Напоминание

Методы развития творческих способностей обучающихся. Организация самостоятельной работы


Автор: Гринина Наталия Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: г.Зеленокумск
Наименование материала: статья в рамках изучения педагогического опыта
Тема: Методы развития творческих способностей обучающихся. Организация самостоятельной работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»

Выступление на МО по теме:

«Методы развития творческих способностей

обучающихся. Организация самостоятельной работы»

методист

Гринина Наталия Владимировна

2019гг.

Тема:

Методы

развития

творческих

способностей

обучающихся.

Организация самостоятельной работы.

Творчество – это умственная гимнастика.

Творчество – это ключ для развития мышления.

Творчество – это свобода деятельности и мысли.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать

возможность всем без исключения обучающимся проявить свои способности

и весь свой творческий потенциал.

Требования

современной

школы в

сложных

экономических

условиях

заставляют

и

нас,

педагогов

дополнительного образования, использовать свой творческий потенциал для

реализации

поставленной

задачи:

подготовить

обучающихся

к

самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Одним из

важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация

учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов

обучения,

которые

предусматривали

бы

целенаправленное

развитие

мыслительных

способностей

обучающихся,

развития

у

них

интереса

к

образовательной деятельности, самостоятельности и творчества. Занятия по

программе

«Солнечные

узоры»

-

это

творческий

процесс,

который

представляет

большие

возможности

для

воспитания

творче ской

разносторонней личности. Педагог реализую эти возможности, опираясь на

традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое

творчество. В своей работе использует следующие принципы обучения:

Отказ от шаблона в организации Занятия, от рутины и формализма в

проведении;

Максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на

занятии;

Не

развлекательность,

а

занимательность

и

увлечение

как

основа

эмоционального тона занятия;

Поддержка альтернативности, множественности мнений;

Развитие

функции

общения

на

занятии,

как

условие

обеспечения

взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального

удовлетворения;

Скрытая

педагогически

целесообразная

дифференциация

по

возможностям, интересам, склонностям, способностям.

Использование оценки деятельности в качестве формирующего, а не

только результативного инструмента.

Для формирования и развития у обучающихся ключевых компетенций

необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию

личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня его

познавательной и творческой активности которую нужно рассматривать как

один

из

показателей

личностного

роста

обучающихся,

обеспечивающий

качество образования.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на

требования

к

качеству

современного

образования,

определяющемуся

образовательными достижениями учащихся:

Освоение предметных знаний по программе «Солнечные узоры»;

Умение применять эти знаний на практике;

Овладение

междисциплинарными,

коммуникационными

умениями,

умениями

работать

в

группах,

учиться

и

самосовершенствоваться,

решать проблему и другие.

Очевидно,

что

использовать

только

методы

традиционного

обучения

недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из

таких

технологий,

позволяющих

повысить

качество

образовательного

процесса, является метод проекта.

Используя

метод

проектов

в

своей

практике

уже

несколько

лет,

Сверидченко Н.В. с каждым годом все больше убеждается в эффективности

этого

метода.

Предпочитает

выполнять

проекты

с

обучающимися

при

изучении разделов программы 3-го и 4-го годов обучения: «Объемные цветы

из соломки», «Тематические аппликации», «Плетение из соломки». Считаю,

что именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить

себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество. В кабинете нашего

учреждения, созданы все условия для творческой работы: выставка работ

обучающихся

объединения,

подборки

репродукций

по

разным

темам

программы,

технологические

карты

и

эскизы,

копилка

достижений

обучающихся

объединения

«Солнечные

узоры».

Все

это

побуждает

обучающихся к выполнению творческих работ и проектов.

Следующий прием развития

творческих способностей

обучающихся -

использование

разнообразных

форм

занятий.

Педагог

в

своей

практике

постоянно

использую

нестандартные

формы

уроков.

Самыми

удачными

можно считать следующие

занятия: занятие – путешествие «Волшебные

превращения соломенной ленточки», «Волшебные превращения соломенной

трубочки» - 1 год обучения, «Крутим, вьем, чудеса создаем» - 3 год обучения,

«Животворящая святыня» - 4 год обучения

занятия-викторины, которые я

провожу по окончании изучения разных тем, заочные экскурсии и многие

другие.

В роли приема, входящего в методы развития творческих способностей

обучающихся,

выступают

занимательные

кроссворды,

шарады,

ребусы,

которые педагог так же использую в своей работе.

