Автор: Ерукова Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО СЮН
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста реализации дополнительной программы
Раздел: дополнительное образование
ТЕМА:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Автор:Ерукова Галина Ивановна
МБУ ДО СЮН города Димитровграда Ульяновской области.
Должность: педагог дополнительного образования.
г.Димитровград
Для человека природная и социальная среда два почти равнозначных понятия, поскольку они взаимосвязаны,
взаимовлияют, взаимопроникают друг в друга, но, в то же время, одно понятие невозможно заменить другим,
они существуют параллельно друг другу. Таким образом, человек обязан жить в содружестве с окружающей его
средой, заботиться и сохранять ее. По мнению Л.П.Симоновой, формирование экологической культуры,
определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс,
который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Проблемой нашего исследования является ответ на следующий вопрос: каковы
педагогические условия для эффективного экологического образования и воспитания
младших школьников в системе дополнительного образования. Все это позволило
определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи
работы.
Проблемой нашего исследования является ответ на следующий вопрос: каковы
педагогические условия для эффективного экологического образования и воспитания
младших школьников в системе дополнительного образования. Все это позволило
определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи
работы.
Цель исследования определение системы, форм
и методов организации образовательного
процесса, способствующего развитию
экологической культуры и экологического
сознания учащихся на занятиях по экологии.
Объект
исследования
-
процесс
экологического
воспитания младших школьников.
Предметом
исследования
–
р е а л и з а ц и я
дополнительной
образовательной
программы
как
эффективное средство экологического воспитания детей
младшего школьного возраста.
Объект
исследования
-
процесс
экологического
воспитания младших школьников.
Предметом
исследования
–
р е а л и з а ц и я
дополнительной
образовательной
программы
как
эффективное средство экологического воспитания детей
младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: систематическая
работа с младшими школьниками по
экологическому воспитанию в рамках
системы дополнительного образования
способствует формированию экологической
культуры учащихся, повышению уровня
знаний, углублению мотивации и
активизации деятельности, учащихся в
природе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом
и предметом исследования поставлены следующие
задачи:
-
рассмотреть состояние проблемы в научно-
педагогической литературе;
- раскрыть методы и формы экологического
образования и воспитания;
-
оценить эффективность реализации
дополнительной образовательной программы для
экологического воспитания детей младшего
школьного возраста (на примере ДОО «Юный
натуралист» МБУДО «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области) .
В ходе проведения теоретического анализа литературных источников были сделаны следующие
выводы:
1. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше
время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И
все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания
подрастающего поколения.
2. Теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве:
обучения
и
воспитания,
развития.
Критерием
сформированности
ответственного
отношения
к
окружающей
среде
является
нравственная
забота
о
будущих
поколениях.
Правильно
используя
различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную
личность.
3. В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь
формируются
и
развиваются
особенности
его
характера,
воли,
нравственного
облика.
Если
в
воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся
незамеченными.
Дополнительная
образовательная
программа
«Друзья
природы»
создана
для
объединения
(кружка)
МБУДО
–
станции
юных
натуралистов
«Юный
натуралист».
Программа
имеет
естественно-научная
направленность
и
составлена
в
соответствии
с
Требованиями
к
содержанию
и
о ф о рм л е н и ю
образовательных
программ
д о п о л н и т е л ь н о го
образования детей.
Актуальность программы в том, что она
создавалась в атмосфере отсутствия типовых программ в
этой области и обусловлена ростом интереса детей и
подростков к активному познанию мира животного и
растительного нашего края. Направление творческой
интеллектуальной энергии подростков на общественно-
полезное занятие способствует формированию
социальной активности школьников, позволяя расширить
и углубить теоретические знания и применить их на
практике.
Педагогическая целесообразность: пробуждение
интереса детей к новой деятельности.
Актуальность программы в том, что она
создавалась в атмосфере отсутствия типовых программ в
этой области и обусловлена ростом интереса детей и
подростков к активному познанию мира животного и
растительного нашего края. Направление творческой
интеллектуальной энергии подростков на общественно-
полезное занятие способствует формированию
социальной активности школьников, позволяя расширить
и углубить теоретические знания и применить их на
практике.
Педагогическая целесообразность: пробуждение
интереса детей к новой деятельности.
При
построении
программы
объединения
мы
сочли
целесообразным заострить внимание на четырех основных
направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
При
построении
программы
объединения
мы
сочли
целесообразным заострить внимание на четырех основных
направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Важной
составной
частью
развития
экологической
культуры
младшего
школьника
является
формирование
осознанного
экологически
сообразного
поведения
и
здорового
образа
жизни
ребенка,
умения
адекватно
взаимодействовать с миром природы и людей. Достижение
данных результатов возможно через реализацию следующих
задач:
1.
Формирование
знаний
о
закономерностях
и
взаимосвязях
природных
явлений,
единстве
неживой
и
живой
природы,
о
взаимодействии
и
взаимозависимости
природы, общества и человека.
2. Формирование мотивов, экологически ценностных
ориентаций,
потребностей
и
привычек
экологически
целесообразного поведения и деятельности, ответственного
отношения
к
здоровью,
природной
среде,
жизни,
способности
научных,
эстетических,
нравственных
и
правовых суждений по экологическим вопросам, стремление
к
активной
практической
деятельности
по
охране
окружающей среды.
