Автор: Калюжный Евгений Евгеньевич
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Пермское СВУ МО РФ
Населённый пункт: ЗАТО "Звёздный", Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СУВОРОВЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: полное образование
1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СУВОРОВЦЕВ В ДО-
ВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МО РОССИИ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОН-
НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом, са-
мым живым примером для ученика
является сам учитель».
А. Дистервег
В современных условиях непрерывно ускоряющегося научно-техническо-
го прогресса постоянно возрастает объем знаний, которыми должен овладеть
выпускник военного образовательного учреждения. При этом неизбежно об-
остряются противоречия между стремительно растущим объемом актуальной
информации, которую должен усвоить обучаемый, и ограниченным промежут-
ком времени, отведенным на обучение. Очевидно, что ведущим методическим
принципом решения указанной проблемы является использование в процессе
подготовки суворовцев,
информационных и коммуникационных технологий
обучения. Средства информационных технологий выступают как новые интер-
активные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических досто-
инств, направленных на активизацию познавательной деятельности, способ-
ствующей развитию у суворовцев самоконтроля.
В настоящее время, учитывая последние мировые тенденции в области
образования, подписание Российской Федерацией Болонского соглашения, и ис-
ходя из концепции модернизации и реформирования российского профессио-
нального образования, выявляется четкая направленность всего процесса обуче-
ния. При этом в современной образовательной среде идея развития самоконтро-
ля у учащихся с учетом внедрения в учебный процесс новых информационных
и коммуникационных технологий становится все более актуальной. Указанное
обстоятельство подтверждает принятие Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации"
1
, а также федерального государственного образователь-
ного стандарта 3-го поколения. Данная идея предполагает для выпускника до-
вузовского образовательного учреждения МО России постоянное обучение по
актуальным для него направлениям путем самообразовательной деятельности.
В современном обществе, в условиях постоянного развития науки, сред-
ства информационных и коммуникационных технологий служат важным усло-
вием быстрого и качественного получения необходимой информации, творче-
ского ее применения, а также участия в процессах поиска и создания новых зна-
ний и разработки высоких технологий.
1
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" //
«Российская газета». № 303. 31.12.2012.
2
Современное понимание категории «технология» включает в себя при-
менение научных и инженерных знаний для решения практических задач. Тех-
нологиями можно считать такие процессы, которые направлены на обработку и
преобразование информации. Когда говорят, например, о компьютерной или ин-
формационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возмож-
ности. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность,
представляющую собой сферу целенаправленных усилий (политики, управле-
ния, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.)
1
.
Примером успешной реализации информационных и коммуникационных
технологий стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее
неограниченными возможностями. Следует отметить, что важными преимуще-
ствами Интернета, получившими наибольшее распространение в качестве усло-
вия развития самоконтроля у суворовцев являются:
1. Содержание в электронном пространстве огромного культурного и обу-
чающего материала, использование которого позволяет наиболее эффективно
решать целый ряд дидактических задач.
2. В отличие от учебников и учебных пособий, содержащих в себе лишь
необходимую информацию по изучаемой проблеме, Интернет несет в себе мне-
ния, суждения, критику специалистов различных профилей, областей и уровней
профессионализма.
3. Наибольшая доступность ресурсов Интернета по сравнению с традици-
онными источниками знаний. При этом, доступ к качественной информации
предоставляется бесплатно, единственным ограничительным условием является
наличие персонального компьютера у пользователя и доступа в Интернет.
2
Уме-
лое обращение обучаемого с персональным компьютером во многом способ-
ствовало бы решению им множества заданий со значительной экономией как
служебного, так и личного времени.
Представляется, что освоение и использование информационных и ком-
муникационных технологий в современном обществе, особенно в образователь-
ной среде, необходимо как со стратегической, так и с экономической точек зре-
ния. Применение информационных и коммуникационных технологий курсанта-
ми вузов внутренних войск способствует развитию у них самоконтроля, а также
самостоятельности в поиске и использовании необходимой информации.
При этом огромное воспитательное и образовательное значение в само-
стоятельной работе суворовца имеет самоконтроль, выполняющий не только
контрольную, но и обучающую, развивающую и организующую функции. Во
многом, именно благодаря самоконтролю, познавательно-практическая деятель-
ность суворовца становится целенаправленной, творчески осмысленной, содер-
жательной. Самоконтроль развивает и поддерживает внимание и интерес, повы-
шает активность памяти и мышления, позволяет суворовцу своевременно обна-
1
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр
ИЭТ, 2013. – C.-216.
2
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.С.-172.
3
ружить и устранить допущенные ошибки и недостатки, объективно определить
уровень своих знаний, практических умений.
Роль самоконтроля у суворовцев при овладении любым предметом в
современных условиях имеет тенденцию к возрастанию, исходя из требований
к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится
умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации,
вызывая необходимость постоянного повышения профессионального роста и
самосовершенствования.
Таким образом, необходимо отчетливо осознавать, что постоянное разви-
тие науки средствами информационных и коммуникационных технологий обес-
печивает суворовцам возможность быстрого и качественного самостоятельного
получения необходимой информации. При этом, участие в процессах поиска но-
вых знаний и разработки высоких технологий являются важнейшим условием
развития у них самоконтроля.