Напоминание

Инновационные методы семейного воспитания детей в условиях интернатных учреждений.


Автор: Сорокина Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационные методы семейного воспитания детей в условиях интернатных учреждений.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Старший воспитатель

ЦССВ «Наш дом» ДСЗН города Москвы

Сорокина Елена Александровна.

Инновационные методы семейного воспитания детей в

интернатных учреждениях

Основной

особенностью

социализации

воспитанников

интернатных

учреждений является замещение одного из основных институтов социализации

семьи

-

учреждением.

Это

приводит

к

деформации

процесса

социализации,

последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка,

воспитывающегося вне семьи. В связи с этим возникают условия, которые могут

рассматриваться

как

факторы,

затрудняющие

социализацию

воспитанников

интернатных учреждений, а именно:

• Социальный статус ребенка из интернатного учреждения определяется тем,

что он -« ничей» ребенок;

• Дети-сироты

должны

ориентироваться

на

официально

принятые

нормативы, который нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны

или односторонни;

• Большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и

психическом развитии, число детей-сирот с отклонениями в развитии составляет

70-80%;

• Ярко

проявляется

дефицит

индивидуализированного

общения

со

взрослыми;

• Ограничение социальной активности ребенка;

• Недостаточное

включение

ребенка

в

разные

виды

практической

деятельности;

• Происходит ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и

социального опыта;

• Общение со сверстниками имеет принудительный характер; необходимо

адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному

напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию;

• Регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личного выбора,

приводящие к подавлению самостоятельности и инициативности, затрудняющие

саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля.

• Дефицит

людей

и

образцов

социального

поведения

для

подражания

и

усвоения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального

опыта;

• Контакты

ребенка

с

более

широкой

социальной

действительностью

ограничены,

т.к.

учреждения

интернатного

типа

находятся

в

некоторой

изолированности

и

отстраненности

от

реальной

жизни,

в

результате

у

воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира;

• В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно

складывается детдомовское «мы», дети делят мир на «свои» и «они». От «чужих»

они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность

по отношению ко всем «чужим» и «своим», детдомовцам.

Эти

причины

определяют

о собенно сти

социализации

д е т е й ,

воспитывающихся

в

учреждениях,

которые

наиболее

ярко

проявляются

у

выпускников. Для последних характерно наличие следующих черт, выраженных в

той или иной степени:

1.Иждивенчество,

непонимание

материальной

стороны

жизни,

вопросов

собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;

2.Трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где

требуется строить отношения;

3.Инфантилизм,

замедленное

самоопределение,

незнание

и

неприятие

самого себя как личности, неспособность к созидательному выбору своей судьбы;

4.Перегруженность

отрицательным

опытом,

негативными

ценностями

и

образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и

образцов успеха.

5. При отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит еще

больше усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии

по

отношению

к

внешнему

миру,

т.к.

государство

не

выполняет

своих

обязательств,

а

общественность

считает

траты

на

детей-сирот

непомерно

большими.

Все эти характеристики социального портрета выпускника, можно считать

разнообразными

проявлениями

сформировавшейся

«позиции

сироты».

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать большой объем

содержания

социальной

адаптации,

чтобы

быть

готовым

к

самостоятельной

жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать

внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В ИНТЕРНАТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Перед воспитателем стоит задача - оказания помощи ребенку, увеличение

количества хороших и уменьшения плохих сторон. Для этого необходимо знать,

какие сильные стороны у ребенка имеются и в чем он отстает. С этой целью

воспитатели,

работающие

с

детьми,

должны

иметь

диагностическую

карту

развития качеств детей данного возраста. Диагностическая карта разрабатывается

психологом совместно с воспитателем. На основании анализа выделяются пункты

для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем помочь ребенку,

чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Все специалисты -

воспитатель, психолог, социальный педагог - выделяют для себя те направления

работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную сторону,

Воспитатели

групп

используют

методику

для

обучения

навыкам,

для

руководства( ежедневный распорядок дня) и для поддержки детей ( согласование с

обязанностями развития подростка).

Методика работы учреждения определяется следующими составляющими:

1.

Ежедневным распорядком дня;

2.

Правилами поведения - четкими договоренностями о том, что

позволено ( не позволено) детям и подросткам в различных ситуациях;

3.

Разделение на этапы - распределением времени нахождения ребенка

в учреждении на различные фазы;

4.

Приемами работы воспитателей групп, каким образом они

руководят детьми, обучают новым навыкам и реагируют на случаи

нежелательного поведения;

5.

Согласованием с обязанностями развития ребенка или подростка, т.е.

согласование руководства ребенком (или подростком) с теми обязанностями, с

которыми он сталкивается, проходя различные возрастные этапы;

6.

Обращением со случаями экспериментального проблемного поведения,

т.е. приемами работы в случаях кризисных ситуаций и аномалий поведения.

