Напоминание

"Путешествие в Африку"


Автор: Нужняк Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДСОВ №1 п. Тавричанка
Населённый пункт: Приморский край, Надеждинский район
Наименование материала: конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в Африку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в Африку»

Подготовил: воспитатель Нужняк Е.М.

2020г.

«Путешествие в Африку»

Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.

Задачи.

Образовательные:

1.Уточнить элементарные представления об особенностях

географического положения Африки.

2.Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня,

саванна, джунгли),.

3.Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их

внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

4.Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и

хищных животных (лев, гепард) Африки.

Развивающие:

1.Обогащать словарный запас детей.

2.Закрепить значение сложного слова (носорог).

3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные

ситуации объясняя свой выбор.

4.Развивать логическое и образное мышление, внимание, память,

воображение.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2.Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей.

Познание. Коммуникация. Социализация.

Предварительная работа.

1.Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.

2.Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)

3.Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».

4.Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.

5.Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка»,

«Великолепная семерка Африки».

6.Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»

7.Составление описательных рассказов о животных.

Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический

океан, пустыня Сахара , бархан, караван, скорпион, рогатая гадюка, черная

кобра, сурикат, варан, одногорбый верблюд, дромадер, верблюжья колючка,

саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла,

бабуин, орангутанг.

Оборудование: минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода», «Звуки

джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный мир

пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, амулет

Дружбы, глобус.

Организационный компонент.

Ход занятия:

-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)

-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас

лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом

Дружбы. Амулет Дружбы поможет нам меньше ссориться, жить дружно и

весело. Этот амулет хранится у вождя племени Тумба-юмба.

-А теперь отгадайте, куда мы с вами отправляемся.

Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет? (Африка)

-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка, (дети показывают

на карте Африку)

- Африка – это материк, второй по величине после Евразии. Африка

находится на экваторе, на одинаковом расстоянии от полюсов, поэтому здесь

круглый год тепло. Африка – это самый жаркий материк планеты.

Берега Африки омывают два океана - Атлантический океан и Индийский

океан.

-А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия)

-Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки?

(ответы детей)

Раздается

гудок

парохода.

-В Африку мы отправимся на корабле. Нам нужно выбрать капитана и

боцмана, (дети выбирают капитана и боцмана).

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем в Африку играть.

Побываем понарошку

Мы везде и понемножку:

В Занзибаре, Калахари,

Эфиопии, Сахаре,

И оттуда, и оттуда,

Привезём себе верблюда!!!

-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.

Звучит минусовка песни «Чунга-чанга».

Воспитатель смотрит в бинокль.

-Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети

называют - синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она

называется?

-Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля, нас ждут

приключения, друзья.

Слайд «Пустыня»

-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же

называется это место?

-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь -пустыня Калахари, пустыня

Намиб. Но самая большая - это пустыня... Сахара (дети продолжают

предложение).

Слово ПУСТЫНЯ образовано от какого слова?

- Пусто, пустынно

- Так что такое пустыня?

- Пустыня – это огромное пространство, покрытое песком и камнями.

Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра,

годами не бывает дождей.

Подойдите ко мне и почувствуйте, какой в

пустыне горячий воздух.

Проводится опыт с феном.

-Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)

Слайд «Верблюжья колючка»

Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень

длинные корни , чтобы доставать воду, которая находится глубоко под

землей

-К жизни в пустыне приспособились и животные.

“Зверь я горбатый,

Нравлюсь ребятам”.

Кто это? (верблюд)

Слайд «Верблюд»

Верблюда называют кораблем пустыни.

Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).

-А верблюд - это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)

-Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.

Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть

защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

- Ребята, в пустыне не только горячий воздух, но и песок. Поэтому на ногах у

верблюда есть мозоли. Как вы думаете, какие должны быть мозоли, чтобы

верблюду было удобно ходить по песку?

Проводится эксперимент.

В небольшую емкость насыпается манная крупа. У каждого ребенка в руках

карандаш, отточенный с одного конца.

- Ребята, попробуйте пройти острой стороной карандаша по песку и широкой

(обратная сторона карандаша). Что вы заметили?

Дети: что острые проваливаются в песок, а широкие нет.

- Значит, какие мозоли должны быть у верблюда?

Дети: широкие.

