Автор: Гареева Нелли Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКУ СО Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ г. Димитровграда
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ручки говорят»
Раздел: дополнительное образование
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ
ДИМИТРОВГРАДЕ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Ручки говорят»
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 4 месяца (48ч.)
Автор-составитель: учитель - логопед
ОГКУ СО « Реабилитационный центр
детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
в городе Димитровграде»
Гареева Нелли Евгеньевна
Димитровград 2020г.
1
Паспорт программы.
Наименование
дополнительной
образовательной
услуги
Дополнительная образовательная программа по
логопедической реабилитации, направленной на развитие
мелкой моторики рук, как одной из предпосылок
формирования связной речи у ребёнка с ОВЗ.
областного государственного казённого учреждения
социального обслуживания «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья в г.Димитровграде».
Основание для
разработки
программы
Декларация прав и свобод человека;
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
29.12.1012; № 273-ФЗ
Закон «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав
воспитанников на получение дополнительного
образования»;
Федеральный государственный образовательный
стандарт;
Организация
исполнитель
программы
Областное государственное казённое учреждение социального
обслуживания «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья в
городе Димитровграде»
Целевая группа
Получатели услуг ОГКУ СО «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья в городе Димитровграде»
Составитель
программы
Учитель – логопед ОГКУ СО «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья в городе Димитровграде»,
Гареева Нелли Евгеньевна
Вид программы
Модифицированная
Тип программы
Специализированная
По цели обучения
Логопедическая реабилитация
По форме организации
Интегрированная.
Направление
деятельности
Социально-педагогическая
Цели программы
- создание условий, способствующих развитию координации
движения мелкой моторики рук через использование нетради-
ционных техник ручной умелости.
Основные задачи
программы
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость;
2
- воспитывать внимательность к выполнению заданий;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому
труду;
Коррекционно -развивающие:
- развивать умения производить точные движения кистью и
пальцами рук;
- развивать способности координированной работы рук со зри-
тельным восприятием;
- развивать творческую активность, пространственное мышле-
ние, фантазию.
Коррекционно – образовательные:
- научить детей владеть графическими навыками письма;
- формировать навыки исполнительского мастерства;
- формировать познавательную активность и творческое вооб-
ражение детей.
Основные
ожидаемые
результаты
реализации
программы
- улучшение координации и точности движений руки и глаза,
гибкости рук, ритмичности;
-
повышение
уровня
развития
мелкой
моторики
пальцев,
кистей рук;
- улучшение общей двигательной активности;
- улучшение навыков социального взаимодействия с другими
детьми;
- формирование чёткой, грамотной, связной речи;
-
улучшение
воображения,
логического
мышления,
произвольного
внимания,
зрительного
и
слухового
восприятия, творческой активности.
Сроки реализации
программы
4 месяца (48часов)
один коррекционный период реабилитации
3
Содержание
1.
Паспорт программы…………………………………………………………….. 2
2.
Пояснительная записка………………………………………………………… 5
Обоснование необходимости разработки и внедрение Программы…………...5
Психолого-педагогические
особенности
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья………………………………………………………….5
Актуальность Программы………………………………………………………6
Особенности Программы………………………….…………………………….7
Цели и задачи Программы………………………………………………………...7
Ожидаемые результаты…………….……………….…………………………..8
3. Учебно-тематический план………………………………………………9 - 11
4.Методическое обеспечение программы……………………………………….12
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного,
младшего школьного, старшего школьного возраста
с ОВЗ. Программа имеет
коррекционно-воспитательную,
коррекционно-образовательную,
коррекционно-
развивающую направленность по развитию пальчиковой моторики, предназначена
для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ, оказания своевременной
помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движе-
ний пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребен-
ка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков пись-
ма.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,
жизнедеятельность
которых
характеризуется
какими–либо
ограничениями
или
отсутствием
способности
осуществлять
деятельность
способом
или
в
рамках,
считающихся
нормальными
для
человека
данного
возраста.
