Автор: Рысюк Светлана Викторовна
Должность: дефектолог логопед
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности раброты с неговорящими детьми"
Раздел: дошкольное образование
Особенности общения с неговорящими детьми
Рысюк С.В., логопед высшей
квалификационной категории ГКУЦССВ «Маяк»
Нас трое: ты, я и болезнь.
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я,
то вместе мы победим болезнь.
Гиппократ
На
современном
этапе
развития
системы
образования
в
России
чрезвычайно
остро
стоит
проблема
обеспечения
равного
доступа
к
образованию
всех
детей,
особенно
тех,
кто
нуждается
в
специальных
условиях
воспитания,
коррекционного
обучения
и
развития
личности
в
формате социальной интеграции ее в реальную жизнь. Право на получение
всеми детьми образования, которое дает возможность развития их личности,
закреплено в Конвенции ООН о правах инвалидов, Конвенции ООН о правах
ребенка, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019года.
Последнее время стали больше внимания уделять проблеме изучения и
коррекции
развития
неговорящих
детей.
Одной
из
серьезных
проблем
в
системе
современного
образования
является
психолого-педагогическое
сопровождение неговорящих детей.
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить.
Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в
школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор
будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни.
Речь -
своего
рода
визитная
карточка
индивида.
В
настоящее
время
количество
детей
с
нарушениями
развития
очень
велико.
Закон
об
образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ
через создание необходимых условий "для получения без дискриминации
качественного образования.
Ограничение
возможностей
здоровья: любая
утрата
психической,
физиологической
или
анатомической
структуры
или
функции
либо
отклонение
от
них,
влекущие
полное
или
частичное
ограничение
способности
или
возможности
осуществлять
бытовую,
социальную,
профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые
считаются
нормальными
для
человека
при
прочих
равных
возрастных,
социальных
и
иных
факторах.
В
зависимости
от
степени
возможности
компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может
быть временным или постоянным.
Особые образовательные потребности (нужды): это потребности детей,
которые
по
той
или
иной
причине
затрудняются
получить
образование,
включая
детей
с
физическими
и
умственными
недостатками,
детей,
испытывающих
постоянные
или
временные
трудности
для
получения
образования,
связанные
с
социально-экономическими,
культурными,
религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими
факторами.
Часто у воспитанников, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с
аутистическими
расстройствами,
отсутствует
потребность
в
общении,
имеются
трудности
выбора
и
использования
форм
общения,
включая
коммуникативную
речь
и
целенаправленность
речевой
деятельности.
У
воспитанников с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей.
У многих воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями
развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что
понимание
ее
окружающими
сильно
затруднено,
либо
невозможно.
Воспитанники
с
тяжёлыми
множественными
нарушениями
развития,
не
владеющие
вербальной
речью,
часто
зависят
от
окружения.
Им
не
принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности наших детей,
как
ограниченный
пассивный
словарь,
отсутствие
или
недостаточная
мотивация к речевой деятельности, в частности, и коммуникации вообще, а
также
неумение
осуществлять
речевое
взаимодействие,
ограничивают
процесс общения наших детей с другими людьми, затрудняют расширение их
социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют
для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка
требований
взрослого,
неспособность
донести
до
другого
человека
свои
желания ведут к проявлениям агрессивного поведения.
Агрессивность может проявляться оттого, что он лишён права выбора,
что его не понимают, он становится не уверенным, не верящим в себя, в свои
силы.
Чтобы
уменьшить
нежелательные
для
общества
проявления,
специалисты
образовательного
и
социального
учреждения
должны
найти
возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.
В связи с этим, обучение детей общению включает целенаправленную
работу по формированию у них потребности в общении, направлено на
развитие
сохранных
речевых
механизмов,
а
также
на
обучение
использованию альтернативных средств общения.
Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с
тяжелыми и множественными нарушениями являются невербальные средства
коммуникации.
Необходимо
учить
детей
правильному
использованию
имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их
функционального содержания. Обучение строится таким образом, чтобы дети
научились ими пользоваться, и невербальные средства стали предпосылкой, а
не препятствием к овладению словесными средствами общения.
Но есть такая категория воспитанников, которые не овладеют словесными
средствами
коммуникации,
в
таком
случае
использование
невербальных
средств общения становится обходным путем в организации и успешной
социализации детей.
