Автор: Солодянникова Светлана Валерьевна
Должность: студентка 3 курса филологического факультета
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Использование игровых технологий на уроках русского языка
В связи с увеличением умственной нагрузки обучающихся, большим
количеством учебного материала, перед современным педагогом остро встает
вопрос о необходимости разработки новых методов, позволяющих легче и
быстрее усваивать получаемые знания, побуждать интерес к программному
материалу
на
уроках.
Одним
из
эффективных
методов
активизации
внутреннего
потенциала,
развития
познавательного
интереса
ребенка
является игровая деятельность.
В
отличие
от
игр
в
широком
их
понимании,
игровые
технологии
обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и
соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть
обоснованы
и
выделены
в
явном
виде.
Стоит
отметить
еще
одну
немаловажную специфическую черту педагогических технологий: учебно-
познавательная направленность.
Игровая
форма
занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Согласно проведенному исследованию на базе студентов ЮУрГГПУ,
больше половины опрошенных (55,2%) ответило, что во время обучения в
школе
на
уроках
русского
языка
применялись
игровые
технологии.
Остальные (44,8%) отметили отсутствие игровых технологий на уроках.
Среди
группы
студентов,
у
которых
игровые
технологии
присутствовали на уроках русского языка, опрошенные назвали такие игры,
как:
игры типа «Съедобное-несъедобное»
игры с мячом для запоминания исключений
театрализация
проверочные работы в форме игры «Что-где-когда?»
игровые кроссворды
уроки в виде формы «Своя игра»
карточки-эстафеты
командные игры
ролевые игры
Это достаточно обширная группа игр. Но все они составляют более
традиционные
формы,
а
значит,
увеличивается
риск
потери
интереса
и
заинтересованности
у
обучающихся
при
применении
данных
игровых
технологий.
Это
обуславливает
внедрение
в
образовательную
систему
игровых
технологий с разнообразными видами деятельности, с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их интересами.
При выборе или создании игровой технологии следует учитывать
следующие аспекты:
1.
педагог
должен
обладать
определёнными
знаниями
и
умениями
в
использовании дидактических игр;
2.
важно обеспечить выразительность проведения игры. Это вызывает
интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;
3.
педагог
должен
обеспечить
поступательное
развитие
игры
в
соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не
оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для
детей направлять игру в нужное русло;
4.
необходимо
оптимально
сочетать
занимательность
и
обучение,
проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям
сложные
учебные
задания,
а
в
игру
их
превращает
форма
их
проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
5.
средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к
игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к
выполнению дидактических задач;
6.
между
педагогом
и
детьми
должна
быть
атмосфера
уважения,
взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7.
используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой
и емкой;
8.
игра должна быть понятной, доступной, добровольной;
9.
правила игры должны быть точными, немногочисленными;
10. подбор учебного материала должен соответствовать программе;
11.
легкие и трудные игры должны чередоваться;
12. не
следует
проводить
игры,
требующие
большой
предварительной
работы;
13. все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени;
14. после игры обязательно должны быть подведены итоги;
15. в методике проведения дидактических игр выделяются следующие
компоненты:
1)
цель игры;
2)
объем
знаний,
необходимых
для
проведения
игры,
умения
и
навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;
3)
количество играющих;
4)
наличие подготовительной работы или ее отсутствие;
5)
правила ведения игры;
6)
возможные варианты игры;
7)
оценивание
проведенной
игры
(наличие
интереса
к
игре,
моменты
ослабления
внимания
детей,
фиксация
реакций
отдельных учеников и класса в целом).
16. необходимо помнить о принципах, на которые опирается методическая
система учителя в обучении русскому языку, соблюдать правило «от
простого к сложному».
В заключении, стоит отметить, что особенно полезны игры, которые
обратны
привычным
заданиям:
не
написать
правильно
встретившиеся
в
тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не
разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме. Такой вид
работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на
проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях.