Автор: Тугарин Валентин Витальевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КГОБУ Партизанская КШИ
Населённый пункт: г. Партизанск, с. Авангард Проморского края
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала учителя на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Развитие творческого потенциала учителя на уроках физической
культуры.
Главной задачей общеобразовательной школы в настоящее время является
воспитание
всесторонне,
и
гармонически
развитого
подрастающего
поколения. В условиях бурного роста научной информации, основная масса
школьников никакой двигательной активности, кроме как на обязательных
уроках физической культуры, не получают. Поэтому учителя физической
культуры должны с максимальной эффективностью использовать эту форму
физического воспитания подрастающего поколения.
Урок
физической
культуры
–
это
педагогический,
целенаправленный
учебный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основой которого
я вл я е т с я
д в и г ат е л ь н о е
д е й с т в и е .
О н
д ол же н
о б е с п е ч и в а т ь
дифференцированный подход к учащимся с учетом состояния здоровья, пола,
физического
развития,
двигательной
подготовленности,
особенностей
развития, психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Задачи педагога в развитии творческого потенциала учащихся состоит в том:
1.
Не передавать знания, а раскрывать потенциальные возможности.
2.
Задействовать
эмоциональную
сферу
школьников,
вызывать
положительные эмоции в процессе обучения.
3.
Включать школьников кружковую (внеклассную работу).
На уроках для развития творческого потенциала можно применять различные
технологии:
Личностно
ориентированное
обучение
–
это
создание
ситуации
выбора
успеха:
- возможность самореализации учащихся.
Игровые технологии
Уровневая дифференциация учащихся: - работа в индивидуальном темпе
- выполнение заданий по уровню подготовки.
Технология развивающего обучения: - индивидуальная работа с учащимися.
Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а
кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей.
Для достижения эффективности обучения учительские объяснения в купе с
пониманием учащимися двигательных действий в ходе занятий должны стать
непременным условием.
Одна
из
задач,
которую
я
ставлю
перед
собой,
-
приучить
детей
к
самостоятельной деятельности, когда ученик, зная конечную цель, сам ставит
перед
собой
задачу,
ведущую
к
достижению
этой
цели,
сам
выбирает
необходимые средства и способы действий и выполнения их.
Успешность их выполнения зависит от правильно организованного учебного
процесса.
В
5-х
классах
при
проведении
сюжетно-ролевых
уроков
в
качестве
мотивации в условиях ФГОС можно использовать сказочные персонажи,
предлагающие вопросы. «Хотели бы вы оказаться в сказке?». (На пример
ходьба по рейке гимнастической скамейке через овраг или ручей) и др.
Для решения задач можно применять упражнения с предметами и без. В
основной части урока можно использовать групповую работу и работу в
парах.
В 6-м классе при изучении темы «Метание малого мяча» организую занятия
с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за
действиями
своего
товарища
и
по
заранее
указанным
мною
критериям
устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено. Выполняя такие задания,
наблюдающие помогают своим партнерам лучше усвоить свою технику и в то
же время усваивают ее сами. Здесь же для формирования стойкого интереса и
осмысленного отношения к цели занятия создаю ситуацию, позволяющую
приблизить полученные знания и умения к практической деятельности, на
пример: метание в цель после бега – учащийся в роле солдата, которому надо
поразить
«вражеский
танк».
Такая
ситуация
помогает
моделировать
естественные условия выполнения упражнений и прочно усвоить учебный
материал, работать в группах и парах.
В 7-м классе на уроках подвижных игр применяю метод перехода в позицию
«лидера» при передаче опыта от одной группы к другой.
На занятиях с учащимися старших классов предлагаю с целью определения
уровня их физической подготовленности выполнить упражнения: прыжки в
длину с места, бег на 60 метров, подтягивание на перекладине, подъем
туловища из положения лежа на спине, сгибание рук в упоре, кроссовый бег.
Знакомлю
с
требованиями,
предъявляемыми
к
уровню
подготовки
выпускников школы по физической культуре школьной программы. Каждый
выявляет свои слабые стороны в развитии физических качеств, оценку своих
достижений на этапе рефлексии.
Моя
роль
учителя
заключается
создании
благоприятных
условий
для
развития
субъективных
отношений
внутри
класса
и
различных
форм
коммуникации
между
ребятами,
и
особое
внимание
уделяет ся
индивидуальному развитию обучающихся.
Для развития творческого потенциала учащихся использую такие методы
как (кружки, соревнования, просмотр фильмов, рефераты, беседы), ввожу в
уроки что – то новое, изучаю опыт учителей других школ.
В
результате
формируется
коммуникативная
компе т е нция ,
предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими,
навыками работы в коллективе, учебно- познавательная компетенция в сфере
познавательной деятельности, развивается творческий потенциал учащихся.
Успех творческой деятельности педагога также во многом зависит от умения
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием
и
вызывать
соответствующее
состояние
у
детей. Итак, учить необходимо с помощью
разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий,
традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть
свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся.