Напоминание

"Орфоэпические нормы"


Автор: Белоусова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и культуры речи
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Троицк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Орфоэпические нормы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Методическая разработка урока

Тема: Орфоэпические нормы. Произносительные нормы и нормы

ударения.

Разработал: преподаватель Белоусова С.Н.

Троицк, 2020г

Введение

Слово преподавателя

Речь – показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но

часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли

понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их

предупредить?»

В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных

требований орфоэпии, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит

потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со

словами

и

грамматическими

конструкциями

и

орфоэпические

особенности,

свойственные

языку.

Они

настолько

прочно

усваиваются,

что

переходят

в

разряд

автоматических

навыков

и

исполняются

без

предварительного

сознательного

обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое

общение,

если

прежде

чем

произнести

отдельный

звук

или

звукосочетание,

мы

обязательно обдумывали, как это сделать.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не

составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок.

Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение

заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно

часто

встречаются

элементы

диалектного

произношения,

а

также

молодежного

городского

сленга,

который

проявляется

не

только

в

употреблении

своеобразной

лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений

сродни

неразборчивости

в

построении

письменного

текста,

так

как

отражает

недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

Вопрос: Какие ошибки считаются наиболее распространенными в произношении?

Вам

было

предложено

задание

проанализировать

передачи

ТV,

интернет-сайты

и

представить материалы с ошибками в произношении слов (диск видео к уроку 1).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Тема занятия: Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения

Тип учебного занятия: Комбинированный урок

Цели занятия

Обучающая (ие) в зависимости от уровня усвоения:

1 – уровень усвоения(знакомство) - формирование понятий о нормах ударения и

вариативности ударения

2 – уровень усвоения(воспроизведение) – выполнение упражнений по применению

норм ударения

3 - уровень усвоения (применение умений в незнакомой ситуации) – написание мини-

сочинения

Развивающая:

Развитие умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

личностного развития (ОК – 1)

Развитие умения эффективно общаться с коллегами (ОК - 6)

Развитие умения анализировать и делать выводы (ОК - 3)

Воспитательная:

Воспитание чувства взаимопомощи, ответственности за порученное дело

Методы обучения (в зависимости от уровня усвоения):

1 - уровень: информационно-сообщающий, репродуктивный

3 - уровень:частично-поисковый, проблемное изложение

Средства обучения:

Материальный объект: проектор мультимедиа

Знаковая система: электронная презентация

Раздаточные карточки заданий

Методы контроля:

Стандартизированный контроль (тесты); выполнение упражнений; самостоятельная

работа (написание мини-сочинений)

п/п

Структурные элементы урока,

время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

2.

3.

Организация урока

(3 мин.)

Проверка домашнего задания

(12 мин.)

Изложение нового материала

(50 мин.)

Задача:

- создание рабочей, комфортной

обстановки на уроке

- приветствие студентов

- проверка присутствия студентов на

занятии

Тестирование по теме:

«Фонетические единицы языка.

Особенности русского ударения»

(приложениеА, презентация слайд №

1, 2)

Собирает выполненные тесты

1.Мотивация студентов. Целевая

установка. (Приложение Б)

Преподаватель напоминает

студентам о том, что на предыдущем

занятии им было предложено

проанализировать передачи TV,

программы по интернету и выбрать

фрагменты неправильного

произношения слов.

Предлагает студентам

продемонстрировать результаты на

мультимедиа проекторе (папка №1

Видео)

Вместе со студентами анализирует

представляемые материалы и

правильно расставляет ударения в

Отвечают на приветствие преподавателя

староста сообщает об отсутствующих

Отвечают на вопросы теста и сдают

результаты преподавателю

Просматривают предложенные

материалы,

совместно с преподавателем

анализируют и правильно расставляют

ударения в словах.



В раздел образования