Авторы: Попова Нина Ивановна, Белоусова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы, преподаватель русского языка и культуры речи
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Челябинская область, г. Троицк
Наименование материала: Литературный вечер
Тема: "Очень трудно матерью быть"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ « ТРОИЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
«ОЧЕНЬ ТРУДНО МАТЕРЬЮ БЫТЬ»
Преподаватели: Н.И.Попова
С.Н.Белоусова
2019
Аннотация
Методическая
разработка
«Очень
трудно
матерью
быть!»,
посвящена
проблеме материнства, потому что материнство – это не только улыбки и
радость. Это и горы пелёнок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди в
магазинах.
Эта тема не только актуальна, но и многогранна. Она включает проблемы
брошенных детей, забытых детьми родителей, память об ушедших матерях.
Задача этого литературного вечера заключалась в том, чтобы донести до
студентов значимость этой проблемы, по - иному взглянуть на своих мам,
бабушек, сестер.
Легко ли сегодня быть матерью?
Введение
Среди общечеловеческих ценностей, приоритет которых лежит в основе
нового мышления, главное место принадлежит ценностям нравственным. Не
случайно нравственным проблемам уделяется большое внимание в процессе
воспитания
подрастающего
поколения.
В
этом
процессе
отводится
литературе, которая рассматривает события сегодняшнего бурного времени
через призму литературных произведений и их героев.
В русской, советской литературе много писали, но мало сказали о проблеме
материнства, о матерях и детях почти
не писали и тем более ничего не
сказали. А между тем такая проблема не исчерпана, она существует.
Мать - живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновения. Одно
слово «мама» не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и
свет.
Мать
не
тема
произведений,
не
предмет
изучения,
а
предмет
раздумий,
переживаний и любви. Это - великое чувство, его до конца мы живо в душе
сохраняем.
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
Обращаясь к этой теме, мы хотели поговорить не только о своих матерях, а
вообще,
о
матери,
которая
является
душой
Мира,
её
началом
и
бесконечностью, чтобы «глухое равнодушие и внимание к ней на совесть
камнем легли, и чтобы всегда помнили о неоплатном долге перед матерью,
помнили их, любили и берегли.
Оборудование
Иконы
Владимирская икона Божьей матери
Феофан Грек. Донская Божья матерь
Картины (репродукции)
1)
Партизанская мадонна (Минская)
2)
К. Брюллов. « Портрет Е.П. Гагариной с детьми. 1824г.»
3)
Пластов А. «Мама»
4)
Пластов А. «Весна»
5)
К. Петров-Водкин. «1918 год в Петербурге»
6)
Р .Санти «Мадонна дела Седиа»
Музыка
1)
Песня «Поговори со мною мам» (в исп. В. Толкуновой)
2)
Песня «Здравствуй, мама» (в исп.Г.Белова)
3)
Песня «Домик окнами в сад» (в исп. Братьев Радченко)
4)
Песни «Воспоминание о друге», «Нежность» (И.Крутой)
5)
«Музыка для души» (инструментальная музыка)
Выставка
«Наши мамы» (фотографии из семейного альбома студентов).
Плакат
1)
«Очень трудно матерью быть!»
2)
«Образ матери»
Материалы СМИ
Статья «Подкидыш»
Статья «За 4 бутылки водки мать продала 11 – летнюю Леру в цирк
зверей».
Слайд 1
Преподаватель: Первое слово человека, вечное слово – «Мама!» В слове том
– сыновья и дочерняя нежность, преклонение перед каждодневным, порой
незаметным
и
будничным
подвигом
материнской
самоотверженности.
«Мама!» - обращено к той, что подарила жизнь, выкормила и выходила, стала
началом всех начал в гражданском и нравственном становлении личности.
Слайд 2
Преподаватель: Наш разговор пойдет об обыденном и вечном. Любовь к
матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда
умеем осознавать ее. Задача этого вечера – в том, чтобы задуматься. Как
научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают
о
матери
главного,
не
знают
самого
существенного
о
материнстве
как
явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видят ее будничную
внешность,
обманываются
«случайными
чертами»,
но
не
замечают
настоящего лица. Как объяснить им, в чем тут разница? Будем считать, что
это первый вопрос нашего вечера…
Первый ведущий. Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы
вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
Слайд 3
Второй
ведущий.
Попробуем
мысленно
построить
в
ряд
наших
родственников, друзей, знакомых в порядке значимости. Трудно? Все может
измениться?
Ничего
нельзя
знать
наверняка?
Но
никакие
даже
самые
невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в
нашей судьбе человека, который дал нам жить.
Первый ведущий. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни совершенно
особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм
человеческих связей. И в то же время содержит вне их зерна, потому что мать
несет в себе идею человека.
Мать:
Родился сын, пылиночка
Лобастенький, горластенький.
Горит его пеленочка
Видна во всех галактиках!
Ему не только родинки,
Не только эти батькины
Глаза и губы бантиком –
Ему дала я Родину.
Со мной, как рыбка в неводе,
И словно надо мною
Лежит – губами в небе-
Дитя мое земное.
Не надо славы, почести,-
Ах, просто б жизнь текла
Сынок февральский почечкой
Ждет моего тепла.
Теперь земля и воздух,
Глубь вод и жар огня,
И все на свете звезды
Зависят от меня.
(Римма Казакова)
(Чтецы зачитывают выдержки из сочинений студентов типа: «Я люблю свою
маму…», «Моя мама самая красивая, умная, добрая…»)
Слайд 4
1.
«Я хочу рассказать вам о моей маме… Она самый удивительный,
замечательный человек… Она единственная и неповторимая мама на свете. Я
ее очень люблю.»
2.
«Моя мама очень красивая женщина. У нее
голубые
глаза, в них
можно увидеть всю ее доброту, искренность, любовь и доверие. Когда она
смотрит в окно и лучик света попадает ей в глаза, то они начинают интересно
блестеть, как будто в них много хрусталиков…- это делает ее еще красивее. Я
очень люблю свою маму, такого человека нет ни на одной планете, нигде. Она
единственная! Моя мамочка! Она одна такая. Лучшая! Замечательная! И
просто хорошая!»
3.
«Я очень, очень, очень люблю свою мамочку! И эта любовь исходит из
самого сердца, это только нужно почувствовать до глубины души. В нашей
семье царит счастье и благополучие и в этом большая заслуга мамы, я
горжусь своей мамой! Она одна у меня и другой мне мамы не надо!»
4.
«Мама – это первое слово, которое я произнес. Мама самый дорогой и
любимый человек. Еще в детстве я не понимал ее, ругался, а ведь только со
временем я стал понимать, что мама плохого не посоветует…»
5.
«Мама – лучший друг, которому я могу рассказать все. Моя мама самая
лучшая мама в мире…»
6.
«А особенно,
люблю когда мы отмечаем дни рождения. Моя мама
испечет такой вкусный торт, который нельзя сравнить ни с чем… моя мама
умеет рисовать, когда было мне 8 лет, она нарисовала мой портрет. Если
писать про маму, то можно создать несколько томов…»
7.
«Это сочинение я хочу посвятить своей маме - единственной и лучшей
маме…Мама –часть тебя, часть твоей души, ума. Она всегда рада разделить
со мной грусть и печаль, придаст мне бодрости и вдохновения».
8.
«Это самый дорогой и близкий человек. И нельзя не склонить голову
перед подвигом матери, чья любовь не знает преград и вопреки жестокости и
равнодушию, озаряет путь к вере, любви и надежде. Все трудности, мне
помогает перенести мама, ее чуткость и внимательное отношение».
9.
«Я очень сильно люблю за то, что она дала мне жизнь, воспитание, а
самое главное за то, что она просто моя мама! Мама – это самое святое, что у
нас есть!»
(И вдруг…)
Дочь. « Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня
язык и не поворачивается е так называть. Я ее ненавижу, видеть не могу, а
мне с ней жить еще несколько лет. Я ее не выдержу.
Иду домой, как на
каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и тоже, морали, морали… Я давно
хочу уйти из дому, где меня не считают за человека, где я никто, коврик у
порога,
о
который
вытирают
ноги,
собачонка,
который
вертится
и
уже
надоела…»
Мать. «Чувствую, что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Теплые
отношения,
которые
раньше
были
между
нами,
которые
вытеснены
приятельскими
компаниями.
Дочь
не
бывает
откровенна
со
мною!
Возвращается домой поздно вечером- наступает гробовое молчание. Разве
так можно?»
Первый ведущий. В большей или меньшей степени все мы сталкиваемся с
такими
проблемами.
Редко
встретишь
человека,
которого
считаешь,
что
родители у него идеальные. Но, что же делать?
Второй
ведущий.
Где
выход?
Где
ответ
хрестоматийный
вопрос:
в
чем
причина конфликта отцов и детей? Кто же прав? Кому же уступать?
Первый
ведущий.
Что
знают
родители
о
нас,
вечно
спешащих,
перебрасывающихся не понятными словечками и отгородившихся от всего
наушниками магнитофона?
Второй ведущий. Что мы знаем о наших мамах. Раздраженных, занятых
работой, беготней по магазинам?
Первый ведущий. Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то,
что мы прощаем друзья, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть,
нужно поговорить с ней о ней?
(Звучит песня «Поговори со мною мама»)
Второй ведущий. Очень банально, но путь от «ненавижу» к «люблю» все-
таки лежит через понимание.
Слайд 5
Мать. Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить-
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней все-
И радость,
И терпение,
И те шальные соловьи…
За это чистое горение
Спасибо вам,
Сыны мои!
(Людмила Татьяничева)
1 ведущий. Вы пробовали описать свою маму?
2 ведущий. Описать? Маму?
1 ведущий. Оказывается, это очень трудно. Легче – Наташу Ростову или
Пелагею Ниловну. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос.
Портрет чаще всего получается приблизительным: смотрим всю жизнь, но не
видим «самого близкого человека!»
2 ведущий. Это можно из себя просмотреть.
Чтец. И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали.
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом-
И стекла в рамах дребезжали.
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь — не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила...
И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
И до утра не раз слезами
Ее усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами...
( Иван Бунин)
Слайд 6
Преподаватель.
В
русской
и
советской
поэзии
есть
прекрасные
стихи,
посвященные матери: Некрасов, Блок, Твардовский, Есенин и многие другие
создали замечательные, поэтические образы на эту тему.
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924г
Песню о матери продолжают петь и нынешние поэты.
(студенты читают стихи, посвященные матери)
1.
Л. Хрипко «Мама»
В поселке нашем в детстве был детдом.
И в первый класс пошла я вместе с ними.
Детдомовцами,
Дружными такими…
Казался мне веселым этот дом:
Там так уютно, все всегда опрятно,
На тумбочках – нарядные салфетки,
Случалось, было к полднику – конфетки…
Да!.. Было для меня всего приятней
Ходить в детдом, с ребятами играть.
Так весело и шумно там бывало,
Что я чудесней места не знавала…
А фельдшером работала там-
Мать,
Та мама, что милее всех на свете…
Но к ней ласкались
И другие дети!
Она лечила их и привечала,
На слово «мама»
Многим отвечала….
Хоть прибавляли отчество да имя.
Была она, как солнышко меж ними
Однажды попыталась я в «бою»
На маму монополию мою
Всем доказать…
И плакала от боли,
А мама слезы утирала – Оли!
Я не могла тогда еще понять,
Что Оле «Мама» некому сказать…
2.
М. Румянцева «Наши мамы»
Наши мамы от нас вечно что-нибудь прячут,
Прячут беды свои и свои неудачи.
Прячут боль, и досаду, и горечь обиды.
А войной столько горя им было выдано…
Извещение о смерти в комоды прятали,
А на утро –
подушки,
слезами примятые.
Наши мамы от нас вечно что-нибудь прячут.
Наши мамы при нас никогда не плачут.
И стараются быть проворней, бодрей…
Но не верьте обману своих матерей.
Я же знаю… Тайком,
когда все уснут,
Втихой кухней они капли темные пьют.
И устало вздохнут, и пройдутся иначе…
Наши мамы от нас вечно что-нибудь прячут…
3.
Е. Карасев «За окошком ветер»
За окошком ветер ломит ветви,
У ворот гуляет снеговей.
А меня ласкает, словно в детстве,
Песня, песня матери моей.
Не забуду я туманных далей,
Сохраню тревогу давних дней.
На плечах моих не раз лежали
Руки, руки матери моей.
Надо было мне пройти немало
По земле, которой нет родней.
И меня России отдавало
Сердце, сердце матери моей.
За окошком ветер ломит ветви,
У ворот гуляет снеговей.
А в родных глазах мне тихо светит
Счастье, счастье матери моей.
1 ведущий. Любовь… Сколько связано с эти словом!
