Напоминание

Специфика работы концертмейстера на уроках классического танца в колледже культуры и искусства (из опыта работы)


Автор: Зейферт Гузель Шамилевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы концертмейстера на уроках классического танца в колледже культуры и искусства (из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РБ

Башкирский Республиканский колледж культуры и искусства

Г.Зейферт

Специфика работы концертмейстера

на уроках классического танца

в колледже культуры и искусства

(из опыта работы)

Стерлитамак 2020

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.От автора ……………………………………………………………………3

2.Специфика подбора музыкального материала ……………………………4

3.Связь музыкального сопровождения с хореографической лексикой ….4

4.Соответствие музыкального материала ритму и эмоциональной окраске

изучаемых комбинаций ………………………..………………..…………….5

5.Слагаемые успешной работы концертмейстера на уроках классического

танца

………………………………………………………….…………………

6

6.Литература …………………………...………………………………………7

2

ОТ АВТОРА

Концертмейстер

самая

распространённая

профессия

среди

пианистов. Она необходима на занятиях по всем специальностям, в том

числе и хореографии. Искусство концертмейстера требует музыкального

мастерства,

художественной

культуры

и

особого

призвания.

В

этой

профессии объединяются творческие, педагогические и психологические

функции.

Понятие

«концертмейстер»

включает

знание

исполнительской

специфики,

разучивание

с

солистами

их

партий,

контроль

качества

исполнения.

В данной работе

выявляется концертмейстерская специфика на

уроках «Классического танца». Я сознательно не привожу в ней примеры

музыкального

сопровождения.

Они

достаточно

полно

представлены

в

хрестоматии

по «Классическому танцу», составленному мной же, куда

вошли

музыкальные

примеры

различного

содержания,

характера

музыкального

языка,

стиля

и

темпа.

Нотный

материал

сборника

стилистически

разнообразен:

это

отрывки

из

балетов,

вокальные

произведения,

музыка

из

кинофильмов,

новая

современная

эстрадная

музыка. Хрестоматия по «Классическому танцу» успешно участвовала в

Республиканском

конкурсе

методических

и

творческих

работ,

была

удостоена Диплома Лауреата 1 степени (2019г.)

Стаж

моей

концертмейстерской

работы

в

Баш кирском

Республиканском колледже культуры и искусства более 40 лет. И все эти

годы

я

активно

сотрудничаю

с

хореографами.

С

уверенностью

могу

сказать, что это очень интересная, увлекательная работа, которая приносит

мне радость общения с классическим танцем, со студентами и моими

дорогими коллегами.

Хочу

выразить

глубокую

признательность

моим

коллегам-

хореографам за многолетние годы сотрудничества. Первым педагогом, с

кем я начала работать, была Ушанова Светлана Шарифьяновна – именно

она проявила много терпения, внимания и чуткости в работе со мной,

начинающим

концертмейстером.

Затем

были

Ризванова

Надежда

Фёдоровна, Сафиуллина Аниса Фарвазовна, Айзенберг Эдита Анатольевна,

Вагапова Наталья Лукъяновна, Вахитова Камилла Ринатовна. Всем им

огромное спасибо за творчество, за любовь к музыке и хореографии.

3

СПЕЦИФИКА ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный

материал,

используемый

на

уроках

классического

танца, должен быть тщательно продуман и грамотно подобран в стилевом

и

жанровом

отношении.

Музыкальное

оформление

подбирается

либо

самостоятельно

самим

концертмейстером,

либо

с

помощью

педагога,

ведущего урок.

Музыка

должна

отвечать

запросам

высокохудожественного

и

музыкального

вкуса,

быть

в

согласии

со

стилевыми

особенностями

хореографического материала, а также согласовываться со взглядами на

музыкальное сопровождение и его видением педагога-хореографа.

С

помощью

музыки,

отражающей

характер

каждой

учебной

или

танцевальной комбинации, её метро-ритмические, темповые, структурные

компоненты, концертмейстер создаёт звуковую атмосферу, благоприятную

для освоения студентами технических и образно-эмоциональных качеств

учебно-танцевального материала.

Освоение школы классического танца и музыкальное сопровождение

требуют от концертмейстера профессионально подобранного материала,

реально звучащей музыки.

СВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

С ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ

Ещё

раз

подчеркнём,

что

уроки

хореографии

строятся

на

музыкальном материале, ориентированном на учебные задачи урока и его

построение.

В

начале

поклон

и

экзерсис

у

станка,

затем

упражнения

на

середине зала и

завершающее allegro (энергичная, виртуозная музыка с

чётким рисунком в сопровождении).

Поклон в начале урока также требует музыкального оформления,

чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке.

Студенты должны уметь слышать музыкальную фразу, ориентироваться в

характере

музыки

и

ритмическом

рисунке.

Слыша

лучшие

образцы

классической и современной музыки, они формируют свою музыкальную

культуру, развивают музыкальный слух и образное мышление.

Хореографическую терминологиию на уроках классического танца

принято называть на французском языке.

Наиболее

распространена

следующая

по следовательно сть

упражнений:

4

1.Plie

(приседание), demi

plié

(полуприседание), grand

plié

(полное

приседание). Музыкальное сопровождение в размере 4/4.

2.Battements

tendus, battements

tendus

jetes – выдвижение ноги на носок или

резкий маленький бросок. Музыкальное сопровождение должно

быть

очень чётким в размере 2/4, 4/4.

3.Ronds

de

jambe

par

terre

круговые

движения

ногой

по

полу.

Музыкальное сопровождение - вальс или иная пьеса плавного характера в

размере 2/4.

4 . Battements fondus – тающее движение. Музыкальное сопровождение

аналогично Ronds de jambe par terre.

5 . Ronds

de

jambe

en

lair

круговые

движения

ногой

в

воздухе.

Музыкальное

сопровождение

аналогично Ronds

de

jambe

par

terre,

возможен несколько замедленный темп.

6.Petits

battments

sur

le

cou-

de-

pied - работающая нога свободно, быстро и

чётко

сгибается

и

разгибается

в

колене.

Сопровождающая

музыка

в

характере польки.

7. Battements

developpes - работающая нога, сгибаясь, скользит вытянутым

носком по опорной ноге. Сопровождение – сдержанная, плавная музыка.

8.Grand

battements

jettes

-

большой,

энергичный

бросок.

Музыкальное

сопровождение – широкий энергичный вальс или марш.

Спецификой

концертмейстерской

работы

в

хореографическом

классе

является

умение

подобрать

музыкальный

материал,

органично

подстраивающийся

под

хореографические

комбинации

и

при

этом

сохранить

содержательность,

художественный

образ

и

смысл

произведения.

СООТВЕТСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РИТМУ И

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ ИЗУЧАЕМЫХ КОМБИНАЦИЙ

Музыкальное

сопровождение

должно

соответствовать

характеру

хореографической

лексики,

нравиться

учащимся

и

педагогу.

И

преподаватель, и студенты должны уделять особое внимание

развитию

ритмической и эмоциональной связи музыки и танца. Будущий танцовщик

должен согласовывать свои движения

с музыкальным ритмом, уметь

сознательно и творчески увлечённо воспринимать мелодии, внимательно

5

вслушиваться

в

интонации

музыкальной

темы

и

технически

верно

воплощать их звучание в пластике танца.

Концертмейстер, студент и педагог должны быть едины в понимании

задач

хореографии.

Лучший

концертмейстер

тот,

кто

обладает

общей

музыкальной

одарённостью,

чутким

музыкальным

слухом

и

воображением, кто быстро осваивает музыкальный текст, легко читает с

листа, имеет большую «коллекцию» музыкального репертуара.

Удачно подобранная музыка, красивая мелодия, взаимопонимание

педагога и концертмейстера, внимательные студенты – всё это помогает

выполнить задачи урока классического танца в полном объёме.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШОЙ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА

УРОКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.

Пианист-концертмейстер

должен

знать

ряд

важных

правил

для

успешной работы. Одно из них – не играть слишком громко. Спокойный

звук студенты лучше слушают.

Балетная лексика идёт на французском языке. Пианисту важно

знать

точный перевод каждого движения и характер его исполнения.

Звучащий на уроке музыкальный материал имеет огромное значение.

Все движения, начиная с поклона в начале урока, упражнения у станка и

упражнения

на

середине

класса

выполняются

с

музыкальным

сопровождением. Это приучает студентов слышать музыкальную фразу,

разбираться

в

характере

музыки,

динамике

и

ритме,

приводит

к

согласованию движений с музыкой, воспитывает осознанное отношение к

ней. Концертмейстеру важно осознавать свою роль в отборе музыкальных

отрывков и их накоплению с целью более полного соответствия схеме

движений танцоров.

Концертмейстер должен видеть класс,

помогать эмоционально в

сложных движениях.

Важно

обратить

внимание

на

акценты.

Одни

движения

выполняются

на

сильную

долю,

другие

из-за

т акт а. Пианист-

концертмейстер должен запомнить комбинации так же хорошо, как и

студенты.

Для

танцевальной

музыки

характерна

«квадратность»

построения

музыкальной

фразы,

состоящей

из

4,

8,

12

и

т.д.

тактов.

«Неквадратность»

построения

большинства

музыкальных

отрывков

создаёт

дополнительные

сложности

использования

их

в

экзерсисе.

Необходим

ритм

комбинации:

левая

рука

определяет

темпо-ритм

упражнения,

а

правая

следует

ритмическому

рисунку

упражнения,

6

подчёркивает

его.

Никакая

техника

не

поможет,

если

танцовщик

не

музыкален.

В подборе музыкального материала следует избегать лишних звуков

– трелей, форшлагов, арпеджиато и т.п.

Уроки

«Классического

танца»

на

специализации

«Народное

художественное

творчество»

по

виду

«хореографическое

творчество»

охватывает

8

семестров. Педагогу

и

концертмейстеру

приходится

учитывать уровень хореографической подготовки абитуриентов, а затем

и студентов, среди которых нередко встречаются те, кто до поступления в

учебное заведение занимался хореографией, но без посещения занятий по

классическому

танцу.

Поэтому на

начальном

этапе

работы

с

ними

целесообразно подбирать музыкальный материал с чёткими, простыми

ритмами,

несложной

мелодией,

ясной

фактурой,

жанровой

определённостью: полька, марш, вальс, постепенно повышая сложность

сопровождения,

в

котором

становится

сложнее

фактура,

развитая

мелодия, более быстрые темпы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» М.; Изд. Книга по

требованию, 2012. – 106 с.

2.Ваганова А. «Основы классического танца» Издание шестое. С-Пб.; Изд.

Лань 2000. – 192 с.

3.Тарасов Н. «Классический танец» М.; Изд. Искусство, 1981. – 479 с.

7



В раздел образования