Напоминание

Психолого-педагогические проблемы развития подростков с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальным нарушением).


Автор: Сорокина Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психолого-педагогические проблемы развития подростков с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальным нарушением).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сорокина Е.А.

Старший воспитатель ГБУ ЦССВ « Наш дом»

Психолого-педагогические проблемы развития подростков с

ограниченными возможностями здоровья

(с интеллектуальным нарушением).

Российское

общество

переживает

нравственно-этический

кризис:

человек

отходит

от

осознания

духовных

основ

жизни,

теряет

основания

своего собственного бытия. Реалиями современного российского общества

стали рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности и

другие.

В

обществе

происходит

нарушение социально-экономических

и

морально-этических

основ.

В

этих

условиях

сложнее

всего

формируется

нравственная позиция личности.

Особенно

восприимчивой

к

внешнему

воздействию

социально-

демографической

группой

являются

подростки

с

ограниченными

возможностями здоровья, активно усваивающие доминирующие культурные

стереотипы.

Подростковый

возраст

это

возраст

закладки

основ

системы

поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части

подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным

идеалам.

Это

происходит

потому,

что

мотивы

его

поведения

еще

неустойчивы,

он

не

способен

полностью

управлять

своим

поведением:

действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих.

В

подростковом

возрасте

проявляется

достаточно

осознанная

потребность

к

самовоспитанию.

Так,

стремясь

развить

в

себе

волю

и

различные качества, учащиеся нередко прибегают к методам, опасным для

здоровья

(например,

использование

болевых

приемов

для

проверки

стойкости).

Основное

новообразование

этого

возраста

социальное

сознание,

перенесённое внутрь, - самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается

только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также

становится возможным и более глубокое понимание других людей.

Ещё

одно

новообразование,

возникающее

в

конце

переходного

возраста (по данным Л.И. Божович), - это самоопределение. Идеи выбора

жизненного

пути,

своих

ценностных

ориентаций,

своего

идеала,

своего

друга,

своей

профессии

становятся

основополагающими

целями

подросткового возраста.

Личностное новообразование – появление чувства взрослости.

Таким образом, нравственные ориентации подростка с ограниченными

возможностями

здоровья,

с

одной

стороны,

детерминированы

факторами

среды и воспитания, с другой – индивидуальностью и уровнем психического

развития личности.

Своеобразие нравственно-этического

воспитания

определяется

особенностями аномального развития подростка с нарушением интеллекта,

а именно:

1) особенностями познавательной деятельности;

2) особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка;

3) особенностями формирования характера.

Нарушение

познавательной

деятельности

п о д р о с т к а

с

интеллектуальным

нарушением

затрудняет

его

общение

с

окружающим

миром. В результате этого при поступлении в социальное учреждение имеет

недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности,

он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и

явлениями

общественной

жизни.

Во

взаимоотношениях

людей,

в

наблюдаемых

явлениях

подросток

не

умеет

вскрыть

причинно-

следственную зависимость. Поэтому он не может сравнить свое поведение с

поведением

окружающих,

ясно

себе

представить

последствия

того

или

иного

поступка,

дать

правильную

оценку

моральным

побуждениям.

Результатом этого является не понимание широких социальных связей и

отношений. Все это нередко приводит подростка

с

интеллектуальным

нарушением к нарушению норм поведения, к безнравственным проступкам.

Особенности эмоционально-волевой сферы также создают трудности

для нравственно-этического воспитания. Зная индивидуальные особенности

таких воспитанников, необходимо дифференцированно подходит к каждому

из них: определить причину возникших трудностей (этиология заболевания,

характер поражения мозга ребенка и т. п.).

Патологические особенности эмоционально-волевой сферы, которыми

обычно отличаются

подростки

с интеллектуальным нарушением,

могут

быть следствием неправильного отношения к нему родителей, взрослых.

Неправильное отношение к подростку с интеллектуальным нарушением со

стороны

взрослых

часто

выражается

в

том,

что

они

слишком

к

нему

снисходительны, в нем видят только больного ребенка, который нуждается

во всемерной помощи, а сам никогда и ничего сделать не сможет.

