Напоминание

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста реализации дополнительной программы


Автор: Ерукова Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО СЮН
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста реализации дополнительной программы
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕМА:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Автор:Ерукова Галина Ивановна

МБУ ДО СЮН города Димитровграда Ульяновской области.

Должность: педагог дополнительного образования.

г.Димитровград

Для человека природная и социальная среда два почти равнозначных понятия, поскольку они взаимосвязаны,

взаимовлияют, взаимопроникают друг в друга, но, в то же время, одно понятие невозможно заменить другим,

они существуют параллельно друг другу. Таким образом, человек обязан жить в содружестве с окружающей его

средой, заботиться и сохранять ее. По мнению Л.П.Симоновой, формирование экологической культуры,

определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс,

который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Проблемой нашего исследования является ответ на следующий вопрос: каковы

педагогические условия для эффективного экологического образования и воспитания

младших школьников в системе дополнительного образования. Все это позволило

определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи

работы.

Проблемой нашего исследования является ответ на следующий вопрос: каковы

педагогические условия для эффективного экологического образования и воспитания

младших школьников в системе дополнительного образования. Все это позволило

определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи

работы.

Цель исследования определение системы, форм

и методов организации образовательного

процесса, способствующего развитию

экологической культуры и экологического

сознания учащихся на занятиях по экологии.

Объект

исследования

-

процесс

экологического

воспитания младших школьников.

Предметом

исследования

р е а л и з а ц и я

дополнительной

образовательной

программы

как

эффективное средство экологического воспитания детей

младшего школьного возраста.

Объект

исследования

-

процесс

экологического

воспитания младших школьников.

Предметом

исследования

р е а л и з а ц и я

дополнительной

образовательной

программы

как

эффективное средство экологического воспитания детей

младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: систематическая

работа с младшими школьниками по

экологическому воспитанию в рамках

системы дополнительного образования

способствует формированию экологической

культуры учащихся, повышению уровня

знаний, углублению мотивации и

активизации деятельности, учащихся в

природе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом

и предметом исследования поставлены следующие

задачи:

-

рассмотреть состояние проблемы в научно-

педагогической литературе;

- раскрыть методы и формы экологического

образования и воспитания;

-

оценить эффективность реализации

дополнительной образовательной программы для

экологического воспитания детей младшего

школьного возраста (на примере ДОО «Юный

натуралист» МБУДО «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области) .

В ходе проведения теоретического анализа литературных источников были сделаны следующие

выводы:

1. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше

время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И

все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания

подрастающего поколения.

2. Теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве:

обучения

и

воспитания,

развития.

Критерием

сформированности

ответственного

отношения

к

окружающей

среде

является

нравственная

забота

о

будущих

поколениях.

Правильно

используя

различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную

личность.

3. В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь

формируются

и

развиваются

особенности

его

характера,

воли,

нравственного

облика.

Если

в

воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся

незамеченными.

Дополнительная

образовательная

программа

«Друзья

природы»

создана

для

объединения

(кружка)

МБУДО

станции

юных

натуралистов

«Юный

натуралист».

Программа

имеет

естественно-научная

направленность

и

составлена

в

соответствии

с

Требованиями

к

содержанию

и

о ф о рм л е н и ю

образовательных

программ

д о п о л н и т е л ь н о го

образования детей.

Актуальность программы в том, что она

создавалась в атмосфере отсутствия типовых программ в

этой области и обусловлена ростом интереса детей и

подростков к активному познанию мира животного и

растительного нашего края. Направление творческой

интеллектуальной энергии подростков на общественно-

полезное занятие способствует формированию

социальной активности школьников, позволяя расширить

и углубить теоретические знания и применить их на

практике.

Педагогическая целесообразность: пробуждение

интереса детей к новой деятельности.

Актуальность программы в том, что она

создавалась в атмосфере отсутствия типовых программ в

этой области и обусловлена ростом интереса детей и

подростков к активному познанию мира животного и

растительного нашего края. Направление творческой

интеллектуальной энергии подростков на общественно-

полезное занятие способствует формированию

социальной активности школьников, позволяя расширить

и углубить теоретические знания и применить их на

практике.

Педагогическая целесообразность: пробуждение

интереса детей к новой деятельности.

При

построении

программы

объединения

мы

сочли

целесообразным заострить внимание на четырех основных

направлениях работы:

- познавательном;

- познавательно-развлекательном;

- практическом;

- исследовательском.

При

построении

программы

объединения

мы

сочли

целесообразным заострить внимание на четырех основных

направлениях работы:

- познавательном;

- познавательно-развлекательном;

- практическом;

- исследовательском.

Важной

составной

частью

развития

экологической

культуры

младшего

школьника

является

формирование

осознанного

экологически

сообразного

поведения

и

здорового

образа

жизни

ребенка,

умения

адекватно

взаимодействовать с миром природы и людей. Достижение

данных результатов возможно через реализацию следующих

задач:

1.

Формирование

знаний

о

закономерностях

и

взаимосвязях

природных

явлений,

единстве

неживой

и

живой

природы,

о

взаимодействии

и

взаимозависимости

природы, общества и человека.

