Автор: Ковалевская Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Организация процесса самовоспитания у подростков"
Раздел: среднее образование
Организация процесса самовоспитания у подростков.
Ковалевская О.П.воспитатель ГБУ ЦССВ «Молодая гвардия»
В последнее время в жизни государства и общества происходят
радикальные социальные изменения. В этой связи значительно возрастает
актуальность проблемы жизненного самоопределения, адаптации к новым
явлениям
действительности,
выработке
способности
к
самоорганизации,
ответственности за свое будущее. В постоянно меняющемся мире только тот
находит свое место, кто сам непрерывно меняется, самосовершенствуется.
В каждом возрастном периоде существуют возможности и особенности
самовоспитания.
Уже
в
самом
юном
возрасте
происходит
активная
социализация личности, формируется отношение к себе, подражательность
становится все более осознанной, создавая предпосылки к элементарному
самовоспитанию.
Важное
значение
имеет
растущее
стремление
к
самостоятельности,
выделение
себя
из
среды
окружающих.
Когда
мы
говорим о саморазвитии, самовоспитании, мы должны понимать, что все это
предполагает
определенный
уровень
развития
личности
ребенка,
ее
самосознания, способности к самоанализу. Все эти качества формируются к
подростковому
возрасту.
Поэтому
самовоспитание
как
целенаправленная
деятельность должна начинаться в подростковом возрасте.
Как же происходит осознание необходимости саморазвития? Подросток
претендует на признание его взрослым, но, в то же время, ощущает свою
ограниченность. Осознание этого противоречия подталкивает его к работе
над собой. При обучении навыкам самооценки, самоконтроля, требователь-
ности к себе, становится возможным самовоспитание.
Проблемой
самовоспитания
занимались
многие
педагоги
и
психологи.
Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме
(Селевко Г.К., Ковалев А.Г., Гришин Д.М, Рувинский Л.В.). На мой взгляд,
наиболее глубоко и полно рассмотрел эту проблему Кочетов А.И..
Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание – это сознательное и
управляемое
личностью
саморазвитие,
в
котором
в
соответствии
с
требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются
запроектированные
им
силы
и
способности»
-
такое
определение
дает
Кочетов А.И. в своей книге «Организация самовоспитания школьников».
«Работа
над
собой
требует
от
человека
точных
и
ясных
целей,
твердой
организации всей своей жизни, постоянного умения пользоваться методами
самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек
точно определил, что будет делать (цель), каким хочет стать, чтоб достигнуть
цели
(идеал,
образ
себя
в
будущем).
При
этом
он
должен
знать,
каким
является в настоящий момент».
Учитывая важность самовоспитания в развитии и формировании
воспитанников,
следует
активно
заниматься
его
организацией.
Перед
воспитателем стоят следующие задачи:
1.
Стимулировать у воспитанников интерес к собственному внутреннему
миру, желание совершенствовать себя как личность.
2.
Вооружить детей системой знаний по вопросам самовоспитания,
1.
познакомить с методами и приемами самовоспитания.
2.
Сформировать
те
качества
воспитанника,
от
которых
зависит
его
будущее (трудолюбие, воля, увлеченность, самоконтроль и др.).
Всю работу по организации самовоспитания у детей я осуществляю в 3
этапа.
Первый этап – научить воспитанника самоанализу уровня развития своей
личности, составить перечень тех качеств личности, которые надо в себе
развить и укрепить, и те, которые необходимо преодолеть. Для этого я в
начале учебного года провожу анкетирование, состоящее из 4 вопросов:
1.
За что тебя ценят окружающие, какие положительные качества они в
тебе отмечают?
2.
Какие положительные качества ты хотел бы у себя выработать?
3.
Какие недостатки доставляют тебе неприятности?
4.
Как ты стараешься преодолеть свои недостатки?
На основе анализа анкет, результатов обследования у психолога и
логопеда,
мы
вместе
с
детьми
формулируем
задачи
–
развить
в
себе
определенные
положительные
качества
личности,
избавиться
от
отрицательных качеств.
Второй этап – оказать помощь в разработке программы самовоспитания.
Она включает следующие положения:
1.
Определи цель, смысл, девиз своей жизни. Что ты любишь в людях и
что ненавидишь.
2.
Познай
самого
себя
(твои
достоинства
и
недостатки,
интересы
и
увлечения, отношение к труду, к учебе, к людям).
