Авторы: Медведь Марина Дмитриевна, Раздолина Наталия Максовна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Дома творчества "Измайловский" Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Влияние репертуара на развитие мотивационной сферы учащихся»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Влияние репертуара на развитие мотивационной сферы учащихся»
Авторы:
Медведь Марина Дмитриевна,
Раздолина Наталия Максовна
педагоги дополнительного образования
ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Санкт-Петербург
2019
Оглавление:
Введение ……………………………………………….......…............……... с.3
1.
Особенности формирования мотивации у учащихся вокального
коллектива............................................................……………………........... с.4
2.
Требования к музыкальному репертуару..... .............................................с.7
3. Репертуарная политика эстрадного вокального ансамбля
"Созвучие"..........................................................................................................с.11
4.
Заключение ……………………………………………………………..... с.13
5.
Библиография................................... …………………………………….. с.14
2
Введение
За последние десятилетия произошли существенные изменения во всех
сферах жизни российского общества. Коснулись они и той составной части
социально-культурной
среды,
к
которой
относится
детское
коллективное
творчество.
Занятия
музыкой
–
это
не
только
приятное
и
увлекательное
времяпровождение,
но
и
чрезвычайно
полезный
и
необходимый
для
всестороннего развития личности процесс. В процессе музыкальных занятий
происходит активное развитие мотивационной сферы учащихся.
Каждый ребенок – это неизведанный и неповторимый мир, полный загадок и
открытий. Организуя учебный процесс с детьми разного возраста, педагогам
следует
учитывать
психологические
характеристики
воспитанников,
они
должны
помнить,
что
детей
определенного
возраста
отличает
разная
познавательная и творческая активность, стремление узнать что-то новое, чему-
либо научиться. К сожалению, перегруженность детей в информационном поле
не способствует успешному формированию мотивации в достижении высоких
результатов в обучении.
Актуальность
рассмотрения
данной
проблемы
заключается
в
необходимости
рассмотреть
влияние
репертуарной
политики
на
развитие
мотивационной сферы учащихся эстрадного вокального ансамбля.
В связи с этим необходимо:
1.
Обобщить
основные
психолого-педагогические
подходы
к
пониманию
понятия "мотивация";
2.
Изучить интересы, предпочтения
и потребности учащихся эстрадного
вокального ансамбля;
3.
Определить
роль
репертуарной
политики
в
системе
развития
мотивационной сферы учащихся эстрадного вокального ансамбля;
4.
Моделирование педагогических действий по составлению репертуара
на основе личностно-ориентированного подхода;
5.
Выявление заинтересованности учащихся в результатах образовательного
процесса.
3
1.
Особенности формирования мотивации у учащихся
вокального коллектива
Преподаватель, который умеет активизировать учеников, достигает, как
правило, значительных успехов в обучении. Знания по мотивации необходимы
педагогу дополнительного образования любого направления, так как, опираясь
на них можно уверенно и грамотно ставить цели в обучении и успешно их
достигать.
Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства
деятельностью.
Действия
человека
исходят
из
определенных
мотивов
и
направлены
на
определенные
цели.
Понимая
мотивы,
которые
побуждают
человека
в
активности
можно
целеустремленно
влиять
на
его
мотивы
и
деятельность.
Мотив
–
это
то,
ради
чего
выполняется
деятельность,
например
ради
самоутверждения, денег и т.п. Понятие мотив (от лат. movere – двигать, толкать)
означает побуждение к деятельности, побудительную причину к деятельности и
поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу
деятельности,
стремление
человека
добиваться
успехов
в
различных
видах
деятельности и общения, самоутверждение, долг перед родителями и т.п. Если
человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать,
что у него есть мотивация.
Под мотивацией мы понимаем сложное психологическое образование,
вызванное каким-либо мотивом или группой мотивов, побуждающее личность к
действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а
не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности,
однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы
(влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Ситуативные
факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять
на них и на активность в целом.
4
Например:
мотивация
ребенка,
обучающегося
в
эстрадном
вокальном
ансамбле. зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от
многих
ситуативных
факторов,
а
именно,
указаний,
установок
педагога,
взаимоотношений со сверстниками коллектива, конкурсной ситуации.
Таким
образом,
мотивация
–
это
совокупность
всех
факторов,
как
личностных, так и ситуативных, которые побуждают человека к активности.
Чтобы понять, как формируется мотивация, необходимо, знать природу
рождения
мотива.
Необходимо
отметить,
что
сила
мотивов
определяется
потребностями.
Если
потребности
остаются
вне
контроля,
то
никакого
положительного
результата
не
будет.
Наши
потребности
сильнее
наших
мотивов. Идея потребности – это не просто понятие потребности. Хорошо
известно, что идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек,
охваченный идеей потребности, например в музыке, придает всему своему
поведению соответствующий оттенок: он интересуется музыкой, накапливает
знания о ней, занимается музыкой намного больше, чем ему требуется, то есть,
все делает ради музыки.
Процесс
мотивации
неразрывно
связан
с
отношением
учащегося
к
обучению музыке. Уровень развития мотивационно - потребностной сферы
личности
у
детей
в
эстрадном
вокальном
ансамбле
выступает
особым
показателем образования, объединяющим в себе музыкальность, художественно
–
образное
мышление,
творческое
воображение,
ценностные
ориентиры,
креативность,
способность
к
переживанию
эстетических
чувств,
художественный вкус, интерес к музыкальной и концертной деятельности.
Исследование практики в вокальном коллективе свидетельствует о том,
что воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей
у
учащихся
должно
сопровождаться
воздействием
на
эмоциональное
отношение их к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение
в
процессе
учения.
Между
тем,
роль
эмоций
как
важной
стороны
мотивационной
сферы
учения
недооценивается.
В
учебном
процессе
мало
положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные – скука, страх.
Эмоциональная
сфера
оказывает
влияние
на
мотивацию
с
энергетической
5
стороны.
От
ее
особенностей
зависит
внешняя
выраженность
мотивации,
динамика ее протекания в процессе поведения и деятельности.
Вместе
с
тем,
эмоциональное
благополучие,
захваливание
ученика,
преобладание удовлетворенности собой у учащихся в крайних случаях может
приводить
к
застою
в
учебной
работе,
к
прекращению
творческого
роста.
Поэтому в учебном процессе должны присутствовать и эмоции с отрицательной
модальностью.
В настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся наименее
управляема. Формирование мотивации часто идет стихийно, являясь скорее,
результатом
достижения
передовых
преподавателей,
чем
предметом
специальной, запланированной, систематической работы.
Анализ практической деятельности педагога свидетельствует о том, что
часто
он
строит
свою
работу
с
учетом
только
внешней,
формальной
характеристики
поведения
учащегося,
не
раскрывая
его
внутреннего
содержания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне результативно
отвечающих
определенным
правилам
поведения,
он,
не
зная
мотивов,
по
которым в данной ситуации эти правила выполняются учеником, ничего не
знают
о
самом
ребенке.
Не
зная
о
подлинных
личностных
мотивах
деятельности учащегося, преподаватель не может рассчитывать на то, чтобы
верно определить поведение ученика в музыкальном образовании. Некоторые
педагоги,
не
умеют
проникнуть
во
внутреннее
содержание
действий
и
внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, такой педагог
работает
«вслепую».
Ему
неизвестны
ни
ученик,
на
которого
он
должен
воздействовать, ни результаты его собственного воздействия.
Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка
процессом музыкального исполнительства, и тогда необходимый для этого труд
постепенно станет потребностью для ученика.
6
2.
Требования к музыкальному репертуару
На афише часто можно встретить фразу "в репертуаре ансамбля песни
современных композиторов". Репертуар - что это такое и как используют данное
слово?
