Напоминание

Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности


Автор: Борисова Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Сафоново, Смоленская область
Наименование материала: Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Тема: Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и

литературы и во внеурочной деятельности

Нравственное

воспитание

личности

является

одной

из

важнейших

задач

современного общества. Говоря о нравственной культуре личности, мы имеем в

виду культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет.

Современное

общество

ставит

перед

педагогом

задачу

воспитания

высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего

всеми

достижениями

созданной

человечеством

материальной

и

духовной

культуры.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит

особо остро.

Работая ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания

юных сердец.

Если обратиться к программам по литературе, то какой бы класс мы не взяли,

каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего

нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную

линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений, для

себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и

патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том

числе и на уроках внеклассного чтения. Например:

1. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму».

2. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности (по

рассказу В. И. Белова «Скворцы»).

3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова.

4. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе

А. П. Платонова «Корова».

5. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев

И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача».

6. Осуждение чёрствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска».

7. Тема добра и долга в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».

8. Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина.

9. Нравственные

проблемы

в

романе

М.Ю.

Лермонтова

«Герой

нашего

времени» и другие.

Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного

развития

учащихся.

Как

особая

дидактико-коммуникативная

среда

учебный

диалог

обеспечивает

субъектно-смысловое

общение,

ре фл екси ю,

самореализацию

личности, позволяет в непринуждённой беседе рассуждать о

настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои

поступки, о величайшей силе любви и дружбы.

Использую следующие формы проведения уроков:

- урок – диалог;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок – семинар;

- урок-экскурсия;

- урок-дискуссия;

- театрализованный урок.

В

процессе

учебного

диалога

осуществляются

важнейшие

проявления

ч еловеч е ских

отношений:

взаимоуважение,

в з а и м о о б о г а щ е н и е ,

взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. Ученики овладевают опытом

общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.

Часто

практикую

на

своих

уроках

сочинения-миниатюры,

сочинения-

рассуждения

о

нравственных

понятиях:

совесть,

милосердие,

сострадание,

благородство,

честь,

долг.

В

творческих

работах

учащиеся

проявляют

личностное

отношение

к

слову,

окружающему

миру,

ценностям

и

радостям

бытия.

Привлекая

на

уроках

русского

языка

специально

подобранные

тексты,

в

которых речь идёт о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к

Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над

поставленными

вопросами,

но

и

делать

нравственный

выбор,

формировать

нравственную позицию.

Когда

я

подбираю

тексты

для

проведения

диктантов

по

русскому

языку,

стараюсь, чтобы они отражали не только проверку орфографии и пунктуации по

какой-либо теме, но и были воспитывающими.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное

отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир

бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Вспомним

слова Л. Толстого: «Слово-дело великое…».

Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся

понять, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа.

Итоговым

заданием

для

моих

учеников

является

исследовательская

работа

«Энциклопедия одного слова», в которой ребята наблюдают за этимологией

слова,

его

лексическим

значением,

употреблением

его

в

русском

народном

творчестве, в творчестве наших писателей и поэтов. Такое размышление над

словом

духовно

обогащает

учащихся,

помогает

познакомить

их

с

национальными традициями и духовностью своего народа.

Системой внеурочной работы по нравственному воспитанию учащихся стало

для

меня

проведение

праздников,

диспутов,

конкурсов,

уроков

здоровья

и

этической грамматики, игровых программ, тренинговых занятий, спортивных

эстафет,

тематических

классных

часов,

библиотечных

уроков,

организация

совместных походов в музей, экскурсий, просмотр театральных и цирковых

представлений, прогулок в парк, участие в социально-значимой и проектной

деятельности, КТД.

Такие

формы

работы

способствуют

успешному

решению

задач

по

формированию нравственных качеств личности, сплочению детского коллектива,

раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.



В раздел образования