Напоминание

Здоровьесбережение на уроках английского языка


Автор: Тощева Татьяна Валентиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБУ "Школа №20"
Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесбережение на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




1

Здоровьесбережение на уроках английского языка

Понятие

"здоровьесберегающие

образовательные

технологии"

(ЗОТ)

появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор

воспринимается

многими

педагогами

как

аналог

санитарно-гигиенических

мероприятий.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

это

программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры

здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,

формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение

здорового образа жизни.

Выделяют несколько типов здоровьесберегающих технологий:

1.

Здоровьесберегающие

(профилактические

прививки,

обеспечение

двигательной

активности,

витаминизация,

организация

здорового

питания);

2.

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия,

закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

3.

Технологии

обучения

здоровью

(включение

соответствующих

тем

в

предметы общеобразовательного цикла);

4.

Воспитание

культуры

здоровья

(факультативные

занятия

по

развитию

личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали,

конкурсы.)

Здоровьесберегающие образовательные технологии реализуются на основе

личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-

развивающих

ситуаций,

они

относятся

к

тем

жизненно

важным

факторам,

благодаря

которым

учащиеся

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать.

Предполагают

активное

участие

самого

обучающегося

в

освоении

культуры

человеческих

отношений,

в

формировании

опыта

здоровьесбережения,

который

приобретается

через

постепенное

расширение

сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от

внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и

активной

жизненной

позиции

на

основе

воспитания

и

самовоспитания,

формирования

ответственности

за

свое

здоровье,

жизнь

и

здоровье

других

людей.

Возложение на школу и педагогов такой, казалось бы, несвойственной для

них задачи – заботы о здоровье детей – определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с

детьми, находящимися под их опекой. Это относится и к детскому здоровью.

Именно

в

школе,

«под

присмотром»

учителей,

школьники

проводят

значительную часть времени, поэтому неоказание им помощи в сохранении

здоровья было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых,

большая

часть

всех

воздействий

на

здоровье

учащихся

желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах

образовательных учреждений.

В-третьих, современная медицина занимается не столько здоровьем, сколько

болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. А перед школой стоит иная задача

– сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.

2

Поскольку

я

преподаю

английский

язык,

то,

конечно,

меня

более

всего

интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках

английского языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий

на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский

язык

это

серьёзный

и

сложный

предмет.

С

первых

уроков

дети

учатся

общаться

на

английском

языке.

При

этом

должны

усвоить

массу

нового

лингвистического

материала

(лексические

единицы,

грамматические

формы,

приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много

запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию,

поэтому,

учитель

должен

уделять

особое

внимание

здоровьесберегающим

технологиям.

Главной

задачей

учителя

должно

стать

обеспечение

максимально

благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной

эмоциональной

настроенности

на

уроке.

Положительные

эмоции

способны

полностью

снимать

последствия

отрицательных

воздействий

на

организм

школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к

предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не

появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.

Я поставила перед собой цель: применять элементы здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

английского

языка.

На

уроках

я

использую

методы

позитивной психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные

особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с

разными

возможностями.

Каким

же

должен

быть

урок

с

позиций

здоровьесбережения?

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация

урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в

соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого

задания, чередовать виды работ.

Во

избежание

усталости

учащихся,

смена

видов

работ:

самостоятельная

работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником

(устно

и

письменно),

творческие

задания,

"мозговой

штурм”,

необходимый

элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций,

памяти

и

одновременно

отдыху

учеников.

Смена

различных

видов

должна

проводиться через каждые 7-10 минут.

Остановимся подробнее на каждом из них. Я активно использую на своих

у р о к а х физкультминутки,

так

как

двигательная

активность

учеников

способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему

овладению

языковым

материалам.

Отличительной

особенностью

многих

упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для

подкрепления

слухового

образа

визуальным.

При

этом

визуальные

образы,

воспринимаемые

с

картинки,

запоминаются

хуже,

чем

те

слова

или

словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно

это

актуально

на

начальном

этапе

обучения

английскому

языку.

Как

и

все

учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся

выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-

двигательной системы и мышц глаз.

3

Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с

большим удовольствием. Обязательным условием эффективного проведения

подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот пример одной из

активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках. After a bath.

After a bath I try, try, try, To wipe myself Till I dry, dry, dry. I wipe my hands

And fingers and toes And two wet legs And a little shiny nose. Just think how

much Less time I'd take If I were a dog And could shake, shake, shake. Все эти

рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок.

Современный

урок

иностранного

языка

характеризуется

большой

интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень

трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце

учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего

урока,

когда

не

все

их

проблемы

успешно

решены,

а

некоторым

из

них

необходима психологическая поддержка.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять

усталость

глаз

и

восстановить

остроту

зрения

помогает

такой

комплекс

простых упражнений. Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-

английски).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до

100 по – английски).

3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии

25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек.,

опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название

месяцев).

4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево,

вверх,

вниз,

не

поворачивая

головы

(действие

сопровождаем

повторением

предлогов: to the right, to the left, up, down).

5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на

3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first,

the second, …, the tenth).

6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-

35

см

от

глаз,

следя

глазами

за

кончиками

пальцев,

затем

против

часовой

стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell, My

head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk, And

walk and walk.

Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить

глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов, например:

Движение

глазами

вверх

и

вниз

можно

производить

под

стишок,

расположенный в нестандартной форме: Red, red, red, the rose. Blue, blue

blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so the rat.

Или же, движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при

этом произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.

Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая

рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: "That is the man

4

who sat on my hat in the tram”.

Движение глазами по дуге - выпуклой и вогнутой под рифмовку: "Fat Pat

had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat”.

Движение

глазами

по

периметру

ромба,

рифмовка

расположена

соответственно очертаниям ромба, проговаривая " A friend in need is a

friend indeed”.

Моргайте

веками,

подобно

тому,

как

бабочка

машет

крыльями,

проговариваем стишок: "Rain on the grass And rain on the tree Rain on the

house-top But not on me”.

Но

одним

из

самых

важных

здоровьесберегающих

действий,

считаю

создание

у

детей

положительной

эмоциональной

настроенности

на

уроке.

Положительные

эмоции

способны

полностью

снимать

последствия

отрицательных

воздействий

на

организм

школьника.

Поэтому

для

создания

положительной

атмосферы,

а

также

снятия

усталости

и

умственного

напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может

быть

поговорка,

шуточное

высказывание,

смешное

четверостишие,

юмористическая картинка.

В

заключение

хотелось

бы

добавить,

что

использование

на

уроке

физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном

процессе

позволяет

легче

и

успешнее

овладеть

необходимыми

знаниями,

преодолеть

трудности,

позволяет

достичь

цели

и

решить

задачи

обучения

иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком.

Таким

образом,

использование

здоровьесберегающих

технологий

виграет

большую

роль

в

жизни

каждого

школьника,

позволяет

легче

и

успешнее

овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет

достичь

цели,

решить

задачи

обучения.

Учит

детей

жить

без

стрессов,

укреплять,

сохранять

свое

и

ценить

чужое

здоровье.

Применение

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

на

уроках

способствует

самоопределению,

самореализации

ученика

на

основе

его

внутренней

мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с

повышенной

мотивацией.

Подобный

подход

к

обучению

не

даёт

дополнительной

нагрузки

на

нервную

систему

и

способствует

творческому

развитию личности.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в

иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не

научим

детей

с

самого

раннего

возраста

ценить,

беречь

и

укреплять

свое

здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ

жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут

более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и

физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух”, то не

ошибется

тот,

кто

скажет,

что

без

духовного

не

может

быть

здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в

учебном

процессе

позволяет

учащимся

более

успешно

адаптироваться

в

образовательном

и

социальном

пространстве,

раскрыть

свои

творческие

способности,

а

учителю

эффективно

проводить

профилактику

асоциального

5

поведения.



В раздел образования