Автор: Климова Тамара Александровна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: «Некоторые аспекты работы коллективного музицирования на примере ансамбля скрипачей»
Тема: методическая работа
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
«Некоторые аспекты работы коллективного
музицирования на примере ансамбля скрипачей»
Преподаватель дополнительного образования
по классу скрипки Климова Т.А.
2017 г.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе.
Некоторые аспекты работы (на примере ансамбля скрипачей).
Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом
к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет
все
более
пристальное
внимание
различным
формам
коллективного
музицирования. Ансамбль скрипачей, виолончелистов (как однородные, так и
смешанные) свидетельствуют о том, что в этих коллективных формах работы
педагоги
увидели
целый
ряд
дополнительных
резервов
музыкального
воспитания творческой молодежи. Участие в них дает возможность ученику
ощутить результат работы – широкий общественно – значимый резонанс
выступлений, а непосредственные живые контакты со слушателями имеют
большую
педагогическую
ценность.
Именно
благодаря
первым
успехам
перед
массовой
аудиторией
юный
ансамблист
начинает
острее
ощущать
полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность
в овладении исполнительским мастерством, в ином свете престают перед
учеником приобретенные в классе по специальности и приобретенные в
ансамбле профессиональные навыки. Обучение для него, таким образом,
становится более интересным, интенсивным и целенаправленным. Знакомя с
новыми, не звучащими в классе по специальности, произведениями, юный
музыкант
–
участник
ансамбля
обогащает
свой
кругозор,
музыкальное
восприятие,
оттачивает
профессионализм,
эстетический
вкус,
ощущение
стиля, повышая, таким образом, свое общее развитие.
Детский музыкальный коллектив и его особенности.
Прежде всего, это коллектив музыкальный, творческий, задача которого
передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином
произведении. Специфические особенности данного коллектива вытекают из
того, что это коллектив детский.
Уровень профессионализма участников ансамбля, еще в недостаточной
мере
владеющих
художественно
–
выразительными
и
техническими
средствами ансамблевой игры, обуславливает особенности работы педагога,
репертуарные
поиски,
творческие
достижения.
Знание
детской
и
подростковой психологии является непременным условием для успешной
творческой работы, способствует созданию оптимального психологического
климата. Для ансамбля характерен дух соревнования, способствующий его
творческому росту. Общаясь в коллективе, юные музыканты равняются на
лучших, перенимают друг от друга опыт, совершенствуют профессиональные
навыки.
Учащихся мало привлекают далекие перспективы, они не склонны
задумываться над тем, что произойдет через ряд лет в результате их труда.
Малые
же
цели,
привлекательные,
достижимые
в
ближайшем
будущем
(ответственные выступления, концертная поездка в другой город, участие в
конкурс е)
спо соб ствуют
объед инению
анс амбля ,
а к т и в н о м у
совершенствованию профессиональных навыков.
Творческая сплоченность ансамбля, характер взаимоотношений юных
музыкантов во многом определяются личностью руководителя его умением
организовать
и
направить
творческую
работу
коллектива.
Для
успешной
работы ансамбля отношение к руководителю должно тесно переплетаться с
чувством
личной
симпатии,
основанной
на
творческой
увлеченности
руководителя,
проявлении
его
высоких
моральных
и
профессиональных
качеств.
Уважение,
доверие
со
стороны
руководителя
к
учащимся,
требовательность и готовность всегда прийти им на помощь активизируют
творческие
силы
коллектива,
создают
хорошее
настроение,
рождают
оптимизм, вдохновляют на новые трудовые усилия.
На начальном этапе формирование детского ансамбля резко ощущается
разница
в
степени
профессиональной
подготовленности
его
участников,
умении выполнять коллективную задачу. Уровень обучаемости необходимо
учитывать
в
повседневной
работе
ансамбля,
ибо
он
помогает
реально
планировать его развитие. К примеру, при расстановке и распределении в
ансамбле по группам Г. Турчанинова советует распределять учеников таким
образом,
чтобы
в
каждом
голосе
было
равное
количество
скрипачей
подвинутых
и
более
слабых.
Против
этого
в
основном
верного
профессионального
принципа
распределения
возражений
быть
не
может
(некоторые
ансамбли
существенно
проигрывают
из-за
неправильной
концентрации
сильных
музыкантов
в
группе
первых
скрипок).
Однако
представляется необходимым при организации и распределении участников
ансамбля
учитывать
и
такие
факторы,
как
уровень
обучаемости,
психологические особенности и т.п. Сочетая общие репетиции ансамбля с
занятиями по группам, целесообразно проводить последние не только по
отдельным
партиям,
но
организовывать
группы,
исходя
из
уровня
обучаемости учеников, собирая на репетицию по 1-2 ансамблиста из каждой
группы. Однако эту работу следует проводить гибко, используя различные
варианты групповых репетиций – нельзя допустить, чтобы юные ощутили
деление на «сильных» и «слабых». У подвинутых скрипачей появляется
завышенная
самооценка,
а
у
слабых
–
отрицательное
отношение
к
коллективу, нежелание работать в нем.
В процессе творческого развития ансамбля у юных музыкантов
постепенно
устраняются
резкие
индивидуальные
различия,
появляются
ансамблевые
навыки,
однородное
распределение
смычка,
умение
вместе
чувствовать и исполнять динамические оттенки, выравнивать звук по тембру,
точное ритмическое совпадение.
Совместное преодоление трудностей, творческие победы, напряженный
путь к ним рождают духовное единство, способствуют совершенствованию
личности.
В
ансамбле
необходимо
развивать
дух
сотрудничества,
взаимопонимания.
Немаловажное значение для развития ансамбля имеет контроль: проверка
партий, выработка ансамблевых навыков в группах и т.п. Контроль входит
составным элементом в методику проведения занятия в целом. Она станет
более эффективной, если руководитель будет целенаправленно готовиться к
каждой
репетиции.
Рациональная
организация
репетиционной
работы
способствует экономному распределению времени всего ансамбля и каждого
его
участника.
Для
этого
рекомендуется
предварительно
планировать
репетиционное
время,
намечать
конкретные
цели,
задачи,
методы
проведения занятия, гибко варьировать общие репетиции с групповыми и
индивидуальными
занятиями.
Как
часто
руководитель,
не
имея
плана
занятия, на общей репетиции отрабатывает с отдельной группой какой-либо
технический прием, а остальные участники безучастно присутствуют, либо
нарушают дисциплину.
Следует помнить и о том, что все вопросы нельзя решить на одной
репетиции.
Указывая
наиболее
существенные,
характерные
недостатки
и
всячески фиксируя на них внимание, педагог умышленно проходит мимо
второстепенных погрешностей, которые заметили сами
учащиеся и легко
могут исправить их. В течение репетиции указывать три – четыре типа
недостатков
и
последовательно
работать
над
их
исправлением.
Большее
число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся
и не даст желаемого результата.
Активизации
творческого
роста
ансамбля
также
способствует
целенаправленный
подбор
репертуара.
Пьесы
должны
быть
понятны,
доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию
творческого воображения. В ансамбле скрипачей младших классов развитие
воображения прямо связано с характером наглядно – образного мышления.
Ансамблист
должен
отчетливо
воспринимать,
наглядно
представлять
рисуемую
в
них
ситуацию.
Пьесы
программного
характера,
жанровые
зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких скрипачей. С
годами ведущую роль в мыслительной деятельности подростков приобретает
отвлеченное, абстрактно – логического мышление. Оно раскрывает богатые
возможности самостоятельного творчества.
Как правило, над начинающими ансамблистами, пришедшими в
коллектив,
довлеет
инерция
сольной
игры.
Они
не
слышат
игры
своих
товарищей,
общего
звукового
результата.
Юным
скрипачам
необходимо
уяснить роль своей партии в каждом эпизоде исполняемого произведения.
Они должны осознать, где исполняется основная тема, где подголосок, когда
звучит аккомпанемент или гармонический фон. Ансамблист рождается тогда,
когда он начинает слышать общее звучание и свою партию в нем, подчиняя
свое
исполнение
общим
задачам.
Для
выработки
качественного
коллективного звучания рекомендуется изучать кантиленные произведения
как
классиков,
так
и
современных
композиторов.
Работа
над
ними
способствует
развитию
широкого
дыхания
смычка,
его
целесообразному
распределению,
плавной
смене,
а
также
обогащает
динамическую
и
тембральную палитру ансамбля. Большое значение имеет также талантливая
инструментовка
произведения,
позволяющая
максимально
раскрыть
творческие
возможности
коллектива.
Не
исключено
пожелание
учеников
исполнения того или иного произведения, что очень стимулирует работу
ансамбля.
Я остановилась лишь на некоторых вопросах анализа процессов
воспитания
и
обучения
юных
музыкантов
в
ансамбле.
Как
показывает
практика, будущее успешного развития детских музыкальных коллективов –
в постоянно синтезе коллективного опыта, достижений общей психологии и
педагогики
с
поисками
и
экспериментами,
активизирующими
творческое
развитие учащихся в коллективе.
Список используемой литературы:
1.
«Вопросы музыкальной педагогики» – вып. 7, 1986.
2.
Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» - Москва, 1965.
3.
Григорьев «Методика обучения игры на скрипке» - Москва, 2007.
4.
Мазель В. «Скрипач и его руки» - Санкт-Петербург, 2006.
5.
Шулькянов О. «Скрипичное исполнительство и педагогика» - Санкт-
Петербург
, 2006.