Автор: Борисова Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Сафоново, Смоленская область
Наименование материала: Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Тема: Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и
литературы и во внеурочной деятельности
Нравственное
воспитание
личности
является
одной
из
важнейших
задач
современного общества. Говоря о нравственной культуре личности, мы имеем в
виду культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет.
Современное
общество
ставит
перед
педагогом
задачу
воспитания
высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего
всеми
достижениями
созданной
человечеством
материальной
и
духовной
культуры.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит
особо остро.
Работая ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания
юных сердец.
Если обратиться к программам по литературе, то какой бы класс мы не взяли,
каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего
нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную
линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений, для
себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и
патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том
числе и на уроках внеклассного чтения. Например:
1. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму».
2. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности (по
рассказу В. И. Белова «Скворцы»).
3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова.
4. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе
А. П. Платонова «Корова».
5. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев
И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача».
6. Осуждение чёрствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска».
7. Тема добра и долга в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».
8. Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина.
9. Нравственные
проблемы
в
романе
М.Ю.
Лермонтова
«Герой
нашего
времени» и другие.
Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного
развития
учащихся.
Как
особая
дидактико-коммуникативная
среда
учебный
диалог
обеспечивает
субъектно-смысловое
общение,
ре фл екси ю,
самореализацию
личности, позволяет в непринуждённой беседе рассуждать о
настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои
поступки, о величайшей силе любви и дружбы.
Использую следующие формы проведения уроков:
- урок – диалог;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок – семинар;
- урок-экскурсия;
- урок-дискуссия;
- театрализованный урок.
В
процессе
учебного
диалога
осуществляются
важнейшие
проявления
ч еловеч е ских
отношений:
взаимоуважение,
в з а и м о о б о г а щ е н и е ,
взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. Ученики овладевают опытом
общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.
Часто
практикую
на
своих
уроках
сочинения-миниатюры,
сочинения-
рассуждения
о
нравственных
понятиях:
совесть,
милосердие,
сострадание,
благородство,
честь,
долг.
В
творческих
работах
учащиеся
проявляют
личностное
отношение
к
слову,
окружающему
миру,
ценностям
и
радостям
бытия.
Привлекая
на
уроках
русского
языка
специально
подобранные
тексты,
в
которых речь идёт о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к
Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над
поставленными
вопросами,
но
и
делать
нравственный
выбор,
формировать
нравственную позицию.
Когда
я
подбираю
тексты
для
проведения
диктантов
по
русскому
языку,
стараюсь, чтобы они отражали не только проверку орфографии и пунктуации по
какой-либо теме, но и были воспитывающими.
На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное
отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир
бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Вспомним
слова Л. Толстого: «Слово-дело великое…».
Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся
понять, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа.
Итоговым
заданием
для
моих
учеников
является
исследовательская
работа
«Энциклопедия одного слова», в которой ребята наблюдают за этимологией
слова,
его
лексическим
значением,
употреблением
его
в
русском
народном
творчестве, в творчестве наших писателей и поэтов. Такое размышление над
словом
духовно
обогащает
учащихся,
помогает
познакомить
их
с
национальными традициями и духовностью своего народа.
Системой внеурочной работы по нравственному воспитанию учащихся стало
для
меня
проведение
праздников,
диспутов,
конкурсов,
уроков
здоровья
и
этической грамматики, игровых программ, тренинговых занятий, спортивных
эстафет,
тематических
классных
часов,
библиотечных
уроков,
организация
совместных походов в музей, экскурсий, просмотр театральных и цирковых
представлений, прогулок в парк, участие в социально-значимой и проектной
деятельности, КТД.
Такие
формы
работы
способствуют
успешному
решению
задач
по
формированию нравственных качеств личности, сплочению детского коллектива,
раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.