Напоминание

методическая работа


Автор: Климова Тамара Александровна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: «Некоторые аспекты работы коллективного музицирования на примере ансамбля скрипачей»
Тема: методическая работа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

«Некоторые аспекты работы коллективного

музицирования на примере ансамбля скрипачей»

Преподаватель дополнительного образования

по классу скрипки Климова Т.А.

2017 г.

Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе.

Некоторые аспекты работы (на примере ансамбля скрипачей).

Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом

к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет

все

более

пристальное

внимание

различным

формам

коллективного

музицирования. Ансамбль скрипачей, виолончелистов (как однородные, так и

смешанные) свидетельствуют о том, что в этих коллективных формах работы

педагоги

увидели

целый

ряд

дополнительных

резервов

музыкального

воспитания творческой молодежи. Участие в них дает возможность ученику

ощутить результат работы – широкий общественно – значимый резонанс

выступлений, а непосредственные живые контакты со слушателями имеют

большую

педагогическую

ценность.

Именно

благодаря

первым

успехам

перед

массовой

аудиторией

юный

ансамблист

начинает

острее

ощущать

полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность

в овладении исполнительским мастерством, в ином свете престают перед

учеником приобретенные в классе по специальности и приобретенные в

ансамбле профессиональные навыки. Обучение для него, таким образом,

становится более интересным, интенсивным и целенаправленным. Знакомя с

новыми, не звучащими в классе по специальности, произведениями, юный

музыкант

участник

ансамбля

обогащает

свой

кругозор,

музыкальное

восприятие,

оттачивает

профессионализм,

эстетический

вкус,

ощущение

стиля, повышая, таким образом, свое общее развитие.

Детский музыкальный коллектив и его особенности.

Прежде всего, это коллектив музыкальный, творческий, задача которого

передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином

произведении. Специфические особенности данного коллектива вытекают из

того, что это коллектив детский.

Уровень профессионализма участников ансамбля, еще в недостаточной

мере

владеющих

художественно

выразительными

и

техническими

средствами ансамблевой игры, обуславливает особенности работы педагога,

репертуарные

поиски,

творческие

достижения.

Знание

детской

и

подростковой психологии является непременным условием для успешной

творческой работы, способствует созданию оптимального психологического

климата. Для ансамбля характерен дух соревнования, способствующий его

творческому росту. Общаясь в коллективе, юные музыканты равняются на

лучших, перенимают друг от друга опыт, совершенствуют профессиональные

навыки.

Учащихся мало привлекают далекие перспективы, они не склонны

задумываться над тем, что произойдет через ряд лет в результате их труда.

Малые

же

цели,

привлекательные,

достижимые

в

ближайшем

будущем

(ответственные выступления, концертная поездка в другой город, участие в

конкурс е)

спо соб ствуют

объед инению

анс амбля ,

а к т и в н о м у

совершенствованию профессиональных навыков.

Творческая сплоченность ансамбля, характер взаимоотношений юных

музыкантов во многом определяются личностью руководителя его умением

организовать

и

направить

творческую

работу

коллектива.

Для

успешной

работы ансамбля отношение к руководителю должно тесно переплетаться с

чувством

личной

симпатии,

основанной

на

творческой

увлеченности

руководителя,

проявлении

его

высоких

моральных

и

профессиональных

качеств.

Уважение,

доверие

со

стороны

руководителя

к

учащимся,

требовательность и готовность всегда прийти им на помощь активизируют

творческие

силы

коллектива,

создают

хорошее

настроение,

рождают

оптимизм, вдохновляют на новые трудовые усилия.

На начальном этапе формирование детского ансамбля резко ощущается

разница

в

степени

профессиональной

подготовленности

его

участников,

умении выполнять коллективную задачу. Уровень обучаемости необходимо

учитывать

в

повседневной

работе

ансамбля,

ибо

он

помогает

реально

планировать его развитие. К примеру, при расстановке и распределении в

ансамбле по группам Г. Турчанинова советует распределять учеников таким

образом,

чтобы

в

каждом

голосе

было

равное

количество

скрипачей

подвинутых

и

более

слабых.

Против

этого

в

основном

верного

профессионального

принципа

распределения

возражений

быть

не

может

(некоторые

ансамбли

существенно

проигрывают

из-за

неправильной

концентрации

сильных

музыкантов

в

группе

первых

скрипок).

Однако

представляется необходимым при организации и распределении участников

ансамбля

учитывать

и

такие

факторы,

как

уровень

обучаемости,

психологические особенности и т.п. Сочетая общие репетиции ансамбля с

занятиями по группам, целесообразно проводить последние не только по

отдельным

партиям,

но

организовывать

группы,

исходя

из

уровня

обучаемости учеников, собирая на репетицию по 1-2 ансамблиста из каждой

группы. Однако эту работу следует проводить гибко, используя различные

варианты групповых репетиций – нельзя допустить, чтобы юные ощутили

деление на «сильных» и «слабых». У подвинутых скрипачей появляется

завышенная

самооценка,

а

у

слабых

отрицательное

отношение

к

коллективу, нежелание работать в нем.

В процессе творческого развития ансамбля у юных музыкантов

постепенно

устраняются

резкие

индивидуальные

различия,

появляются

ансамблевые

навыки,

однородное

распределение

смычка,

умение

вместе

чувствовать и исполнять динамические оттенки, выравнивать звук по тембру,

точное ритмическое совпадение.

Совместное преодоление трудностей, творческие победы, напряженный

путь к ним рождают духовное единство, способствуют совершенствованию

личности.

В

ансамбле

необходимо

развивать

дух

сотрудничества,

взаимопонимания.

Немаловажное значение для развития ансамбля имеет контроль: проверка

партий, выработка ансамблевых навыков в группах и т.п. Контроль входит

составным элементом в методику проведения занятия в целом. Она станет

более эффективной, если руководитель будет целенаправленно готовиться к

каждой

репетиции.

Рациональная

организация

репетиционной

работы

способствует экономному распределению времени всего ансамбля и каждого

его

участника.

Для

этого

рекомендуется

предварительно

планировать

репетиционное

время,

намечать

конкретные

цели,

задачи,

методы

проведения занятия, гибко варьировать общие репетиции с групповыми и

индивидуальными

занятиями.

Как

часто

руководитель,

не

имея

плана

занятия, на общей репетиции отрабатывает с отдельной группой какой-либо

технический прием, а остальные участники безучастно присутствуют, либо

нарушают дисциплину.

Следует помнить и о том, что все вопросы нельзя решить на одной

репетиции.

Указывая

наиболее

существенные,

характерные

недостатки

и

всячески фиксируя на них внимание, педагог умышленно проходит мимо

второстепенных погрешностей, которые заметили сами

учащиеся и легко

могут исправить их. В течение репетиции указывать три – четыре типа

недостатков

и

последовательно

работать

над

их

исправлением.

Большее

число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся

и не даст желаемого результата.

Активизации

творческого

роста

ансамбля

также

способствует

целенаправленный

подбор

репертуара.

Пьесы

должны

быть

понятны,

доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию

творческого воображения. В ансамбле скрипачей младших классов развитие

воображения прямо связано с характером наглядно – образного мышления.

Ансамблист

должен

отчетливо

воспринимать,

наглядно

представлять

рисуемую

в

них

ситуацию.

Пьесы

программного

характера,

жанровые

зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких скрипачей. С

годами ведущую роль в мыслительной деятельности подростков приобретает

отвлеченное, абстрактно – логического мышление. Оно раскрывает богатые

возможности самостоятельного творчества.

Как правило, над начинающими ансамблистами, пришедшими в

коллектив,

довлеет

инерция

сольной

игры.

Они

не

слышат

игры

своих

товарищей,

общего

звукового

результата.

Юным

скрипачам

необходимо

уяснить роль своей партии в каждом эпизоде исполняемого произведения.

Они должны осознать, где исполняется основная тема, где подголосок, когда

звучит аккомпанемент или гармонический фон. Ансамблист рождается тогда,

когда он начинает слышать общее звучание и свою партию в нем, подчиняя

свое

исполнение

общим

задачам.

Для

выработки

качественного

коллективного звучания рекомендуется изучать кантиленные произведения

как

классиков,

так

и

современных

композиторов.

Работа

над

ними

способствует

развитию

широкого

дыхания

смычка,

его

целесообразному

распределению,

плавной

смене,

а

также

обогащает

динамическую

и

тембральную палитру ансамбля. Большое значение имеет также талантливая

инструментовка

произведения,

позволяющая

максимально

раскрыть

творческие

возможности

коллектива.

Не

исключено

пожелание

учеников

исполнения того или иного произведения, что очень стимулирует работу

ансамбля.

Я остановилась лишь на некоторых вопросах анализа процессов

воспитания

и

обучения

юных

музыкантов

в

ансамбле.

Как

показывает

практика, будущее успешного развития детских музыкальных коллективов –

в постоянно синтезе коллективного опыта, достижений общей психологии и

педагогики

с

поисками

и

экспериментами,

активизирующими

творческое

развитие учащихся в коллективе.

Список используемой литературы:

1.

«Вопросы музыкальной педагогики» – вып. 7, 1986.

2.

Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» - Москва, 1965.

3.

Григорьев «Методика обучения игры на скрипке» - Москва, 2007.

4.

Мазель В. «Скрипач и его руки» - Санкт-Петербург, 2006.

5.

Шулькянов О. «Скрипичное исполнительство и педагогика» - Санкт-

Петербург

, 2006.



В раздел образования