Репертуар (по-французски repertoire, от латинского repertorium, что означает
список) - слово, обозначающее перечень номеров программы, исполняемых
артистом или группой артистов за какой-либо период времени.
Репертуар может быть тематический или ограниченный по каким-либо
параметрам. Он может быть полным, расширенным и текущим. Всякий раз под
словом репертуар имеется в виду набор произведений, которые исполняются в
какой-то промежуток времени.
Репертуар в музыке, в максимально широком смысле слова, это список
исполняемых произведений. Обычно это набор музыкальных произведений для
исполнения конкретным артистом или творческим коллективом в концертах
(концертный
репертуар)
или
набор
для
изучения
(учебно-педагогический
репертуар). Существует термин «репертуарный артист» — артист знающий
конкретный репертуар и способный его исполнять; таковым может быть актёр
театра или оркестровый музыкант. Репертуар оркестрового музыканта может
делиться на сольный и оркестровый — сольные произведения, исполняемые с
оркестром или оркестровые партии, исполняемые в оркестре. Репертуар певца
может включать классический репертуар, джазовый или эстрадный. Репертуар
вокалистов
делится
на
женский
и
мужской,
а
также
на
репертуар
для
конкретного голоса: сопрановый, теноровый, басовый и ансамбля.
Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством
всех
видов
музыкальной
деятельности,
поэтому
речь
пойдет
о
качестве
репертуара в целом. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой
степени определяет содержание музыкального образования в целом.
Содержание образования — это не только знания, умения и навыки,
которыми
овладевают
дети.
Оно
должно
обеспечить
выполнение
задач
воспитания
и
развития
ребенка
в
комплексе.
Успешность
решения
задач
7
музыкального
воспитания
(развитие
музыкальных
способностей,
основ
музыкальной культуры детей) в значительной степени предопределена самим
музыкальным репертуаром. Не столько важно обучить детей определенным
навыкам и умениям (пение, движение, игра на музыкальных инструментах),
сколько с помощью всех этих средств приобщить к музыкальной культуре.
Одни и те же навыки и умения могут формироваться на репертуаре, имеющем
различную художественную ценность, поэтому его отбор имеет первостепенное
значение.
При выборе репертуара рекомендуется руководствоваться критериями,
предложенными
Д.
Б.
Кабалевским.
Произведение
«…должно
быть
художественным
и
увлекательным..,
оно
должно
быть
педагогически
целесообразным (т. е. необходимо учить чему-то нужному и полезному) и
должно
выполнять
определённую
воспитательную
роль».
Музыкальный
репертуар,
используемый
в
работе
с
детьми,
должен
удовлетворять
одновременно
двум
требованиям
—
художественности
и
доступности.
Рассмотрим эти требования подробнее.
Музыка
существует
с
глубокой
древности.
Человечество
сохранило,
отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое,
художественное.
Это
народная
музыка
и
произведения,
созданные
композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного
человека
имеется
уникальная
возможность
изучать
наследие
мировой
музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Следует
учитывать,
что
репертуар,
который
используется
в
процессе
музыкального
воспитания,
оказывает
влияние
на
формирование
отношения
детей к музыке.
Поэтому репертуар, используемый в работе с детьми, должен
включать в себя произведения различных эпох и стилей,
самых разнообразных
по тематике, жанрам и индивидуальному почерку.
В
связи
с
этим
необходимо
рассмотреть
другое
требование,
которое
предъявляется к музыкальным произведениям,— требование доступности. Оно
рассматривается,
как
правило,
в
двух
аспектах:
доступность
содержания
музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.
8
Доступность
содержания
иногда
понимается
как
использование
программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка,
сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные
образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен
рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания.
Художественные
образы,
выражающие
близкие
детям
чувства
и
мысли,
понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях,
которыми располагает ребенок того или иного возраста.
Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности
в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных
возрастных групп, то можно увидеть, что они
отличаются по диапазону,
интервальными скачками, гармонией, продолжительностью музыкальных фраз
и текстовыми трудностями.
