Автор: Видайко Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 г. Севастополя
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Перспектива"
Тема: Мы в семье
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №4 г.Севастополя
Видайко Елена Ивановна (высшая квалификационная категория)
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Название темы: Мы в семье.
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях,
которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных
отношениях,
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы,
воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости
за свою семью.
Задачи урока:
Образовательные:
уточнить элементарные представления о семье и понимание
родственных отношений; объяснить, что такое поколение.
помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
учить выступать с подготовленными сообщениями;
Воспитательные:
формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к
близким;
способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;
воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;
Развивающие:
развитие внимания, памяти, речи.
развивать умение работать в парах, умение принимать решения, помогать
друг другу.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – проект
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,
иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Метапредметные:
Познавательные:
общеучебные –
самостоятельно
выделяют
и
формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания
с
тем,
что
им
предстоит
узнать;
осуществляют
поиск
необходимой
информации
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с
ней, работать по составленному совместно с учителем плану,
проговаривать последовательность действий на уроке; формулировать
вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся,
оценивать сложившуюся учебную ситуацию; давать оценку своим
действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения,
грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о
последовательности и результате действий, учиться представлять
одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их
мнение.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, к
приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие
затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки
одноклассников, учителя;
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология,
изобразительное искусство.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
УМК» Перспектива », учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир»,
демонстрационный и раздаточный материал, презентация.
I.
Организационный момент.
1.
Проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать:
учебник, тетрадь на печатной основе, пенал.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.
Психологический настрой
Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками, с
кем рядом сидите за партой. Что вы почувствовали при этом? (тепло)
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать
для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным,
наблюдательным, активным, уметь поддерживать одноклассников)
II. Актуализация опорных знаний.
- С чего начнем наш урок? ( С повторения)
-
Для
чего
мы
будем
повторять?
(Это
нам
необходимо
для
открытия
нового).
- О чем говорили на прошлом уроке? ( Об играх, какие бывают игры, в
какие игры играли наши бабушки, дедушки, мамы и папы, какие игрушки у
них были)
- О каких игрушках рассказали вам ваши мамы, папы, бабушки, дедушки?
(Рассказы детей)
- В какие игры играли?
III. Самооопределение к деятельности
- Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним
мальчиком. Она поможет нам определить, о чем будем говорить сегодня
на уроке.
1. Чтение рассказа «Невидимка» учителем.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды
Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет
его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и
не слышал, – подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи,
услышав
свою
фамилию,
мальчик
ответил:
«Я
здесь».
Но
учитель,
вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз
хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой,
и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали
друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и
Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на
себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он
подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное,
даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама
меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал
меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть
одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
2. Беседа.
- Заинтересовала ли вас эта история?
-Что особенно запомнилось?
-Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал Невидимкой?
- Почему же Толя решил, что быть Невидимкой плохо?
- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить,
поделиться своими горестями и радостями, то есть, не с кем общаться.
Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. В
своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас
люди – это наши родные, наша семья.
- Предположите, о чём будем говорить на уроке. (Наверное, о семье)
- Прочитайте тему урока: Мы в семье.
IV. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы выясним: Что такое семья? Что объединяет
членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как
называют членов семьи?
1.
Решение учебной задачи.
- Как вы понимаете слово семья?
(высказывания детей)
- А в словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что такое семья
СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.
Семья это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и
ближайших родственников, живущих вместе.
- Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,
помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно,
говорят друг с другом ласково.
Семья – это самое дорогое, что у вас есть.
- Кого вы считаете членами своей семьи? (ответы детей)
-Ребята, а как называются люди, объединенные одной семьей?
(Родственники, родные).
-Родственники бывают ближние и дальние.
-Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Папа,
мама.)
-А кем вы приходитесь родителям? (Дети, ребенок, сын, дочь).
-Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам
близки, любимы и тоже приходятся вам близкими людьми. Кем они
приходятся вам?
-А если у ваших мам и пап есть братья и сестры, кем они приходятся
вам? (Тетями и дядями)
-Вы хорошо ребята поработали. Давайте немного отдохнем.
2. ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши)
- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья.
Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние
люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно,
правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на
«семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то
время, женщины заботились о своём потомстве.
