Напоминание

"Использование ситуации успеха в работе с детьми"


Автор: Ковалевская Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Молодая гвардия"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ситуации успеха в работе с детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование педагогами ситуации успеха в работе с детьми.

Ковалевская О.П. воспитатель ГБУ ЦССВ «Молодая гвардия».

Одной из задач педагогического процесса является формирование у

ребенка уверенности в своих силах. Эта уверенность может быть обеспечена

созданием ситуаций успеха в работе с детьми.

Еще Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ребенок

должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, себе. Помощь

учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой.

Стоит ребенку только почувствовать, что открытие сделано с помощью

подачи учителя…Радость успеха может померкнуть».

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание

условий, при которых создается возможность достичь значительных

результатов деятельности, это результат продуманной, подготовленной

стратегии и тактики.

Ситуация – это то, что может организовать педагог. О такой ситуации

рассказывает в своей книге У.Глассер: «В одном из классов американской

средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных

способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех,

кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом

он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными,

более половины в действительности обладали средними и невысокими

умственными возможностями. Через год, придя в эту же школу, он

обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются

лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал!

Следовательно, репутация умницы создала у слабых детей иной «Я - образ»,

побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

Ситуации успеха особенно важны в работе с нашими детьми,

поведение которых осложнено отрицательным опытом жизни в асоциальных

и проблемных семьях, психическими и соматическими нарушениями. Мы

должны помочь каждому воспитаннику осознать свои возможности, поверить

в себя, дать возможность пережить радость достижения. Подбадривающие

слова, мягкие интонации доброжелательная мимика воспитателя,

корректность обращений к воспитаннику создают благожелательный

психологический фон в группе, помогающий ребенку справиться с

поставленной перед ним задачей. В результате у ребенка корректируются

личностные особенности: снимается тревожность, неуверенность,

повышается самооценка.

В своей педагогической деятельности мы используем следующий

алгоритм создания ситуации успеха.

Ребенок поступает в социальное учреждение. Какое чувство он

испытывает? Прежде всего, страх. Страх перед новым, страх быть

непонятым, быть чужим. Задача педагога – снять этот страх. Снятие страха

помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь, оценки

окружающих. Доброжелательная встреча, спокойный тон, подбадривающие

слова, благоприятный психологический климат в группе помогут в

установлении контакта и адаптации ребенка в новой среде.

Решив эту задачу, приступаем к следующему этапу.

Каждый ребенок приходит в социальное учреждение со своим

жизненным багажом, чаще отрицательным (вредные привычки,

бродяжничество, нежелание учиться, искаженные представления о жизни)

.

Не секрет, что приходится даже детей старшего возраста заново обучать

навыкам гигиены и самообслуживания. Практически все дети имеют

проблемы школьной дезадаптации. Нам надо помочь ребенку овладеть теми

знаниями, которыми он не владеет, и сформировать необходимые навыки.

Необходимо помочь ребенку преодолеть неуверенность в своих силах,

убедить в том, что он справится с любыми трудностями, только для этого

нужно потрудиться. «У тебя все получится, я даже не сомневаюсь в

успешном результате», - говорим мы детям.

И вот, ребенок уже адаптировался в новой среде, частично

ликвидированы отставания, привиты невыработанные ранее умения и

навыки, наступает следующий этап. Нам необходимо помочь ребенку

раскрыть свои способности. Для решения этой задачи необходимо

формировать положительную «Я-концепцию» (я нравлюсь, я способен, я

значу). Вот некоторые принципы этой работы:

1. Видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать его,

понимать, принимать, верить в него.

2. Создавать ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки,

доброжелательности.

3. Исключить акценты на отставания и недостатки ребенка (ребенок

хорош, плох его поступок).

4. Предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в

положительной деятельности.

Теоретики педагогики выделяют несколько приемов создания ситуации

успеха. Я ознакомлю с некоторыми из них и покажу, как мы их используем на

практике.

Прием «Эмоциональное поглаживание». До поступления в

учреждение ребенок чаще всего слышал дома и в школе в свой адрес

нелестные комментарии, унижающие человеческое достоинство. Мы же идем

от обратного – постоянно хвалим его за любой хороший поступок, за любое

достижение: «Молодец», «Умница», «Я горжусь тобой». Прием

«эмоционального поглаживания» позволяет внушить ребенку веру в себя.

Положительная поддержка нужна ребенку постоянно. Но это должно

быть больше, чем «Хорошо» и «Молодец». Искренность, творчество и

разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка. Вот

некоторые варианты похвалы, которые можно использовать:

Молодец! Ты меня порадовал!

Молодчина!

Умничка!

Уже намного лучше, ты превзошел мои ожидания!

Это великолепно! Ты сегодня лучше сделал, чем вчера!

Вот теперь тетя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

Грандиозно! У тебя все получилось!

Так держать!

Фантастика!

Превосходно! Поздравляю!

Отлично!

Ты на верном пути!

Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

Превосходно!

Это твоя победа!

Твои успехи все заметнее!

Большое тебе спасибо!

Я верю в тебя!

Прием «Лестница». Воспитатель ведет воспитанника поступательно

вверх, поднимаясь с ним по ступенькам психологического самоопределения,

обретения и веры в себя. Марина Ф. 16 лет: поступила в Центр в 13 лет. У

девочки было очень много комплексов (стеснялась своей внешности, боялась

идти на контакт со взрослыми, была зажата). На протяжении всех лет мы

постепенно вместе терпеливо преодолевали эти комплексы. Сначала Марина

выправилась в учебе, затем стала открытее и увереннее в общении со

взрослыми и со сверстниками, далее у нее проявились лидерские черты.

Марина начала выходить на сцену сначала в массовых выступлениях, затем

стала постоянной ведущей концертов. Вот так, при поддержке воспитателей,

девочка постепенно прошла большой путь работы над собой.

Прием «Следуй за нами». Реакция окружающих служит

одновременно и сигналом для развития, и стимулом. Леша Ч. 10 лет. Ребенок

сложный, очень подвижный, часто его поведение оставляет желать лучшего.

Но для этого ребенка очень важно мнение окружающих. Поэтому мы

корректируем его поведение, опираясь на пример других детей («Саша тоже

не умел, но научился, посмотри, как у него получается, делай так же, и у тебя

получится»).

Прием «Заражение». Воспитатель находит источник «заражения» -

ребенка, который достиг в чем-то хороших результатов. Успех отдельного

воспитанника становится ориентиром и стимулом успеха других детей. Света

Б. 14 лет очень артистичная девочка. Любит петь, танцевать. В группе мы

постоянно с детьми, под руководством Светы, устраивали домашние

концерты. Глядя на Свету, «забитая» и закомплексованная Аня С. 12 лет

постепенно включилась в творческую деятельность и в результате

превратилась в настоящую актрису, «звезду» Центра.

Саша О. 14 лет начал увлекаться пением. Глядя на него «заразились»

пением другие дети. Теперь целая группа воспитанников под руководством

Саши репетируют, устраивают концерты. Саша так же активно занимается

спортом. Глядя на него, младшие дети группы выходят с ним на тренировки,

тоже хотят стать спортивными, как Саша.

Прием «Обмен ролями». Он дает возможность высветить скрытый до

сих пор потенциал интеллектуальных возможностей. Женя Ч. 13 лет. Очень

хорошо разбирается в правописании. Когда дети обращаются к нам с

вопросом при приготовлении домашнего задания, мы просим Женю помочь

детям. При этом обязательно подчеркиваем, что Женя лучше нас знает

правила. Конечно, нам самим легче и быстрее было объяснить детям. Но,

благодаря этому приему, у Жени повышается самооценка, он гордится своими

знаниями, старается их преумножить.

Прием «Шанс» - ребенок получает возможность неожиданно для себя

раскрыть свои собственные возможности. Максим Г. 9 лет. На протяжении

года отказывался участвовать в мероприятиях Центра, в процессе подготовки

на репетициях создавал конфликтные ситуации с детьми и педагогами.

Однажды ему пришлось заменить в сказке болеющего ребенка. И хоть роль

была небольшая и без слов, для Максима было потрясением, что выступать

на сцене – это здорово. Ребенок пережил столько положительных эмоций, что

в лучшую сторону изменилось его отношение к другим детям, он сам

попросил воспитателя поскорее ставить новую сказку и дать ему большую

роль.

Прием «Внесение мотива» - показывает ребенку, ради чего, ради кого

совершается эта деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения. Так

при изготовлении подарков к праздникам на кружковой работе мы говорим

детям, как приятно будет сотрудникам и гостям получить благодарность от

детей в виде сувенира, сделанного своими руками. При работе в зимнем саду

и клумбах Центра обращаем внимание, как у нас стало красиво, эта красота

приносит людям радость, и в эту красоту каждый внес частичку своего труда.

Прием «Персональная исключительность» - это маленькая хитрость

воспитателя. «Только ты и мог бы…», «Только я тебе могу доверить…», «Ни

к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» - говорим мы

детям.

Прием «Эврика» состоит в том, чтобы создать условия, при которых

ребенок, выполняя то или иное задание, неожиданно для себя пришел к

выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Не

получалось – получилось, не умел – научился, не хотел – заинтересовался.

Особенно интересно наблюдать за детьми дошкольного возраста – возраста

познаний и открытий. Задача воспитателя – создать условия для постоянного

развития познавательной деятельности детей (игры, чтение, практические

занятия, опытная деятельность).

Так же можно отметить способы, с помощью которых у воспитанников

возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,

веры в свои силы:

1. Способ радостной перспективы – это радостные и интересные

события, которые ждут ребенка в ближайшее время (поездка, прогулка,

праздник, встреча со значимым человеком).

2. Способ «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать

трудности, оптимизм создает мажорный настрой в жизни.

3. Способ поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребенка

чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше.

Закреплению уверенности воспитанника в собственных силах

способствует любое подтверждение удачного итога деятельности ребенка,

признание его успехов. С этой целью, в группе на каждого ребенка заведена

папка – портфолио, в которую вкладываются дипломы и грамоты ребенка,

лучшие работы (рисунки, поделки). Все дети в конце какого-то периода

(окончание триместра, полугодие, год) поощряются подарками.

Успех является источником внутренних сил ребенка, помогающих ему

преодолевать трудности в настоящей и дальнейшей жизни. Положительные

эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают

ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно

влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру. Использование

ситуации успеха помогает ребенку осознать себя полноценной личностью.

Переживание успеха внушает ребенку уверенность в своих силах, появляется

желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить

радость от успеха. Всю работу мы стараемся выстраивать так, чтобы дети

верили в себя, внушаем им, что они могут много достичь, на это у них

хватить сил и возможностей. И особое мастерство воспитателя состоит в том,

чтобы ребенок был убежден, что успехом он обязан самому себе.

В заключении, я хочу привести следующие педагогические постулаты:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится жить благодарным окружающим

его людям.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится

находить любовь в этом мире.

Литература:

1.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя.

М.: Просвещение 2006г. - 191 с.

2.

Глассер У. Школа без неудачников. М: Просвещение.1991г.- 38с.

3.

Крылова Т.Л. Социально-педагогические технологии в работе с

детьми группы риска. М: Владос , 2014г. – 24 с.

4.

Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев 1960г. – 65с.



В раздел образования