Напоминание

Особенности изученияпроизведений современных композиторов в репертуаре инструментального ансамбля


Автор: Фокина Елена Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования,концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г.Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности изученияпроизведений современных композиторов в репертуаре инструментального ансамбля
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности изучения произведений современных композиторов в репертуаре

инструментального ансамбля (учеников старших классов).

Выбор репертуара для инструментального ансамбля представляет собой определённые

трудности: необходимо учитывать индивидуальные особенности детей- их вкус,

темперамент, интеллектуальный уровень, техническую оснащённость и т.д. Кроме того,

хочется показать лучшие стороны каждого ребёнка…В нашей преподавательской работе с

ансамблем основной упор делался на классический репертуар, который дал нам «базу» и

следующим этапом работы мы выбрали изучение и исполнение произведений

современных авторов.

Это произведения английского композитора Джона Раттера и нашего современника,

башкирского композитора Салават Низаметдинова.

(презентация) Джон Раттер (24 сентября, 1945 )– необычайно популярный композитор

XXI столетия – его музыку исполняют гораздо чаще, чем музыку других современников. В

Великобритании и США его особенно прославили яркие и мелодичные хоральные

произведения. Специализацией Раттера по праву можно назвать рождественские песни и

гимны – сейчас даже невозможно представить себе рождественский концерт, на котором

бы не исполнилось хотя бы одно его сочинение.

Прежде, чем приступить к изучению этого «Вальса» из « Античной сюиты», мы

обратились к теории .Что такое джаз?

Джаз-это музыкальная речь, которой присущи «словарь» и «грамматические правила»-

набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные

средства воспринимаются как стиль.

Особенность джаза-сложный ритм- бит(от англ.-пульс, удар).Акценты могут приходиться

на чётные слабые доли такта и нечётные-сильные. Кроме того, в ритме есть другие

акценты, в сочетании всё это создаёт драйв (от англ.-гонка, атака.)Наличие драйва создаёт

у слушателя впечатление движения, нарастающего темпа.

Специфическим джазовым качеством является свинг (от англ. Мерное качание,

ход):напряжение и расслабление звуковой материи, что придаёт джазовой музыке

упругость , пластичность и особую выразительность

Большинство образцов джазовой музыки- это инструментальные пьесы, построенные по

классической модели «темы с вариациями». После исполнения темы, солисты-

импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют. При этом

сохраняется гармоническая структура исходной темы и её продолжительность. Этот

периодически повторяемый объём темы в мировой практике называется хорусом ( от

англ.- припев, повтор) , а в российской практике- квадратом.

Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входила

труба(или кларнет, или тромбон) и ритм секция-банджо, контрабас, ударные инструменты

и позднее фортепиано. С конца 20-х годов 20=го века стали появляться симфоджазовые

оркестры.

«Вальс» -это произведение , выстроенное по классическим законам джазового языка.

Мы столкнулись с такими трудностями:

Солист:-акценты

-синкопы

-неровная ритмическая структура

Способы работы:…

Трудности, над которыми пришлось поработать в фортепианной партии:

-линия баса- фортепиано выполняет здесь роль малого оркестра. –

Линия баса должна быть озвучена-это либо бас-гитара, либо контрабас- нужно передать

тембр инструмента, и на протяжении всего произведения постараться не потерять этот

тембр.

Большую сложность представляет ритм- для точного исполнения линии баса мы

использовали синтезатор, чтобы научиться чувствовать ударную группу, чтобы « найти» и

почувствовать драйв, суметь сохранить эти особенности на протяжении всей пьесы-

вариации исполнять сложно и в классической музыке, а в джазовой-ещё сложнее. Ещё

одна особенность – это джаз- вальс ,где ритм «размыт» , а созвучия чуть

«затуманивают »лад.Что касается особенностей исполнения аккомпанемента в правой

руке- мы рассматриваем эти гармонические сочетания как ансамбль медно-духовых.

Поэтому здесь было много работы как над ритмом , так и над тембром.

Послушайте, пожалуйста, что у нас получилось.

Ангелина Адигамова, Эвелина Вахитова.

Дж.Раттер Вальс.

Второе произведение, которое мы изучаем со своими учениками- «Свет очей моих»

.Написал его башкирский композитор , наш современник Салават Низаметдинов.

Салават Ахмадиевич Низаметдинов

(3 марта 1957 года — 29 июля 2013 года) — башкирский композитор,

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель

Союза композиторов РБ, член Союза композиторов СССР (1983). С.

Низаметдинов сочинял оперы, симфонии, хоры, романсы, музыку к

драматическим спектаклям и эстрадные песни. Он написал множество

камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, более

двухсот эстрадных песен, музыку к спектаклям, документальным и

художественным фильмам.

В 2003 году указом В. В. Путина за заслуги в области искусства Салавату

Низаметдинову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель

искусств Российской Федерации».

Сложность этой пьесы в том, что по сути-это песня. Просто композитор сделал

переложение для флейты и фортепиано. В 1 части произведения выделяется момент, где

солирующий инструмент-флейта- звучит по тесситуре ниже мелодии у фортепиано-это

одно из сложных мест в произведении- нужно иметь тонкий слух, чтобы справиться с этой

трудностью. Кроме того, мы столкнулись здесь с особенным строением музыкальных

фраз- это расширенный период, что тоже представляет для исполнения определённую

трудность.

Салават Низаметдинов «Свет очей моих» (исполнение).

Изучая современную музыку, ученики получают дополнительную информацию не только

об изучаемых произведениях, но и о развитии музыкального искусства в мире.

Происходит качественный скачок в исполнительском оснащении ученика, который

выходит на новый уровень освоения инструмента- обогащаются приёмы игры,

звукоизвлечения, углубляются знания,повышается самооценка личности и способность к

самовыражению.

Благодарим учеников за выступление, а педагогов за внимание.



В раздел образования