К невербальным средствам общения относятся:
- жесты;
- мимика;
-система символов (пиктограммы).
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово,
а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов
или с использованием картинок-символов. Жесты и мимика могут показать и
выразить эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в
себе и другую информацию.
Поэтому они бывают разные:
-условные;
-указывающие;
-подчеркивающие;
-показывающие;
-эмоциональные.
Одна
из
основных
задач
обучения
«безречевых»
детей
научиться
пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от
самой
доступной
формы
выражать
свои
потребности,
например,
знак
согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной
категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей,
желаний или просьбы.
Для
большинства
воспитанников
с
умеренными
или
тяжелыми
нарушениями в развитии в качестве средства общения используется система
пиктограмм.
Пиктограмма
–
знак,
отображающий
важнейшие
узнаваемые
черты
объекта,
предметов,
явлений
на
которые
он
указывает,
чаще
всего
в
схематическом виде.
Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:
- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также
дорожные знаки;
- для обозначения опасных веществ и предметов;
- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;
- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;
- на упаковке товаров;
- в системе знаков программ компьютера и тд.
Другими словами, чтобы воспитаннику было легче социализироваться в
обществе,
специалисты
знакомят
их
с
основными
и
необходимыми
пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать
также одним из способов общения с окружающими людьми.
Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации
и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить
в будущем;
-
как
средство,
облегчающее
развитие
общения,
речи,
когнитивных
функций
(символизации,
формировании
элементарных
представлений
и
понятий);
- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с
проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
-
как
средство
развития
и
коррекции
высших
психических
функций
(память, внимание, мышлении).
Всю систему пиктограмм можно поделить на следующие разделы:
- Я - ребенок;
- Ребенок и явления природы;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и мир животных;
- Ребенок и его игрушки;
- Ребенок и мир растений;
- Ребенок и его дом;
- Ребенок в школе.
Каждая
серия
состоит
из
ряда
символов,
изображающих
предметы,
действия с предметами, признаки предметов. Пиктограммы предъявляются в
строгой последовательности: от отдельных слов (символов) к простой фразе
из двух, а затем из трёх и более слов (пиктограмм).
Содержание
каждого
раздела
обеспечивает
ребенку
возможность
вступать в общение в разнообразных ситуациях повседневной жизни. В ходе
работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в
коммуникативные папки.
С
пиктограммами
знакомится
воспитанник
и
те
сотрудники,
кто
находится с ним рядом, независимо от того, может он говорить или нет, так
как очень важно, чтобы не только специалист общался с «неговорящим»
ребенком, но и другие люди. Для формирования фразовой речи используются
следующие альбомы :
- Фраза;
-Кто? Как?
-Кто? Чем?
-Куда?
-Почему?
-Чем? Зачем?
Коммуникативные
карточки,
таблицы
или
папки
составляются
индивидуально для каждого воспитанника, нуждающегося в них. Количество
используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений,
причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих
жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к
символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка.
Данная
технология
применяется
для
коррекционно-педагогической
работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие,
детьми
с
нарушением
эмоционально-волевой
сферы,
испытывающими
коммуникативные
трудности,
детьми
с
выраженными
нарушениям
интеллектуальной деятельности.
Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций и
обучение им детей с ОВЗ:
- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;
- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;
-по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты
названий
предметов,
наиболее
распространенных
глаголов,
название
основных цветов и признаков;
-создает
базу
для
дальнейшего
развития
речи
и
познавательной
деятельности ребенка;
-развивает высшие психические функции, что положительно сказывается
на
результативности
коррекционной
работы;
а
так
же
в
ряде
случаев
компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.
В итоге все это помогает детям с ОВЗ
- реализовать личные устремления, желания,
- занять активную жизненную позицию в обществе людей,
-
овладеть
полезными
умениями
и
навыками
для
успешной
социализации в современном обществе.
Список литературы:
1.Конвенция ООН о правах ребенка.
2.Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога.
Сборник статей к III Международной научно-практической конференции 9-11
ноября 2017года.
3.Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Логинова Е.Т. Я - говорю. Упражнения с
пиктограммами. Рабочие тетради./М: Дрофа,2007.
4. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей
раннего возраста. /
Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010
5. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-
Петербург: Союз, 2011.-165 с.
6. ШипицинаЛ.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-
336 с.