Дети
с
ОВЗ
представляют
собой
общую
психическую
незрелость,
низкую
познавательную
активность,
которая
проявляется,
хотя
и
не
равномерно,
но
во
всех
видах
психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти,
внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность
процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно
воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя
лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих
предметах
и
явлениях.
Представления
нередко
не
только
схематичны,
не
расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается
на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ОВЗ
5
отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой
моторики.
Недостаток
нарушение
могут
устраняться
(полностью
или
частично)
медицинскими
и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или
уменьшаться в своем проявлении при целенаправленной коррекционной работе.
Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики,
зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного
отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка c ОВЗ в школе. Поэтому важно
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для
накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков
ручной умелости.
Особенности программы
обучение детей с ОВЗ ОГКУ СО РЦ проводится с трехлетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по разви-
тию мелкой моторики в сочетании с лексической темой по развитию речи;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры макси-
мально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно,
не возникает психического напряжения.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика
программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет
постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отли-
чается комплексным подходом. Занятия направлены на развитие всех необходимых
психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникатив-
ных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных
техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание
6
бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими матери-
алами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями - формиро-
вание мотивации в работе с детьми. Диагностика сопровождается анкетированием
и беседой с родителями с последующим привлечением последних к участию в заня-
тиях и мастер – классах, где они могут познакомиться с методами и приемами рабо-
ты. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию координации дви-
жения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной
умелости.
Задачи программы:
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Коррекционно -развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприяти-
ем.
3. Развивать связную монологическую речь.
4. Развивать грамматические средства оформления высказывания.
5. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Коррекционно – образовательные:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма.
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.
7
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
-
улучшение
координации
и
точности
движений
руки
и
глаза,
гибкости
рук,
ритмичности;
- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- улучшение общей двигательной активности;
- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;
- формирование чёткой, грамотной речи;
-
улучшение
воображения,
логического
мышления,
произвольного
внимания,
зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диа-
гностики.
Организация занятий:
Занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала тему
предыдущего занятия. Процесс обучения совмещается с практической деятельно-
стью. Программа рассчитана на три возрастные группы: группа 1 – от 3х до 7лет,
группа 2 – от 8 до 12лет, группа 3 – от 13до17лет.
Программа рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах и инди-
видуально по 25 минут и предполагают использование следующих видов деятель-
ности:
- беседа;
- пальчиковая гимнастика;
- дидактическая игра;
- игры с нестандартным оборудованием;
- графические упражнения;
- упражнения с проволокой, пластилином, бумагой;
8
- коллективное творчество;
- речевые упражнения по заданию логопеда.
В работе используются разнообразные формы работы: диагностирование детей,
организация работы с семьей, организация обучения детей в свободной самостоя-
тельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Учебный план программы «Умелые ручки»
№
Наименование
раздела
Общее количество
часов
В том числе
Гр.1
Гр.2
Гр.3
теоретических
Практических
Гр.1
Гр.2
Гр.3
Гр.1
Гр.2
Гр.3
1.
Диагностирование.
4
4
4
1,5
1,5
1,5
2,5
2,5
2,5
2.
Коррекционно-
развивающее обучение.
44
44
44
10
9,5
9
34
34,5
35
Итого:
48
48
48
11,5
11
10,5
36.5
37
37,5
Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».
Группа 1 – (от 3х - до 7 лет)
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
№
Наименование разделов и тем
Общее количество
часов
В том числе
теоретических
практически
х
1. Диагностирование
4
1,5
2,5
1
Входная диагностика.
2
1
1
2
Промежуточная диагностика.
1
0
1
3
Итоговая диагностика.
1
0,5
0,5
2. Коррекционно-развивающее
обучение.
44
10
34
1
Я - человек
3
1
2
2
Семья
3
0,5
2,5
3
Одежда и обувь
3
1
2
4
Мебель, посуда
4
1
3
5
Город, транспорт
3
0,5
2,5
6
Дикие и домашние животные
3
0,5
2,5
9
7
Дикие животные и их детеныши
2
0,5
1.5
8
Зима
2
0,5
1,5
9
Птицы зимой
2
0,5
1,5
10
Весна
2
0,5
1,5
11
Птицы встречают весну
2
0,5
1.5
12
Растительный мир
3
0,5
2,5
13
Осень
2
0,5
1,5
14
Овощи и фрукты
4
1
3
15
Птицы осенью
3
0.5
2,5
16
Орудия труда
3
0,5
2,5
15
Профессии
0
0
0
Итого:
48
11,5
36,5
Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».
Группа 2 – (от 8 до 12лет)
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
В том числе
теоретических
практических
1. Диагностирование
4
1,5
2,5
1
Входная диагностика.
2
1
1
2
Промежуточная диагностика.
1
0
1
3
Итоговая диагностика.
1
0,5
0,5
2. Коррекционно-развивающее обучение.
44
9,5
34,5
1
Я - человек
2
0,5
1,5
2
Семья
3
0,5
2,5
3
Одежда и обувь
3
1
2
4
Мебель, посуда
3
1
2
5
Город, транспорт
4
0,5
3,5
6
Дикие и домашние животные
3
0,5
2,5
7
Дикие животные и их детеныши
2
0,5
1.5
8
Зима
2
0,5
1,5
9
Птицы зимой
2
0,5
1,5
10
Весна
2
0,5
1,5
11
Птицы встречают весну
2
0,5
1.5
12
Растительный мир
3
0,5
2,5
13
Осень
2
0,5
1,5
14
Овощи и фрукты
2
0,5
1.5
15
Птицы осенью
3
0.5
2,5
16
Орудия труда
3
0,5
2,5
15
Профессии
3
0,5
2,5
10
Итого:
48
11
37
Учебно-тематический план программы «Ручки говорят»
Группа 3 – (от 13 до 17 лет)
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
В том числе
теоретических
практических
1. Диагностирование
4
1,5
2,5
1
Входная диагностика.
2
1
1
2
Промежуточная диагностика.
1
0
1
3
Итоговая диагностика.
1
0,5
0,5
2. Коррекционно-развивающее
обучение.
44
9
35
1
Я - человек
2
0,5
1,5
2
Семья
3
0
3
3
Одежда и обувь
3
1
2
4
Мебель, посуда
3
1
2
5
Город, транспорт
3
0,5
2,5
6
Дикие и домашние животные
3
0,5
2,5
7
Дикие животные и их детеныши
2
0,5
1.5
8
Зима
2
0,5
1,5
9
Птицы зимой
2
0,5
1,5
10
Весна
2
0,5
1,5
11
Птицы встречают весну
2
0,5
1.5
12
Растительный мир
3
0,5
2,5
13
Осень
2
0
2
14
Овощи и фрукты
3
0,5
2.5
15
Птицы осенью
3
0.5
2,5
16
Орудия труда
3
0,5
2,5
15
Профессии
3
1
2
Итого:
48
10,5
37,5
Учебно-методическое обеспечение программы
11
1. Аверина И. Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.:
Айрис- Пресс. 2006.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век»,
2013. 48 с.
5.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.
«ТЦ Сфера»,2014.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Яро-
славль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
7. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.. Пальцы помогают говорить.- М. «ГНОМ». 2012.
8. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А.Г., Платонова Н. М., Щербакова А.
М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образователь-
ных учреждениях 8 вида. – М. «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС»,
2005.302с.
9. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
10. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
11. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детско-
го сада. – СПб.: Литера. 2009.
12. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского
сада. – СПб.: Литера. 2009.
13. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского
сада. – СПб.: Литера. 2009.
14. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
15. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
16. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. , 2014.
17. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург:
2010.40 с.
12
13