Напоминание

«Анатомо-физиологические основы кровообращения»


Автор: Курочкина Ольга Васильевна
Должность: преподаватель биологии и анатомии
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарского края
Наименование материала: Методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология человека», для специальности "Фармация"
Тема: «Анатомо-физиологические основы кровообращения»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кропоткинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

(ГПБОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)

Методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Практическая работа № 2. (2-е полугодие).

РАЗДЕЛ IV. Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения.

Тема: «Анатомо-физиологические основы кровообращения».

Специальность: 33.02.01 Фармация;

Курс: II Семестр: IV; Группы: 291А, 292А

Преподаватель: Курочкина Ольга Васильевна.

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: аудитория ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»

Цели

учебного

занятия: Образовательная: - познакомить обучающихся с большим кругом

кровообращения;

-

выучить

сосуды

большого

и

коронарного

кругов

кровообращения.

Рассмотреть расположение, топографию и строение сердца: камеры сердца, строение стенки

сердца, клапанный аппарат. Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца.

Знать: сосуды БКК; артерии и вены грудной и брюшной части аорты, артерии таза, головы и

шеи, артерии и вены верхних и нижних конечностей; схему большого круга кровообращения;

расположение,

топографию

и

строение

сердца:

камеры

сердца,

строение

стенки

сердца,

клапанный аппарат. Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца. Использовать анатомическую

и латинскую терминологию.

Уметь:

-

подписать

на

предложенной

иллюстрации

части

аорты,

сосуды

головы,

шеи,

туловища, конечностей, анатомические образования сердца; - работать с тестами, заполнять

таблицы;

-

показывать

на

плакатах,

муляжах

артерии

и

вены

малого

и

большого

круга

кровообращения, камеры сердца, клапаны. Рассказывать по схеме малый и большой круги

кровообращения.

Вопросы

для

самоподготовки: 1.

Круги

кровообращения:

коронарный,

малый

и

большой

круги

кровообращения.

2.

Основные

артерии

и

вены

большого

круга

кровообращения. 3. Анатомическое строение и топография сердца. 4. Строение стенки

сердца: миокард, эндокард, перикард. 5. Камеры сердца. 6. Клапанный аппарат сердца.

7. Фазы сердечной деятельности. 8. Тоны сердца.

Самостоятельная работа: Работа с учебными текстами. Поиск и обзор научных публикаций и

электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций и творческих работ.

Зарисовка

строения

изучаемых

структур. Выполнение заданий в тетради для практических

работ. Подготовка докладов.

Задание №1. 1. Используя атлас нарисовать схему большого круга кровообращения,

подписать основные ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза, артерии и

вены верхних и нижних конечностей, артерии шеи и головы описать области

кровоснабжения.. Дать характеристику большому кругу кровообращения. Использовать

медицинскую и латинскую терминологию. Проверьте себя на «немых схемах».

Задание № 2. 1. Аорта, ее отделы и артерии, от них отходящие, описать и подписать их

латинские названия, дать характеристику в тетради.

Задание №3. 1. Для изучения сердца необходимо рассматривать, зарисовывать и

подписывать все рисунки, используя анатомическую и латинскую терминологию.

1. Рассмотрите на плакатах, в атласах, на целом муляже строение сердца, его все

анатомические образования: основание, обращенное кверху и кзади, верхушку,

направленную вниз, влево, и вперёд; поверхности: грудино-рёберную (переднюю),

диафрагмальную (нижнюю), лёгочные (боковые), правый и левый края: борозды,

венечную, отделяющую предсердия от желудочков, переднюю и заднюю

межжелудочковые, разделяющие желудочки, камеры сердца; правые и левые предсердия

и желудочки, правое и левое ушки, охватывающие спереди основание аорты и лёгочного

ствола.

2. Зарисуйте сердце: а). Внешний вид.

б). Сердце в разрезе, и подпишите все анатомические образования сердца. Проверьте

себя, подписывая рисунки сердца - «немые схемы».

Задание №4. 1. На разборных муляжах, атласах, планшетах рассмотрите предсердно –

желудочковые

отверстия,

прикрывающие

их

трёхстворчатый

клапан

справа,

двухстворчатый

(митральный)

клапан

слева,

устья

аорты

и

лёгочного

ствола

с

полулунными клапанами, состоящими из трёх полулунных заслонок каждый, отверстия

верхней и нижней полых вен в правом предсердии, четырёх лёгочных вен – в левом

предсердии. Зарисуйте и подпишите клапанный аппарат сердца.

2. Обратите внимание на наличие на внутренней поверхности желудочков сосочковых

мышц (по числу створок клапанов) и мясистых трабекул (мышечных перекладин) с

отходящими от них к створкам клапанов сухожильными хордами (нитями), которые при

сокращении

желудочков

натягиваются

и

удерживают

створки

клапанов

в

закрытом

положении, препятствуя обратному току крови в предсердия. Обозначьте на рисунках.

Задание №5.

1.Рассмотрите строение стенки сердца, зарисуйте и опишите в тетради,

выделяя слои. Обратите внимание на строение перикарда.

Задание №6. Рассмотрите на плакатах, в атласах, на целом муляже сердца, его все

сосуды и нервы, выпишите, выучите, и проверьте себя на рисунках «немых схем».

Задание №7. 1. Изучите три фазы сердечного цикла: Систолу предсердий, систолу

желудочков, общую паузу (одновременную диастолу предсердий и желудочков), и дайте

им временную характеристику (по длительности). Что такое верхушечный толчок?

Задание №8. Дайте определение тонам сердца: I тон – систолический, более низкий,

глухой и продолжительный. II тон – диастолический короткий и более высокий.

Объясните, какие факторы участвуют в возникновении I и II тонов.

Задание №9. Сделать вывод о проделанной работе. 10 тестов.

Заключительный инструктаж: Преподаватель проводит заключительный инструктаж.

Подведение итогов:

Преподаватель подводит итог занятия, определяет степень достижения целей и задач занятия,

оценивает работу каждого студента, проводит разбор ошибок, выставляет оценки с учетом

теоретических

знаний,

комментируя

каждую

оценку,

отмечает

лучшие

работы

студентов.

Студенты принимают активное участие в анализе ошибок.

Задания для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов:

Задания для группы: 1. Составить мультимедийные презентации по теме: «Круги

кровообращения», «Анатомия и физиология сердца».

2. Составить глоссарий. (тетрадь терминов).

Индивидуальные задания: подготовить сообщения по изучаемой теме.

1. «Сосуды большого круга кровообращения».

2. «Значение большого круга кровообращения».

3. «Сердце – расположение, внешнее строение»,

4. «Камеры сердца, отверстия и клапаны сердца».

5.

«Строение

стенки

сердца

эндокард,

миокард,

эпикард,

расположение,

физиологические свойства»



В раздел образования