Автор: Сорокина Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коммуникация. Альтернативная (дополнительная) коммуникация как система невербальной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Раздел: дополнительное образование
Сорокина Е.А.
Старший воспитатель ГБУ ЦССВ « Наш дом»
Коммуникация.
Альтернативная
(дополнительная)
коммуникация как система невербальной коммуникации у детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Что
такое
общение?
Какова
его
роль
в
нашей
жизни?
Насколько
общение важно для всех нас и наших детей?
Общение - это не просто беседа, а обмен информацией, это возможность
донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу.
В нашем привычном представлении обмен информацией происходит
при помощи слов.
Коммуникация – это процесс установления и развития контактов
между
людьми,
возникающий
в
связи
с
потребностью
в
совместной
деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся
взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Что делать ребенку, если способность выражать свои чувства и
желания
при
помощи
слов
ему
недоступна?
Если
ребёнок
не
совсем
обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё,
что ему так хочется выразить?
В
настоящее
время
является
актуальным
вопрос
социализации
и
интеграции
детей
с
множественными
тяжелыми
нарушения
развития
в
общество. В связи с этим необходимо отметить, что решение проблемы их
включения в активную жизнь социума невозможно без налаживания с ними
социального взаимодействия и коммуникации.
Ребёнок с ТМНР – это врожденные или приобретенные в раннем
возрасте сочетания нарушений различных функций организма.
Чаще всего
встречаются нарушения
нескольких функций организма
одновременно:
Интеллектуальные нарушения;
Двигательные нарушения;
Нарушения зрения или слуха, нарушение сенсорной интеграции;
Эпилепсия;
Расстройства аутистического спектра и эмоционально - волевой сферы;
Соматические заболевания.
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов,
в которой особо отмечается «необходимость использования дополнительных
и альтернативных способов общения…»
Альтернативная
и
дополнительная
коммуникация
(АДК)-
это
использование
дополнительных
средств
или
неречевых
способов
коммуникации,
таких
как
зрительный
контакт,
движения
глаз,
мимика,
жесты, положение тела, жесты, карточки, пиктограммы, символы и др.
Познакомимся
с
некоторыми
альтернативными
коммуникациями
в
работе с детьми со множественными и тяжелыми нарушениями развития.
1. Пиктограмма –
это
устойчивое
обозначение
какого-либо
предмета,
события, действия, явления с помощью условных знаков.
2. Леб – система: Система охватывает 60 символов (пиктограмм) и с
напечатанными под рисунками значениями слов.
Система состоит из символов, разделенных на 10 групп: общие знаки
взаимопонимания; слова, обозначающие качество; сообщение о состоянии
здоровья; посуда, продукты питания; предметы домашнего обихода; личная
гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых.
3. Голландская коммуникативная система.
Используются
картинки
–
символы
по
разным
темам.
Дети
учатся
составлять
предложения
с
помощью
символов.
(Наиболее
эффективно
-
использовать карточки для обозначения дейтсвий во время занятий (Дима
рисует, Саша клеет), а также мини-бытовых событий (Саша ест. Кошка спит).
4. Блисс - семантическая языковая система, способная замещать любой
другой естественный язык. Алфавитом служат не буквы, а определенное
количество
графических
базовых
символов,
представляющих
значения,
которые легко запомнить даже ребёнку.
5. «Говорящая книга».
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS). В основе
метода
лежит
тот
факт,
что
повод
для
общения
должен
предшествовать
фактической
речевой
деятельности.
Метод
начинается
с
определения
потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
6. Пооперационные карты. (Условные обозначения).
Пооперационные карты-карты, на которых в виде символов обозначена
четкая
последовательность
действий.
Это
схемы
отражающие
нужную
последовательность
действий
ребенка
при
сборах
на
прогулку,
при
сервировке стола, при ручной стирке вещей, при приготовлении блюд и т.д.
7. Макатон – это уникальная языковая программа с использованием
жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными
трудностями общаться.
Цели использования альтернативной коммуникации:
• построение функционирующей системы средствами альтернативной
коммуникации
для
повышения
самостоятельности
и
расширение
возможностей в повседневной жизни.
Задачи:
учить использовать визуальные средства общения;
учить использовать паралингвистические средства общения;
учить использовать кинестетические средства общения
учить использовать пиктографические символы в общении.
Основные принципы работы по внедрению системы
дополнительной коммуникации:
• Принцип «от более реального к более абстрактному».
При обучении использованию графической системы символов ребёнку
сначала
необходимо
предъявлять
фотографии
реального
объекта
(к
примеру, собаки), потом— рисунок с объектом, и затем— пиктограмму.
• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем
Коммуникации
—
жестов,
картинок
и,
например,
написанного
слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков
и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую
деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной
(звуковой) речи.