2 ведущий. Да! Но ведь говорим мы о маме. Причем же здесь любовь?
1
ведущий.
Вот
именно,
когда
в
нашу
жизнь
приходит
любовь,
все
остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама
тоже.
Девушка. Люблю!
И все на свете смею.
Люблю!
И больше нет меня.
Ты есть!
Скажи,
В огонь сумею,
Живая выйду из огня!
Мир отступает суетливо,
Под каблуком земля горит…
А мама смотрит сиротливо
И ничего не говорит.
(Л. Васильева)
Инсценируется стихотворение Д. Кедрина
«Сердце»:
Дивчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- "Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!"
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"
1 ведущий. «Сказка – ложь, да в ней намек…», и хоть для нас эти
проблемы еще впереди, давайте запомним: в данной системе отношений
проблемы выбора нет. Она противоестественна.
2 ведущий. Есть другая проблема: как добиться гармонии слияния трех
душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал. Есть женщины,
которые
рожают
детей
и
оставляют
их
в
родительных
домах
или
подкидывают под дверь милиции, оставляют на вокзалах. Это жестокие
женщины, просто женщины, а не матери.
(Примеры: 1. «За 4 бутылки водки мать продала 11-ти летнюю Леру в цирк
зверей» Комсомольская правда 02 февраля 2001 года
2. «Подкидыш» - Комсомольская правда, март 2000 года)
Особая миссия, особая степень ответственности у той, которая родила и
стала матерью, а это значит: плохо тебе или у тебя что-то болит, кто-то
обидел тебя или тебе предстоят какие-то испытания- это твое, и только
твое. Ты можешь пожаловаться близким, попросить помощи, но
не
переносить тяжесть переживаний на ребенка.
1 ведущий. Мы учимся, думаем о поступлении в институт, о будущей
работе, но главная наша роль в жизни – это роль родителей. Кажется, мы
вполне трезво это сознаем.
2
ведущий.
Откуда
же
берутся
эти
сотни
оставленных
одиноких
малышей? Легко ли родить ребенка и оставить его там, на чужих людей?
Оставить навсегда…
Чтец. Послушай, а если ночью вдруг он тебе
приснится,
Приснится и так заплачет,
что вся захолонешь,
Что жалко взмахнут в испуге
подкрашенные ресницы
И волосы разовьются,
старательно завиты…
Что хлынут горькие слезы
и начисто смоют краску,
Хорошую прочную краску
с темных твоих ресниц?
Помнишь, ведь мы читали,
как в старой английской сказке
К охотнику приходили души убитых птиц.
(Д. Кедрин)
В притче о Карнелии Гракх
рассказывается о том, как многих она
затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя
в смотрах красоты. После гибели мужа Карнелия перестала бывать на
смотрах
красоты.
Но
через
несколько
лет
снова
стала
участницей
конкурса.
Она
вышла
в
строгом
одеянии
без
браслетов
и
ожерелий.
«Карнелия, где же твои драгоценности?» - раздались голоса. « Сейчас
покажу» - ответила красавица, и вывела за руку троих своих детей: « Вот
мои драгоценности».
1
ведущий.
Красиво,
конечно.
Но
ведь
материнство
–
это
не
только
улыбки и радость. Это и горы пеленок, и бессонные ночи, и капризы
детей, и очереди в магазинах. Легко ли быть сегодня матерью?
Чтец. Нашумела, накричала,
Настегала чем попало:
— Все постыло! Сил не стало!
Нет от вас житья!—
Села в угол, зарыдала
И просить прощенья стала...
Просто очень ты устала,
Бедная моя!
(А. Яшин)
(Звучит песня «Здравствуй мама» в исполнении Г. Белова)
1 ведущий. Есть проблема брошенных детей, но и есть и другая проблема-
забытые,
брошенные
матери,
вырастившие
не
одного
сына
или
дочь,
живущие в разных уголках страны. Но никто из детей не посещает их, не
пишет им писем, не говоря уже о помощи. А матери ждут.
Забытые детьми матери, не могут забыть своих сыновей и дочерей, им не
дано это по природе.
Пример:
Одна мать, не дождавшись сына, поехала к нему в город. Но там старую
женщину приняли так «радушно», что она плакала день и ночь. Городская
квартира сына показалась ей постоялым двором, а родной сын, хуже чужого
человека. Ей тяжело было вернуться в родное село, ибо неудобно людям
рассказать о таком сыне. Соседи, завидев смятение, горе этой женщины,
взяли ее к себе. А она пишет в деревню письма о том, как она счастлива,
какой у него хороший сын.
Пишут и о матери, которая от имени сына сама сочиняет себе письма и
показывает соседям. А сын давно забыл о своей матери, о её существовании.
(Библиотека Комсомольской правды №1. «Слово о матери» с. 7)
1 ведущий. А теперь послушайте стихотворение К. Бальмонта «Женщина» и
подумайте, какие строки в нем посвящены матери.
Чтец. Женщина - с нами, когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час.
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье,
В лучшем стремлении - первый привет.
В битве за право - огонь соучастия,
Женщина - музыка. Женщина - свет.
(отвечают на вопрос)
Второй ведущий. Не спешите с ответом. Взрослые люди говорят, что оно все
посвящено матери, это гимн ей! Перечитаем еще раз, может быть, так оно и
есть?
1 ведущий. Сколько нежностей и благодарностей хранят эти строки. Просто
исходящие
от
них
тепло.
Многие
мы,
увы,
осознаем
запоздало,
когда
исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал позвонить в назначенный
час, если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
Мамы уже нет…
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. Вовремя, при жизни все
доброе, что можно сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать.
Прости меня, мама…
Чтец: (читает стихотворение Т. Замула «Матери»)
Бродит чувство вины запоздалой
Где-то в сердце уже несколько лет
Перед матерь, вечно усталой,
И которой уже давно больше нет.
Как дошла я по дальним дорогам,
Догоняя стремительный век,
Не судила она меня строго,
Что не в срок я писала ответ.
Как-то времени все не хватало,
Захлестнуло своею волной.
Мне б спросить, как ты за день устала,
Просто так бы посидеть бы с тобой
А я снова по талому снегу,
По проталинкам и по ручьям,
Подсыпая в виски твои снегу,
Уходила навстречу ветрам.
А сейчас вот прошу: что б ни сталось-
Берегите своих матерей!
Чтобы чувство вины запоздалой
Не тревожила болью своей.
Чтец. Читает стихотворение Л. Хрипко.
Но мамы нет…
И столько лет-
Напехелест дожди косые,
Но синью глаз стал неба цвет,
Ручьями - имя Евдокия.
Бессонницей в судьбу стучу:
Молчанье…
Есть лишь Ангел рядом!?
Лишь маме было б по плечу
Преградой встать меж мной и адом..
Но вновь ловлю желанный свет,
Несовместимый с вечной ночью…
Я знаю:
Мама – там, где свет!
И силы нет
Поставить точку!
2
ведущий.
Мать
-
живая
душа,
большая
судьба,
предмет
любви
и
вдохновения.
Одно
слово
«мама»
не
может
нас
заставить
вздрогнуть,
и
почувствовать тепло и свет. Для людей разных национальностей, цвета кожи,
слова «мама» - звучит одинаково.
Слайд 7
(Стихотворение Р. Гамзатова, народного поэта Дагестана)
«Мама»
По-русски - "мама", по-грузински - "нана",
А по-аварски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня".
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски - "мама", по-грузински - "нана"
И по- аварски – ласково "баба".
Стихотворение Марселино ДОС Сантос мозамбикского поэта
«Мечта черной матери»
Черная мама
Баюкает черного сына
И в голове ее черной
Под черными волосами
Хранятся чудесные грезы
Черная мама
Баюкает черного сына
Забывая
Что маис не дал урожая
Что вышли вчера орехи
Она грезит о мирах чудесных
Где ее сын пойдет в школу
В школу где учатся люди
Черная мама
Баюкает черного сына
Забывая
Что ее братья строят города
И поселки
Цементируют их своей кровью
Она грезит о мирах чудесных
Где ее сын побежит по дороге
Где ходят люди
Черная мама
Баюкает черного сына
Постигая
Голос из далекой дали
Принесенный далеким ветром
Она грезит о мирах чудесных
Мирах чудесных
Где будет можно жить черному сыну
Стихотворение Милевой Славичек югославского поэта.
«Матери вечно в пути»
Матери вечно в пути. Они путешествуют с нами,
По нашим дорогам и снам, всюду следуя за сыновьями,
От пуговицы до пуговицы на рубашке-
Завтра, вчера и сегодня
И вечно они живут под небом, под солнцем сыновним.
Матери – это другие галактики, туманно мерцающие
В неизвестности, в дальне и тихой печали,
Они пишут нам письма, которых нам до конца
Не понять
Маленькие далекие матери, о которых мы иногда
Вспоминаем,
О которых привыкли молчать.
А они нас всегда сравнивают с нами самими,
Заветной,
По переулкам любви, не требующей ответной,
По дороге в мир- по дороге дорог- по вечной дороге к своему сыну
-от надежды к надежде, от тревоги к тревоги – во тьму.
2 ведущий. А мы сейчас вернемся домой и что скажем маме?
-«Привет!» конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. Но можно
все-таки поискать свои теплые добрые слова. Ведь мама ждет их.
1 ведущий. Может быть, наш разговор о маме поможет нам найти с нею
общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте еще раз подумаем,
вспомним, перечитаем все лучшие, что написано о матери.
Слайд 8
2 ведущий. А придя домой, заглянем маме в глаза, до конца верные нам.
Чтец. Когда в цветенье яблоневом завязь
Нам предвещает торжество плода,
Взойди, добро,
Умри, слепая зависть,
Воскресни, материнства красота!
И сгиньте, все напасти и наветы,
Когда, как полдень знойная, она
Проходит по окраинам планеты,
Той ношей счастья обременена.
(А. Поперечный)
Слайд 9
Преподаватель. Бабушка, жена, мама, дочь… Рядом с нами жизнь обретает
смысл, краски, полноту ощущений. Когда совсем невмоготу, когда свет белый
не мил, кто выслушает тебя, кто спасет, кто заступится? Они.
Только они способны простить любую обиду, забыть причиненное им зло. Но
как часто мы злоупотребляем этой беззащитностью, стремлением бесконечно
взваливать на себя чужие беды и горести. Жизнь слишком коротка, чтобы
укорачивать ее за счет ссор и размолвок, и слишком длинна для одиночества.
Помните это, любите и берегите друг друга, ибо счастье – в нас самих.
Стихотворение К. Ваншенко
Слайд 10
«Позабытая старушка»
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала: «Детки,
Вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели часто до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь.
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Все, у кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Слайд 11
Звучит песня:
«Домик окнами в сад» в исполнении братьев Радченко
Слайд 12
Заключение
Проблема материнства близка и дорога тем, что занимает в нашей жизни
особое, исключительное место.
Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. И в то
же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.
Только мать способна простить любую обиду, забыть причиненное нами зло.
Рассматривая эту тему, студенты может быть, по- иному посмотрят на свои
отношения с мамой, что поможет им найти с ней общий язык. И на досуге, в
тишине и одиночестве подумают, вспомнят, перечитают все лучшее, что
написано о матери.
Целью
проведения
литературного
вечера,
было
приобщение
студентов
к
проблеме материнства, так как каждая из них в будущем станет матерью.
Какой матерью? И наверняка задумаются «Легко ли быть матерью?»
Студенты,
принимая
участие
в
проведении
вечера,
прочувствовали
всю
глубину данной проблемы, ее значимости и обширности.
Этот вечер способствовал формированию нравственных качеств у студентов,
таких как отзывчивость, внимание, доброта, взаимопонимание, уважение,
забота, любовь.
Список литературы
1.
Гончаров И.Ф. «Подвигнут тобою» Слово о матери – Л; 1988.-115с.
2.
Слово
о
матери
–Б-ка
«Комсомольской
правды»
№
1
–М;
Правда,
-1980.-47с.
3.
Очаг - Семейный журнал №3, 1995.-96с.
4.
Замула Т. – Стихи – Троицк,1992.-31с.
5.
Хрипко Л. – Стихи – Троицк, 1922. – 31с.
6.
Ровесник. - №3,1983. – 31с.
7.
Есенин С. – Стихи – М;1996. – 365с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Женщина, мать стала воплощением кисти великих мастеров искусства
А. Пластов «Весна»
К.Петров-Водкин 1918 год в Петрограде.
Рафаэль Санти Мадонна делла Седиа.
А.Пластов Мама
К.Брюлов Портрет Е.П.Гагариной с детьми 1824г.
Владимирская-икона-Божией-матери
Донская икона Божьей матери