Автор: Конторина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Коротковская СОШ
Населённый пункт: село Коротково Забайкальский край
Наименование материала: мастер -класс
Тема: Работа с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Мастер – класс
«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке,
способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на
уроках литературного чтения в начальной школе
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по
формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию
УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности
на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран,
презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании
УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и
приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на
мастер-классе.
Ход мастер – класса:
1.
Оргмомент
Добрый день,
уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас
на
мастер - классе.
Надеюсь,
что
он
будет
для
вас
интересным,
полезным,
а
главное
принесёт
вам
много
положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Я желаю нам
успехов.
2 .Мотивация к мастер-классу.
-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите
мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке
Владимира Григорьевича Сутеева. Но прошу Вас смотреть внимательно.
(просмотр отрывка)
-Определите,
какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им
нужно
научиться?
(
Умеют
взаимодействовать,
решать
проблемные
ситуации
в
команде,
сотрудничать
в
совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в
новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились
друг с другом , …..)
-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту:
необходимо научиться принимать
точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности
«настоящий друг».
3.Работа по теме.
.-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией
на уроках
литературного чтения.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только
уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе
показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли
технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем
месте.
УМК « Школа России» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:
Виды работ с текстом в начальной школе:
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный,
картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий,
выборочный, творческий.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Восстановление деформированного текста.
Инсценирование текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах.
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение абзацами.
Чтение с пометками.
Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
Чтение по группам.
Поисковое чтение.
Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
Чтение с пометками непонятных слов.
Кроссворд (игровая форма) погружения в текс.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного
восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их
содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями
(знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный,художественный,
публицистический, разговорный) с похожимсодержанием.
- Рассмотрим некоторые практические приемы работы с текстом.
-Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины
буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном
порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)
-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ).
Скажите,
что
помогло
Вам
выполнить
это
задание
быстро?
Какие
УУД
формировали
?
(Коммуникативные, познавательные)
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по
фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами
читать?
(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)
-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд)
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.
-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим?
Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать?
(собственный опыт).
-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят
может быть бедой? (ответы)
-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем.
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом
прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним
клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать
девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года?
Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят
беда.
-Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд)
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку
курит!
-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет
посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы
должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).Красная шляпа-это эмоции,
ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть
прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу
гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет.
Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут
клесты. (с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е.
автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать
рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не
отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не
вываливаются.
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная
шляпа)
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всегочто мы узнали из текста? А
автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с
такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы).
Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как
озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ
«Еловая каша».
-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа.
А нашим коллегам я хотела бы предложить попробовать написать синквейн на тему : « Работа с
текстом». Правила составления синквейна Вам всем знакомы.
Работа с текстом
Интересная, нужная.
Понимать, составлять, прогнозировать.
Работать с текстом нужно на всех уроках.
Идеальный читатель.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!