В результате такого отношения подросток быстро усваивает нормы

своего поведения: «мне все обязаны», «я ничего сам не могу». Это может

привести к полному иждивенчеству. Преодолеть возникшие трудности можно

только

правильным

отношением,

основанным

на

глубоком

изучении

индивидуальных особенностей подростка, внимании и уважении к нему.

Трудности в нравственно-этическом воспитании возникают и тогда,

когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не

видят мотивов поведения подростка.

Иногда подросток с интеллектуальным нарушением поступает внешне

правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения: «Так

требуют, если не сделаю — накажут, будут сердиться, так велят» или: «Так

нельзя, не разрешают». И наоборот, неправильные поступки совершаются

подростками

с

интеллектуальным

нарушением

не

всегда

из

плохих

побуждений. В основе их поступков может лежать непонимание ситуации и

отношений, известная несдержанность, явившаяся следствием повышенной

возбудимости нервной системы, или другие причины, в которых педагог

(воспитатель) и родители обязаны разобраться.

Большое значение для преодоления трудностей нравственно-этического

воспитания,

связанных

с

отклонениями

в

эмоционально-волевой

сфере,

имеет вовлечение таких подростков в коллективный, общественно полезный

труд.

Следовательно,

для

преодоления

трудностей

эмоционально-волевой

сферы подростка с интеллектуальным нарушением надо соответствующим

образом организовать его жизнь, установить четкий режим в быту и труде.

Особенности

поведения

детей

с

интеллектуальными

нарушениями,

связанные с отклонениями в характере.

Характер — это сложившийся и

укрепившийся

под

влиянием

жизненных

воздействий

и

воспитания

определенный стиль отношений и поведения человека.

Индивидуальные

черты

характера

человека

формируются

под

воздействием социальных условий его жизни и воспитания. Эти условия и

определяют,

какими

будут

основные

качества

характера

того

или

иного

человека.

Связь

социального

учреждения

с

жизнью,

организация

разнообразных

видов

деятельности

важны

для

формирования

характера

подростка с интеллектуальным нарушением. В этих условиях он получает

богатые впечатления от общественной деятельности, активно участвует в

решении задач, стоящих перед коллективом, жизнь его полнокровна и у него

формируется целеустремленный характер человека, живущего интересами

общества.

При изменении внешних условий, отношений организма со средой

образующаяся

система

временных

связей,

с

одной

стороны,

постоянно

усложняется, а с другой — преобразуется, корригируется новыми жизненно

важными действиями. Такая относительно подвижная система временных

связей

называется,

по

определению

И.

П.

Павлова,

динамическим

стереотипом. У подростка с интеллектуальным нарушением образование и

изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные

связи

малоподвижны.

Этим

объясняются

трудности,

связанные

с

преодолением

его стереотипного поведения, которое часто неадекватно

обстановке. Он неспособен без помощи преодолеть отрицательное влияние

среды, а часто вместо этого приспособляется к ней. Поэтому формированию

характера такого воспитанника надо уделить большое внимание, используя

обучение,

средства

эстетического

воспитания,

участие

подростка

в

школьных общественных организациях и т. д.

Проводя

большую

часть

времени

со

сверстниками,

подростки

с

интеллектуальным

нарушением

формируют

направленность

своего

поведения, которое в большинстве случаев оказывается, отклоняющимся, а

самих

подростков

называют

трудными

или

трудновоспитуемыми.

Трудновоспитуемость

подростков

-

несоблюдение

ими

норм

и

правил,

установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое

называется девиация.

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1.

Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, либо

акцентуации характера.

2.

Поведение,

отклоняющееся

от

нравственно

-

этических

норм

человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной

патологии-пьянстве, наркомании, проституции и пр.

В

п р о и схож д е н и и

д е в и а н т н о го

п о вед е н и я

п о д р о с т к а

интеллектуальным

нарушением

значимую

роль

играют

дефекты

мотивационно-волевой

сферы,

правового

и

нравственного

сознания,

особенности

характера,

низкий

уровень

интеллектуального

развития,

незавершенность

процесса

формирования

личности,

а

также

негативное

влияние

неблагополучной

семьи,

неправильное

воспитание,

плохая

наследственность, неблагоприятное влияние ситуации.

Девиантное поведение подростков с интеллектуальным нарушением

может проявляться в нескольких плоскостях :

1.

