Автор: Зейферт Гузель Шамилевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы концертмейстера на уроках классического танца в колледже культуры и искусства (из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РБ
Башкирский Республиканский колледж культуры и искусства
Г.Зейферт
Специфика работы концертмейстера
на уроках классического танца
в колледже культуры и искусства
(из опыта работы)
Стерлитамак 2020
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.От автора ……………………………………………………………………3
2.Специфика подбора музыкального материала ……………………………4
3.Связь музыкального сопровождения с хореографической лексикой ….4
4.Соответствие музыкального материала ритму и эмоциональной окраске
изучаемых комбинаций ………………………..………………..…………….5
5.Слагаемые успешной работы концертмейстера на уроках классического
танца
………………………………………………………….…………………
6
6.Литература …………………………...………………………………………7
2
ОТ АВТОРА
Концертмейстер
–
самая
распространённая
профессия
среди
пианистов. Она необходима на занятиях по всем специальностям, в том
числе и хореографии. Искусство концертмейстера требует музыкального
мастерства,
художественной
культуры
и
особого
призвания.
В
этой
профессии объединяются творческие, педагогические и психологические
функции.
Понятие
«концертмейстер»
включает
знание
исполнительской
специфики,
разучивание
с
солистами
их
партий,
контроль
качества
исполнения.
В данной работе
выявляется концертмейстерская специфика на
уроках «Классического танца». Я сознательно не привожу в ней примеры
музыкального
сопровождения.
Они
достаточно
полно
представлены
в
хрестоматии
по «Классическому танцу», составленному мной же, куда
вошли
музыкальные
примеры
различного
содержания,
характера
музыкального
языка,
стиля
и
темпа.
Нотный
материал
сборника
стилистически
разнообразен:
это
отрывки
из
балетов,
вокальные
произведения,
музыка
из
кинофильмов,
новая
современная
эстрадная
музыка. Хрестоматия по «Классическому танцу» успешно участвовала в
Республиканском
конкурсе
методических
и
творческих
работ,
была
удостоена Диплома Лауреата 1 степени (2019г.)
Стаж
моей
концертмейстерской
работы
в
Баш кирском
Республиканском колледже культуры и искусства более 40 лет. И все эти
годы
я
активно
сотрудничаю
с
хореографами.
С
уверенностью
могу
сказать, что это очень интересная, увлекательная работа, которая приносит
мне радость общения с классическим танцем, со студентами и моими
дорогими коллегами.
Хочу
выразить
глубокую
признательность
моим
коллегам-
хореографам за многолетние годы сотрудничества. Первым педагогом, с
кем я начала работать, была Ушанова Светлана Шарифьяновна – именно
она проявила много терпения, внимания и чуткости в работе со мной,
начинающим
концертмейстером.
Затем
были
Ризванова
Надежда
Фёдоровна, Сафиуллина Аниса Фарвазовна, Айзенберг Эдита Анатольевна,
Вагапова Наталья Лукъяновна, Вахитова Камилла Ринатовна. Всем им
огромное спасибо за творчество, за любовь к музыке и хореографии.
3
СПЕЦИФИКА ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Музыкальный
материал,
используемый
на
уроках
классического
танца, должен быть тщательно продуман и грамотно подобран в стилевом
и
жанровом
отношении.
Музыкальное
оформление
подбирается
либо
самостоятельно
самим
концертмейстером,
либо
с
помощью
педагога,
ведущего урок.
Музыка
должна
отвечать
запросам
высокохудожественного
и
музыкального
вкуса,
быть
в
согласии
со
стилевыми
особенностями
хореографического материала, а также согласовываться со взглядами на
музыкальное сопровождение и его видением педагога-хореографа.
С
помощью
музыки,
отражающей
характер
каждой
учебной
или
танцевальной комбинации, её метро-ритмические, темповые, структурные
компоненты, концертмейстер создаёт звуковую атмосферу, благоприятную
для освоения студентами технических и образно-эмоциональных качеств
учебно-танцевального материала.
Освоение школы классического танца и музыкальное сопровождение
требуют от концертмейстера профессионально подобранного материала,
реально звучащей музыки.
СВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
С ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ
Ещё
раз
подчеркнём,
что
уроки
хореографии
строятся
на
музыкальном материале, ориентированном на учебные задачи урока и его
построение.
В
начале
–
поклон
и
экзерсис
у
станка,
затем
упражнения
на
середине зала и
завершающее allegro (энергичная, виртуозная музыка с
чётким рисунком в сопровождении).
Поклон в начале урока также требует музыкального оформления,
чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке.
Студенты должны уметь слышать музыкальную фразу, ориентироваться в
характере
музыки
и
ритмическом
рисунке.
Слыша
лучшие
образцы
классической и современной музыки, они формируют свою музыкальную
культуру, развивают музыкальный слух и образное мышление.
Хореографическую терминологиию на уроках классического танца
принято называть на французском языке.
Наиболее
распространена
следующая
по следовательно сть
упражнений:
4
1.Plie
(приседание), demi
plié
(полуприседание), grand
plié
(полное
приседание). Музыкальное сопровождение в размере 4/4.
2.Battements
tendus, battements
tendus
jetes – выдвижение ноги на носок или
резкий маленький бросок. Музыкальное сопровождение должно
быть
очень чётким в размере 2/4, 4/4.
3.Ronds
de
jambe
par
terre
–
круговые
движения
ногой
по
полу.
