Автор: Рябова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Лебяжьевский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Населённый пункт: Уваровский район Тамбовская область
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: Д.Родари "Волшебный барабан"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
по сказке Дж. Родари
«Волшебный барабан»
с применением технологии
критического мышления
УМК «Перспектива»
Учитель нач.классов:
Рябова О.М.
Урок литературного чтения
по сказке Дж. Родари «Волшебный барабан»
с применением технологии критического мышления
УМК «Перспектива»
3 класс
Цель: чтение и анализ произведения Дж. Родари «Волшебный барабан».
Задачи:
- формирование читательской компетентности;
- расширение литературного кругозора;
- развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
- формирование самостоятельной читательской позиции;
- открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития
творческих и коммуникативных способностей ребенка;
- стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
1) Разбиться на группы, придумать название (н-р клавишные, смычковые,
ударные, щипковые, язычковые) (Струнные инструменты подразделяют на
клавишные (пианино, рояли), щипковые (гитары, мандолины, домры,
балалайки, арфы), смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
Язычковые инструменты можно поделить на инструменты с камерами
переменного объема (аккордеоны, баяны, гармони), инструменты с камерами
постоянного объема (фисгармонии с электроприводом), инструменты без
специальных камер (губные гармони, духовые гармони).
Духовые инструменты делятся на лабиальные (флейты продольные и
поперечные), амбушюрные (трубы, валторны, тубы), тростевые (саксофоны,
кларнеты, фаготы).
Перепоночные и пластиночные инструменты объединяют в группу ударных.)
2) Вызов: загадка о барабане
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
3) Кластер «Барабан» (шумный, цилиндрический, ударный, натянутая кожа
(мембрана), ритмическая музыка, символ пехотных частей). Вместо кластера
можно составить синквейн.
4)Чтение со стопом.
- Уже сейчас вы можете обосновать, почему автор отнёс своё произведение к
жанру сказка.
- Кластер «Характеристика барабанщика» (прекрасное настроение, патриот,
весёлый, честный, щедрый, бедный, вежливый, бескорыстный, добрый и т.д.)
5) Основываясь на кластер, подумайте, что могло произойти дальше. «Дерево
предположений». (Ответы представителей групп).
6) Чтение со стопом до конца главы.
7) Групповое обсуждение возможного конца сказки. Ответы.
8) Чтение первого конца. Дать оценку представленному варианту.
9) Аналогично 2 и 3 конец.
10) –Какой конец сказки понравился вам? Почему? Обоснуйте свою точку
зрения. (это вопрос из учебника)
11) Какой вопрос мог бы выбрать автор?
12) Чтение ответа автора.
13) В соответствии с выбранным автором ответом, составить синквейн о
барабанщике.
Барабанщик
добрый, бескорыстный (справедливый,
играет, помогает, ходит
дом – где я делаю добро
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), нормой
нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во
имя определенных социальных целей.
Справка:
(Аскетизм - требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения
приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира
над реальным миром. Аскетизм – это умеренность во всем, касается ли это
приема пищи, составления гардероба или распределения семейного бюджета.
Аскетизм – умение обходиться малым (в первую очередь в бытовом плане), не
чувствуя при этом себя ущемленным.
Аскетизм – это искренняя готовность поделиться с нуждающимися тем,
что имеется у человека.
Аскетизм – это получение радости не от процесса стяжательства, а от
процесса самосовершенствования.
Аскетизм – это умение владеть собственными эмоциями.
Аскетизм – это осознанное подавление человеческих страстей с целью
развития духа.
Аскетизм – это образ жизни, при котором внешнее приносится в жертву
внутреннему.
Преимущества аскетизма
Аскетизм даёт независимость – от тяги к роскоши.
Аскетизм обеспечивает готовность – пожертвовать собственными
интересами ради общей цели.
Аскетизм даёт освобождение – от сильных эмоций и страстей.
5) Основываясь на кластер, подумайте, что могло произойти дальше. «Дерево
предположений». (Ответы представителей групп).
6) Чтение со стопом до конца главы.
7) Групповое обсуждение возможного конца сказки. Ответы.
8) Чтение первого конца. Дать оценку представленному варианту.
9) Аналогично 2 и 3 конец.
10) –Какой конец сказки понравился вам? Почему? Обоснуйте свою точку
зрения. (это вопрос из учебника)
11) Какой вопрос мог бы выбрать автор?
12) Чтение ответа автора.
13) В соответствии с выбранным автором ответом, составить синквейн о
барабанщике.
Барабанщик
добрый, бескорыстный (справедливый,
играет, помогает, ходит
дом – где я делаю добро
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), нормой
нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во
имя определенных социальных целей.
Справка:
(Аскетизм - требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения
приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира
над реальным миром. Аскетизм – это умеренность во всем, касается ли это
приема пищи, составления гардероба или распределения семейного бюджета.
Аскетизм – умение обходиться малым (в первую очередь в бытовом плане), не
чувствуя при этом себя ущемленным.
Аскетизм – это искренняя готовность поделиться с нуждающимися тем,
что имеется у человека.
Аскетизм – это получение радости не от процесса стяжательства, а от
процесса самосовершенствования.
Аскетизм – это умение владеть собственными эмоциями.
Аскетизм – это осознанное подавление человеческих страстей с целью
развития духа.
Аскетизм – это образ жизни, при котором внешнее приносится в жертву
внутреннему.
Преимущества аскетизма
Аскетизм даёт независимость – от тяги к роскоши.
Аскетизм обеспечивает готовность – пожертвовать собственными
интересами ради общей цели.
Аскетизм даёт освобождение – от сильных эмоций и страстей.
Аскетизм даёт толчок – к личностному росту.
Аскетизм, как отказ от излишней роскоши и привязанности к плотским
удовольствиям, даёт уважение – со стороны окружающих.)
14) Задание: Придумать своё окончание сказки и записать его в творческую
тетрадь.
Слова для справок:
Дюжина – это 12;
Сольдо – итальянская
Полька –чешский народный танец
Мазурка –польский народный танец
Жандарм –полицейский
Миллионер –человек, капитал которого превышает миллион
Чиновник- государственный служащий
Вилла –загородный деревенский дом