Напоминание

Работа с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.


Автор: Конторина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Коротковская СОШ
Населённый пункт: село Коротково Забайкальский край
Наименование материала: мастер -класс
Тема: Работа с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер – класс

«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке,

способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на

уроках литературного чтения в начальной школе

Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по

формированию УУД;

показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию

УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности

на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран,

презентация, карточки, энциклопедия.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании

УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и

приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на

мастер-классе.

Ход мастер – класса:

1.

Оргмомент

Добрый день,

уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас

на

мастер - классе.

Надеюсь,

что

он

будет

для

вас

интересным,

полезным,

а

главное

принесёт

вам

много

положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

Я желаю нам

успехов.

2 .Мотивация к мастер-классу.

-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите

мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке

Владимира Григорьевича Сутеева. Но прошу Вас смотреть внимательно.

(просмотр отрывка)

-Определите,

какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им

нужно

научиться?

(

Умеют

взаимодействовать,

решать

проблемные

ситуации

в

команде,

сотрудничать

в

совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в

новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились

друг с другом , …..)

-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту:

необходимо научиться принимать

точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности

«настоящий друг».

3.Работа по теме.

.-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией

на уроках

литературного чтения.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только

уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе

показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли

технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем

месте.

УМК « Школа России» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:

Виды работ с текстом в начальной школе:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный,

картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий,

выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Поисковое чтение.

Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

Кроссворд (игровая форма) погружения в текс.

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного

восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их

содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями

(знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный,художественный,

публицистический, разговорный) с похожимсодержанием.

- Рассмотрим некоторые практические приемы работы с текстом.

-Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины

буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном

порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)

-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ).

Скажите,

что

помогло

Вам

выполнить

это

задание

быстро?

Какие

УУД

формировали

?

(Коммуникативные, познавательные)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по

фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами

читать?

(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)

-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд)

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.

-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим?

Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать?

(собственный опыт).

-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят

может быть бедой? (ответы)

-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем.

Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом

прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним

клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать

девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года?

Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят

беда.

-Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд)

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку

курит!

-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет

посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы

должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).Красная шляпа-это эмоции,

ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть

прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)

Это я так про клестят думаю.

-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу

гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет.

Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут

клесты. (с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е.

автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать

рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не

отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не

вываливаются.

-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная

шляпа)

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда.

-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всегочто мы узнали из текста? А

автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с

такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы).

Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как

озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ

«Еловая каша».

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа.

А нашим коллегам я хотела бы предложить попробовать написать синквейн на тему : « Работа с

текстом». Правила составления синквейна Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



В раздел образования