняется.

Каждая

работа

может

в

зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, решена более или менее

сложно. В связи с этим рекомендуемые темы распределены по классам. В первом

классе

первые

работы

можно

использовать

для

рельефа

разноцветный

пластилин. А в дальнейшем – скульптурный пластилин.

1класс.

I полугодие.

1.

Скульптура. Тема « Рельеф, барельеф»

Тема

Задачи

Материалы

Формат

Часы

1. «Цирк»

Знакомство с рельефом.

Изучаем способы работы

над рельефом

Цветной

пластилин.

20х20

4 ч.

2. «Зима в

городе»

Скульптурный

пластилин.

Акрил.

20х20

4 ч.

II полугодие.

.

Тема

Задачи

Материалы

Формат

Часы

1. «Копия

рельефа»

Древний Рим,

древняя Греция

Знакомство с каменными

рельефами.

Ритм, движение и урав-

новешенность компози –

ции.

Скульптурный

пластилин.

22х20

8 ч.

Всего на эти темы в 1 классе отведено 16 часов.

15

ІІ. 2 класс. Пространство и объём в композиции.

Тема

Задачи

Материалы

Формат

Часы

1. «Панно»

Групповое панно Умение

работать в группе.

Создание общего эскиза.

Распределение работы в

группе.

Соединение объёмных

рельефов в

пространственную

композицию;

Скульптурный

пластилин

.Деревянные

дощечки …..см.

акрил. Планшет

Не

более

50х70

8 ч.

2. «Мой дворик»

Барельеф.

Понятие о планах в ком -

позиции. Компоновка на

планшете.

Построение простран -

ства на плоскости.

Скульптурный

пластилин.

Планшет.

22х20

8 ч.

Примерные конспекты занятий.

1 класс.

Первый год обучения на уроке скульптуры наиболее важен. В этот год

у ученика должны сформироваться многие навыки и умения:

- поэтапно и долгое время вести работу над темой,

-уметь разрабатывать эскиз,

-анализировать свою композицию и устранять ошибки.

- работать над формой (материал – пластилин).

Познание форм и конструкций различных предметов, а также законов

построения

объемов

и

пространства

на

плоскости

листа

вызывает

наибольшее затруднение у начинающих художников.

Поэтому

необходимо

разъяснить,

что

различие

между

плоскими

геометрическими

фигурами

(кругом,

квадратом,

треугольником

и

т.д.)

и

объемными (шаром, кубом, призмой и т.д.) не вполне осязаемы, если ученик

выполняет работу на листе бумаги. В то же время на уроках лепки те же

ученики

свободно

создают

трехмерные

композиции

из

глины

или

пластилина, так как здесь объем и форма осязаемы, реальны и просты для

понимания.

Тема занятия: « Цирк» (образ веселого клоуна)

Предмет: скульптура (рельеф)

Цели: Знакомство детей

с

основами знаний в области

рельефной

скульптуры.

Историче ская

справка.

Формировать

о б р а з н о е ,

пространственное мышление. Умение выразить свою мысль с помощью

объемных форм. Работа над эскизом к заданной теме . Ознакомиться с одной

16

из основных проблем композиции, связанной с выбором точки зрения, а так

же с законами: композиционный центр и целостность композиции.

Материалы для занятия: глина; цветной пластилин.

Ход урока:

Сначала, для того чтобы понять что такое рельеф, с учениками можно

вылепить

персонажей

композиции

объёмно,

используя

разные

приёмы

работы с пластилином, а потом выполнить рельеф, изображающий этот же .

В итоге должно было получиться 2 варианта задания: первая – круглая

скульптура, вторая – скульптурная картина (рельеф). Разница между этими

работами очевидна: первую ученики могли рассматривать со всех сторон,

вторая же могла показать зрителю лишь одну какую-либо сторону предмета.

Отвечая на вопрос: «Почему ты изобразил свой героя с этой стороны а не с

другой?», каждый ученик ответил примерно одинаково: «С этой стороны

он получился лучше, так красивее, и т. д.».

Так мы начали обсуждение основной темы композиции, и разработки

эскиза. Компоновка, работа над эскизом - это, прежде всего поиск наиболее

выгодного расположения фигур на плоскости и наклона этой плоскости

относительно зрителя. Об этом мы ещё не раз будем говорить с моими

учениками, когда они будут работать над эскизами своих работ на тему

«Цирк».

И в самом деле, творческий процесс художника начинается с выбора

точки зрения, или, как её ещё называют, ракурса. Изменение ракурса может в

корне изменить всю скульптурную композицию, причём не только внешне,

но и содержание её. Затем практическая работа.

Начинают

работу

с

выполнения

основания.

