Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СУВОРОВЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор: Калюжный Евгений Евгеньевич
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Пермское СВУ МО РФ
Населённый пункт: ЗАТО "Звёздный", Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СУВОРОВЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: полное образование





Назад




1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СУВОРОВЦЕВ В ДО-

ВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МО РОССИИ В ПРОЦЕССЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОН-

НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом, са-

мым живым примером для ученика

является сам учитель».

А. Дистервег

В современных условиях непрерывно ускоряющегося научно-техническо-

го прогресса постоянно возрастает объем знаний, которыми должен овладеть

выпускник военного образовательного учреждения. При этом неизбежно об-

остряются противоречия между стремительно растущим объемом актуальной

информации, которую должен усвоить обучаемый, и ограниченным промежут-

ком времени, отведенным на обучение. Очевидно, что ведущим методическим

принципом решения указанной проблемы является использование в процессе

подготовки суворовцев,

информационных и коммуникационных технологий

обучения. Средства информационных технологий выступают как новые интер-

активные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических досто-

инств, направленных на активизацию познавательной деятельности, способ-

ствующей развитию у суворовцев самоконтроля.

В настоящее время, учитывая последние мировые тенденции в области

образования, подписание Российской Федерацией Болонского соглашения, и ис-

ходя из концепции модернизации и реформирования российского профессио-

нального образования, выявляется четкая направленность всего процесса обуче-

ния. При этом в современной образовательной среде идея развития самоконтро-

ля у учащихся с учетом внедрения в учебный процесс новых информационных

и коммуникационных технологий становится все более актуальной. Указанное

обстоятельство подтверждает принятие Федерального закона "Об образовании в

Российской Федерации"

1

, а также федерального государственного образователь-

ного стандарта 3-го поколения. Данная идея предполагает для выпускника до-

вузовского образовательного учреждения МО России постоянное обучение по

актуальным для него направлениям путем самообразовательной деятельности.

В современном обществе, в условиях постоянного развития науки, сред-

ства информационных и коммуникационных технологий служат важным усло-

вием быстрого и качественного получения необходимой информации, творче-

ского ее применения, а также участия в процессах поиска и создания новых зна-

ний и разработки высоких технологий.

1



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" //

«Российская газета». № 303. 31.12.2012.

2

Современное понимание категории «технология» включает в себя при-

менение научных и инженерных знаний для решения практических задач. Тех-

нологиями можно считать такие процессы, которые направлены на обработку и

преобразование информации. Когда говорят, например, о компьютерной или ин-

формационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возмож-

ности. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность,

представляющую собой сферу целенаправленных усилий (политики, управле-

ния, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.)

1

.

Примером успешной реализации информационных и коммуникационных

технологий стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее

неограниченными возможностями. Следует отметить, что важными преимуще-

ствами Интернета, получившими наибольшее распространение в качестве усло-

вия развития самоконтроля у суворовцев являются:

1. Содержание в электронном пространстве огромного культурного и обу-

чающего материала, использование которого позволяет наиболее эффективно

решать целый ряд дидактических задач.

2. В отличие от учебников и учебных пособий, содержащих в себе лишь

необходимую информацию по изучаемой проблеме, Интернет несет в себе мне-

ния, суждения, критику специалистов различных профилей, областей и уровней

профессионализма.

3. Наибольшая доступность ресурсов Интернета по сравнению с традици-

онными источниками знаний. При этом, доступ к качественной информации

предоставляется бесплатно, единственным ограничительным условием является

наличие персонального компьютера у пользователя и доступа в Интернет.

2

Уме-

лое обращение обучаемого с персональным компьютером во многом способ-

ствовало бы решению им множества заданий со значительной экономией как

служебного, так и личного времени.

Представляется, что освоение и использование информационных и ком-

муникационных технологий в современном обществе, особенно в образователь-

ной среде, необходимо как со стратегической, так и с экономической точек зре-

ния. Применение информационных и коммуникационных технологий курсанта-

ми вузов внутренних войск способствует развитию у них самоконтроля, а также

самостоятельности в поиске и использовании необходимой информации.

При этом огромное воспитательное и образовательное значение в само-

стоятельной работе суворовца имеет самоконтроль, выполняющий не только

контрольную, но и обучающую, развивающую и организующую функции. Во

многом, именно благодаря самоконтролю, познавательно-практическая деятель-

ность суворовца становится целенаправленной, творчески осмысленной, содер-

жательной. Самоконтроль развивает и поддерживает внимание и интерес, повы-

шает активность памяти и мышления, позволяет суворовцу своевременно обна-

1



Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр

ИЭТ, 2013. – C.-216.

2



Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.С.-172.

3

ружить и устранить допущенные ошибки и недостатки, объективно определить

уровень своих знаний, практических умений.

Роль самоконтроля у суворовцев при овладении любым предметом в

современных условиях имеет тенденцию к возрастанию, исходя из требований

к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится

умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации,

вызывая необходимость постоянного повышения профессионального роста и

самосовершенствования.

Таким образом, необходимо отчетливо осознавать, что постоянное разви-

тие науки средствами информационных и коммуникационных технологий обес-

печивает суворовцам возможность быстрого и качественного самостоятельного

получения необходимой информации. При этом, участие в процессах поиска но-

вых знаний и разработки высоких технологий являются важнейшим условием

развития у них самоконтроля.



В раздел образования