Автор: Фокина Елена Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования,концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г.Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности изученияпроизведений современных композиторов в репертуаре инструментального ансамбля
Раздел: дополнительное образование
Особенности изучения произведений современных композиторов в репертуаре
инструментального ансамбля (учеников старших классов).
Выбор репертуара для инструментального ансамбля представляет собой определённые
трудности: необходимо учитывать индивидуальные особенности детей- их вкус,
темперамент, интеллектуальный уровень, техническую оснащённость и т.д. Кроме того,
хочется показать лучшие стороны каждого ребёнка…В нашей преподавательской работе с
ансамблем основной упор делался на классический репертуар, который дал нам «базу» и
следующим этапом работы мы выбрали изучение и исполнение произведений
современных авторов.
Это произведения английского композитора Джона Раттера и нашего современника,
башкирского композитора Салават Низаметдинова.
(презентация) Джон Раттер (24 сентября, 1945 )– необычайно популярный композитор
XXI столетия – его музыку исполняют гораздо чаще, чем музыку других современников. В
Великобритании и США его особенно прославили яркие и мелодичные хоральные
произведения. Специализацией Раттера по праву можно назвать рождественские песни и
гимны – сейчас даже невозможно представить себе рождественский концерт, на котором
бы не исполнилось хотя бы одно его сочинение.
Прежде, чем приступить к изучению этого «Вальса» из « Античной сюиты», мы
обратились к теории .Что такое джаз?
Джаз-это музыкальная речь, которой присущи «словарь» и «грамматические правила»-
набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные
средства воспринимаются как стиль.
Особенность джаза-сложный ритм- бит(от англ.-пульс, удар).Акценты могут приходиться
на чётные слабые доли такта и нечётные-сильные. Кроме того, в ритме есть другие
акценты, в сочетании всё это создаёт драйв (от англ.-гонка, атака.)Наличие драйва создаёт
у слушателя впечатление движения, нарастающего темпа.
Специфическим джазовым качеством является свинг (от англ. Мерное качание,
ход):напряжение и расслабление звуковой материи, что придаёт джазовой музыке
упругость , пластичность и особую выразительность
Большинство образцов джазовой музыки- это инструментальные пьесы, построенные по
классической модели «темы с вариациями». После исполнения темы, солисты-
импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют. При этом
сохраняется гармоническая структура исходной темы и её продолжительность. Этот
периодически повторяемый объём темы в мировой практике называется хорусом ( от
англ.- припев, повтор) , а в российской практике- квадратом.
Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входила
труба(или кларнет, или тромбон) и ритм секция-банджо, контрабас, ударные инструменты
и позднее фортепиано. С конца 20-х годов 20=го века стали появляться симфоджазовые
оркестры.
«Вальс» -это произведение , выстроенное по классическим законам джазового языка.
Мы столкнулись с такими трудностями:
Солист:-акценты
-синкопы
-неровная ритмическая структура
Способы работы:…
Трудности, над которыми пришлось поработать в фортепианной партии:
-линия баса- фортепиано выполняет здесь роль малого оркестра. –
Линия баса должна быть озвучена-это либо бас-гитара, либо контрабас- нужно передать
тембр инструмента, и на протяжении всего произведения постараться не потерять этот
тембр.
Большую сложность представляет ритм- для точного исполнения линии баса мы
использовали синтезатор, чтобы научиться чувствовать ударную группу, чтобы « найти» и
почувствовать драйв, суметь сохранить эти особенности на протяжении всей пьесы-
вариации исполнять сложно и в классической музыке, а в джазовой-ещё сложнее. Ещё
одна особенность – это джаз- вальс ,где ритм «размыт» , а созвучия чуть
«затуманивают »лад.Что касается особенностей исполнения аккомпанемента в правой
руке- мы рассматриваем эти гармонические сочетания как ансамбль медно-духовых.
Поэтому здесь было много работы как над ритмом , так и над тембром.
Послушайте, пожалуйста, что у нас получилось.
Ангелина Адигамова, Эвелина Вахитова.
Дж.Раттер Вальс.
Второе произведение, которое мы изучаем со своими учениками- «Свет очей моих»
.Написал его башкирский композитор , наш современник Салават Низаметдинов.
Салават Ахмадиевич Низаметдинов
(3 марта 1957 года — 29 июля 2013 года) — башкирский композитор,
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель
Союза композиторов РБ, член Союза композиторов СССР (1983). С.
Низаметдинов сочинял оперы, симфонии, хоры, романсы, музыку к
драматическим спектаклям и эстрадные песни. Он написал множество
камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, более
двухсот эстрадных песен, музыку к спектаклям, документальным и
художественным фильмам.
В 2003 году указом В. В. Путина за заслуги в области искусства Салавату
Низаметдинову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель
искусств Российской Федерации».
Сложность этой пьесы в том, что по сути-это песня. Просто композитор сделал
переложение для флейты и фортепиано. В 1 части произведения выделяется момент, где
солирующий инструмент-флейта- звучит по тесситуре ниже мелодии у фортепиано-это
одно из сложных мест в произведении- нужно иметь тонкий слух, чтобы справиться с этой
трудностью. Кроме того, мы столкнулись здесь с особенным строением музыкальных
фраз- это расширенный период, что тоже представляет для исполнения определённую
трудность.
Салават Низаметдинов «Свет очей моих» (исполнение).
Изучая современную музыку, ученики получают дополнительную информацию не только
об изучаемых произведениях, но и о развитии музыкального искусства в мире.
Происходит качественный скачок в исполнительском оснащении ученика, который
выходит на новый уровень освоения инструмента- обогащаются приёмы игры,
звукоизвлечения, углубляются знания,повышается самооценка личности и способность к
самовыражению.
Благодарим учеников за выступление, а педагогов за внимание.