Напоминание

"Использование игровых технологий на уроках русского языка"


Автор: Солодянникова Светлана Валерьевна
Должность: студентка 3 курса филологического факультета
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игровых технологий на уроках русского языка

В связи с увеличением умственной нагрузки обучающихся, большим

количеством учебного материала, перед современным педагогом остро встает

вопрос о необходимости разработки новых методов, позволяющих легче и

быстрее усваивать получаемые знания, побуждать интерес к программному

материалу

на

уроках.

Одним

из

эффективных

методов

активизации

внутреннего

потенциала,

развития

познавательного

интереса

ребенка

является игровая деятельность.

В

отличие

от

игр

в

широком

их

понимании,

игровые

технологии

обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и

соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть

обоснованы

и

выделены

в

явном

виде.

Стоит

отметить

еще

одну

немаловажную специфическую черту педагогических технологий: учебно-

познавательная направленность.

Игровая

форма

занятий

создается

на

уроках

при

помощи

игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Согласно проведенному исследованию на базе студентов ЮУрГГПУ,

больше половины опрошенных (55,2%) ответило, что во время обучения в

школе

на

уроках

русского

языка

применялись

игровые

технологии.

Остальные (44,8%) отметили отсутствие игровых технологий на уроках.

Среди

группы

студентов,

у

которых

игровые

технологии

присутствовали на уроках русского языка, опрошенные назвали такие игры,

как:

игры типа «Съедобное-несъедобное»

игры с мячом для запоминания исключений

театрализация

проверочные работы в форме игры «Что-где-когда?»

игровые кроссворды

уроки в виде формы «Своя игра»

карточки-эстафеты

командные игры

ролевые игры

Это достаточно обширная группа игр. Но все они составляют более

традиционные

формы,

а

значит,

увеличивается

риск

потери

интереса

и

заинтересованности

у

обучающихся

при

применении

данных

игровых

технологий.

Это

обуславливает

внедрение

в

образовательную

систему

игровых

технологий с разнообразными видами деятельности, с учетом возрастных

особенностей обучающихся и их интересами.

При выборе или создании игровой технологии следует учитывать

следующие аспекты:

1.

педагог

должен

обладать

определёнными

знаниями

и

умениями

в

использовании дидактических игр;

2.

важно обеспечить выразительность проведения игры. Это вызывает

интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;

3.

педагог

должен

обеспечить

поступательное

развитие

игры

в

соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не

оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для

детей направлять игру в нужное русло;

4.

необходимо

оптимально

сочетать

занимательность

и

обучение,

проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям

сложные

учебные

задания,

а

в

игру

их

превращает

форма

их

проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;

5.

средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к

игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач;

6.

между

педагогом

и

детьми

должна

быть

атмосфера

уважения,

взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7.

используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой

и емкой;

8.

игра должна быть понятной, доступной, добровольной;

9.

правила игры должны быть точными, немногочисленными;

10. подбор учебного материала должен соответствовать программе;

11.

легкие и трудные игры должны чередоваться;

12. не

следует

проводить

игры,

требующие

большой

предварительной

работы;

13. все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени;

14. после игры обязательно должны быть подведены итоги;

15. в методике проведения дидактических игр выделяются следующие

компоненты:

1)

цель игры;

2)

объем

знаний,

необходимых

для

проведения

игры,

умения

и

навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;

3)

количество играющих;

4)

наличие подготовительной работы или ее отсутствие;

5)

правила ведения игры;

6)

возможные варианты игры;

7)

оценивание

проведенной

игры

(наличие

интереса

к

игре,

моменты

ослабления

внимания

детей,

фиксация

реакций

отдельных учеников и класса в целом).

16. необходимо помнить о принципах, на которые опирается методическая

система учителя в обучении русскому языку, соблюдать правило «от

простого к сложному».

В заключении, стоит отметить, что особенно полезны игры, которые

обратны

привычным

заданиям:

не

написать

правильно

встретившиеся

в

тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не

разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме. Такой вид

работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на

проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях.



В раздел образования