Напоминание

"Проблема публичного выступления учащихся ДМШ и ДШИ


Автор: Низамутдинова Рузалья Мансуровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г.Зеленодольск РТ"
Населённый пункт: город Зеленодольск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Проблема публичного выступления учащихся ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ

ДО

«Детская

школа

искусств

г.Зеленодольска

РТ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАБОТА

«Проблема

публичного

выступления

учащихся

ДМШ и ДШИ»

Подготовила

Преподаватель

по

классу

фортепиано

Низамутдинова

Р.М.

2020 г

В

период

обучения

в

Детской

музыкальной

школе

ученикам

необходимо

разъяснять

общественное

значение

исполнительской

деятельности:

на

зачётах,

в

классе,

перед

товарищами,

перед школьной

аудиторией и в концертных залах. Эстетическое воспитание - это главная цель. Она

достигается с помощью приобщения к музыке, к её истокам, обучение игре на

инструменте.

Необходимо

с

самого начала

говорить

ученику

о

большой

ответственности

перед

публикой

и самим

собой.

В

процессе

публичного

выступления ученик познаёт на практике конечную цель своего исполнения - он

был посредником между музыкальным произведением (его автором) и слушателями.

Это является ответственной творческой задачей, важной в максимально бережном

отношении ко всем авторским указаниям.

Репертуар,

исполняемый

на

публике,

должен

помогать

ученику

п р е од о л е в ат ь

е го

с л а б ы е

с т о р о н ы .

Н а д о

п р и го т о в и т ь

т а к и е

произведения, которые он может хорошо сыграть, так как слишком трудное

сочинение даже для очень одарённого ребёнка может нанести только травму.

Начиная с младших классов, необходимо приучать детей к мысли, что

в ы с т у п л е н и е

-

э т о

с е р ь ё з н о е

д е л о ,

з а

к о т о р о е

о н

н е с ё т

ответственность перед слушателем. Прививая чувство качественного выступления на

эстраде важно, чтобы ученик любил играть на публике.

Чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно надо заранее

готовиться

к

выступлению.

Не

советую

педагогам

доучивать

пьесу наспех,

ставить '`заплатки", что создаёт для ребёнка нервозную обстановку в последние

дни перед выступлением.

Если ученик ясно представляет образ, который хочет передать слушателю

в его логическом развитии, на сцене его исполнение будет уверенным, внимание -

более

устойчивым,

подобно

физической выдержке. Вызубривание материала

приведёт к плохой игре.

Перед концертом я стараюсь дополнительно собрать учащихся своего класса,

чтобы выступающие ученики проиграли программу среди товарищей. Так же

желательно чтобы они играли среди знакомых в домашних

условиях.

Важно

говорить

о

манере

поведения:

как выходить,

как

начинать

играть,

как

уходить. Чтобы слишком не загружать внимание ученика разными замечаниями, так

как это вредно, веду разговор о трактовке целого и никогда о6 отдельных деталях. Тогда

он знает до последнего дня выступления, как работать. В ученике надо воспитывать

уверенность, что он достаточно подготовлен к выступлению. Эта уверенность создаётся

не только словами педагога. Большую роль играют удачные исполнения программы

перед выступлением. Я советую ученику не заниматься перед концертом помногу,

нельзя переутомляться в день выступления. Можно просто отдохнуть, но не менять

резко режим работы.

В беседах вспоминаем об удачных выступлениях, обговариваем с учениками

самочувствие в момент удачной игры. Ощущение состояния душевного подъёма

необходимо стремиться повторить и запомнить.

Подлинно творческое эстрадное самочувствие - это прилив сил, огромного

желания передать характер произведения, художественный образ. При этом приходит

ощущение духовной и физической свободы. Это драгоценное чувство, если ученик его

испытал, надо хранить в памяти. Для этого, когда ученик играет; стараюсь вновь и внове

вызывать подобные ощущения. Необходимо целиком отдаться исполняемой музыке,

наслаждаться ею вместе со слушателем.

Успех выступления зависит во многом от умения контролировать свою игру.

Думать увлечённо о создаваемом образе, не акцентируя внимание на недостатках.

"На эстраде самокритика - пила; подпиливающая стул, на котором сидит

пианист", - писал известный пианист Натан Перельман.

Бывает так, что ученик при публике играет лучше, чем в классе. Отсюда следует;

что волнение способствует большей яркости исполнения у одарённых детей. Однако во

многих случаях волнение сказывается отрицательно. Проявляется это по-разному: одни

играют сухо, скованно, формально, другие - небрежно; не собранно. Страдает чаще

всего техника исполнения. Волнение приводит к остановкам; пропускам целых

эпизодов. С этим надо вести систематическую борьбу, зная индивидуальность ученика.

В своём классе мы с учениками внимательно разбираем каждую неудачу, анализируем

причины.

Ещё раз о главном:

1. Прежде всего, надо хорошо готовить ученика и не выпускать с "сырыми",

недоработанными произведениями. Срывы приводят к появлению страха перед

эстрадой.

2. Не фиксировать внимание на волнении. Наоборот, воспитывать чувство

радости от общения с аудиторией.

3, Некоторые "заботливые" педагоги

перед

выступлением

расспрашивают

ученика, не волнуется ли он, вызывая преждевременный страх. Вместо этого надо

заострить внимание на замысле произведения, вызвать желание донести его до

слушателя,

не

потеряв

основной

музыкальной

нити повествования.

4. Для устранения чрезмерного волнения необходимы частые выступления:

-

внутри своей школы;

-

в общеобразовательных школах;

-

в детских садах и т.д.

Желательно чаще давать возможность ученику играть в классе не только рабочий

репертуар; но и пройденное ранее. Необходимо

приучать ученика сразу входить в образ, вызывать в себе нужную

эмоциональную настройку.

Приведу высказывание А. Б. Гольденвейзера: "Прежде чем начать играть, надо

почувствовать в себе ритм движения, его текучесть, и; только ощутив его, начать

исполнение пьесы, иначе сперва получится просто ряд беспорядочных звуков, а не

живая линия".

В процессе игры надо достигать полной сосредоточенности. Попезно отойти в

сторону, так как это настраивает ученика на "концертный лад".

"Накопление репертуара" - этот термин должен бытовать в работе каждого

ученика и педагога. Исполнив произведение на публике. учащийся обычно не

возвращается к нему, хотя работы в этом произведении ещё много. Ученик, который

имеет несколько произведений в пальцах, в корне отличается от ученика; который всё

время только учит, а после выступления забывает пройденный

материал.

"Нет явления более жалкого и бесполезного, чем бездарны й музыкант", -

говорил А. Б. Гольденвейзер.

Литература

1.

Гольденвейзер А. Б. В классе. М., Музыка, 1986.

2.

Перельман Н.

В классе рояля. М., Музыка, 1980.



В раздел образования