Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ручки говорят»


Автор: Гареева Нелли Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКУ СО Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ г. Димитровграда
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ручки говорят»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ

ДИМИТРОВГРАДЕ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Ручки говорят»

Возраст обучающихся: 3-18 лет

Срок реализации: 4 месяца (48ч.)

Автор-составитель: учитель - логопед

ОГКУ СО « Реабилитационный центр

детей и подростков с ограниченными

возможностями здоровья

в городе Димитровграде»

Гареева Нелли Евгеньевна

Димитровград 2020г.

1

Паспорт программы.

Наименование

дополнительной

образовательной

услуги

Дополнительная образовательная программа по

логопедической реабилитации, направленной на развитие

мелкой моторики рук, как одной из предпосылок

формирования связной речи у ребёнка с ОВЗ.

областного государственного казённого учреждения

социального обслуживания «Реабилитационный центр для

детей и подростков с ограниченными возможностями

здоровья в г.Димитровграде».

Основание для

разработки

программы

Декларация прав и свобод человека;

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от

29.12.1012; № 273-ФЗ

Закон «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав

воспитанников на получение дополнительного

образования»;

Федеральный государственный образовательный

стандарт;

Организация

исполнитель

программы

Областное государственное казённое учреждение социального

обслуживания «Реабилитационный центр для детей и

подростков с ограниченными возможностями здоровья в

городе Димитровграде»

Целевая группа

Получатели услуг ОГКУ СО «Реабилитационный центр для

детей и подростков с ограниченными возможностями

здоровья в городе Димитровграде»

Составитель

программы

Учитель – логопед ОГКУ СО «Реабилитационный центр для

детей и подростков с ограниченными возможностями

здоровья в городе Димитровграде»,

Гареева Нелли Евгеньевна

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Специализированная

По цели обучения

Логопедическая реабилитация

По форме организации

Интегрированная.

Направление

деятельности

Социально-педагогическая

Цели программы

- создание условий, способствующих развитию координации

движения мелкой моторики рук через использование нетради-

ционных техник ручной умелости.

Основные задачи

программы

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость;

2

- воспитывать внимательность к выполнению заданий;

- воспитание уважительного отношения к своему и чужому

труду;

Коррекционно -развивающие:

- развивать умения производить точные движения кистью и

пальцами рук;

- развивать способности координированной работы рук со зри-

тельным восприятием;

- развивать творческую активность, пространственное мышле-

ние, фантазию.

Коррекционно – образовательные:

- научить детей владеть графическими навыками письма;

- формировать навыки исполнительского мастерства;

- формировать познавательную активность и творческое вооб-

ражение детей.

Основные

ожидаемые

результаты

реализации

программы

- улучшение координации и точности движений руки и глаза,

гибкости рук, ритмичности;

-

повышение

уровня

развития

мелкой

моторики

пальцев,

кистей рук;

- улучшение общей двигательной активности;

- улучшение навыков социального взаимодействия с другими

детьми;

- формирование чёткой, грамотной, связной речи;

-

улучшение

воображения,

логического

мышления,

произвольного

внимания,

зрительного

и

слухового

восприятия, творческой активности.

Сроки реализации

программы

4 месяца (48часов)

один коррекционный период реабилитации

3

Содержание

1.

Паспорт программы…………………………………………………………….. 2

2.

Пояснительная записка………………………………………………………… 5

Обоснование необходимости разработки и внедрение Программы…………...5

Психолого-педагогические

особенности

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья………………………………………………………….5

Актуальность Программы………………………………………………………6

Особенности Программы………………………….…………………………….7

Цели и задачи Программы………………………………………………………...7

Ожидаемые результаты…………….……………….…………………………..8

3. Учебно-тематический план………………………………………………9 - 11

4.Методическое обеспечение программы……………………………………….12

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного,

младшего школьного, старшего школьного возраста

с ОВЗ. Программа имеет

коррекционно-воспитательную,

коррекционно-образовательную,

коррекционно-

развивающую направленность по развитию пальчиковой моторики, предназначена

для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ, оказания своевременной

помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движе-

ний пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребен-

ка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития

мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и

внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков пись-

ма.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,

жизнедеятельность

которых

характеризуется

какими–либо

ограничениями

или

отсутствием

способности

осуществлять

деятельность

способом

или

в

рамках,

считающихся

нормальными

для

человека

данного

возраста.