3.
Развивать:
альтернативное
мышление
в
выборе
способов
решения
экологических
проблем,
восприятие
прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования
от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к
миру природы.
4.
Формирование
потребности
в
необходимости
и
возможности решения экологических проблем.
5. Развивать знания и умения по оценке состояния и
охране природного окружения.
6.
Формирование
экологически
це н н о с т н ы х
ориентаций.
7. Формирование осознанных представлений о нормах
и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения
в своей жизнедеятельности.
8.
Развитие
практических
умений
и
навыков
по
выполнению различных видов сельскохозяйственных работ
(опытная
работа,
практические
умения
по
высадке,
пересадке и уходу за растениями и т.д.).
Основной
учебно-тематический план составлен на 144
академических
часа
в
год.
По
каждой
теме
учебного
плана
определено
общее
количество
часов,
часы
практических
и
теоретических
занятий.
Занятия
по
данной программе проводятся групповые, состав групп
разновозрастный. Количество занятий в неделю: 2 раза в
неделю по 2 академических часа.
Основные методы:
1.
Беседы,
оживляющие
и
активизирующие
внимание.
2. Демонстрация буклетов, плакатов, открыток,
журналов
по
теме
программы,
позволяющая
конкретизировать учебный материал.
3.
Практические
работы
с
раздаточным
материалом, семена, определение их, карточки.
4. Организация экскурсий на природу, учебно-
опытный участок.
5. Работа с родителями.
Разнообразие
форм
работы
с
детьми:
экскурсии, практические занятия, викторины.
Основные методы:
1.
Беседы,
оживляющие
и
активизирующие
внимание.
2. Демонстрация буклетов, плакатов, открыток,
журналов
по
теме
программы,
позволяющая
конкретизировать учебный материал.
3.
Практические
работы
с
раздаточным
материалом, семена, определение их, карточки.
4. Организация экскурсий на природу, учебно-
опытный участок.
5. Работа с родителями.
Разнообразие
форм
работы
с
детьми:
экскурсии, практические занятия, викторины.
Опытно-экспериментальная работа в рамках данного исследования включала в себя три
последовательных
этапа:
входная
диагностика,
реализация
мероприятий
дополнительной образовательной программы и заключительная диагностика, и имела
своей целью выявить и апробировать педагогические условия экологического воспитания
детей
младшего
школьного
возраста
в
процессе
реализации
дополнительной
образовательной программы «Друзья природы».
База для проведения опытно экспериментальной работы
- Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных
натуралистов города Димитровграда Ульяновской
области» (далее – МБУДО СЮН). В эксперименте
приняли участие 20 детей в возрасте от 8 до 10 лет
(среди них 12 мальчиков и 8 девочек) – воспитанники
ДОО «Юный натуралист» МБУДО СЮН.
База для проведения опытно экспериментальной работы
- Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных
натуралистов города Димитровграда Ульяновской
области» (далее – МБУДО СЮН). В эксперименте
приняли участие 20 детей в возрасте от 8 до 10 лет
(среди них 12 мальчиков и 8 девочек) – воспитанники
ДОО «Юный натуралист» МБУДО СЮН.
Уровень развития экологических представлений младших школьников на этапе входящей диагностики
В целом, по итогам входящей диагностики выявлено, что большинство детей исследуемой группы на этапе входящей
диагностики показали низкий уровень развития экологических представлений - дети имеют неглубокие знания об
окружающей среде, редко применяют их на практике; у них недостаточно сформирован интерес к природе родного
края и ее изучению; они соблюдают правила поведения в природе лишь при наличии контроля, не всегда проявляют
желание участвовать в природоохранной деятельности, не проявляют собственной инициативы при решении
экологических проблем; не всегда способны понять и оценить красоту родной природы.
Данные сравнительного анализа данных диагностики
В целом, по итогам проведения исследования экологического воспитания младших школьников в системе
дополнительного образования (на примере ДОО «Юный натуралист» МБУДО СЮН) выявлено, что дети по мере
реализации дополнительной образовательной программы стали больше интересоваться природой, у них
расширились экологические знания. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы
с учащимися в формировании экологической культуры.
Таким образом, проведенное нами исследование
позволяет сделать следующие выводы:
1. Воспитательно-образовательная деятельность в
системе дополнительного образования является
оптимальной формой работы по формированию
экологической культуры младших школьников.
2. Система работы с детьми младшего школьного
возраста значительно расширяет и углубляет их знания о
природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
3. Занятия в детском образовательном объединении
формируют практические умения по оказанию помощи
природе, знакомят младших школьников с разнообразной
деятельностью по оказанию помощи природе.
Разработанный нами комплекс мероприятий по
экологическому воспитанию младших
школьников в ходе реализации дополнительной
образовательной программы показал свою
эффективность: уровень экологических знаний и
экологически правильного отношения к миру
природы младших школьников значительно
вырос.
Разработанный нами комплекс мероприятий по
экологическому воспитанию младших
школьников в ходе реализации дополнительной
образовательной программы показал свою
эффективность: уровень экологических знаний и
экологически правильного отношения к миру
природы младших школьников значительно
вырос.