На ногах у верблюда толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по

песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще

называют... дромадеры.

-В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки,

дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая

гадюка, скорпион, варан).

- Какие животные пустыни вылупляются из яйца? (Ящерица, змея, черепаха)

- У какого животного есть ядовитая игла на хвосте? (Скорпион)

-Нам пора отправляться дальше.

-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.

(Саванна – это равнина, степь, покрытая высокой травой, среди которой

встречаются одинокие, реже группами, деревья и кустарники)

Слайд «Саванна»

- Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная

после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются?

(ответы детей)

Слайд «Баобаб»

Это

баобабы,

удивительные

деревья,

у

них

толстый

ствол.

Чтобы

его

обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное

нашей планеты.

Слайд «Жираф»

-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы

детей).

Чем питается жираф? (дети отвечают). Любимое лакомство жирафа

зонтичная акация, которая похожа на зонтик, жирафы едят ее листву

Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный... язык .

Жираф - хищное или травоядное животное? (ответы детей)

Слайд «Слоны»

- Вот и африканские гиганты.

Это слоны. Самое удивительное у слона - хобот.

-Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья

и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести

довольно толстое дерево.

В саванне растет слоновая трава, которая вырастает в сезон дождей до трех

метров, в ней даже слон может спрятаться.

- Давайте представим, что мы с вами слоны, а это наши уши. Помашите

ушами, что вы почувствовали?

Дети: прохладный ветерок. Чтоб слону было не жарко.

Слайд «Зебры»

- Африканские коняшки одеваются в тельняшки ... Что же это за коняшки?

(ответы детей)

Конечно же это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?

Слайд «Носорог»

- Название, какого животного состоит их двух слов?

(Ответы детей) Носорог.

-А почему его так назвали? (ответы детей)

-Носорог - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)

-А каких хищных животных Африки вы знаете?

Слайд «Лев»

Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей)

Слайд «Гепард»

Самое быстрое животное на нашей планете - это гепард. Он бегает со

скоростью автомобиля - 100 км в час.

-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

“И петь не поет и летать не летает ...

За что же народ его птицей считает? Кто же это?

Слайд «Страус»

-Это страус. У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы,

откладывают яйца.

Слайд «Водопой»

В саванне есть небольшие озера . Это... водопой .Там собираются все

животные саванны, чтобы напиться, искупаться.

Вы знаете, что в жару обычно хочется пить. В Африке не так много пресной

воды. К тому же в жару многие реки и озера пересыхают. Поэтому

африканские животные страдают от жажды. В поисках воды им приходится

преодолевать большие расстояния.

Во время засухи африканские животные соблюдают правило: у водопоя никто

ни на кого не охотится. У воды можно одновременно увидеть слонов, львов,

зебр.

Физкультминутка под музыку «У жирафов пятна пятна»

Слайд «Джунгли»

Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.

-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы

детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и

пальмы, лианы, папоротники. Лианы - это вьющиеся растения. Лиане не

хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг

него Джунгли - это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы

знаете обезьян? (дети называют - мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе,

бабуин). В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.

Слайд «Обезьяны», слайд «Попугаи»

Игра «УЗНАЙ ПО ФРАГМЕНТУ»

Звучит минусовка «Крики индейцев»

-Слышите, деревня племени Тумба-юмба недалеко. Нам надо торопиться.

-Ну, наконец, мы с вами добрались до деревни африканских жителей. Тут

никого нет. Наверное, африканцы на охоте. Давайте превратимся в

африканских жителей, (дети наряжаются)

-Ребята, тут какая-то записка.

«Здравствуйте, дети из племени «Журавлик». Мы на охоте. Чтобы получить

амулет Дружбы, вам нужно выполнить задание».

Дидактическая

игра «Найди

ошибку»

Дети делятся на 3 команды. В каждой природной зоне - пустыне, саванне,

джунглях - нужно найти лишнее животное и объяснить, почему оно лишнее

и где животное обитает.

-Молодцы, справились с заданием. Я думаю, мы заслужили амулет Дружбы.

Его нужно отвезти в наш детский сад .

Звучит гудок парохода.

-Нам нужно спешить на корабль.

Дети садятся на корабль.

Итог занятия.

-Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (ответы

детей). Что вам больше всего понравилось?



В раздел образования