Дети

с

ОВЗ

представляют

собой

общую

психическую

незрелость,

низкую

познавательную

активность,

которая

проявляется,

хотя

и

не

равномерно,

но

во

всех

видах

психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти,

внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность

процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно

воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя

лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих

предметах

и

явлениях.

Представления

нередко

не

только

схематичны,

не

расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается

на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ОВЗ

5

отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой

моторики.

Недостаток

нарушение

могут

устраняться

(полностью

или

частично)

медицинскими

и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или

уменьшаться в своем проявлении при целенаправленной коррекционной работе.

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики,

зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного

отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка c ОВЗ в школе. Поэтому важно

развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для

накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков

ручной умелости.

Особенности программы

обучение детей с ОВЗ ОГКУ СО РЦ проводится с трехлетнего возраста;

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по разви-

тию мелкой моторики в сочетании с лексической темой по развитию речи;

занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры макси-

мально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно,

не возникает психического напряжения.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика

программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет

постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отли-

чается комплексным подходом. Занятия направлены на развитие всех необходимых

психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникатив-

ных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных

техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание

6

бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими матери-

алами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями - формиро-

вание мотивации в работе с детьми. Диагностика сопровождается анкетированием

и беседой с родителями с последующим привлечением последних к участию в заня-

тиях и мастер – классах, где они могут познакомиться с методами и приемами рабо-

ты. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию координации дви-

жения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной

умелости.

Задачи программы:

Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Коррекционно -развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприяти-

ем.

3. Развивать связную монологическую речь.

4. Развивать грамматические средства оформления высказывания.

5. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Коррекционно – образовательные:

1. Научить детей владеть графическими навыками письма.

2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

3. Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.

7

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

-

улучшение

координации

и

точности

движений

руки

и

глаза,

гибкости

рук,

ритмичности;

- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- улучшение общей двигательной активности;

- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;

- формирование чёткой, грамотной речи;

-

улучшение

воображения,

логического

мышления,

произвольного

внимания,

зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диа-

гностики.

Организация занятий:

Занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала тему

предыдущего занятия. Процесс обучения совмещается с практической деятельно-

стью. Программа рассчитана на три возрастные группы: группа 1 – от 3х до 7лет,

группа 2 – от 8 до 12лет, группа 3 – от 13до17лет.

Программа рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах и инди-

видуально по 25 минут и предполагают использование следующих видов деятель-

ности:

- беседа;

- пальчиковая гимнастика;

- дидактическая игра;

- игры с нестандартным оборудованием;

- графические упражнения;

- упражнения с проволокой, пластилином, бумагой;

8

- коллективное творчество;

- речевые упражнения по заданию логопеда.

В работе используются разнообразные формы работы: диагностирование детей,

организация работы с семьей, организация обучения детей в свободной самостоя-

тельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

Учебный план программы «Умелые ручки»

Наименование

раздела

Общее количество

часов

В том числе

Гр.1

Гр.2

Гр.3

теоретических

Практических

Гр.1

Гр.2

Гр.3

Гр.1

Гр.2

Гр.3

1.

Диагностирование.

4

4

4

1,5

1,5

1,5

2,5

2,5

2,5

2.

Коррекционно-

развивающее обучение.

44

44

44

10

9,5

9

34

34,5

35

Итого:

48

48

48

11,5

11

10,5

36.5

37

37,5

Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».

Группа 1 – (от 3х - до 7 лет)

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

Наименование разделов и тем

Общее количество

часов

В том числе

теоретических

практически

х

1. Диагностирование

4

1,5

2,5

1

Входная диагностика.

2

1

1

2

Промежуточная диагностика.

1

0

1

3

Итоговая диагностика.

1

0,5

0,5

2. Коррекционно-развивающее

обучение.

44

10

34

1

Я - человек

3

1

2

2

Семья

3

0,5

2,5

3

Одежда и обувь

3

1

2

4

Мебель, посуда

4

1

3

5

Город, транспорт

3

0,5

2,5

6

Дикие и домашние животные

3

0,5

2,5

9

7

Дикие животные и их детеныши

2

0,5

1.5

8

Зима

2

0,5

1,5

9

Птицы зимой

2

0,5

1,5

10

Весна

2

0,5

1,5

11

Птицы встречают весну

2

0,5

1.5

12

Растительный мир

3

0,5

2,5

13

Осень

2

0,5

1,5

14

Овощи и фрукты

4

1

3

15

Птицы осенью

3

0.5

2,5

16

Орудия труда

3

0,5

2,5

15

Профессии

0

0

0

Итого:

48

11,5

36,5

Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».

Группа 2 – (от 8 до 12лет)

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

теоретических

практических

1. Диагностирование

4

1,5

2,5

1

Входная диагностика.

2

1

1

2

Промежуточная диагностика.

1

0

1

3

Итоговая диагностика.

1

0,5

0,5

2. Коррекционно-развивающее обучение.

44

9,5

34,5

1

Я - человек

2

0,5

1,5

2

Семья

3

0,5

2,5

3

Одежда и обувь

3

1

2

4

Мебель, посуда

3

1

2

5

Город, транспорт

4

0,5

3,5

6

Дикие и домашние животные

3

0,5

2,5

7

Дикие животные и их детеныши

2

0,5

1.5

8

Зима

2

0,5

1,5

9

Птицы зимой

2

0,5

1,5

10

Весна

2

0,5

1,5

11

Птицы встречают весну

2

0,5

1.5

12

Растительный мир

3

0,5

2,5

13

Осень

2

0,5

1,5

14

Овощи и фрукты

2

0,5

1.5

15

Птицы осенью

3

0.5

2,5

16

Орудия труда

3

0,5

2,5

15

Профессии

3

0,5

2,5

10

Итого:

48

11

37

Учебно-тематический план программы «Ручки говорят»

Группа 3 – (от 13 до 17 лет)

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

теоретических

практических

1. Диагностирование

4

1,5

2,5

1

Входная диагностика.

2

1

1

2

Промежуточная диагностика.

1

0

1

3

Итоговая диагностика.

1

0,5

0,5

2. Коррекционно-развивающее

обучение.

44

9

35

1

Я - человек

2

0,5

1,5

2

Семья

3

0

3

3

Одежда и обувь

3

1

2

4

Мебель, посуда

3

1

2

5

Город, транспорт

3

0,5

2,5

6

Дикие и домашние животные

3

0,5

2,5

7

Дикие животные и их детеныши

2

0,5

1.5

8

Зима

2

0,5

1,5

9

Птицы зимой

2

0,5

1,5

10

Весна

2

0,5

1,5

11

Птицы встречают весну

2

0,5

1.5

12

Растительный мир

3

0,5

2,5

13

Осень

2

0

2

14

Овощи и фрукты

3

0,5

2.5

15

Птицы осенью

3

0.5

2,5

16

Орудия труда

3

0,5

2,5

15

Профессии

3

1

2

Итого:

48

10,5

37,5

Учебно-методическое обеспечение программы

11

1. Аверина И. Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.:

Айрис- Пресс. 2006.

2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век»,

2013. 48 с.

5.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.

«ТЦ Сфера»,2014.

6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Яро-

славль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

7. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.. Пальцы помогают говорить.- М. «ГНОМ». 2012.

8. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А.Г., Платонова Н. М., Щербакова А.

М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образователь-

ных учреждениях 8 вида. – М. «Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС»,

2005.302с.

9. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.

10. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

11. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детско-

го сада. – СПб.: Литера. 2009.

12. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского

сада. – СПб.: Литера. 2009.

13. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского

сада. – СПб.: Литера. 2009.

14. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

15. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

16. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. , 2014.

17. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург:

2010.40 с.

12

13



В раздел образования