2. Формирование мотивов, экологически ценностных

ориентаций,

потребностей

и

привычек

экологически

целесообразного поведения и деятельности, ответственного

отношения

к

здоровью,

природной

среде,

жизни,

способности

научных,

эстетических,

нравственных

и

правовых суждений по экологическим вопросам, стремление

к

активной

практической

деятельности

по

охране

окружающей среды.

3.

Развивать:

альтернативное

мышление

в

выборе

способов

решения

экологических

проблем,

восприятие

прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования

от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к

миру природы.

4.

Формирование

потребности

в

необходимости

и

возможности решения экологических проблем.

5. Развивать знания и умения по оценке состояния и

охране природного окружения.

6.

Формирование

экологически

це н н о с т н ы х

ориентаций.

7. Формирование осознанных представлений о нормах

и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения

в своей жизнедеятельности.

8.

Развитие

практических

умений

и

навыков

по

выполнению различных видов сельскохозяйственных работ

(опытная

работа,

практические

умения

по

высадке,

пересадке и уходу за растениями и т.д.).

Основной

учебно-тематический план составлен на 144

академических

часа

в

год.

По

каждой

теме

учебного

плана

определено

общее

количество

часов,

часы

практических

и

теоретических

занятий.

Занятия

по

данной программе проводятся групповые, состав групп

разновозрастный. Количество занятий в неделю: 2 раза в

неделю по 2 академических часа.

Основные методы:

1.

Беседы,

оживляющие

и

активизирующие

внимание.

2. Демонстрация буклетов, плакатов, открыток,

журналов

по

теме

программы,

позволяющая

конкретизировать учебный материал.

3.

Практические

работы

с

раздаточным

материалом, семена, определение их, карточки.

4. Организация экскурсий на природу, учебно-

опытный участок.

5. Работа с родителями.

Разнообразие

форм

работы

с

детьми:

экскурсии, практические занятия, викторины.

Основные методы:

1.

Беседы,

оживляющие

и

активизирующие

внимание.

2. Демонстрация буклетов, плакатов, открыток,

журналов

по

теме

программы,

позволяющая

конкретизировать учебный материал.

3.

Практические

работы

с

раздаточным

материалом, семена, определение их, карточки.

4. Организация экскурсий на природу, учебно-

опытный участок.

5. Работа с родителями.

Разнообразие

форм

работы

с

детьми:

экскурсии, практические занятия, викторины.

Опытно-экспериментальная работа в рамках данного исследования включала в себя три

последовательных

этапа:

входная

диагностика,

реализация

мероприятий

дополнительной образовательной программы и заключительная диагностика, и имела

своей целью выявить и апробировать педагогические условия экологического воспитания

детей

младшего

школьного

возраста

в

процессе

реализации

дополнительной

образовательной программы «Друзья природы».

База для проведения опытно экспериментальной работы

- Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных

натуралистов города Димитровграда Ульяновской

области» (далее – МБУДО СЮН). В эксперименте

приняли участие 20 детей в возрасте от 8 до 10 лет

(среди них 12 мальчиков и 8 девочек) – воспитанники

ДОО «Юный натуралист» МБУДО СЮН.

База для проведения опытно экспериментальной работы

- Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных

натуралистов города Димитровграда Ульяновской

области» (далее – МБУДО СЮН). В эксперименте

приняли участие 20 детей в возрасте от 8 до 10 лет

(среди них 12 мальчиков и 8 девочек) – воспитанники

ДОО «Юный натуралист» МБУДО СЮН.

Уровень развития экологических представлений младших школьников на этапе входящей диагностики

В целом, по итогам входящей диагностики выявлено, что большинство детей исследуемой группы на этапе входящей

диагностики показали низкий уровень развития экологических представлений - дети имеют неглубокие знания об

окружающей среде, редко применяют их на практике; у них недостаточно сформирован интерес к природе родного

края и ее изучению; они соблюдают правила поведения в природе лишь при наличии контроля, не всегда проявляют

желание участвовать в природоохранной деятельности, не проявляют собственной инициативы при решении

экологических проблем; не всегда способны понять и оценить красоту родной природы.

Данные сравнительного анализа данных диагностики

В целом, по итогам проведения исследования экологического воспитания младших школьников в системе

дополнительного образования (на примере ДОО «Юный натуралист» МБУДО СЮН) выявлено, что дети по мере

реализации дополнительной образовательной программы стали больше интересоваться природой, у них

расширились экологические знания. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы

с учащимися в формировании экологической культуры.

Таким образом, проведенное нами исследование

позволяет сделать следующие выводы:

1. Воспитательно-образовательная деятельность в

системе дополнительного образования является

оптимальной формой работы по формированию

экологической культуры младших школьников.

2. Система работы с детьми младшего школьного

возраста значительно расширяет и углубляет их знания о

природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

3. Занятия в детском образовательном объединении

формируют практические умения по оказанию помощи

природе, знакомят младших школьников с разнообразной

деятельностью по оказанию помощи природе.

Разработанный нами комплекс мероприятий по

экологическому воспитанию младших

школьников в ходе реализации дополнительной

образовательной программы показал свою

эффективность: уровень экологических знаний и

экологически правильного отношения к миру

природы младших школьников значительно

вырос.

Разработанный нами комплекс мероприятий по

экологическому воспитанию младших

школьников в ходе реализации дополнительной

образовательной программы показал свою

эффективность: уровень экологических знаний и

экологически правильного отношения к миру

природы младших школьников значительно

вырос.



В раздел образования