Напоминание

"Особенности раброты с неговорящими детьми"


Автор: Рысюк Светлана Викторовна
Должность: дефектолог логопед
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности раброты с неговорящими детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности общения с неговорящими детьми

Рысюк С.В., логопед высшей

квалификационной категории ГКУЦССВ «Маяк»

Нас трое: ты, я и болезнь.

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я,

то вместе мы победим болезнь.

Гиппократ

На

современном

этапе

развития

системы

образования

в

России

чрезвычайно

остро

стоит

проблема

обеспечения

равного

доступа

к

образованию

всех

детей,

особенно

тех,

кто

нуждается

в

специальных

условиях

воспитания,

коррекционного

обучения

и

развития

личности

в

формате социальной интеграции ее в реальную жизнь. Право на получение

всеми детьми образования, которое дает возможность развития их личности,

закреплено в Конвенции ООН о правах инвалидов, Конвенции ООН о правах

ребенка, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»

№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019года.

Последнее время стали больше внимания уделять проблеме изучения и

коррекции

развития

неговорящих

детей.

Одной

из

серьезных

проблем

в

системе

современного

образования

является

психолого-педагогическое

сопровождение неговорящих детей.

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить.

Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в

школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор

будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни.

Речь -

своего

рода

визитная

карточка

индивида.

В

настоящее

время

количество

детей

с

нарушениями

развития

очень

велико.

Закон

об

образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ

через создание необходимых условий "для получения без дискриминации

качественного образования.

Ограничение

возможностей

здоровья: любая

утрата

психической,

физиологической

или

анатомической

структуры

или

функции

либо

отклонение

от

них,

влекущие

полное

или

частичное

ограничение

способности

или

возможности

осуществлять

бытовую,

социальную,

профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые

считаются

нормальными

для

человека

при

прочих

равных

возрастных,

социальных

и

иных

факторах.

В

зависимости

от

степени

возможности

компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может

быть временным или постоянным.

Особые образовательные потребности (нужды): это потребности детей,

которые

по

той

или

иной

причине

затрудняются

получить

образование,

включая

детей

с

физическими

и

умственными

недостатками,

детей,

испытывающих

постоянные

или

временные

трудности

для

получения

образования,

связанные

с

социально-экономическими,

культурными,

религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими

факторами.

Часто у воспитанников, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с

аутистическими

расстройствами,

отсутствует

потребность

в

общении,

имеются

трудности

выбора

и

использования

форм

общения,

включая

коммуникативную

речь

и

целенаправленность

речевой

деятельности.

У

воспитанников с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое

недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной,

регулирующей.

У многих воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями

развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что

понимание

ее

окружающими

сильно

затруднено,

либо

невозможно.

Воспитанники

с

тяжёлыми

множественными

нарушениями

развития,

не

владеющие

вербальной

речью,

часто

зависят

от

окружения.

Им

не

принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности наших детей,

как

ограниченный

пассивный

словарь,

отсутствие

или

недостаточная

мотивация к речевой деятельности, в частности, и коммуникации вообще, а

также

неумение

осуществлять

речевое

взаимодействие,

ограничивают

процесс общения наших детей с другими людьми, затрудняют расширение их

социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют

для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка

требований

взрослого,

неспособность

донести

до

другого

человека

свои

желания ведут к проявлениям агрессивного поведения.

Агрессивность может проявляться оттого, что он лишён права выбора,

что его не понимают, он становится не уверенным, не верящим в себя, в свои

силы.

Чтобы

уменьшить

нежелательные

для

общества

проявления,

специалисты

образовательного

и

социального

учреждения

должны

найти

возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.

В связи с этим, обучение детей общению включает целенаправленную

работу по формированию у них потребности в общении, направлено на

развитие

сохранных

речевых

механизмов,

а

также

на

обучение

использованию альтернативных средств общения.

Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с

тяжелыми и множественными нарушениями являются невербальные средства

коммуникации.

Необходимо

учить

детей

правильному

использованию

имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их

функционального содержания. Обучение строится таким образом, чтобы дети

научились ими пользоваться, и невербальные средства стали предпосылкой, а

не препятствием к овладению словесными средствами общения.

Но есть такая категория воспитанников, которые не овладеют словесными

средствами

коммуникации,

в

таком

случае

использование

невербальных

средств общения становится обходным путем в организации и успешной

социализации детей.

К невербальным средствам общения относятся:

- жесты;

- мимика;

-система символов (пиктограммы).

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово,

а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов

или с использованием картинок-символов. Жесты и мимика могут показать и

выразить эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в

себе и другую информацию.

Поэтому они бывают разные:

-условные;

-указывающие;

-подчеркивающие;

-показывающие;

-эмоциональные.

Одна

из

основных

задач

обучения

«безречевых»

детей

научиться

пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от

самой

доступной

формы

выражать

свои

потребности,

например,

знак

согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной

категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей,

желаний или просьбы.

Для

большинства

воспитанников

с

умеренными

или

тяжелыми

нарушениями в развитии в качестве средства общения используется система

пиктограмм.

Пиктограмма

знак,

отображающий

важнейшие

узнаваемые

черты

объекта,

предметов,

явлений

на

которые

он

указывает,

чаще

всего

в

схематическом виде.

Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:

- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также

дорожные знаки;

- для обозначения опасных веществ и предметов;

- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;

- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;

- на упаковке товаров;

- в системе знаков программ компьютера и тд.

Другими словами, чтобы воспитаннику было легче социализироваться в

обществе,

специалисты

знакомят

их

с

основными

и

необходимыми

пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать

также одним из способов общения с окружающими людьми.

Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:

- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации

и желания общаться;

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить

в будущем;

-

как

средство,

облегчающее

развитие

общения,

речи,

когнитивных

функций

(символизации,

формировании

элементарных

представлений

и

понятий);

- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с

проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);

-

как

средство

развития

и

коррекции

высших

психических

функций

(память, внимание, мышлении).

Всю систему пиктограмм можно поделить на следующие разделы:

- Я - ребенок;

- Ребенок и явления природы;

- Ребенок в семье;

- Ребенок и мир животных;

- Ребенок и его игрушки;

- Ребенок и мир растений;

- Ребенок и его дом;

- Ребенок в школе.

Каждая

серия

состоит

из

ряда

символов,

изображающих

предметы,

действия с предметами, признаки предметов. Пиктограммы предъявляются в

строгой последовательности: от отдельных слов (символов) к простой фразе

из двух, а затем из трёх и более слов (пиктограмм).

Содержание

каждого

раздела

обеспечивает

ребенку

возможность

вступать в общение в разнообразных ситуациях повседневной жизни. В ходе

работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в

коммуникативные папки.

С

пиктограммами

знакомится

воспитанник

и

те

сотрудники,

кто

находится с ним рядом, независимо от того, может он говорить или нет, так

как очень важно, чтобы не только специалист общался с «неговорящим»

ребенком, но и другие люди. Для формирования фразовой речи используются

следующие альбомы :

- Фраза;

-Кто? Как?

-Кто? Чем?

-Куда?

-Почему?

-Чем? Зачем?

Коммуникативные

карточки,

таблицы

или

папки

составляются

индивидуально для каждого воспитанника, нуждающегося в них. Количество

используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений,

причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих

жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к

символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка.

Данная

технология

применяется

для

коррекционно-педагогической

работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие,

детьми

с

нарушением

эмоционально-волевой

сферы,

испытывающими

коммуникативные

трудности,

детьми

с

выраженными

нарушениям

интеллектуальной деятельности.

Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций и

обучение им детей с ОВЗ:

- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

-по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты

названий

предметов,

наиболее

распространенных

глаголов,

название

основных цветов и признаков;

-создает

базу

для

дальнейшего

развития

речи

и

познавательной

деятельности ребенка;

-развивает высшие психические функции, что положительно сказывается

на

результативности

коррекционной

работы;

а

так

же

в

ряде

случаев

компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.

В итоге все это помогает детям с ОВЗ

- реализовать личные устремления, желания,

- занять активную жизненную позицию в обществе людей,

-

овладеть

полезными

умениями

и

навыками

для

успешной

социализации в современном обществе.

Список литературы:

1.Конвенция ООН о правах ребенка.

2.Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога.

Сборник статей к III Международной научно-практической конференции 9-11

ноября 2017года.

3.Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Логинова Е.Т. Я - говорю. Упражнения с

пиктограммами. Рабочие тетради./М: Дрофа,2007.

4. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей

раннего возраста. /

Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010

5. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-

Петербург: Союз, 2011.-165 с.

6. ШипицинаЛ.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-

336 с.



В раздел образования