Музыкальное сопровождение - вальс или иная пьеса плавного характера в
размере 2/4.
4 . Battements fondus – тающее движение. Музыкальное сопровождение
аналогично Ronds de jambe par terre.
5 . Ronds
de
jambe
en
lair
–
круговые
движения
ногой
в
воздухе.
Музыкальное
сопровождение
аналогично Ronds
de
jambe
par
terre,
возможен несколько замедленный темп.
6.Petits
battments
sur
le
cou-
de-
pied - работающая нога свободно, быстро и
чётко
сгибается
и
разгибается
в
колене.
Сопровождающая
музыка
в
характере польки.
7. Battements
developpes - работающая нога, сгибаясь, скользит вытянутым
носком по опорной ноге. Сопровождение – сдержанная, плавная музыка.
8.Grand
battements
jettes
-
большой,
энергичный
бросок.
Музыкальное
сопровождение – широкий энергичный вальс или марш.
Спецификой
концертмейстерской
работы
в
хореографическом
классе
является
умение
подобрать
музыкальный
материал,
органично
подстраивающийся
под
хореографические
комбинации
и
при
этом
сохранить
содержательность,
художественный
образ
и
смысл
произведения.
СООТВЕТСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РИТМУ И
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ ИЗУЧАЕМЫХ КОМБИНАЦИЙ
Музыкальное
сопровождение
должно
соответствовать
характеру
хореографической
лексики,
нравиться
учащимся
и
педагогу.
И
преподаватель, и студенты должны уделять особое внимание
развитию
ритмической и эмоциональной связи музыки и танца. Будущий танцовщик
должен согласовывать свои движения
с музыкальным ритмом, уметь
сознательно и творчески увлечённо воспринимать мелодии, внимательно
5
вслушиваться
в
интонации
музыкальной
темы
и
технически
верно
воплощать их звучание в пластике танца.
Концертмейстер, студент и педагог должны быть едины в понимании
задач
хореографии.
Лучший
концертмейстер
тот,
кто
обладает
общей
музыкальной
одарённостью,
чутким
музыкальным
слухом
и
воображением, кто быстро осваивает музыкальный текст, легко читает с
листа, имеет большую «коллекцию» музыкального репертуара.
Удачно подобранная музыка, красивая мелодия, взаимопонимание
педагога и концертмейстера, внимательные студенты – всё это помогает
выполнить задачи урока классического танца в полном объёме.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШОЙ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА
УРОКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.
Пианист-концертмейстер
должен
знать
ряд
важных
правил
для
успешной работы. Одно из них – не играть слишком громко. Спокойный
звук студенты лучше слушают.
Балетная лексика идёт на французском языке. Пианисту важно
знать
точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
Звучащий на уроке музыкальный материал имеет огромное значение.
Все движения, начиная с поклона в начале урока, упражнения у станка и
упражнения
на
середине
класса
выполняются
с
музыкальным
сопровождением. Это приучает студентов слышать музыкальную фразу,
разбираться
в
характере
музыки,
динамике
и
ритме,
приводит
к
согласованию движений с музыкой, воспитывает осознанное отношение к
ней. Концертмейстеру важно осознавать свою роль в отборе музыкальных
отрывков и их накоплению с целью более полного соответствия схеме
движений танцоров.
Концертмейстер должен видеть класс,
помогать эмоционально в
сложных движениях.
Важно
обратить
внимание
на
акценты.
Одни
движения
выполняются
на
сильную
долю,
другие
из-за
т акт а. Пианист-
концертмейстер должен запомнить комбинации так же хорошо, как и
студенты.
Для
танцевальной
музыки
характерна
«квадратность»
построения
музыкальной
фразы,
состоящей
из
4,
8,
12
и
т.д.
тактов.
«Неквадратность»
построения
большинства
музыкальных
отрывков
создаёт
дополнительные
сложности
использования
их
в
экзерсисе.
Необходим
ритм
комбинации:
левая
рука
определяет
темпо-ритм
упражнения,
а
правая
следует
ритмическому
рисунку
упражнения,
6
подчёркивает
его.
Никакая
техника
не
поможет,
если
танцовщик
не
музыкален.
В подборе музыкального материала следует избегать лишних звуков
– трелей, форшлагов, арпеджиато и т.п.
Уроки
«Классического
танца»
на
специализации
«Народное
художественное
творчество»
по
виду
«хореографическое
творчество»
охватывает
8
семестров. Педагогу
и
концертмейстеру
приходится
учитывать уровень хореографической подготовки абитуриентов, а затем
и студентов, среди которых нередко встречаются те, кто до поступления в
учебное заведение занимался хореографией, но без посещения занятий по
классическому
танцу.
Поэтому на
начальном
этапе
работы
с
ними
целесообразно подбирать музыкальный материал с чёткими, простыми
ритмами,
несложной
мелодией,
ясной
фактурой,
жанровой
определённостью: полька, марш, вальс, постепенно повышая сложность
сопровождения,
в
котором
становится
сложнее
фактура,
развитая
мелодия, более быстрые темпы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» М.; Изд. Книга по
требованию, 2012. – 106 с.
2.Ваганова А. «Основы классического танца» Издание шестое. С-Пб.; Изд.
Лань 2000. – 192 с.
3.Тарасов Н. «Классический танец» М.; Изд. Искусство, 1981. – 479 с.
7