Составляющие с 1-5 включительно являются основой методики работы с

группой. При использовании модели компетенции в работе с группой эти пять

составляющих

будут

лежать

в

основе

повседневной

работы.

Обращение

со

случаями экспериментального проблемного поведения, т.е. шестая составляющая,

во многих случаях входит в компетенцию узких специалистов.

МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Ниже изложены методы работы, при помощи которых воспитатели могут

стимулировать одобряемое поведение и уменьшать неодобряемое.

Методы обучения одобряемому

Методы уменьшения и

прекращения

поведению

неодобряемого поведения

Сказать что-то приятное.

Стоп

(положительное внимание)

1. Вступите в контакт.2. Скажите,

что

1. Вступите в контакт.

ребенок делает плохо.

2.Скажите что-то о том, чем ребенок

занят

2. 3.Попросите его перестать.

или о нем самом

ПОЯСНЕНИЕ :дети при этом

ничему не

ПОЯСНЕНИЕ:

желательнее

говорить

о том,

учатся, лучше дать указание;

чем ребенок занят.

«вступить в контакт» - не значит,

что

Обратная связь.

вам обязательно это удастся,

(положительная информация)

продолжайте дальше, даже если

ребенок

1. Вступите в контакт

не сразу реагирует;

2.Скажите,что у ребенка хорошо

получается

надо быть осторожным в

физических

контактах (к детям можно

прикасаться

3.Объясните почему.

в исключительных случаях, к

Инструкция

подросткам- никогда);

1 .Вступите в контакт.

хороший метод вступления в

контакт -

2.Скажите, что ребенку надо

описание того, что вы видите в

сделать

данный

3. Как надо сделать.

момент.

Показ

Инструкция

1. Вступите в контакт

1. Вступите в контакт.

2.Скажите, что ребенку надо

делать.

2.Скажите, что ребенку надо

делать.

З. Как делать

ПОЯСНЕНИЕ: говорите о том,

что ребенок

4. Покажите

должен делать, а не о том, чего он

не

Упражнения

должен делать.

1. Вступите в контакт.

2. 2.Скажите, что ребенку надо

сделать.

3. 3. Скажите, как надо сделать.

4. 4.Покажите.

5. 5.Пусть ребенок упражняется.

Воспитатели,

работающие

с

группами,

часто

прибегают

к

подробным

методам

работы,

тем

самым

подкрепляя

положительное

поведение

ребенка.

Пример:

При

объяснении

некоторых

навыков

показ

их

воспитателем,

руководителем группы как бы само собой разумеющееся явление. Чистка зубов -

хороший тому пример,

Воспитатель: «Смотри, Артем! Вот моя зубная щетка. Я сейчас тебе покажу,

как надо чистить зубы. Вот так. Видишь?»

Прием показа можно использовать при тренировке разнообразных навыков:

показать, как моют посуду, как правильно о чем-нибудь попросить кого-нибудь и

т.д. Тренировка или упражнение

1.

Вступите в контакт

2.

Скажите, чем ребенок должен заняться

3.

Объясните ему, как это делать.

4.

Покажите,

как надо делать.

5.

Дайте

ребенку потренироваться.

Тренировка - это еще один шаг вперед по сравнению с наказом и показом.

Воспитатель просит ребенка поупражняться в навыке под своим присмотром,

давая

при

этом

наказы,

если

в

этом

есть

необходимость,

и,

в

особенности,

осуществляя

обратную

связь

и

наделяя

ребенка

похвалами

за

то,

что

он

упражняется в навыках. Пример. Ситуация с Артемом продолжается следующим

образом:» я тебе показала, как надо . А теперь - ты ( Артем начинает чистить

зубы)

Молодец,

Артем!

Не

забудь

почистить

и

с

другой

стороны.

Вот

так.

Отлично!»

Метод обратной связи используется тогда, когда ребенок уже занят чем-

нибудь положительным. Метод объяснения используется тогда, когда ребенок не

проявляет определенного поведения, ожидаемого от него в данной ситуации. В

заключении

еще

раз

хочется

подчеркнуть,

что

главная

цель

социального

воспитания

детей-сирот

-

воспитание

успешных

и

самостоятельных

молодых

людей, способных решать возникающие проблемы, находить выход в различных

жизненных ситуациях, принимать адекватные социально одобряемые решения.

Это будет возможным, если уже в стенах интернатного учреждения ребенок

приобретает опыт решения различных жизненно важных задач через обыгрывание

различных жизненных ситуаций.

Литература :

1. Т.И. Шульга , В. Слот, Х. Спаниярд. Методика работы с детьми « группы

риска». М., УРОА, 1999;

2.О.Н.Волжина

Педагогическое

сопровождение

семейного

воспитания:

программы родительского всеобуча – СПб: КАРО, 2005 ;

3.Т.В.

Свадьбина,

А.Б.

Любимов

Современная

семья:

методология,

проблемы, перспективы, Нижний новгород, 2005.



В раздел образования