Автор: Попова Нина Ивановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Троицк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Я лиру посвятил народу своему". (По лирике Н. А. Некрасова)
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «ТРОИЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
урока
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЛИТЕРАТУРА
ПО ТЕМЕ: ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н.А.НЕКРАСОВА. «Я ЛИРУ
ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ….»
2019
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
методического совета
________ Ю.Н.Пророченко
«___» __________ 2019 г.
РАССМОТРЕНО
цикловой методической комиссией
общеобразовательных дисциплин
«____»___________2019 г.
Руководитель
ЦМК__________Сабирова О.В.
Автор: Н.И.Попова, преподаватель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Литература
Тема занятия: Изучение творчества
Н.А.Некрасова. – «Я лиру посвятил народу своему …»
Тип учебного занятия: Урок приобретения новых знаний.
Цели занятия:
Обучающие в зависимости от уровня усвоения.
1-й уровень (знакомство)
Ознакомление студентов с основными фактами биографии Н.А.Некрасова и
его гражданской лирикой на примере стихотворений «В дороге»,
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».
2-й уровень (воспроизведение)
Подготовка сообщений по фактам биографии Н.А. Некрасова.
3-й уровень (умения и навыки)
Отработка навыка анализа литературного произведения.
Развивающие:
- развитие умение обобщать, анализировать;
- формирование умения работать в команде( ОК 6);
- формирование умения брать на себя ответственность за работу членов
команды (ОК 7);
- осуществлять поиск информации, необходимой для личностного развития
(ОК 4).
Воспитательная:
Воспитание гражданственности, патриотизма и чувства ответственности за
порученное дело.
Методы обучения:
Объяснительно- иллюстративный (рассказ, демонстрация фильма).
Частично-поисковый (работа со стихотворным текстом, анализ и обобщение).
Средства обучения:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная
презентация.
- Тексты стихотворений «В дороге», «Размышление у парадного подъезда».
- Карточки с вопросами для проведения анализа, стихотворные тексты.
Методы контроля:
Устный фронтальный опрос, письменная проверка (ответы на вопросы
№
п/
п
Структурные элементы
урока, время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1
2
Организация урока
(3 мин.)
Изучение нового материала с
одновременным закреплением
знаний обучающихся.
(77мин.)
Задача
Создание комфортной обстановки на
уроке.
Приветствует студентов.
Проверяет присутствие
студентов на уроке.
Мотивация студентов.
Вступительное слово
(приложение А, слайд№2)
Сообщает тему и план
занятий, формулирует цели
урока.
Презентация, слайд №3,
(Приложение Б)
Изучение нового материала
Напоминает студентами о том,
что на предыдущем занятии
им было дано задание
подготовить сообщение на
тему:
« Жизнь поэта в
родительскомдоме».
Предлагает одному из
студентов выступить с
подготовленным сообщением.
Отвечают на приветствие
преподавателя.
Староста группы сообщает об
отсутствующих.
Слушают.
Записывают тему занятия и план в
конспект.
Слушают
Излагает сообщение, с
демонстрацией презентации,
(Папка №2)выделяя основные
факты биографии поэта.
Приложение А.
Слово преподавателя
Сегодня мы начинаем изучение творчества великого русского поэта.
Эпиграфом ко всему его творчеству могут служить слова: « Некрасов своими
произведениями
в
каждом
честном
человеке
возбуждал
ненависть
к
рабовладельцам – любовь к народу, призывал к борьбе…» (М.И.Калинин)
Расцвет творчества Некрасова падает на 60-е годы XIX века.
Эпоха,
в
которой
началась
литературная
деятельность
поэта
,
целиком
определила характер его творчества.
«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может я умру, неведомый ему,
Но я ему служил и сердцем я спокоен…»
Такими словами Н.А.Некрасов подводил итог своему жизненному пути.
Это был славный путь,принесший Некрасову любовь русского народа.
Нравственный облик поэта определяла его суровая, беспокойная совесть,
остро реагирующая на несправедливость, не дающая ни на минуту забыть о
тяготах и бедах народа.
Приложение Б.
Тема: Изучение творчества Н.А.Некрасова. «Я лиру посвятил народу
своему…»
План
1.Жизнь поэта в родительском доме «Всему начало здесь, в краю моем
родимом.»
2. Н.А.Некрасов в Петербурге.
Годы нужды и скитания.
3.Анализ стихотворений:
«Размышление у парадного подъезда» , «В дороге».
Приложение В.
Жизнь поэта в родительском доме.
Кривощекова Анастасия Викторовна.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н.ст.) 1821г.
в
местечке
Немирове
Подольской
губернии.Он
был
третьим
ребенком
в
семье. Мать – Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская
дворянка.
Отец
–
Алексей
Сергеевич
Некрасов,
небогатый
помещик,
армейский офицер, в 1823г. вышел в отставку.
В
1824
г.
семья
переезжает
в
родовое
имение
Грешнево
Ярославской
губернии,
где
будущий
поэт
непосредственно
соприкасается
с
жизнью
простого народа. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным
хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными,
но … не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли»,- писал
позднее Некрасов.
Огромное влияние на формирование личности поэта оказала его мать. Тихая,
добрая и довольно образованная южанка выглядела инородно в крепостной
северной деревне. И все же о матери поэта почти ничего неизвестно: не
сохранилось никаких изображений, вещей, документов. Появился соблазн:
прямо
увидеть
в
том
образе
матери,
которые
есть
в
поэзии
Некрасова,
«отражение»
образа
его
матери.
