Автор: Егорова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Молодая гвардия"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий интеллектуально-познавательной игры "Поле чудес", посвященной началу контрнаступления под Москвой и 75-летию Победы в Великой Отечествен-ной войне (для средних классов)
Раздел: дополнительное образование
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Центр содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия»
Сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной началу
контрнаступления под Москвой и 75-летию Победы в Великой Отечествен-
ной войне (для средних классов)
Разработан воспитателем
Егоровой О.А.
г. Москва
ПОЛЕ
ЧУДЕС
ПОЛЕ ЧУДЕС
Цели:
1.
Воспитание уважения к старшему поколению – участникам Великой
Отечественной войны.
2.
Воспитание чувства гордости за свой народ и свою страну.
3.
Развитие познавательных интересов и расширение кругозора детей.
4.
Развитие внимания и памяти, быстроты реакции, сообразительности.
Предварительная подготовка:
подбор заданий для конкурсов;
подготовка подарков участникам;
подготовка необходимого реквизита (алфавит на каждого участника,
ручки, буквы из бумаги, кубик, магниты).
Состав участников:
ведущий;
9 участников игры;
зрители.
Ожидаемые результаты:
Получение новых знаний по истории Отечества.
Раскрытие творческих и познавательных способностей детей.
Повышение уровня культурного общения.
Форма проведения:
Мероприятие проводится в форме известной телевизионной игры
«Поле чудес». Отличия разработанной игры от оригинальной версии связаны
с возможностями учреждения. Так, вместо барабана используется мягкий ку-
бик с нанесенными точками от 1 до 6 (при выпадении 1 очка происходит
переход хода). Фамилии участников и заработанные очки записываются на
доске. Туда же крепятся магнитами буквы, напечатанные на прямоугольных
листочках и повернутые обратной стороной.
2
Ход мероприятия.
В 2020 году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной
войне. Напомните, пожалуйста, даты этой войны… Сколько человек в нашей
стране погибли за годы Великой Отечественной войны?...
В истории Великой Победы можно выделить несколько важнейших
сражений. Одно из таких сражений – битва под Москвой, которая произошла
78 лет тому назад.
Этому сражению и посвящена наша игра.
1 тур. Я приглашаю к столу первую игровую тройку.
Битва под Москвой началась 30 сентября. Немцам удалось собрать
около 75 дивизий, насчитывающих 1 млн.800 тыс. солдат и офицеров, свыше
14 тыс. орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолетов. В то время как
наши войска располагали на фронте под Москвой такими силами 1млн 250
тыс. человек, 990 танков, 677 самолетов, 7 600 орудий и минометов. Фактиче-
ски у немцев было двойное превосходство в военной технике. Наступление
на Москву гитлеровцы готовили как завершающую операцию плана молние-
носной войны против СССР. Этому плану было дано особое название.
Итак, задание на первый тур. Какое название гитлеровцы дали плану
по захвату Москвы?
В игру вступает …. Бросай кубик. Ты готов назвать слово целиком
или будешь угадывать по буквам?
…
Итак,
плану
по
захвату
Москвы
гитлеровцы
дали
название
«ТАЙФУН»
2 тур. Я приглашаю к столу вторую игровую тройку.
Налеты фашистской авиации на Москву начались еще летом. Однако,
к городу прорывались лишь одиночные самолеты, потому что их с земли
встречала сплошная завеса огня наших зенитчиков, а в небе с ними сража-
лись летчики-истребители. На весь мир прозвучало тогда имя московского
парня, в прошлом простого рабочего, а теперь – отважного летчика. В ночном
воздушном бою он протаранил фашистский бомбардировщик. Это был пер-
вый в мире ночной таран. После этого он сбил еще 5 вражеских самолетов и
погиб смертью храбрых в воздушном бою. Ему было навечно присвоено зва-
ние героя Советского Союза.
Итак, задание на второй тур. Назовите фамилию этого храброго лет-
чика.
В игру вступает …. Бросай кубик. Ты готов назвать слово целиком
или будешь угадывать по буквам?
…
Итак, отважного летчика, который совершил первый ночной таран,
звали ТАЛАЛИХИН (ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ).
3
3 тур. Я приглашаю к столу третью игровую тройку.
Пользуясь своим численным превосходством, немцы продолжали свое
наступление на Москву. Они захватили Апрелевку – это 35 км от Москвы. А
со стороны Красной Поляны они оказались на расстоянии 25 км от города.
Чтобы не допустить врага советские люди проявляли чудеса героизма. Одним
из примеров служит подвиг 28 бойцов из дивизии Панфилова. 16 ноября в
ходе 4-часового боя с несколькими десятками немецких танков у деревни Ду-
босеково в 7 км от Волоколамска эта группа подбила 19 танков и не пропу-
стила противника. Большинство бойцов погибло в том бою, но всем 28 пан-
филовцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Накануне этого
боя командир, который являлся политруком, сказал такие слова: «Велика Рос-
сия, а отступать некуда: позади Москва!»
Итак, задание на третий тур. Назовите фамилию этого политрука.
В игру вступает …. Бросай кубик. Ты готов назвать слово целиком
или будешь угадывать по буквам?
… Итак, фамилия политрука – КЛОЧКОВ (ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕ-
ВИЧ).
Финал. Я приглашаю к столу победителей каждого тура.
К началу Великой Отечественной войны в СССР было создано новое
оружие – реактивные минометы, которые народ любовно прозвал «катюша-
ми». Испытывали их непосредственно в боевой обстановке на Западном
фронте. Командиру батареи этих установок было сказано: «Ни в коем случае
враг не должен получить каких-либо сведений об этом оружии. В безвыход-
ном положении в случае окружения установки и
боевые припасы к ним
взрывать!» «Катюши» наводили ужас на немцев, потому что там, где разрыва-
лись снаряды «катюши», уничтожалось все. Гитлеровцы создали специаль-
ную диверсионную группу, которая должна была захватить русскую «огне-
метную пушку». Пленные немцы говорили: «Покажите вашу «катюшу», а по-
том расстреливайте».
Итак, задание на финал. Назовите фамилию первого командира бата-
реи «катюш».
В игру вступает …. Бросай кубик. Ты готов назвать слово целиком
или будешь угадывать по буквам?
…
Итак,
фамилия
первого
командира
батареи
«катюш»
была
ФЛЁРОВ (ИВАН АНДРЕЕВИЧ).
Победителем сегодняшней игры стал ….
Я предлагаю ему сыграть в суперигру.
Суперигра. Наступление фашистских войск под Москвой захлебну-
лось. Еще в ходе тяжелейших ноябрьских боев наше командование разработа-
ло план перехода наших войск в контрнаступление. Оно началось 5 декабря
4
1941 года. Командующим был назначен генерал, который до этого успешно
руководил обороной Ленинграда.
Итак, задание на суперигру. Назови фамилию генерала, который воз-
главил Западный фронт и руководил контрнаступлением советских войск под
Москвой.
В этом слове 5 букв. Я разрешаю назвать тебе 5 букв. Если названные
тобой буквы встречаются в данном слове, то я их открою.
Итак, у тебя есть ровно одна минута, чтобы назвать фамилию генера-
ла, который возглавил Западный фронт и руководил контрнаступлением со-
ветских войск под Москвой.
Итак, минута прошла. Ты готов назвать слово? ………..
Фамилия генерала, который возглавил Западный фронт и руководил
контрнаступлением
советских
войск
под
Москвой, ЖУКОВ
(ГЕОРГИЙ
КОНСТАНТИНОВИЧ).
Наша игра подошла к концу. Давайте подведем ее итоги.
Как вы думаете, в чем значение разгрома немцев под Москвой?
Разгром немецких войск под Москвой, который начался 5 декабря
1941 года, стал первым крупным поражением немецко-фашистских войск во
Второй мировой войне, развеял миф об их непобедимости. В оккупирован-
ных немцами странах усилилась борьба с захватчиками, ширилось движение
Сопротивления.
Я прошу выйти всех девятерых участников игры. Спасибо вам, ребя-
та. В память о сегодняшней игре вам вручаются маленькие сувениры.
Победителю нашей игры …… вручается отдельный приз.
Давайте посмотрим на доску. Кто из участников набрал больше всего
баллов? Больше всех баллов набрал …… Ему вручается особый приз.
5