Напоминание

Мы в семье


Автор: Видайко Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 г. Севастополя
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Перспектива"
Тема: Мы в семье
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №4 г.Севастополя

Видайко Елена Ивановна (высшая квалификационная категория)

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Название темы: Мы в семье.

Цели урока:

1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях,

которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных

отношениях,

3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы,

воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости

за свою семью.

Задачи урока:

Образовательные:

уточнить элементарные представления о семье и понимание

родственных отношений; объяснить, что такое поколение.

помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

учить выступать с подготовленными сообщениями;

Воспитательные:

формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к

близким;

способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;

воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;

Развивающие:

развитие внимания, памяти, речи.

развивать умение работать в парах, умение принимать решения, помогать

друг другу.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок – проект

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,

иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в

паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Метапредметные:

Познавательные:

общеучебные –

самостоятельно

выделяют

и

формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания

с

тем,

что

им

предстоит

узнать;

осуществляют

поиск

необходимой

информации

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с

ней, работать по составленному совместно с учителем плану,

проговаривать последовательность действий на уроке; формулировать

вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся,

оценивать сложившуюся учебную ситуацию; давать оценку своим

действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения,

грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о

последовательности и результате действий, учиться представлять

одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их

мнение.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, к

приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие

затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки

одноклассников, учителя;

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология,

изобразительное искусство.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор.

УМК» Перспектива », учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир»,

демонстрационный и раздаточный материал, презентация.

I.

Организационный момент.

1.

Проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать:

учебник, тетрадь на печатной основе, пенал.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.

Психологический настрой

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками, с

кем рядом сидите за партой. Что вы почувствовали при этом? (тепло)

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать

для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным,

наблюдательным, активным, уметь поддерживать одноклассников)

II. Актуализация опорных знаний.

- С чего начнем наш урок? ( С повторения)

-

Для

чего

мы

будем

повторять?

(Это

нам

необходимо

для

открытия

нового).

- О чем говорили на прошлом уроке? ( Об играх, какие бывают игры, в

какие игры играли наши бабушки, дедушки, мамы и папы, какие игрушки у

них были)

- О каких игрушках рассказали вам ваши мамы, папы, бабушки, дедушки?

(Рассказы детей)

- В какие игры играли?

III. Самооопределение к деятельности

- Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним

мальчиком. Она поможет нам определить, о чем будем говорить сегодня

на уроке.

1. Чтение рассказа «Невидимка» учителем.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды

Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет

его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и

не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи,

услышав

свою

фамилию,

мальчик

ответил:

«Я

здесь».

Но

учитель,

вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз

хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой,

и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали

друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и

Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на

себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он

подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное,

даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.

Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама

меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал

меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть

одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

2. Беседа.

- Заинтересовала ли вас эта история?

-Что особенно запомнилось?

-Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал Невидимкой?

- Почему же Толя решил, что быть Невидимкой плохо?

- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить,

поделиться своими горестями и радостями, то есть, не с кем общаться.

Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. В

своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас

люди – это наши родные, наша семья.

- Предположите, о чём будем говорить на уроке. (Наверное, о семье)

- Прочитайте тему урока: Мы в семье.

IV. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы выясним: Что такое семья? Что объединяет

членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как

называют членов семьи?

1.

Решение учебной задачи.

- Как вы понимаете слово семья?

(высказывания детей)

- А в словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что такое семья

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.

Семья это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и

ближайших родственников, живущих вместе.

- Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,

помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно,

говорят друг с другом ласково.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть.

- Кого вы считаете членами своей семьи? (ответы детей)

-Ребята, а как называются люди, объединенные одной семьей?

(Родственники, родные).

-Родственники бывают ближние и дальние.

-Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Папа,

мама.)

-А кем вы приходитесь родителям? (Дети, ребенок, сын, дочь).

-Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам

близки, любимы и тоже приходятся вам близкими людьми. Кем они

приходятся вам?

-А если у ваших мам и пап есть братья и сестры, кем они приходятся

вам? (Тетями и дядями)

-Вы хорошо ребята поработали. Давайте немного отдохнем.

2. ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши)

- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья.

Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние

люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно,

правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на

«семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то

время, женщины заботились о своём потомстве.

