Автор: Елена Витальевна Фудина
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ г.Керчи РК "Школа №2"
Населённый пункт: Керчь
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути повышения мотивации обучающихся при изучении предмета "Технология"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА № 2»
Статья
«Пути повышения мотивации обучающихся при изучении
предмета «Технология».
Подготовила учитель технологии
Фудина Е.В.
2020 г.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится
работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика
является интерес к предмету.
Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать
одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность
обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач
формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения
знаний, способности творчески мыслить, находить нестандартные
решения, формирование у них активной жизненной позиции.
Как повысить мотивацию познавательной деятельности учащихся?
Как вызвать интерес к своему предмету?
Как расширить образовательное пространство своих учеников?
В практике педагогической деятельности существует богатый выбор
форм и методов стимулирования и повышения мотивации
познавательной деятельности.
Расскажу о некоторых из опыта своей работы.
1.
Наглядность как средство развития интереса к урокам.
К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности»
Для предмета «Технология» значимы элементы наглядного или
изобразительного материала, такие как образцы изделий или отдельных
узлов, таблицы по построению чертежей или инструкционные карты для
выполнения практических работ, картины или готовые поделки самих же
учащихся.
Правильное использование наглядности на уроках способствует
формированию четких представлений о правилах и понятиях,
технологических терминах, развивает память и наглядное мышление,
помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений и
объектов прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
2.
Одним из способов развития познавательной активности является
применение нетрадиционных уроков. В своей практике я использую:
урок – путешествие, урок - выставка, урок творчества, урок – практикум,
урок «Деловая игра», урок – презентация.
Проведение таких уроков позволяет учащимся ярче проявить свои
знания, способности, получить и усвоить большее количество
информации, способствует приобретению опыта творчества, навыков
принятия решений в разнообразных ситуациях, а так же улучшает
отношения между учащимися и педагогом, повышает самооценку детей.
3.
Игровые технологии – замечательный инструмент для развития
интереса к предмету и повышения мотивации учащихся.
Игровые моменты применяю на разных этапах урока. Например,
провожу мини-игру тренинг на этапе организационного момента, при
актуализации учебных знаний игру-упражнение (на соотнесение
рисунков и понятий, на заполнение пробелов в таблицах, схемах, а так
же кроссворды, ребусы, викторины и т.д.), мини-игру сюжетно-ролевого
вида при закреплении полученных навыков.
На этапе объяснения нового материала - игру на внимание (найти
ошибки, специально допускаемые учителем во время объяснения нового
материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания).
Очень много игровых моментов я использую в 5-х классах. Это связано с
тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной
школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых
предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с
незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала
возникновению интереса к учению.
4.
Технология личностно - ориентированного обучения.
Приёмы и методы работы, позволяющие создавать лично -
ориентированную среду на уроках.
Основополагающими принципами данной работы являются:
- Подходить к каждому ученику с "оптимистической гипотезой", т.е.
опираться на лучшее в нем, верить в его возможности.
- Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное
стремление стать лучше.
- Отказаться от сравнения ребенка с другими детьми.
- Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах
деятельности на уроке.
- Дать каждому ученику ощутить радость роста своих сил,
возможностей, достижений.
Важную роль в создании личностно ориентированной
образовательной среды играет метод проектов.
5.
метод проектов: способствует активизации всех сфер личности — его
интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической
деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения,
его практическую направленность.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель
организации учебного процесса, ориентированная на творческую
самореализацию развивающейся личности учащегося.
Проект – это реальная возможность для учащихся выразить свои
собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное,
разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения,
выполненное под контролем и консультированием учителя.
Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс
позволяет учителю технологии разнообразить формы проведения
уроков, шире применять на них приемы и методы активизации
творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают
большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных
предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность
самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые
идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт
(изделие).
Включение проектов с элементами поисково-исследовательской,
конструкторской и преобразовательной деятельности повышает
положительную мотивацию учения, делает образовательный процесс
осмысленным и интересным, способствующим воспитанию
нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний,
умений и способов деятельности в реальной жизни для решения
практических задач.
УРОК - ТВОРЧЕСТВА
УРОК «ДЕЛОВАЯ ИГРА»
УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
«АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ»