Автор: Сорокина Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационные методы семейного воспитания детей в условиях интернатных учреждений.
Раздел: дополнительное образование
Старший воспитатель
ЦССВ «Наш дом» ДСЗН города Москвы
Сорокина Елена Александровна.
Инновационные методы семейного воспитания детей в
интернатных учреждениях
Основной
особенностью
социализации
воспитанников
интернатных
учреждений является замещение одного из основных институтов социализации
семьи
-
учреждением.
Это
приводит
к
деформации
процесса
социализации,
последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка,
воспитывающегося вне семьи. В связи с этим возникают условия, которые могут
рассматриваться
как
факторы,
затрудняющие
социализацию
воспитанников
интернатных учреждений, а именно:
• Социальный статус ребенка из интернатного учреждения определяется тем,
что он -« ничей» ребенок;
• Дети-сироты
должны
ориентироваться
на
официально
принятые
нормативы, который нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны
или односторонни;
• Большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и
психическом развитии, число детей-сирот с отклонениями в развитии составляет
70-80%;
• Ярко
проявляется
дефицит
индивидуализированного
общения
со
взрослыми;
• Ограничение социальной активности ребенка;
• Недостаточное
включение
ребенка
в
разные
виды
практической
деятельности;
• Происходит ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и
социального опыта;
• Общение со сверстниками имеет принудительный характер; необходимо
адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному
напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию;
• Регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личного выбора,
приводящие к подавлению самостоятельности и инициативности, затрудняющие
саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля.
• Дефицит
людей
и
образцов
социального
поведения
для
подражания
и
усвоения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального
опыта;
• Контакты
ребенка
с
более
широкой
социальной
действительностью
ограничены,
т.к.
учреждения
интернатного
типа
находятся
в
некоторой
изолированности
и
отстраненности
от
реальной
жизни,
в
результате
у
воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира;
• В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно
складывается детдомовское «мы», дети делят мир на «свои» и «они». От «чужих»
они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность
по отношению ко всем «чужим» и «своим», детдомовцам.
Эти
причины
определяют
о собенно сти
социализации
д е т е й ,
воспитывающихся
в
учреждениях,
которые
наиболее
ярко
проявляются
у
выпускников. Для последних характерно наличие следующих черт, выраженных в
той или иной степени:
1.Иждивенчество,
непонимание
материальной
стороны
жизни,
вопросов
собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;
2.Трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где
требуется строить отношения;
3.Инфантилизм,
замедленное
самоопределение,
незнание
и
неприятие
самого себя как личности, неспособность к созидательному выбору своей судьбы;
4.Перегруженность
отрицательным
опытом,
негативными
ценностями
и
образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и
образцов успеха.
5. При отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит еще
больше усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии
по
отношению
к
внешнему
миру,
т.к.
государство
не
выполняет
своих
обязательств,
а
общественность
считает
траты
на
детей-сирот
непомерно
большими.
Все эти характеристики социального портрета выпускника, можно считать
разнообразными
проявлениями
сформировавшейся
«позиции
сироты».
Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать большой объем
содержания
социальной
адаптации,
чтобы
быть
готовым
к
самостоятельной
жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать
внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Перед воспитателем стоит задача - оказания помощи ребенку, увеличение
количества хороших и уменьшения плохих сторон. Для этого необходимо знать,
какие сильные стороны у ребенка имеются и в чем он отстает. С этой целью
воспитатели,
работающие
с
детьми,
должны
иметь
диагностическую
карту
развития качеств детей данного возраста. Диагностическая карта разрабатывается
психологом совместно с воспитателем. На основании анализа выделяются пункты
для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем помочь ребенку,
чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Все специалисты -
воспитатель, психолог, социальный педагог - выделяют для себя те направления
работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную сторону,
Воспитатели
групп
используют
методику
для
обучения
навыкам,
для
руководства( ежедневный распорядок дня) и для поддержки детей ( согласование с
обязанностями развития подростка).
Методика работы учреждения определяется следующими составляющими:
1.
Ежедневным распорядком дня;
2.
Правилами поведения - четкими договоренностями о том, что
позволено ( не позволено) детям и подросткам в различных ситуациях;
3.
Разделение на этапы - распределением времени нахождения ребенка
в учреждении на различные фазы;
4.
Приемами работы воспитателей групп, каким образом они
руководят детьми, обучают новым навыкам и реагируют на случаи
нежелательного поведения;
5.
Согласованием с обязанностями развития ребенка или подростка, т.е.
согласование руководства ребенком (или подростком) с теми обязанностями, с
которыми он сталкивается, проходя различные возрастные этапы;
6.
Обращением со случаями экспериментального проблемного поведения,
т.е. приемами работы в случаях кризисных ситуаций и аномалий поведения.
Составляющие с 1-5 включительно являются основой методики работы с
группой. При использовании модели компетенции в работе с группой эти пять
составляющих
будут
лежать
в
основе
повседневной
работы.
Обращение
со
случаями экспериментального проблемного поведения, т.е. шестая составляющая,
во многих случаях входит в компетенцию узких специалистов.
МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Ниже изложены методы работы, при помощи которых воспитатели могут
стимулировать одобряемое поведение и уменьшать неодобряемое.
Методы обучения одобряемому
Методы уменьшения и
прекращения
поведению
неодобряемого поведения
Сказать что-то приятное.
Стоп
(положительное внимание)
1. Вступите в контакт.2. Скажите,
что
1. Вступите в контакт.
ребенок делает плохо.
2.Скажите что-то о том, чем ребенок
занят
2. 3.Попросите его перестать.
или о нем самом
ПОЯСНЕНИЕ :дети при этом
ничему не
ПОЯСНЕНИЕ:
желательнее
говорить
о том,
учатся, лучше дать указание;
чем ребенок занят.
«вступить в контакт» - не значит,
что
Обратная связь.
вам обязательно это удастся,
(положительная информация)
продолжайте дальше, даже если
ребенок
1. Вступите в контакт
не сразу реагирует;
2.Скажите,что у ребенка хорошо
получается
надо быть осторожным в
физических
контактах (к детям можно
прикасаться
3.Объясните почему.
в исключительных случаях, к
Инструкция
подросткам- никогда);
1 .Вступите в контакт.
хороший метод вступления в
контакт -
2.Скажите, что ребенку надо
описание того, что вы видите в
сделать
данный
3. Как надо сделать.
момент.
Показ
Инструкция
1. Вступите в контакт
1. Вступите в контакт.
2.Скажите, что ребенку надо
делать.
2.Скажите, что ребенку надо
делать.
З. Как делать
ПОЯСНЕНИЕ: говорите о том,
что ребенок
4. Покажите
должен делать, а не о том, чего он
не
Упражнения
должен делать.
1. Вступите в контакт.
2. 2.Скажите, что ребенку надо
сделать.
3. 3. Скажите, как надо сделать.
4. 4.Покажите.
5. 5.Пусть ребенок упражняется.
Воспитатели,
работающие
с
группами,
часто
прибегают
к
подробным
методам
работы,
тем
самым
подкрепляя
положительное
поведение
ребенка.
Пример:
При
объяснении
некоторых
навыков
показ
их
воспитателем,
руководителем группы как бы само собой разумеющееся явление. Чистка зубов -
хороший тому пример,
Воспитатель: «Смотри, Артем! Вот моя зубная щетка. Я сейчас тебе покажу,
как надо чистить зубы. Вот так. Видишь?»
Прием показа можно использовать при тренировке разнообразных навыков:
показать, как моют посуду, как правильно о чем-нибудь попросить кого-нибудь и
т.д. Тренировка или упражнение
1.
Вступите в контакт
2.
Скажите, чем ребенок должен заняться
3.
Объясните ему, как это делать.
4.
Покажите,
как надо делать.
5.
Дайте
ребенку потренироваться.
Тренировка - это еще один шаг вперед по сравнению с наказом и показом.
Воспитатель просит ребенка поупражняться в навыке под своим присмотром,
давая
при
этом
наказы,
если
в
этом
есть
необходимость,
и,
в
особенности,
осуществляя
обратную
связь
и
наделяя
ребенка
похвалами
за
то,
что
он
упражняется в навыках. Пример. Ситуация с Артемом продолжается следующим
образом:» я тебе показала, как надо . А теперь - ты ( Артем начинает чистить
зубы)
Молодец,
Артем!
Не
забудь
почистить
и
с
другой
стороны.
Вот
так.
Отлично!»
Метод обратной связи используется тогда, когда ребенок уже занят чем-
нибудь положительным. Метод объяснения используется тогда, когда ребенок не
проявляет определенного поведения, ожидаемого от него в данной ситуации. В
заключении
еще
раз
хочется
подчеркнуть,
что
главная
цель
социального
воспитания
детей-сирот
-
воспитание
успешных
и
самостоятельных
молодых
людей, способных решать возникающие проблемы, находить выход в различных
жизненных ситуациях, принимать адекватные социально одобряемые решения.
Это будет возможным, если уже в стенах интернатного учреждения ребенок
приобретает опыт решения различных жизненно важных задач через обыгрывание
различных жизненных ситуаций.
Литература :
1. Т.И. Шульга , В. Слот, Х. Спаниярд. Методика работы с детьми « группы
риска». М., УРОА, 1999;
2.О.Н.Волжина
Педагогическое
сопровождение
семейного
воспитания:
программы родительского всеобуча – СПб: КАРО, 2005 ;
3.Т.В.
Свадьбина,
А.Б.
Любимов
Современная
семья:
методология,
проблемы, перспективы, Нижний новгород, 2005.