При
подборе
музыкального
репертуара
следует
у ч и ты вать
его педагогическую
целесообразность,
то
есть
он
должен
способствовать
решению
конкретных
учебно-воспитательных
задач,
соответствовать
методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки
учащихся.
Репертуар,
исполняемый
ансамблем
должен
вырабатывать
исполнительские
навыки
и
навыки
коллективного
творчества.
А
так
как
приобрести
различные
навыки
на
однотипном
материале
невозможно,
в
учебную
(исполнительскую)
программу
включаются
разнохарактерные
произведения. Таким образом, действует принцип многоплановости. Это очень
важно
и
для
музыкально-эстетического
воспитания
коллектива,
так
как
художественные произведения, различные по жанрам, содержанию, стилевым
особенностям
делают
возможным
разностороннее
музыкальное
развитие
учащихся.
Следующим
принципом
правильного
формирования
репертуара
является принцип
заинтересованности. П р и
п од б о р е
м у з ы к а л ь н ы х
произведений важно учитывать предпочтения учащихся. Когда исполняемое
произведение вызывает интерес у детей, решение учебных и воспитательных
задач
в
значительной
мере
облегчается.
Содержание
музыкальных
9
произведений
должно
отличаться
яркостью
музыкальных
образов.
Руководитель
должен
постоянно
поддерживать
интерес
к
исполняемым
произведениям,
ставя
перед
участниками
детского
коллектива
все
новые
художественно-исполнительские и познавательные задачи.
При подборе репертуара не менее важное значение имеет постепенность
его
усложнения,
в
соответствии
с
техническим
развитием
учащихся.
Бессистемный подбор музыкальных произведений сказывается отрицательно на
музыкальном развитии детей, притупляет интерес к занятиям, расхолаживает
их. Путь от простого к сложному – основной принцип приобщения учащихся к
музыкальному
искусству.
Сложность
произведений,
которые
разучивает
коллектив, наращивается постепенно и последовательно, что, в конечном итоге,
приводит к росту исполнительского уровня коллектива.
Накопление
музыкальных
впечатлений
—
важнейший
этап
для
последующего развития музыкального восприятия детей.
Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в
художественном
творчестве.
Репертуар,
как
совокупность
произведений,
исполняемых
вокальным
коллективом,
составляет
основу
его
деятельности,
способствует
развитию
творческой
активности
участников,
находится
в
непрерывной
связи
с
различными
формами
и
этапами
работы,
будь
то
репетиция
или
концерт,
начало
или
вершина
творческого
пути
коллектива.
Репертуар
влияет
на
весь
учебно-воспитательный
процесс,
на
его
базе
накапливаются
музыкально-теоретические
знания,
нарабатываются
навыки
коллективного
исполнения,
складывается
художественно-исполнительское
направление
ансамбля.
В
целом
у
каждого
коллектива
со
временем
вырабатывается
определенное
репертуарное
направление,
накапливается
репертуарный багаж. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив
ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле
репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу, его постоянно надо в
определенном смысле одолевать.
10
3.
Репертуарная политика эстрадного вокального ансамбля "Созвучие"
«Всё, что вечно, всегда современно, а то, что современно, не всегда вечно.
Эстрадный жанр предполагает обязательный антураж, который является одной
из составляющих этого направления в музыке», – постоянно повторяем своим
учащимся, воспитывая их художественный вкус, уважение к сцене и зрителю.
Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве во-
кальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива
развития коллектива.
Определиться с тематикой репертуара было самым сложным в процессе
становления, развития эстрадного вокального ансамбля "Созвучие". Но посте-
пенно родилась та аксиома, которой мы следуем и по сей день: репертуар дол-
жен соответствовать возможностям участников ансамбля – раз, их вкусам – два,
вкусам и предпочтениям зрителей – три. Всё это значит сделать шаг навстречу
залу.