как особенности отдельных психических процессов (повышение

подвижности нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость

или

слабость;

сосредоточенность

или

рассеянность;

возбудимость

или

аффективность).

2.

как

социально

обусловленные

качества

личности

и

черты

х а р а к т е р а

( н е о р г а н и з о в а н н о с т ь ,

н е с о б р а н н о с т ь ,

л е н ь ,

недисциплинированность и т.д.).

3.

как

низкая

общая

культура,

негативное

отношение

к

нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность,

бестактность,

прогулы

школы,

уход

из

дома,

копирование

образцов

асоциального поведения).

4.

как

вредные

привычки

(курение,

употребление

алкоголя,

наркотиков и.т.д.).

Девиантное

поведение

имеет

сложную

природу

и

обусловлено

разнообразными воздействующими факторами, такими как: экономические,

демографические. Среди них важнейшее значение имеют:

1.

Социально-психологические

факторы.

Они

выражаются

в

дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.

2.

Морально-этические

факторы

проявляются

в

понижении

морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы

ценностей,

которая

бы

оказала

влияние

на

развитие

и

социализацию

личности.

Формирование

нравственных

качеств

у

подростков

с

интеллектуальным нарушением с девиантным поведением, с одной стороны,

обусловлено психофизиологическими особенностями развития личности в

подростковом периоде, с другой - связано с их проблемами отклоняющегося

поведения как социального явления.

Бесспорно, подростки с интеллектуальным нарушением - это особая

социально-психологическая

и

демографическая

группа,

имеющая

свои

собственные

нормы,

установки,

специфические

формы

поведения,

определяющее особую подростковую субкультуру и проявляющуюся в том,

что

они

претендуют

на

роль

взрослого

человека.

Иные

отношения

их

«унижают и оскорбляют».

В основе девиантного поведения подростков, имеющего

отрицательное

социальное

значение,

лежит

деформация

нравственно-

этических ценностей, а так же его психологические особенности.

У

подростков

с

интеллектуальным

нарушением

отмечаются

диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство

взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность

становится

неустойчивой,

отличается

резкими

колебаниями

настроения,

быстрыми

переходами

от

экзальтации

к

сниженному

настроению.

При

столкновении

подро стка

с

непониманием

его

ст ремлений

к

самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или

внешних

данных

возникают

вспышки

аффекта.

Наиболее

неустойчивое

отмечается настроение. На этот же возраст приходится наиболее выраженное

упрямство.

Происходит

дифференциация

способностей,

интересов,

вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация.

Однако

целеустремленность

и

настойчивость

в

этом

возрасте

все

еще

уживаются

с

импульсивностью

и

неустойчивостью.

Чрезмерная

самоуверенность

и

категоричность

сочетаются

с

чувствительностью

и

неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается

с

желанием

быть

в

одиночестве,

бесцеремонность

со

стеснительностью,

романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

С р е д и

п о в е д е н ч е с к и х

н а р у ш е н и й

м о г у т

б ы т ь

с л е д у ю щ и е :

Гиперкинетическое

расстройство

поведения.

Оно

характеризуется

недостаточной

настойчивостью

в

деятельности,

требующей

умственного

напряжения,

тенденцией

переходить

от

одного

занятия

к

другому,

не

завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной

активностью.

С

этим

могут

сочетаться

безрассудность,

импульсивность,

склонность

попадать

в

несчастные

случаи,

получать

дисциплинарные

взыскания

из-за

необдуманного

или

вызывающего

нарушения

правил.

Расстройство

поведения,

ограничивающееся

семьей.

Оно

включает

антисоциальное

или

агрессивное

поведение

(протестующее,

грубое),

проявляющееся

только

дома

во

взаимоотношениях

с

родителями

и

родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей,

жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное

расстройство

поведения.

Характеризуется

сочетанием

упорного

антисоциального

или

агрессивного

поведения

с

нарушением

социальных

норм

и

со

значительными

нарушениями

взаимоотношений

с

другими

детьми.

Оно

отличается

отсутствием

продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них,

отвержении

ими

или

непопулярности,

а

также

в

отсутствии

друзей

или

эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым

проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения

хорошие,

но

без

должной

доверительности.