Для

основания

можно

использовать

уже

готовые,

нарезанные

дощечки

или

плотный

картон.

Скульптурную массу наносят ровным слоем толщиной в 1см. на подкладочную

доску

и

придают

ей

желаемую

форму.

Затем

приступают

к

основному

изображению. Место расположения рельефа наносят на основание стеком. После

этого,

в

зависимости

от

выбранной

техники,

налепливают

на

это

место

скульптурную массу нужной толщины и формы или при помощи стеки делают в

основании

углубления

и

выемки.

Форму

основы

в

процесс

выполнения

изображения по необходимости уточняют и даже изменяют, чтобы она была в

полном соответствии с линиями рельефа.

Примечание:

Самое трудное в этой работе было для моих учеников – соблюсти масштаб.

Некоторые ребята сделали как будто 2 разные работы. Это зависело от

пропорций и масштаба. Но в целом класс с работой справился.

(Приложение 3).

Тема занятия. Рельеф. Композиция « Зима в городе»

Цели: Приобщить детей к мировой художественной культуре. Помочь детям

видеть красоту окружающего мира. Научить ребят использовать в работе

различные инструменты.

Развить навыки создания одно и многофигурной композиции.

Понятия: геометрическая форма, пропорции предметов, пластическая

17

композиция, пространственное построение, объём.

Материалы: скульптурный пластилин.

Ход урока:

Я предложила детям нечто среднее между картиной и скульптурой.

Художники

разных

времен

создавали

уже

подобное,

это

скульптурные

картины – рельефы. С рельефом мы уже знакомились на первых уроках

скульптуры.

В

новом

задании

я

решила

использовать

акрил

для

выполнения

рельефа в цвете. Когда ученики начинают работать цветом, то понимают, как

локальный цвет приобретает различные оттенки на различных плоскостях

(освещённых и затенённых).

Начало работы – эскиз. Я показала некоторые работы, выполненные

более взрослыми учениками, которые помогли лучше понять задачи.

Начинаем с обсуждение темы «Зима в городе». Эскизы практически все

ученики выполнили быстро и интересно.

Начинают

работу

с

выполнения

основания.

Для

основания

можно

использовать

уже

готовые,

нарезанные

дощечки

или

плотный

картон.

Скульптурную

массу

наносят

ровным

слоем

толщиной

в

1см.

на

подкладочную доску и придают ей желаемую форму. Затем приступают к

основному

изображению.

Место

расположения

рельефа

наносят

на

основание стеком согласно эскизу.

Внимательно сначала определяемся, где они будут в работе, чтобы

создать и не нарушить равновесие и целостность композиции и ритм После

работу в формате и начинали исполнять полуобъёмы.

У плоской фигуры лишь два измерения: длина и ширина. Для создания

объёмной фигуры нужно третье – высота. Когда размеры полуобъемов были

определены и нарисованы, можно с помощью скульптурного пластилина

выполнять полуобъемы.

Работа цветом начиналась лишь после того, как были выполнены все

детали.

На уроках скульптуры дети не испытывали трудностей с передачей

объёма, т.к. там он реален и осязаем.

Примечание:

Эту рельефную композицию ребята

выполнили с большим интересом

и

желанием. (Приложение 4).

Тема занятия. «Копия рельефа»

Цели: Более углубленное изучение истории Древнего Египта .

Приобщить детей к мировой художественной культуре.

Помочь детям видеть красоту окружающего мира. Научить ребят использовать в

работе различные инструменты

Материалы: скульптурный пластилин.

Ход урока:

Краткий рассказ об искусстве барельефа, его особенностях.

Современные археологи, исследуя раскопки в местах, где развивались древние

цивилизации, находят произведения скульптуры, рассказывающие о жизни и

18

верованиях наших далеких предков. В каждом из этих мест существуют свои

мифы и легенды о том, как появились скульптурные произведения. Учеными

доказано сходство между ними. Объемная скульптура не всегда использовалась

при

оформлении

фасадов

и

внутреннего

убранства

храмов,

дворцов,

жилых

помещений.

Поэтому

скульпторы

чаще

стали

применять

упрощенные

изображения фигур людей и животных, имитирующих их полный объем.

На поверхности плоской доски – основания художник создает композицию,

которая представляет собой интересное сочетание двухмерного (плоскостного) и

объемного (трехмерного) изображения. При этом важно уравновесить элементы

произведения на плоскости и в пространстве, найти для них выразительный

ритм, сочетание объемов и линий рисунка.

Рельеф, как правило, не используется для изображения глубокого пространства,

перспективы. Композиция в нем разворачивается в ширину и высоту, а не в

глубину.

Но

в

последнее

время

в

декоративном

искусстве

получили

распространение керамические раскрашенные плитки в технике рельефа, где

имеет

место

загораживание

одних

элементов

изображения

другими,

что

позволяет

при

помощи

цвета

слегка

наметить

пространство.

Особенно

интересны

выполненные

таким

образом

городские

и

сельские

пейзажи

с

выразительным чередованием на плоскости масс домов, деревьев, неравномерно

выступающих

один

из-за

другого.

Кроме

них

можно

изображать

в

рельефе

любые

сюжетные

и

бессюжетные

композиции,

натюрморты,

портреты

(что

используется, например, в медалях). Создавая такое произведение, художник

должен продумать не только выразительность линий и равновесие объемов, но

также и характер поверхности, ее гладкость или шероховатость. В отдельных

случаях интересно смотрится гладкое изображение на фоне шероховатой доски

или наоборот, фактура всех элементов должна сочетаться между собой, она тоже

входит в общий строй произведения. Не обязательно лепить весь изображаемый

предмет единым объемом, он может состоять из отдельных штрихов, частей.

Для выполнения копии рельефа я знакомила ребят с рельефами древних

Египтян. Для копии мы использовали хорошие репродукции выбранной ребенком

рельефа. (Приложение 5)

Примерные конспекты работы.

2 класс.

Тема занятия: « Панно» Групповая работа.

Цели: Закрепить законы композиции: целостность, контрастность; средства

композиции: ритм, симметрию, композиционный центр.

Материалы: Скульптурный пластилин, стеки, планшет, акриловые краски,

кисти.

Ход урока:

Перед

Новым

годом

на

уроке

декоративной

композиции

я

дала

ученикам

задание,

в

котором

необходимо

было

разработать

эскиз

к

новогоднему панно.

19

Работа эта увлекла моих учеников ещё и потому, что в ней был элемент

праздника и сказочности (впереди был любимый детский праздник – Новый

год и новогодняя выставка).

В

преддверье

Новогодних

праздников

это

задание

мы

начали

с

просмотра различных зимних иллюстраций, различных фотографий дворцов

и

замков,

иллюстраций

сказок.

Затем

мы

приступили

к

эскизу.

Нужно

отметить, что ученики проявили большую фантазию, создавая эскизы. Затем

ребята распределились по группам, для того чтобы из отдельных эскизов

создать общий эскиз.

Для некоторых детей это представляло определённую трудность и мне

пришлось уделить много внимания проблемам композиции. Центр такой

объёмной композиции – это самая крупная, массивная деталь, она служит

как бы основанием,

вокруг которого и на котором располагаются все

остальные средние и самые мелкие детали, создавая ощущение спокойной

симметрии или ритмичного движения. Каждый из учащихся выполнял свою

часть групповой композиции.

Когда основная часть работы была исполнена, мы с детьми взялись за

роспись акрилом отдельных розеток. А затем отдельные рельефы детей

соединили согласно эскизу в единое новогоднее панно.

Примечание:

Основная

проблема:

создать

цельную

выразительную

объёмную

композицию.

В

некоторых

случаях

эскиз

и

законченная

композиция

несколько отличались друг от друга, т. к. приходилось в процессе работы

изменять

размер

той

или

иной

детали,

или

же

вовсе

от

чего

-

то

отказываться. Часто дети сами чувствовали, насколько цельна их отдельная

работа и от этого зависит результат всей группы. (Приложение 6)

Тема занятия. Барельеф. Композиция «Мой дворик»

Цели: Знакомство с новой формой скульптуры – барельефом; расширение и

углубление знаний о композиции изображения; обогащение технических

приемов работы. Владеть навыками работы с различными пластическими

поверхностями.

Оборудование:

образцы

барельефа,

стеки,

пластиковые

или

деревянные

дощечки.

Ход урока.

Ребята лепят по собственному эскизу рельефы, где изображены сюжетные

композиции,

городские

или

сельские

пейзажи.

Технику

работы

учащиеся

определяют сами в соответствии с замыслом: это может быть плавная, гладкая

выступающая поверхность, либо отдельные выпуклые или углубленные линии,

штрихи и пр. Начинают работу с выполнения основания. Для основания можно

использовать

уже

готовые,

нарезанные

дощечки

или

плотный

картон.

Скульптурную массу наносят ровным слоем толщиной в 1см. на подкладочную

доску

и

придают

ей

желаемую

форму.

Затем

приступают

к

основному

изображению. Место расположения рельефа наносят на основание стеком. После

этого,

в

зависимости

от

выбранной

техники,

налепливают

на

это

место

скульптурную массу нужной толщины и формы или при помощи стеки делают в

20

основании

углубления

и

выемки.

Форму

основы

в

процесс

выполнения

изображения по необходимости уточняют и даже изменяют, чтобы она была в

полном соответствии с линиями рельефа.

Работа цветом.

Разрабатывая

эскиз

к

композиции

рельефа,

учащиеся

продумывают

цветовое

решение

этой

работы.

Работа

в

цвете

выполняется

акриловыми

красками.

Акриловые

краски

легко

и

аккуратно

ложатся

на

поверхность

скульптурной массы.

Примечание:

Основное внимание должно быть уделено композиции изображения: его

ритмичности, уравновешенности, цветовому решению. При подведении итогов

необходимо отметить оригинальность замысла и исполнения.

В

этой

же

технике,

более

старшими

ребятами

выполняются

интересные

декоративные панно, объемные, горельефные композиции. (Приложение 7)

Заключение

Рассматривая

весь

процесс

обучения

в

художественной

школе,

можно

заметить, что нарастание умения и навыков происходит постепенно от простого

к

более

сложному.

Мастерство

учеников

развивается

как

бы

по

спирали,

возвращаясь к решению аналогичных заданий, но уже на новом, более высоком

уровне.

Усложняются

учебные

постановки,

повышаются

требования

к

их

композиционному,

техниче скому,

колористиче скому

и

о бъ е м н о

пространственному решению.

Уровень

подготовки

и

природной

одаренности

детей,

начинающих

обучаться в школе, очень разный. Одним задания-упражнения для первого класса

кажутся простыми, для других даже они являются не совсем понятными и

сложными.

Иногда

бывает

так,

что

к

последнему

классу

ученик,

освоив

различные

способы

изображения

на

плоскости,

так

и

не

смог

научиться

выполнять работу на высоком уровне и творчески преобразовывать реальность.

Здесь очень часто стоит вопрос, который любят, разнообразно формулируя,

задавать родители преподавателям: «Стоит ли обучать

творчеству детей, у

которых мало шансов стать художниками, дизайнерами или архитекторами? Не

будет ли это впустую потраченным временем?»

На этот вопрос отвечать можно очень долго. Очень часто трудолюбие,

добросовестность

и

желание

учиться

дают

больше,

чем

явно

выраженные

способности в сочетании с амбициями и

ленью. Никогда нельзя по работам

первого класса сказать, чего достигнут, ученики к пятому. Очень многое зависит

от личности учащегося.

Предмет

«скульптура»

требует

от

преподавателя

не

только

передать

ученику профессиональные знания, но и развить в нём художественные видение

и

фантазию.

Этот

предмет

наиболее

сложен,

т.

к.

требует

синтеза

всех

21

накопленных учеником в процессе изучения других предметов знаний (рисунок,

живопись, композиция, история искусств и т.д.).

Работая с детьми, учитель часто задаёт себе вопросы: «Достаточно ли

доступно и чётко изложены законы и правила, построен урок, сформулированы

задачи? Всё ли сделано для того, чтобы максимально раскрыть способности

детей?» Лишь оценив результаты, проследив творческий и профессиональный

рост учеников, можно сделать соответствующие выводы.

В процессе обучения мои ученики сделали множество интересных работ.

Можно проследить профессиональный и творческий рост многих из них.

Но, конечно, я не могу сказать о 100% понимании всеми детьми моих

требований и идей. С такими учениками мы анализировали композиции всего

класса во время просмотра, т. к. очень часто доказать что-то и показать ученику

его ошибки можно только на его собственной законченной работе.

Рекомендуемая методика – не догма. Она оставляет каждому педагогу

простор для творчества и новых идей.

22

Приложение 1

23

Приложение 2

24

25

Приложение 3

Приложение 4

26

Приложение 5

Приложение 6

27

Приложение 7

.

28

Список литературы

1.

Э.М. Белютин. «Основы изобразительной грамоты.»

Советская Россия. 1957.

2.

С. Н. Боголюбов. «Скульптура на занятиях в школьном кружке .»

Москва. «Просвещение.» 1986.

3.

Г.Я.Федотов «Послушная глина» Москва. «Арт-Пресс» 1997.

4.

А.С. Зайцев. «Советы мастеров» Ленинград. «Художник РСФСР»

1979.

5.

М.К. Претте. «Творчество и выражение» Москва. «Советский

художник» 1985.

6.

Н.Н. Ростовцев. «Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия»

Москва. «Просвещение» 1989.

7.

Н.Н. Ростовцев. «История методов обучения рисованию»

8.

Н. М. Сокольникова. «Основы композиции» Обнинск. Издательство

«Титул» 1996.

9.

Художественное образование и воспитание. г.Владивосток. 2001.

10.Е.В. Шорохов. «Композиция» Москва. «Просвещение» 1986.

11.А. С. Щипанов. «Любителям кисти и резца» Москва. « Просвещение»

1985.

29



В раздел образования