А сейчас послушайте древнюю китайскую легенду.

Учитель:

В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100

человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до

правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить,

никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и

написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было

написано сто раз одно и то же слово.

Учитель:

Работа в парах

- Какое слово написал старец, вы узнаете, если переставите слоги.

- Что же написал старец?

ПОНИМАНИЕ

- Что значит это слово? ( Общаться друг с другом, помогать, давать советы,

всегда приходить на помощь)

3. Работа в учебнике с.52

- Благодаря чему вы можете узнать о важных и памятных событиях в

жизни вашей семьи?

(Благодаря фотографиям из семейного альбома.)

Включить отрывок из песни Ротару… «Семейный альбом»

- А сейчас заглянем в семейный альбом семьи Тюточкиных.

- Что вы можете сказать об этой семье?

- Попробуйте найти на этой фотографии Ивана Андреевича и Матрёну

Васильевну, основателей этой большой семьи.

-Где они расположились?

- Почему вы так решили?

- Что вы можете сказать об этой семье?

-Как вы думаете, интересно жить в такой семье?

-Какая она эта семья? (Дружная, добрая).

-Почему так думаете?

-Давайте прочитаем пословицы в учебнике на стр.52 и попробуем

объяснить их смысл.

(Учитель

уточняет

значение

слова

«лад»

-

происходит

от

глагола

«ладить»- дружить, уметь уступать).

-Ребята, а какие пословицы вы знаете о семье?

(Ученики называют пословицы и объясняют смысл).

-Вот мы и назвали, что самое важное в семье.

- Что ещё запечатлевают на фотографиях?

(Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники,

совместные поездки,

путешествия.)

- Вести семейный альбом – это традиция.

-Как вы понимаете это слово? (Традиция – то, что перешло от одного

поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений)

- Какие традиции есть в вашей семье? (Отмечать дни рождении. Встречать

Новый год, дарить друг другу подарки.)

- В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали,

уважали друг друга и любили.

В одной семье могут жить люди разного поколения.

Как вы понимаете слово поколение?

Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время.

-

Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки,

дедушки – старшее поколение.

-

Работа по учебнику. С.53

-

Рассмотрите фотографии на стр.53.

-

Что их объединяет? (На всех фотографиях взрослые вместе с детьми,

ои улыбаются, значит, им хорошо живётся вместе, приятно и радостно.

Они заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.)

-

Прочитайте слова в рамочке на этой странице. Соотнесите эти слова с

фотографиями.

Мы видим радостные лица, значит, между взрослыми и детьми царит

любовь и уважение. Мы видим. Что девочка помогает папе, никто не

ссорится, между членами семьи лад и согласие.

-

Всегда ли так бывает?

-

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»

4.

Обсуждение

рассказа

Валентины

Осеевой

«Печенье» (читают

ученики).

Мама

высыпала

на

тарелку

печенье.

Бабушка

весело

зазвенела

чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две

кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья

быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова

глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала

ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала

корочку черного хлеба...

– Хорошо ли поступили мальчики?

– Что бы вы посоветовали мальчикам, чтобы всем было хорошо?

5.

Работа в парах.

–У вас на партах лежат лучики от солнышка.

- Ребята, поработайте в парах. Внимательно прочитайте слова, которые

написаны на лучиках от солнышка. Обсудите, что должно царить в доме,

чтобы всем членам семьи жилось хорошо?

- Выберите и приклейте только те лучики к солнышку, чтобы семья,

живущая под его лучами, была счастливой.

Любовь

Совет

Лад

Дружба

Терпение

Уважение

Мир

Ласка

Радость

Доверие

Понимание

Забота

Помощь

Согласие

Долг перед близкими

Откровение

- Давайте посмотрим, какое солнышко у нас получилось.

Я всем желаю, чтобы над вашим домом светило только такое доброе

солнышко, чтобы вашу семью согревали эти тёплые лучики.

V.Рефлексия.

-Ребята, а сейчас скажите. Что вам запомнилось на уроке?

- Какие важные слова запомнили?

- Возьмите маленькие солнышки на партах и нарисуйте, какое у вас

было настроение на уроке.

А закончим мы наш урок стихотворением.

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

обиды и ссоры подальше гоните!

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая наша семья.



В раздел образования