Репертуар ансамбля разнообразен, он включает в себя песни разных эпох,
стилей и жанров.
На первом месте мы выделяем песенную классику, всё то, что десятиле-
тиями поется и остаётся в сердцах людей, переходя из поколения в поколение:
это песни 30-40-х годов ХХ века, эстрадно-джазовые композиции, знаменитые
шлягеры всех времён и народов – всё, что вечно, современно и актуально по сей
день. Так что, если кто-то говорит, что песня «Жил отважный капитан» старая,
мы резонно возражаем и говорим, что для детей-то она новая! Причём, лучшего
мелодиста, чем Исаак Дунаевский не было и, наверное, не будет никогда. Это
уникальный композитор, творчество которого можно смело назвать классикой
советской песни.
Большое внимание в ансамбле уделяется творчеству композиторов, сочи-
нивших множество произведений о летнем, осеннем, зимнем, весеннем Петер-
бурге! Это естественно и закономерно. Ведь мы живем в особом городе, исто-
рия которого не имеет аналогов в мире. Санкт-Петербург – столица культурной
и морской славы, историю которой наши учащиеся непременно должны знать.
11
Дети с удовольствием исполняют песенную классику Александра Броневицко-
го, Василия Соловьева-Седого, Давида Тухманова, Виктора Плешака.
Песня
это
такой
вид
искусства,
который
обладает
большей
силой
эмоционального воздействия на личность ребёнка. Невозможно переоценить
роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Большое
внимание
в
ансамбле
уделяется
песням
военной
тематики. Эта тема очень
любима детьми.
Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. В
процессе исполнения таких песен дети учатся сопереживать и более осознанно
понимать подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В репертуар ансамбля также входят песни, связанные с темой «детства», а
также песни о любви. Без них не обойтись, потому что в ансамбле занимаются
дети разных возрастов, начиная от дошкольников и заканчивая воспитанниками
юношеского возраста.
В последние годы, когда исполнительский уровень «Созвучия» стал до-
статочно высок, началось плодотворное сотрудничество с питерскими компози-
торами, которые предлагают исполнить свои произведения и даже предостав-
ляют фонограммы песен для того, чтобы они прозвучали на концертных пло-
щадках в исполнении нашего ансамбля, причем, нередко это первое исполне-
ние написанной песни. Так в репертуаре ансамбля появились песни Сергея Кас-
торского, Андрея Косинского, Виктора Федорова, Сергея Режского, Андрея
Иванова, Михаила Куприянова, Игоря Корнелюка.
Музыкальный репертуар
ансамбля
постоянно
пополняется
вновь
созданными произведениями современных композиторов.
И несколько лет назад мы подошли к исполнению джазовых композиций,
причем принадлежащих не к авангардному, а классическому джазу.
Репертуар эстрадного вокального ансамбля "Созвучие" многообразен и
разнопланов. Красочное звучание многоголосия, эмоциональное исполнение,
всё это соответствует исполнительским способностям и индивидуальным воз-
растным особенностям учащихся. Большое значение в ансамбле придаётся обу-
чению детей элементам сценического движения и актёрскому мастерству с це-
лью обогащения художественного образа вокальной композиции. Выступления
12
коллектива – это всегда яркое детское шоу. Каждая песня имеет свой стиль и те-
матику – это небольшой музыкальный спектакль.
Проанализировав
учебно-методическую
литературу
по
проблематике
исследования
и
сравнив
с
практической
работой
в
эстрадном
вокальном
ансамбле "Созвучие" хочется сказать, что мотивация во-первых, определяется
самой
образовательной
системой,
тем
образовательным
учреждением,
где
осуществляется
учебная
деятельность;
во
–
вторых,
-
организацией
образовательного
процесса;
в
–
третьих,
субъектными
особенностями
обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень
притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учащимися и т.д.); в –
четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой
отношения его к ребенку, к совместной деятельности; в – пятых, спецификой
учебного предмета.
