Автор: Курочкина Ольга Васильевна
Должность: преподаватель биологии и анатомии
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарского края
Наименование материала: Методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология человека», для специальности "Фармация"
Тема: «Анатомо-физиологические основы кровообращения»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кропоткинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
(ГПБОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)
Методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Практическая работа № 2. (2-е полугодие).
РАЗДЕЛ IV. Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения.
Тема: «Анатомо-физиологические основы кровообращения».
Специальность: 33.02.01 Фармация;
Курс: II Семестр: IV; Группы: 291А, 292А
Преподаватель: Курочкина Ольга Васильевна.
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: аудитория ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Цели
учебного
занятия: Образовательная: - познакомить обучающихся с большим кругом
кровообращения;
-
выучить
сосуды
большого
и
коронарного
кругов
кровообращения.
Рассмотреть расположение, топографию и строение сердца: камеры сердца, строение стенки
сердца, клапанный аппарат. Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца.
Знать: сосуды БКК; артерии и вены грудной и брюшной части аорты, артерии таза, головы и
шеи, артерии и вены верхних и нижних конечностей; схему большого круга кровообращения;
расположение,
топографию
и
строение
сердца:
камеры
сердца,
строение
стенки
сердца,
клапанный аппарат. Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца. Использовать анатомическую
и латинскую терминологию.
Уметь:
-
подписать
на
предложенной
иллюстрации
части
аорты,
сосуды
головы,
шеи,
туловища, конечностей, анатомические образования сердца; - работать с тестами, заполнять
таблицы;
-
показывать
на
плакатах,
муляжах
артерии
и
вены
малого
и
большого
круга
кровообращения, камеры сердца, клапаны. Рассказывать по схеме малый и большой круги
кровообращения.
Вопросы
для
самоподготовки: 1.
Круги
кровообращения:
коронарный,
малый
и
большой
круги
кровообращения.
2.
Основные
артерии
и
вены
большого
круга
кровообращения. 3. Анатомическое строение и топография сердца. 4. Строение стенки
сердца: миокард, эндокард, перикард. 5. Камеры сердца. 6. Клапанный аппарат сердца.
7. Фазы сердечной деятельности. 8. Тоны сердца.
Самостоятельная работа: Работа с учебными текстами. Поиск и обзор научных публикаций и
электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Подготовка мультимедийных презентаций и творческих работ.
Зарисовка
строения
изучаемых
структур. Выполнение заданий в тетради для практических
работ. Подготовка докладов.
Задание №1. 1. Используя атлас нарисовать схему большого круга кровообращения,
подписать основные ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза, артерии и
вены верхних и нижних конечностей, артерии шеи и головы описать области
кровоснабжения.. Дать характеристику большому кругу кровообращения. Использовать
медицинскую и латинскую терминологию. Проверьте себя на «немых схемах».
Задание № 2. 1. Аорта, ее отделы и артерии, от них отходящие, описать и подписать их
латинские названия, дать характеристику в тетради.
Задание №3. 1. Для изучения сердца необходимо рассматривать, зарисовывать и
подписывать все рисунки, используя анатомическую и латинскую терминологию.
1. Рассмотрите на плакатах, в атласах, на целом муляже строение сердца, его все
анатомические образования: основание, обращенное кверху и кзади, верхушку,
направленную вниз, влево, и вперёд; поверхности: грудино-рёберную (переднюю),
диафрагмальную (нижнюю), лёгочные (боковые), правый и левый края: борозды,
венечную, отделяющую предсердия от желудочков, переднюю и заднюю
межжелудочковые, разделяющие желудочки, камеры сердца; правые и левые предсердия
и желудочки, правое и левое ушки, охватывающие спереди основание аорты и лёгочного
ствола.
2. Зарисуйте сердце: а). Внешний вид.
б). Сердце в разрезе, и подпишите все анатомические образования сердца. Проверьте
себя, подписывая рисунки сердца - «немые схемы».
Задание №4. 1. На разборных муляжах, атласах, планшетах рассмотрите предсердно –
желудочковые
отверстия,
прикрывающие
их
трёхстворчатый
клапан
справа,
двухстворчатый
(митральный)
клапан
слева,
устья
аорты
и
лёгочного
ствола
с
полулунными клапанами, состоящими из трёх полулунных заслонок каждый, отверстия
верхней и нижней полых вен в правом предсердии, четырёх лёгочных вен – в левом
предсердии. Зарисуйте и подпишите клапанный аппарат сердца.
2. Обратите внимание на наличие на внутренней поверхности желудочков сосочковых
мышц (по числу створок клапанов) и мясистых трабекул (мышечных перекладин) с
отходящими от них к створкам клапанов сухожильными хордами (нитями), которые при
сокращении
желудочков
натягиваются
и
удерживают
створки
клапанов
в
закрытом
положении, препятствуя обратному току крови в предсердия. Обозначьте на рисунках.
Задание №5.
1.Рассмотрите строение стенки сердца, зарисуйте и опишите в тетради,
выделяя слои. Обратите внимание на строение перикарда.
Задание №6. Рассмотрите на плакатах, в атласах, на целом муляже сердца, его все
сосуды и нервы, выпишите, выучите, и проверьте себя на рисунках «немых схем».
Задание №7. 1. Изучите три фазы сердечного цикла: Систолу предсердий, систолу
желудочков, общую паузу (одновременную диастолу предсердий и желудочков), и дайте
им временную характеристику (по длительности). Что такое верхушечный толчок?
Задание №8. Дайте определение тонам сердца: I тон – систолический, более низкий,
глухой и продолжительный. II тон – диастолический короткий и более высокий.
Объясните, какие факторы участвуют в возникновении I и II тонов.
Задание №9. Сделать вывод о проделанной работе. 10 тестов.
Заключительный инструктаж: Преподаватель проводит заключительный инструктаж.
Подведение итогов:
Преподаватель подводит итог занятия, определяет степень достижения целей и задач занятия,
оценивает работу каждого студента, проводит разбор ошибок, выставляет оценки с учетом
теоретических
знаний,
комментируя
каждую
оценку,
отмечает
лучшие
работы
студентов.
Студенты принимают активное участие в анализе ошибок.
Задания для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов:
Задания для группы: 1. Составить мультимедийные презентации по теме: «Круги
кровообращения», «Анатомия и физиология сердца».
2. Составить глоссарий. (тетрадь терминов).
Индивидуальные задания: подготовить сообщения по изучаемой теме.
1. «Сосуды большого круга кровообращения».
2. «Значение большого круга кровообращения».
3. «Сердце – расположение, внешнее строение»,
4. «Камеры сердца, отверстия и клапаны сердца».
5.
«Строение
стенки
сердца
–
эндокард,
миокард,
эпикард,
расположение,
физиологические свойства»