Напоминание

Применение технологии уровневой дифференциации для формирования УУД на уроках литератерного чтения


Автор: Золотова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии уровневой дифференциации для формирования УУД на уроках литератерного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Золотова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1»

г. Новосибирск

Профессиональная самооценка учителя как средство обеспечения

качества образования в современных условиях

Педагогическая деятельность, в силу своей специфики, сложно поддаётся

оцениванию. Особенно сложно учителям практикам даётся профессиональная

самооценка. Оценить себя возможно только при наличии некоторого

количества направлений педагогической деятельности и чётко

сформулированных критериев, которые выражены в баллах. Зафиксировать

полученные результаты удобно в круговой диаграмме. Такой подход даёт

возможность визуализировать уже имеющиеся достижения учителя и

определить зоны дальнейшего развития.

Современная наука предлагает три направления педагогической деятельности

учителя:

I.Профессионально-деятельностное направление;

II.Профессионально-личностное направление;

III.Антропо-педагогическое направление;

Компетентность учителя по этим направлениям можно оценить. Для этого

каждое направление можно разделить на некоторое количество составляющих,

компетенций, которыми должен владеть современный учитель. Если каждую

компетенцию оценивать по пятибальной системе, а результаты заносить в

круговую диаграмму, то чётко будет видна зона реализованных компетенций и

то, что предстоит совершенствовать.

Рассмотрим более подробно каждую компетентность и составляющие её

компетенции.

I.Профессионально-деятельностная компетентность:

1) методологическая компетенция (наличие теоретической концепции

педагогической деятельности);

2) рефлексивно-аналитическая компетенция (оценка ситуаций);

3) проектно-целевая компетенция (целеполагание);

4) информационная компетенция (отбор содержания педагогической

деятельности, на основе широкого круга современной информации);

5) коммуникационная компетенция (уровень сформированности речевых

навыков и умений, деловое поведение);

6) технологическая компетенция;

7) организационно-управленческая компетенция;

8) праксеологическая компетенция («праксеология» - наука о качестве);

Для того чтобы учитель мог оценить уровень своей компетентности,

необходимо ввести критерии оценивания. Здесь возможны различные

варианты. В качестве примера возьмём оценивание, предложенное

Усковой С.А., к.п.н., доцента, докторанта СПб АППО.

По пятибалльной системе оценивается каждая компетенция, используя

следующие позиции:

1балл. Этим вопросом должны заниматься другие специалисты.

2балла. Данный вопрос мною не осознан.

3балла. Я имею представление о данной компетенции.

4балла. Я готова разработать и предъявить соответствующий проект/продукт.

5баллов. Я в полном объёме владею данной компетенцией. Имею

проекты/продукты по данной проблеме.

Учителям начальных классов нашей гимназии было предложено оценить свою

профессионально-деятельностную компетентность. Достаточно высокий

уровень показали учителя в области рефлексивно-аналитической, проектно-

целевой и праксеологической компетенциях. Выяснилось, что

коммуникационная компетенция оказалась проблемой для многих учителей.

Это может определить одно из направлений самообразования педагогов.

Наиболее сложное направление профессионально-личностное, поскольку

оценить личность в баллах практически невозможно. Но стоит попробовать.

II.Профессионально-личностная компетентность:

1)

аксиологическая компетенция (отношение к своей деятельности и её

участникам);

2)

акмеологическая компетенция (саморефлексия своих возможностей и

способностей);

3)

прогностическая компетенция (прогнозирование профессионального и

карьерного роста);

4)

компетенция самообразования;

5)

компенсационная компетенция (умение восстанавливаться и заботиться о

собственном здоровье);

6)

творческая компетенция;

7)

презентационная компетенция (тиражирование своего опыта);

8)

адаптационная компетенция (адаптироваться к внешним требованиям и

осуществлять свою деятельность с учётом сложившихся обстоятельств);

При обработке данных оказалось, что учителя начальных классов нашей

гимназии лучше всего владеют адаптационной компетенцией. А в области

прогностической, презентационной и особенно компенсационной предстоит

ещё много работы.

Следующее направление - профессионально-антропологическое, т.е.

непосредственное взаимодействие с учащимися. Компетентность в этом

вопросе наиболее важный момент в педагогической деятельности учителя.

III.Профессионально-антропологическая компетентность:

1)

психолого-педагогическая компетенция;

2)

компетенция личностного развития;

3)

компетенция межсубъектного взаимодействия;

4)

компетенция поддержки (фасилитационная);

5)

конфликтологическая компетенция;

6)

компетенция здоровьесбережения;

7)

психолого-диагностическая компетенция;

8)

социально-педагогическая компетенция;

Учителя начальной школы нашей гимназии достаточно высоко оценили

уровень своей профессионально-антропологической компетентности. В

среднем наибольшее количество баллов пришлось на психолого-

педагогическую компетенцию. А в области социально-педагогической

компетенции возникли сложности.

Профессиональная (разработанная профессионалами) самооценка учителя -

прекрасная возможность помочь педагогу выстроить оптимистичные

перспективы своей деятельности. Сейчас много говорят и пишут о проблеме

взаимодействия управления и сопровождения в процессе обучения. Но в

центре внимания находится ученик, а современному учителю также

необходимо сопровождение в его педагогической деятельности.

Управленческого начала по отношению к учителю достаточно много, а

реальной поддержки не хватает. Профессиональная самооценка учителя

должна воодушевлять педагога достойно оценить свои успехи и разработать

перспективы профессионального и личностного роста.



В раздел образования