Проведение массовых мероприятий является одним из приемов развития

творческих способностей обучающихся. Ежегодно

проводится: открытые

занятия,

выставки-конкурсы,

мастер-классы,

выставки

творческих

работ,

обучающиеся участвуют в конкурсах разного уровня (районных, краевых,

всероссийских, международных), где постоянно занимают призовые места.

Участие обучающихся в научно - практических конференциях, конкурсах,

выставках

развивает не только познавательную и творческую активность

ребят, но и воспитывает в них чувство

ответственности за выполненную

работу, учит умению ценить прекрасное.

Развитие

творческих

способностей

на

занятиях

может

достигаться

приемами проблемного обучения. Проблемная ситуация создает атмосферу

удивления. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.е.

истинное

познание

всегда

сопровождается

эмоциями.

Эмоциональные

переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта,

парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это вызывает глубокие

эмоциональные переживания у ребят. Психологи выделяют неизвестное как

один

из

главных

компонентов

проблемной

ситуации.

Например,

при

изучении тем программы «Солнечные узоры» использую новые сведения о

материале

соломка,

о

необычном

применении

этого

материала,

новых

творческих

работах,

необычные

и

интересные

сведения

из

биографии

художников, архитекторов и т.п., то есть, такие сведения, которые не знакомы

обучающимся,

все

это

вызывает

заинтересованность

у

ребят.

А

значит,

повышает

познавательную

активность.

При

проведении

разнообразных

мероприятий

Сверидченко

Н.В.

использует

самую

разную

информацию.

Например: начинает рассказывать детям легенду: Чань – буддисты должны

уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными в течение долгих часов, при

этом уснуть во время медитации считалось постыдным. Однако знаменитый

патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе

отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы дали ростки чайного

куста, из листьев которого готовят теперь бодрящий напиток. Поэтому чай

считается бодрящим напитком.

При изучении темы «Плетение» обучающиеся с интересом узнают новые

сведения о мистическом узле, или еще его называют гордиев узел. Кто его

распутает, тот будет правителем.

Знакомимся с предметами искусства, например, при изучении раздела

«Тематические аппликации» рассматриваем репродукции картин известных

художников прошлого. Обучающимся очень нравятся наряды, они знакомятся

с

историческими

сведениями,

рассматриваем

архитектуру,

исторические

здания и необычные архитектурные сооружения, все это вызывает у них

неподдельный интерес.

В своей работе педагог использует элементы регионального компонента

(солома – это один из самых доступных природных материалов, т.к. наш край

сельскохозяйственный).

Что

также

является

одним

из

приемов

развития

творческих способностей обучающихся.

В нашем «Центре внешкольной работы» оборудован хороший кабинет

для занятий. Весь дидактический материал собран и оформлен по разделам и

темам программы. Для каждой группы разработано поурочное планирование,

имеются технологические карты, практические работы, образцы.

Чистота

и

уют

в

кабинете

влияют

на

развитие

познавательной

и

творческой

активности,

многие

учащиеся

говорят:

«Как

хорошо

у

вас

в

кабинете, мы здесь отдыхаем».

Обучающие ся

считают

занятия

прикладным

т во рч е с т вом

интересными, они придают достаточную мотивацию к обучению как самым

слабым, так и самым сильным. Занятия декоративно-прикладным искусством

– это уроки жизни. Этот предмет дает обучающимся

знания, умения и

навыки, которые необходимы каждый день в обыденной жизни (дети учатся

владеть

самыми

необходимыми

инструментами

(ножницы,

карандаши,

иголки, электроприборы). В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает

времени посидеть со своими детьми, научить или передать им умения по

самым

простым

действиям,

по

самому

элементарному:

вырезать

ровно

деталь, пришить или приклеить ее, прикрепить пуговицу, научиться работать

с электроприборами (глажка), да и многому другому, - эти занятия просто

необходимы.

Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их раскрывать

свои

возможности,

верить

в

себя,

что

в

дальнейшем

поможет

им

при

вхождении в современный социум.

Литература

1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. ТЦ Учитель,

2003.

3.Павлова М.Б., Пит Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в

технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред.

И.А.Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2003.

4.Светлова Е.Этикет и сервировка праздничного стола.- М.: ООО «Гамма

Пресс 200», ООО «ИКТЦ «Лада», 2002.



В раздел образования