Автор: Нужняк Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДСОВ №1 п. Тавричанка
Населённый пункт: Приморский край, Надеждинский район
Наименование материала: конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в Африку"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Африку»
Подготовил: воспитатель Нужняк Е.М.
2020г.
«Путешествие в Африку»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи.
Образовательные:
1.Уточнить элементарные представления об особенностях
географического положения Африки.
2.Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня,
саванна, джунгли),.
3.Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их
внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4.Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и
хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
1.Обогащать словарный запас детей.
2.Закрепить значение сложного слова (носорог).
3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные
ситуации объясняя свой выбор.
4.Развивать логическое и образное мышление, внимание, память,
воображение.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2.Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей.
Познание. Коммуникация. Социализация.
Предварительная работа.
1.Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2.Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
3.Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
4.Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.
5.Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка»,
«Великолепная семерка Африки».
6.Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»
7.Составление описательных рассказов о животных.
Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический
океан, пустыня Сахара , бархан, караван, скорпион, рогатая гадюка, черная
кобра, сурикат, варан, одногорбый верблюд, дромадер, верблюжья колючка,
саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла,
бабуин, орангутанг.
Оборудование: минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода», «Звуки
джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный мир
пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, амулет
Дружбы, глобус.
Организационный компонент.
Ход занятия:
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас
лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом
Дружбы. Амулет Дружбы поможет нам меньше ссориться, жить дружно и
весело. Этот амулет хранится у вождя племени Тумба-юмба.
-А теперь отгадайте, куда мы с вами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка, (дети показывают
на карте Африку)
- Африка – это материк, второй по величине после Евразии. Африка
находится на экваторе, на одинаковом расстоянии от полюсов, поэтому здесь
круглый год тепло. Африка – это самый жаркий материк планеты.
Берега Африки омывают два океана - Атлантический океан и Индийский
океан.
-А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия)
-Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки?
(ответы детей)
Раздается
гудок
парохода.
-В Африку мы отправимся на корабле. Нам нужно выбрать капитана и
боцмана, (дети выбирают капитана и боцмана).
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем в Африку играть.
Побываем понарошку
Мы везде и понемножку:
В Занзибаре, Калахари,
Эфиопии, Сахаре,
И оттуда, и оттуда,
Привезём себе верблюда!!!
-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.
Звучит минусовка песни «Чунга-чанга».
Воспитатель смотрит в бинокль.
-Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети
называют - синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она
называется?
-Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля, нас ждут
приключения, друзья.
Слайд «Пустыня»
-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же
называется это место?
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь -пустыня Калахари, пустыня
Намиб. Но самая большая - это пустыня... Сахара (дети продолжают
предложение).
Слово ПУСТЫНЯ образовано от какого слова?
- Пусто, пустынно
- Так что такое пустыня?
- Пустыня – это огромное пространство, покрытое песком и камнями.
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра,
годами не бывает дождей.
Подойдите ко мне и почувствуйте, какой в
пустыне горячий воздух.
Проводится опыт с феном.
-Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Слайд «Верблюжья колючка»
Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень
длинные корни , чтобы доставать воду, которая находится глубоко под
землей
-К жизни в пустыне приспособились и животные.
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд)
Слайд «Верблюд»
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
-А верблюд - это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
-Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть
защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
- Ребята, в пустыне не только горячий воздух, но и песок. Поэтому на ногах у
верблюда есть мозоли. Как вы думаете, какие должны быть мозоли, чтобы
верблюду было удобно ходить по песку?
Проводится эксперимент.
В небольшую емкость насыпается манная крупа. У каждого ребенка в руках
карандаш, отточенный с одного конца.
- Ребята, попробуйте пройти острой стороной карандаша по песку и широкой
(обратная сторона карандаша). Что вы заметили?
Дети: что острые проваливаются в песок, а широкие нет.
- Значит, какие мозоли должны быть у верблюда?
Дети: широкие.
На ногах у верблюда толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по
песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще
называют... дромадеры.
-В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки,
дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая
гадюка, скорпион, варан).