1. Показываем картинку «дом» и игрушку «дом»
2. Используем напечатанное слово «дом»
3. Показываем жест «дом»
• Принцип постоянной поддержки мотивации.
Обучение
использованию
любой
системы
дополнительной
коммуникации— это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая
требует
постоянного
обучения
персонала,
работающего
с
ребёнком,
постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда
система воспринимается легко и быстро.
• Принцип функционального использования в коммуникации.
Особенно
трудно
вывести
использование
системы
дополнительной
коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в
повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью
применения системы дополнительной коммуникации.
В работе с альтернативными системами коммуникации необходимо
учитывать
уровень
когнитивного
развития
ребенка,
его
возможности,
особенности познавательной сферы, что определяет количество и сложность
вводимых символов, и потребности ребенка.
Существуют упражнения по альтернативным системам, которые
разделены на 9 категорий.
1. Упражнения направленные на распознавание.
Цель:
научить
ребенка
самостоятельно
или
с
помощью
взрослого
возможным для него вербальными или невербальными средствами адекватно
прореагировать на воспринимаемые и называемые конкретные предметы и
абстрактные понятия.
2. Упражнения на воспроизведение.
Цель:
формирование
умение
вербально
или
невербально
обозначить
несколько или все основные элементы воспринимаемого или называемого
изображения.
3. Упражнения на развитие ассоциаций.
Цель:
формирование
умения
ребенка
спонтанно
или
по
указанию
осуществить или выразить простую и соответствующую связь между двумя
имеющимися или изображенными предметами.
4. Упражнения на классификацию.
Цель: формирование умения объединить 2 или более предмета согласно
предложенному или самостоятельно выбранному критерию.
5. Упражнения на приведение в соответствие.
Цель:
самостоятельное
или
с
помощью
взрослого
нахождение
и
исправление допущенных ошибок и неточностей.
6. Упражнения выбора.
Цель: спонтанно или по инструкции научить ребенка выбирать из массы
пиктограмм
необходимые
символы,
которые
позволят
дополнить
смысл
фразы, рассказа.
7. Упражнения на анализ и синтез.
Цель:
обучение
ребенка
объединять
различные
символы
в
единое
выражение.
8. Упражнения на сериацию.
Цель:
научить
ребенка
спонтанно
или
по
инструкции,
имея
серии
перемешанных
пиктограмм,
размещать
их
в
порядке
логической
последовательности.
9. Упражнения на изобретение.
Цель:
имея
несколько
пиктограмм,
ребенок
должен
выразить
свою
мысль, добавив отсутствующий символ, изобретая его.
Каковы же условия установление коммуникации с детьми с
тяжелыми множественными нарушениями развития?
Когда мы говорим о развитии коммуникации, необходимо в первую
очередь позаботиться о том, чтобы действия ребенка влияли на поведение
взрослых. Воспитанник должен понимать, что его сигналы (вокализации,
мимика, движения тела, жесты) замечаются, вызывают ответную реакцию
ухаживающего взрослого и становятся средством воздействия на окружа-
ющую ситуацию. Еще до начала целенаправленной коммуникации должен
запуститься механизм, который, сточки зрения ребенка, можно описать как:
«Мне плохо - я плачу - взрослый замечает меня и помогает мне».
Для
успешного
овладения
коммуникацией
необходимы
стабильные
ответы на знаки ребенка и побуждение его к проявлению своих потребностей
доступными ему способами. Именно поэтому для развития коммуникативных
возможностей ребенка необходимо использовать любую ситуацию контакта
взрослого с воспитанником. Если возможности детей сильно ограничены,
необходимо особенно внимательно относиться к таким не всегда очевидным
проявлениям,
как
изменение
дыхания,
частоты
сердцебиений,
тремор,
потливость, повышение мышечного тонуса, замирание, появление «мурашек»
на
коже
и
т.п.
Они
могут
нам
помочь
понять
реакцию
ребенка
и
его
отношение к происходящему.
Известно,
что
все
мы
лучше
учимся,
когда
мы заинтересованы
и
мотивированы. Такие
ситуации
часто
возникают
а б с ол ют н о
незапланированно, когда ребенок увлекается определенным предметом или
идеей.
Важно
заметить
эти
моменты
и
постараться
их
максимально
использовать. Если ребенок заинтересовался чем-то, смотрит на предмет, его
необходимо назвать, дать потрогать, исследовать поближе.
Важным
условием
обучения
является
наличие
спокойной
доброжелательной
обстановки,
со
знакомыми,
безопасными
взрослыми.
Поэтому необходимо создать вокруг ребенка стабильный круг знакомых
людей. Через установление эмоционального контакта со значимым взрослым
ребенок научится проявлять эмоции, затем вступать во взаимодействие с
большим
количеством
людей
-
сначала
со
взрослыми,
а
затем
и
со
сверстниками.
Для
того
чтобы
ребенок
чувствовал
себя
в
безопасности
и
мог
развиваться, он должен понимать, что и когда с ним будет происходить. Все
действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми,
должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в
данный
момент,
какие
действия
планируются
в
дальнейшем.
Даже
если
требуется просто поменять памперс, вытереть нос, поправить волосы или
очки, переложить на другое место или перевернуть, необходимо сообщить
ребенку об этом, а при нарушении зрения еще и дотронуться до того места на
теле, где будет совершена манипуляция. Предупреждение ребенка о том,
какое
событие
сейчас
будет
происходить,
может
звучать
так:
«Сейчас
я
посажу тебя в коляску», «Сейчас будем мыться». Взрослый комментирует
все, что он делает с ребенком: «Снимаем свитер: достаем одну руку, голову,
другую руку». Это необходимо даже для ребенка, который предположительно
не понимает обращенную речь.
П о
в о з м о ж н о с т и
н е о б х о д и м о
с о б л ю д а т ь постоянную
последовательность действий, использовать одни и те же знаки для каждого
этапа или события. Особым образом стоит обозначить начало процесса и его
окончание. Тем самым создается предсказуемость событий. В дальнейшем
для
облегчения
понимания
более
длинных
последовательностей
можно
использовать расписания из предметов, фотографий или символов.
Основные правила общения с детьми с ТМНР
1.
Прежде
чем
сказать
что-то,
убедитесь,
что
ребенок
готов
вас
услышать.
Когда
вы
обращаетесь
к
ребенку,
необходимо
обратить
на
себя
его
внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный
момент, который часто не учитывается при общении с детьми. Ребенок не
услышит вас, если он в это время чем-то занят: играет, ест (жует), ходит в
туалет, занят аутостимуляцией. Во всех этих ситуациях ребенок поглощен
другим процессом и не сможет воспринять ваше обращение. Готовность
услышать
обычно
выражается
невербально
(сосредоточение
взгляда,
замирание, изменение общего тонуса и т.д.).
2.
Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому,
начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше
лицо
оказалось
в
поле
его
зрения.
Если
ребенку
требуется
приложить
слишком много усилий для того, чтобы найти собеседника, то очень быстро
он устанет, интерес к общению угаснет.
3.
Постарайтесь говорить мало и не быстро.
Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо
говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь уже
половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем
гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает речь в
«шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Облегчает
понимание
хорошо
артикулированная,
лаконичная
фраза,
которую
можно
сопровождать
одним-двумя
жестами.
Так
фразу:
«Идем
гулять»
может
сопровождать жест «Гулять» , а фразу: «Пора обедать» - жест «Еда» .
4.
После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
Общение
-
это
обмен
репликами.
Не
забывайте
оставлять
ребенку
возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой
(иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы,
а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам
отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же.
Вероятно,
вначале
это
будут
не
слова,
а
вокализация,
жест,
взгляд
или
изменение тонуса.
Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом,
обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим
ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
5.
Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от
чего он отказался.
Общение - это способ повлиять на окружающее, поэтому так важно дать
ребенку то, что он просит, или не делать с ним того, от чего он отказался. Без
соблюдения
этого
правила
у
ребенка
не
формируется
или
пропадает
мотивация для ответа.
Некоторые воздействия и манипуляции необходимо сделать независимо
от желания. Например, выпить горькое лекарство во время болезни. В этом
случае необходимо просто предупредить ребенка о том, что будет (сообщить
о
необходимости),
после
процедуры
посочувствовать
и
похвалить
за
мужество и преодоление трудностей.
6.
Важно не забывать обращаться к ребенку по имени!
Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся,
Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они
могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас
варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему
именно так.
Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации
Перечислим базовые умения, которые лежат в основе как коммуникации,
так и обучения в целом.
1.
Сосредотачивать
взгляд
на
предмете
и
прослеживать
его
пе-
ремещение.
Наше знакомство и познание мира во многом происходят через зрение.
Поэтому первое, чему необходимо научить ребенка, - фиксировать взгляд на
предмете.
Сначала
это
может
быть
яркий,
привлекательный,
возможно,
светящийся,
но
не
мигающий
предмет
(фонарик,
светящаяся
игрушка,
блестящий шарик и т.п.). Важно найти расстояние и позицию, в которой
ребенок сможет заметить этот объект. Когда ребенок научился фиксировать
взгляд на предмете, необходимо учить его прослеживанию в разных на-
правлениях. Для этого медленно и с небольшой амплитудой перемещайте
предмет вправо и влево, вверх и вниз, затем по кругу в разных направлениях.
Дополнительно
можно
использовать
звучание
(например,
бубенчики
быстрее привлекут внимание, чем просто блестящий шарик). Но на следу-
ющем этапе важно убрать звук, чтобы ребенок использовал именно зрение.