3.
Определи программу воспитания (каким ты должен стать):
1.
- требования к тебе учителей и воспитателей,
2.
- требования к тебе товарищей,
3.
- требование к себе с позиции идеала и объективной самооценки.
4.
Создай
свой
образ
жизни
(соблюдение
режима
дня,
бережное
отношение
ко
времени,
гигиена
труда
и
отдыха,
забота
о
своем
здоровье, правила жизни).
5.
Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества личности, знания,
умения, навыки (тренировки; упражнения; самообязательства; задания
себе на день, на неделю, на месяц).
6.
Оцени
результаты
работы
над
собой,
поставь
новые
задачи
самовоспитания (быть вежливым и внимательным к другим людям,
приучить себя к хорошим манерам, стараться везде и всегда проявлять
высокую дисциплинированность).
Третий этап. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены
цели
и
задачи,
составлена
программа
работы
над
собой,
необходима
организация упражнений для развития определенных качеств личности. Моя
задача
–
познакомить
воспитанников
со
специальными
приемами
самовоспитания.
1.
Самоприказ:
«Сказано-сделано!»
Этому
правилу
нужно
следовать
ежедневно. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать
самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с
удовольствием выполнять свои
собственные команды. Учу детей
давать
себе
короткое
внутреннее
распоряжение
(«разговаривай
спокойно», «не бойся», «следи за своим внешним видом»).
2.
Самоконтроль.
Старайся
всегда
следить
за
самим
собой,
своими
поступками и действиями, когда остаешься один. Постоянно подводи
итоги прожитого дня. Для этого лучше перед сном (пусть это станет
привычкой) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел
выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся
преодолеть их. Надо учить себя самопринуждению. Я говорю детям:
«Я тебя понимаю, что не хочется тебе делать, но есть слово «надо»,
заставь себя преодолеть лень».
3.
Самоодобрение. Иногда очень полезно самому себе подсказать:
«Я
должен сделать это, я смогу». Знай, что безнадежных ситуаций не
бывает, будь оптимистом! Даже в случаях незначительных успехов
хвали себя, мысленно говоря: «Молодец, здорово получилось». А в
случае неудачи говори: «Плохо, надо исправиться».
4.
Самокритика. Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои
достоинства и недостатки. Первое – для совершенствования, второе –
для
устранения.
Самокритично
относись
к
своим
слабостям
или
плохим
привычкам,
старайся
их
преодолеть.
Одновременно
умей
радоваться
своим
положительным
качествам,
совершенствуя
и
приумножая их. Привожу в пример слова Ушинского: «Если тебя
критикует один человек, то задумайся. Если два – то проанализируй.
Если три – то переделывай себя».
5.
Самовнушение. Внушить что-то себе – значит поверить в это. Когда
веришь, легче добиваешься поставленной цели.
6.
Самоубеждение. Когда ты убеждаешь себя изжить какой - нибудь
недо ст аток,
нельзя
ограничиваться
только
м ы с л е н н ы м
самоубеждением. Гораздо эффективнее будет, когда ты несколько раз
проговоришь
вслух
(«Нехорошо
давать
слово
и
не
держать
его»,
«Надо
стараться
всегда
держать
свое
слово»
и
т.д.)
Мы
нередко
осуждаем себя за какой-то проступок, но осуждаем себя мысленно. И
мысленно довольно легко находим ему оправдание, прощаем себя.
Высказанное вслух признание простить себе труднее.
7.
Самообязательство. С юных лет надо учиться быть верным слову.
Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания. Пусть
даже незначительные. Прежде, чем пообещать, подумай, сможешь ли
ты выполнить его. В противном случае легко прослыть обманщиком.
Таким
образом,
мы
видим,
что
самовоспитание
и
саморазвитие
–
педагогически управляемый процесс. Самовоспитание имеет начало, но не
имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические силы нужно
всю жизнь. Только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные
качества как сила воли, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах.
Мастерство педагога состоит в том, чтобы создать
воспитательную среду,
стимулирующую у воспитанников потребность в саморазвитии. В результате
процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Литература.
1. Кочетов А.И. «Организация самовоспитания школьников». Минск.1990г.
2. Ковалев А.Г. «Личность воспитывает себя». М.1983г.
3.Кочетов А.И. «Как заниматься самовоспитанием». Минск.1986г.