- Какие животные пустыни вылупляются из яйца? (Ящерица, змея, черепаха)
- У какого животного есть ядовитая игла на хвосте? (Скорпион)
-Нам пора отправляться дальше.
-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.
(Саванна – это равнина, степь, покрытая высокой травой, среди которой
встречаются одинокие, реже группами, деревья и кустарники)
Слайд «Саванна»
- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная
после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются?
(ответы детей)
Слайд «Баобаб»
Это
баобабы,
удивительные
деревья,
у
них
толстый
ствол.
Чтобы
его
обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное
нашей планеты.
Слайд «Жираф»
-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы
детей).
Чем питается жираф? (дети отвечают). Любимое лакомство жирафа
зонтичная акация, которая похожа на зонтик, жирафы едят ее листву
Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный... язык .
Жираф - хищное или травоядное животное? (ответы детей)
Слайд «Слоны»
- Вот и африканские гиганты.
Это слоны. Самое удивительное у слона - хобот.
-Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья
и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести
довольно толстое дерево.
В саванне растет слоновая трава, которая вырастает в сезон дождей до трех
метров, в ней даже слон может спрятаться.
- Давайте представим, что мы с вами слоны, а это наши уши. Помашите
ушами, что вы почувствовали?
Дети: прохладный ветерок. Чтоб слону было не жарко.
Слайд «Зебры»
- Африканские коняшки одеваются в тельняшки ... Что же это за коняшки?
(ответы детей)
Конечно же это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
Слайд «Носорог»
- Название, какого животного состоит их двух слов?
(Ответы детей) Носорог.
-А почему его так назвали? (ответы детей)
-Носорог - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)
-А каких хищных животных Африки вы знаете?
Слайд «Лев»
Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей)
Слайд «Гепард»
Самое быстрое животное на нашей планете - это гепард. Он бегает со
скоростью автомобиля - 100 км в час.
-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
“И петь не поет и летать не летает ...
За что же народ его птицей считает? Кто же это?
Слайд «Страус»
-Это страус. У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы,
откладывают яйца.
Слайд «Водопой»
В саванне есть небольшие озера . Это... водопой .Там собираются все
животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Вы знаете, что в жару обычно хочется пить. В Африке не так много пресной
воды. К тому же в жару многие реки и озера пересыхают. Поэтому
африканские животные страдают от жажды. В поисках воды им приходится
преодолевать большие расстояния.
Во время засухи африканские животные соблюдают правило: у водопоя никто
ни на кого не охотится. У воды можно одновременно увидеть слонов, львов,
зебр.
Физкультминутка под музыку «У жирафов пятна пятна»
Слайд «Джунгли»
Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.
-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы
детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и
пальмы, лианы, папоротники. Лианы - это вьющиеся растения. Лиане не
хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг
него Джунгли - это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы
знаете обезьян? (дети называют - мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе,
бабуин). В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.
Слайд «Обезьяны», слайд «Попугаи»
Игра «УЗНАЙ ПО ФРАГМЕНТУ»
Звучит минусовка «Крики индейцев»
-Слышите, деревня племени Тумба-юмба недалеко. Нам надо торопиться.
-Ну, наконец, мы с вами добрались до деревни африканских жителей. Тут
никого нет. Наверное, африканцы на охоте. Давайте превратимся в
африканских жителей, (дети наряжаются)
-Ребята, тут какая-то записка.
«Здравствуйте, дети из племени «Журавлик». Мы на охоте. Чтобы получить
амулет Дружбы, вам нужно выполнить задание».
Дидактическая
игра «Найди
ошибку»
Дети делятся на 3 команды. В каждой природной зоне - пустыне, саванне,
джунглях - нужно найти лишнее животное и объяснить, почему оно лишнее
и где животное обитает.
-Молодцы, справились с заданием. Я думаю, мы заслужили амулет Дружбы.
Его нужно отвезти в наш детский сад .
Звучит гудок парохода.
-Нам нужно спешить на корабль.
Дети садятся на корабль.
Итог занятия.
-Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (ответы
детей). Что вам больше всего понравилось?