Однако
идея
материнства
в
творчестве
Некрасова намного шире, глобальнее, она соединяет в себе личное,
и
народное,
национальное
и
всемирное,
человеческое
и
божественное.
Материнство в его поэзии – чувство всеохватное, всепроникающее, людское
и природное.
Село Грешнево стояло на дороге, ведущей из Костромы в Ярославль; именно
с «дорожными » впечатлениями связаны первые настоящие произведения
Некрасова: «В дороге», «Тройка».
С
самого
детства
Некрасову
посчастливилось
попасть
и
на
еще
одну
великую русскую дорогу. Это волга. Твардовский имел все основания сказать:
«Волга – река Некрасова».
Волга была судоходной рекой, однако основной движущей силой в середине
XIX в - уже при постепенно внедрявшихся пароходах – оставались бурлаки;
они стали постоянными героями некрасовской поэзии. Поэт писал о них
иногда вскользь, иногда специально - особо и развернуто. И почти всегда- с
переходом в образ – обобщение, образ -символ. Многие в самом жизненном
материале подталкивало к таким обобщениям, уже как бы их заключало. Труд
и страдания были в буквальном смысле слова нечеловеческими: человек
работал
вместо
лошади.
И
беспросветными,
опять
–
таки
в
буквальном
смысле: ни праздников, ни выходных. Перефразируя знаменитую строку,
можно было бы сказать о Волге: «По берегам- то все косточки русские ».
Песню - стон Некрасов, прежде всего, уловил здесь.
Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел
грамотой и в 1832г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим
братом Андреем.
пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни
разу не вспомнил ни о предлогах, ни о товарищах. По характеру обучения и
взаимоотношений
между
учителями
и
учащимися
гимназии
скорее
напоминала бурсу. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837г.
Николай
Некрасов
даже
не
был
аттестован
по
многим
предметам.
Под
предлогом
«расстроенного
здоровья»
Некрасов-
отец
забрал
сына
из
гимназии» в это время Алексей Сергеевич служит исправником, и Николай
помогал
ему
в
качестве
письмоводителя.
Юноша,
почти
мальчик,
присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при
вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все
это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах
знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной
жизни.
Приложение Г.
Вопросы к видеофильму: «Места, где жил Н.А.Некрасов.»
1.
В какой губернии жил Некрасов?
2.
Как называлось имение Некрасова?
3.
Как называлась дорога, проходившая мимо усадьбы поэта?
4.
В каком городе находилась гимназия, в которой учился поэт?
5.
Где жил Некрасов в Петербурге?
6.
В каком журнале было напечатано стихотворение «Размышление у
парадного подъезда»?
7.
Кто сказал о Некрасове следующие слова: «Вечна любовь России к
нему».
Приложение Д.
С 1839 по 1841г. пробыл Н.А.Некрасов в университете, но почти все время
уходило у него на поиски заработка.
Некрасов
терпел
нужду
страшную,
не
каждый
день
имел
возможность
обедать за 15 коп, не всегда у него была квартира. От продолжительного
голодания он заболел.
Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе.
Несмотря ни на что, он сумел продолжить свой путь в литературе.
После первой неудачи Некрасов в течение 5 лет не возвращался к лирической
поэзии.
Он понимал, что поэзия должна быть теснее связана с жизнью, в первую
очередь с жизнью трудового народа.
«Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ!
Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мучение, что ни жизнь,
то трагедия!»– вспоминал впоследствии поэт.
Под давлением волновавших поэта чувств родились его новые стихи. Когда в
1845г.
Некрасов
прочитал
Белинскому
стихотворения
«В
дороге,
тот
воскликнул восторженно; «Да знаете ли вы, что Вы – поэт и поэт истинный?»
Я предлагаю вам прослушать два стихотворения.
Приложение Ж.
Стихотворение «В дороге»
"Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за всё благодарен".
— "Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницынаши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), —
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло — да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый...
Ни косить, ни ходить за коровой!
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас... да куды! —
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
На какой-топатрет всё глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу..:
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку..."
— "Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!.."
1845г.
Приложение З.
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишкахудой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
1858г.
Приложение И.
План анализа стихотворения:
1.В каком году написано стихотворение?
2. Время, события в жизни поэта, сопутствующие созданию стихотворения.
3. Тема, композиция – точнее движение поэтической мысли стихотворений.
4. Каков основной мотив стихотворения, настроение поэта, чувство, которое
испытывал во время написания.
5. К чему призывает поэт своих читателей?
6. Художественные особенности стихотворения.
7. «Что считаете нужным взять с собой в жизнь из поэзии Некрасова»
Приложение К.
Домашнее задание
1.
Написать мини - сочинение «Изменилась бы что-нибудь если бы
мужики все – таки добились приема у вельможи?
Какой представляется вам эта встреча?» (По произведению «Размышление у
парадного подъезда»)
(Для сильных студентов)
2.
Проанализировать стихотворение по алгоритму «Железная дорога»
(для остальных студентов)
Приложение Л.
1.Вызывала ли интерес тема занятия, почему?
2.Что нового узнали?
3.С какими трудностями столкнулись при выполнении заданий?