Автор: Золотова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии уровневой дифференциации для формирования УУД на уроках литератерного чтения
Раздел: начальное образование
Золотова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1»
г. Новосибирск
Профессиональная самооценка учителя как средство обеспечения
качества образования в современных условиях
Педагогическая деятельность, в силу своей специфики, сложно поддаётся
оцениванию. Особенно сложно учителям практикам даётся профессиональная
самооценка. Оценить себя возможно только при наличии некоторого
количества направлений педагогической деятельности и чётко
сформулированных критериев, которые выражены в баллах. Зафиксировать
полученные результаты удобно в круговой диаграмме. Такой подход даёт
возможность визуализировать уже имеющиеся достижения учителя и
определить зоны дальнейшего развития.
Современная наука предлагает три направления педагогической деятельности
учителя:
I.Профессионально-деятельностное направление;
II.Профессионально-личностное направление;
III.Антропо-педагогическое направление;
Компетентность учителя по этим направлениям можно оценить. Для этого
каждое направление можно разделить на некоторое количество составляющих,
компетенций, которыми должен владеть современный учитель. Если каждую
компетенцию оценивать по пятибальной системе, а результаты заносить в
круговую диаграмму, то чётко будет видна зона реализованных компетенций и
то, что предстоит совершенствовать.
Рассмотрим более подробно каждую компетентность и составляющие её
компетенции.
I.Профессионально-деятельностная компетентность:
1) методологическая компетенция (наличие теоретической концепции
педагогической деятельности);
2) рефлексивно-аналитическая компетенция (оценка ситуаций);
3) проектно-целевая компетенция (целеполагание);
4) информационная компетенция (отбор содержания педагогической
деятельности, на основе широкого круга современной информации);
5) коммуникационная компетенция (уровень сформированности речевых
навыков и умений, деловое поведение);
6) технологическая компетенция;
7) организационно-управленческая компетенция;
8) праксеологическая компетенция («праксеология» - наука о качестве);
Для того чтобы учитель мог оценить уровень своей компетентности,
необходимо ввести критерии оценивания. Здесь возможны различные
варианты. В качестве примера возьмём оценивание, предложенное
Усковой С.А., к.п.н., доцента, докторанта СПб АППО.
По пятибалльной системе оценивается каждая компетенция, используя
следующие позиции:
1балл. Этим вопросом должны заниматься другие специалисты.
2балла. Данный вопрос мною не осознан.
3балла. Я имею представление о данной компетенции.
4балла. Я готова разработать и предъявить соответствующий проект/продукт.
5баллов. Я в полном объёме владею данной компетенцией. Имею
проекты/продукты по данной проблеме.
Учителям начальных классов нашей гимназии было предложено оценить свою
профессионально-деятельностную компетентность. Достаточно высокий
уровень показали учителя в области рефлексивно-аналитической, проектно-
целевой и праксеологической компетенциях. Выяснилось, что
коммуникационная компетенция оказалась проблемой для многих учителей.
Это может определить одно из направлений самообразования педагогов.
Наиболее сложное направление профессионально-личностное, поскольку
оценить личность в баллах практически невозможно. Но стоит попробовать.
II.Профессионально-личностная компетентность:
1)
аксиологическая компетенция (отношение к своей деятельности и её
участникам);
2)
акмеологическая компетенция (саморефлексия своих возможностей и
способностей);
3)
прогностическая компетенция (прогнозирование профессионального и
карьерного роста);
4)
компетенция самообразования;
5)
компенсационная компетенция (умение восстанавливаться и заботиться о
собственном здоровье);
6)
творческая компетенция;
7)
презентационная компетенция (тиражирование своего опыта);
8)
адаптационная компетенция (адаптироваться к внешним требованиям и
осуществлять свою деятельность с учётом сложившихся обстоятельств);
При обработке данных оказалось, что учителя начальных классов нашей
гимназии лучше всего владеют адаптационной компетенцией. А в области
прогностической, презентационной и особенно компенсационной предстоит
ещё много работы.
Следующее направление - профессионально-антропологическое, т.е.
непосредственное взаимодействие с учащимися. Компетентность в этом
вопросе наиболее важный момент в педагогической деятельности учителя.
III.Профессионально-антропологическая компетентность:
1)
психолого-педагогическая компетенция;
2)
компетенция личностного развития;
3)
компетенция межсубъектного взаимодействия;
4)
компетенция поддержки (фасилитационная);
5)
конфликтологическая компетенция;
6)
компетенция здоровьесбережения;
7)
психолого-диагностическая компетенция;
8)
социально-педагогическая компетенция;
Учителя начальной школы нашей гимназии достаточно высоко оценили
уровень своей профессионально-антропологической компетентности. В
среднем наибольшее количество баллов пришлось на психолого-
педагогическую компетенцию. А в области социально-педагогической
компетенции возникли сложности.
Профессиональная (разработанная профессионалами) самооценка учителя -
прекрасная возможность помочь педагогу выстроить оптимистичные
перспективы своей деятельности. Сейчас много говорят и пишут о проблеме
взаимодействия управления и сопровождения в процессе обучения. Но в
центре внимания находится ученик, а современному учителю также
необходимо сопровождение в его педагогической деятельности.
Управленческого начала по отношению к учителю достаточно много, а
реальной поддержки не хватает. Профессиональная самооценка учителя
должна воодушевлять педагога достойно оценить свои успехи и разработать
перспективы профессионального и личностного роста.