Параллельно с этим формируется умение фиксировать взгляд на лице
говорящего с ребенком взрослого.
Прослеживание - это сложный навык, и обучение ему может затянуться.
2.
Отказываться и соглашаться.
У любого человека в жизни есть предпочтения. Мы что-то любим, что-то
терпим, а чего-то активно избегаем. Такие предпочтения есть и у детей. Если
внимательно понаблюдать за ребенком с ТМНР, можно заметить те ситуации,
объекты и воздействия, которые доставляют ему дискомфорт и которых он
старается
избегать.
Это
может
проявляться
по-разному:
отворачивается,
закрывает глаза, закрывает рот, выплевывает и т.д. Такая ситуация хороша
для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» доступным ему способом.
Заметив реакцию отказа, необходимо озвучить ее: «Ты не хочешь, нет»,
одновременно помочь ребенку показать «нет» жестом, отодвинуть тарелку
или игрушку рукой, покачать головой или отвернуться, в зависимости от его
возможностей. Постепенно ребенок начнет вам подражать и отказываться от
неприятного
тем
способом,
которому
вы
его
обучили.
Еще
раз
стоит
напомнить, что, если ребенок отказывается от этой игрушки или еды, не надо
настаивать, иначе желание отвечать вам пропадет, не окрепнув.
3.
Выбирать
Для
того
чтобы
научить
ребенка
выбирать,
мы
предлагаем
ему
два
равнозначных предмета (белый хлеб и черный, расческу и щетку для волос,
красные и зеленые колготки, мячик и погремушку) и спрашиваем, что он
хочет. Ребенок должен быть знаком с обоими предметами (нельзя узнать,
хочешь ли ты шоколад, если никогда его не пробовал). Предъявив объекты в
поле зрения ребенка и назвав их, ждем реакции: ребенок потянется к одному
из них. Озвучиваем его выбор: «Ты выбрал мячик, будем играть в мячик».
Одновременно другой предмет убирается из поля зрения. В начале обучения
такой выбор может быть случайным - как выбор может быть расценена любая
активность ребенка в сторону одного из предметов (посмотрел, задел рукой,
потянулся ртом и т.п.). Важно закрепить эту реакцию, чтобы для ребенка она
всегда служила способом выбирать. Часто, особенно в начале обучения, этот
выбор оказывается неверным (ребенок хотел не то, на что показал), в этом
случае он обычно начинает проявлять негативизм или пользуется доступным
ему способом отказа. Тогда возвращаем в поле зрения ребенка оба предмета и
снова спрашиваем, что же он выбирает. Чем более значимы для ребенка
предметы,
из
которых
ему
предлагается
выбор,
тем
скорее
он
научится
осознанно выбирать.
Работа
по
формированию
коммуникации
и
речи
-
длительная
и
кропотливая.
Она
требует
участия
логопеда
и
дефектолога
-
как
людей,
которые разбираются в том, какие умения и навыки актуальны для ребенка на
данном этапе. Однако если все взрослые, взаимодействующие с ребенком,
будут
соблюдать
перечисленные
выше
правила
общения
и
активно
поддерживать выбранные стратегии коммуникации, ребенок легче и быстрее
освоит доступные ему способы общения и с большим желанием будет их
применять в повседневной жизни.
Литература:
Наиболее подробно различные подходы к АДК рассмотрены в книге
Стивена фон Теннера Введение в альтернативную и дополнительную ком-
муникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и
интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического
спектра - М.: Теревинф, 2017.
Особенности
обучения
коммуникации
детей
с
сочетанными
нарушениями
и
специфика
обучения
слепоглухих
детей
описана
в
трехтомнике Перкинс школа: Руководство по обучению детей с нарушениями
зрения и множественными нарушениями развития/под ред. Кэти Хайд. -
М.:Теревинф, 2011
Методика обучения при помощи обмена карточками подробно расписана
в книге Лори Фрост Система альтернативной коммуникации с помощью
карточек (PECS): руководство для педагогов – М.: Теревинф, 2011. Работе с
использованием
языковой
программы
Макатон
можно
научиться
на
семинарах «Языковая программа Макатон. Базовый курс» в РБОО «Центр
лечебной педагогики».
Развивающий
уход
за
детьми
с
тяжелыми
и
множественными
нарушениями развития / [О.С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.]; под ред.
А.Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018.– 114 с.
Множество
идей
и
рекомендаций
по
обучению
детей
глобальному
чтению можно взять из книги Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи
детей с нарушенным слухом в семье. - М.: Просвещение, 1991.
Много
практических
рекомендаций
дано
в
книге Мойры Питерсы и
Робина Трилора Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической
помощи детям с отклонениями в развитии. - М.: Ассоциация Даун Синдром,
1997.
Преодолению
проблем
коммуникации
посвящена
Книга
3:
Навыки
общения.