Могут

быть

сопутствующие

эмоциональные расстройства.

Социализированное

расстройство

поведения.

Оно

отличается

тем,

что

стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома,

вымогательство,

грубость)

или

агрессивное

поведение

возникает

у

общительных

подростков.

Часто

они

входят

в

группу

асоциальных

сверстников,

но

могут

быть

и

в

составе

неделинквентной

компании

с

взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Делинквентное

поведение.

Подразумеваются

проступки,

мелкие

провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном

порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с

антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими

и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов.

Первые

побеги

происходят

в

страхе

наказания

или

как

реакция

протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги

возникают: - как следствие недостаточного надзора; - в целях развлечения; -

как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; - как реакция на

недостаточное внимание со стороны близких; - как реакция тревоги и страха

на

наказания;

-

вследствие

фантазерства

и

мечтательности;

-

чтобы

избавиться от опеки родителей или воспитателей; - как следствие жестокого

обращения со стороны товарищей; - как немотивированная тяга к перемене

обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Ранняя

алкоголизация

и

наркотизация

(аддиктивное

поведение). Это

подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании.

В

половине

случаев

алкоголизация

и

наркотизация

начинаются

в

подростковом

возрасте.

Среди

делинквентных

подростков

более

трети

злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления -

быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить

свое психическое состояние.

Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное

и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация.

Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им

подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых

сильное

половое

влечение

возникает

задолго

до

социальной

зрелости,

у

вторых

-

появляется

желание

самоутвердиться,

обгоняя

сверстников

в

сексуальной активности.

Итак,

в подростковом возрасте складывается определенный опыт в

освоении

среды

ближайшего

окружения,

устанавливаются

устойчивые

контакты

со

сверстниками,

возрастает

потребность

в

самопознании,

в

утверждении собственной личности. Подросток ориентируется на пример

окружающих

людей,

устремлен

к

поиску

идеала,

к

выбору

средств

самоутверждения. В этом возрасте чрезвычайно важно помочь ему найти

правильные нравственные ориентиры, сообщить моральные знания основных

нравственных

категорий,

совместно

определить

пути

самовоспитания.

Расхождение между желаемым и возможным, идеальным, представляемым и

реальным,

посильным

и

непосильным

-

характерное

противоречие

этого

возраста, которое необходимо учитывать в процессе нравственно-этического

воспитания.

В

этом

возрасте

возникают

девиантные

формы

поведения

подростка,

вызванные

отклонениями

во

внутренней

ценно стно-

мотивационной

структуре

личности,

проблемами

в

нравственном,

умственном,

эмоционально-волевом

развитии,

вследствие

просчетов

воспитания,

неблагоприятной

ситуации

развития

в

тот

или

иной

период

онтогенеза.

Рассматривая

особенности

нравственного

развития

подростка,

необходимо отметить, что в данный период у него появляется возможность

сопоставлять

различные

ценности,

осуществлять

выбор

между

разными

моральными

нормами.

Происходит

переход

от

ориентации

на

оценку

окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о « Я

- идеальном». Поэтому «именно с подросткового возраста сопоставление

реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой

"Я - концепции"».

Нравственно-этическое

воспитание

становится

профилактикой

правонарушений, а также социального инфантилизма.

Именно

поэтому

для

нас,

педагогов,

важен

именно

этот

возраст

в

понимании

нравственных

представлений

человека.

Так

как

в

период

созревания личности происходит окончательное формирование нравственных

установок и ценностей, но еще есть возможность провести необходимую

коррекцию

нравственной

сферы,

до

выхода

подростка

с

ограниченными

возможностями здоровья во взрослую жизнь.

Список использованной литературы.

1.

Алишев,

Б.

С.

Ментальные

основания

социальных

представлений

личности/

Б.С.

Алишев // Проблемы формирования социальных представлений личности: теоретические

и практические аспекты. Казань, 2005.

2. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и

множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007.

3. Голынчик, Е.О. Социальные представления о справедливости / Е.О.Голынчик //Мир

психологии.-2004.- № 3.

4. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося

поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2011.

5. Сидоров, Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд /

Н.Р.Сидоров //Вестник практической психологии образования. 2008.



В раздел образования