А сейчас послушайте древнюю китайскую легенду.
Учитель:
В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100
человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до
правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить,
никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и
написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было
написано сто раз одно и то же слово.
Учитель:
Работа в парах
- Какое слово написал старец, вы узнаете, если переставите слоги.
- Что же написал старец?
ПОНИМАНИЕ
- Что значит это слово? ( Общаться друг с другом, помогать, давать советы,
всегда приходить на помощь)
3. Работа в учебнике с.52
- Благодаря чему вы можете узнать о важных и памятных событиях в
жизни вашей семьи?
(Благодаря фотографиям из семейного альбома.)
Включить отрывок из песни Ротару… «Семейный альбом»
- А сейчас заглянем в семейный альбом семьи Тюточкиных.
- Что вы можете сказать об этой семье?
- Попробуйте найти на этой фотографии Ивана Андреевича и Матрёну
Васильевну, основателей этой большой семьи.
-Где они расположились?
- Почему вы так решили?
- Что вы можете сказать об этой семье?
-Как вы думаете, интересно жить в такой семье?
-Какая она эта семья? (Дружная, добрая).
-Почему так думаете?
-Давайте прочитаем пословицы в учебнике на стр.52 и попробуем
объяснить их смысл.
(Учитель
уточняет
значение
слова
«лад»
-
происходит
от
глагола
«ладить»- дружить, уметь уступать).
-Ребята, а какие пословицы вы знаете о семье?
(Ученики называют пословицы и объясняют смысл).
-Вот мы и назвали, что самое важное в семье.
- Что ещё запечатлевают на фотографиях?
(Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники,
совместные поездки,
путешествия.)
- Вести семейный альбом – это традиция.
-Как вы понимаете это слово? (Традиция – то, что перешло от одного
поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений)
- Какие традиции есть в вашей семье? (Отмечать дни рождении. Встречать
Новый год, дарить друг другу подарки.)
- В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали,
уважали друг друга и любили.
В одной семье могут жить люди разного поколения.
Как вы понимаете слово поколение?
Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время.
-
Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки,
дедушки – старшее поколение.
-
Работа по учебнику. С.53
-
Рассмотрите фотографии на стр.53.
-
Что их объединяет? (На всех фотографиях взрослые вместе с детьми,
ои улыбаются, значит, им хорошо живётся вместе, приятно и радостно.
Они заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.)
-
Прочитайте слова в рамочке на этой странице. Соотнесите эти слова с
фотографиями.
Мы видим радостные лица, значит, между взрослыми и детьми царит
любовь и уважение. Мы видим. Что девочка помогает папе, никто не
ссорится, между членами семьи лад и согласие.
-
Всегда ли так бывает?
-
Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»
4.
Обсуждение
рассказа
Валентины
Осеевой
«Печенье» (читают
ученики).
Мама
высыпала
на
тарелку
печенье.
Бабушка
весело
зазвенела
чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две
кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья
быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова
глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала
ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала
корочку черного хлеба...
– Хорошо ли поступили мальчики?
– Что бы вы посоветовали мальчикам, чтобы всем было хорошо?
5.
Работа в парах.
–У вас на партах лежат лучики от солнышка.
- Ребята, поработайте в парах. Внимательно прочитайте слова, которые
написаны на лучиках от солнышка. Обсудите, что должно царить в доме,
чтобы всем членам семьи жилось хорошо?
- Выберите и приклейте только те лучики к солнышку, чтобы семья,
живущая под его лучами, была счастливой.
Любовь
Совет
Лад
Дружба
Терпение
Уважение
Мир
Ласка
Радость
Доверие
Понимание
Забота
Помощь
Согласие
Долг перед близкими
Откровение
- Давайте посмотрим, какое солнышко у нас получилось.
Я всем желаю, чтобы над вашим домом светило только такое доброе
солнышко, чтобы вашу семью согревали эти тёплые лучики.
V.Рефлексия.
-Ребята, а сейчас скажите. Что вам запомнилось на уроке?
- Какие важные слова запомнили?
- Возьмите маленькие солнышки на партах и нарисуйте, какое у вас
было настроение на уроке.
А закончим мы наш урок стихотворением.
Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
обиды и ссоры подальше гоните!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая наша семья.