Таким образом, успех в обучении в вокальном коллективе зависит не
только от музыкальных способностей и теоретических знаний ученика, но и от
его мотивации (стремления заниматься и достигать высоких результатов). Чем
выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов)
побуждают учащегося к занятиям, тем больше усилий он склонен прикладывать
к
достижению
своей
цели.
И
без
грамотно
подобранного
репертуара
этих
результатов достичь невозможно.
Заключение
Репертуар – это большое зеркало, в котором мы видим лицо коллектива.
Перед
руководителем
постоянно
встаёт
вопрос:
«Из
каких
произведений
формировать
репертуар?».
От
умелого
подбора
произведений
зависит
рост
мастерства
коллектива,
перспективы
его
развития,
все,
что
связано
с
исполнительскими
задачами.
Сформировать
мировоззрение
исполнителей,
расширить
их
жизненный
опыт
поможет
осмысление
репертуара,
поэтому
высокая
художественность
и
духовность
того
или
иного
произведения,
13
предназначенного для исполнения, есть основополагающий принцип в выборе
репертуара.
Ансамблевое
пение
в
эстетическом
воспитание
детей
всегда
имеет
позитивное начало. Поддержание лучших отечественных традиций вокального
исполнительства всегда обусловлено обучением детей и подростков, так как
именно
на
самом
раннем
образовательном
уровне
детей
существует
возможность
целенаправленного
вокального
воспитания
с
одновременным
решением задач музыкально-эстетического развития.
Музыка
способна
воздействовать
на
чувства,
настроения
ребёнка,
постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Не
вызывает сомнения тот факт, что мотивация – это один из способов управления
личностью,
воздействия
на
ее
потребности
и
желания.
Следовательно,
ее
формирование
является
важнейшей
частью
педагогической
деятельности
в
обучении.
Эстрадный вокальный ансамбль "Созвучие" - это большая творческая
семья.
Это
коллектив
единомышленников,
деятельность
которого
дети
и
педагоги
строят
сообща. Участники
коллектива
объединены
общим
делом,
целью и интересами. Любовь к музыке, к песне, к творчеству объединяет
усилия педагогов, учащихся и родителей, помогает преодолевать всевозможные
трудности и добиваться больших творческих успехов.
Библиография
1.
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. –
4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.– 672 с.
2.
Ансерме Э. Беседы о музыке/ Э. Ансерме; Под ред. В.Н. Гуркова; Пер.
В.Н.Александрова,
Е.Ф.
Бронфин;
Предисл.
Е.Ф.
Бронфина;
Примеч.
В.Н.Александровой.– Л.: Музыка, 1976. –112с.
3.
Асафьев
Б.В.
Избранные
статьи
о
музыкальном
просвещении
и
образовании. М.– Л: Музыка, 1968. – 256с.
14
4.
Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-
воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина,
Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1975. — 245 с.
5.
Воспитание искусством. – СПб, 2006.– 133с.
6.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития
психики/Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
7.
Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель
дополнительного музыкального образования // Искусство в школе.– 2000.
–№1.
8.
Личность и ее становление в процессе социализации. – Саратов, 2000. –
240с.
9.
Медушинский
В.В.Духовно-нравственное
воспитание
средствами
музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. –
№6.
10.Педагогическая
поддержка
ребенка
в
образовании.
Учебное
пособие.
Науч. ред Н.Б.Крылова.– М.: Академия, 2006.–284с.
11.По ступеням творчества и созидания. – СПб, КАРО, 2003 –130с.
12.Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас
человека / Под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. –
651с.
13.Ражников
В.Г.
Диалоги
о
музыкальной
педагогике.
–
М.:
Музыка,
1989,10 п.л.
14.Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.-
№ 6.- с. 132-137.
15.Тельчакова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы
музыкального образования //Вопросы подготовки музыканта-педагога. –
Магнитогорск, 1997.
16.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие.– СПб.: Лань,
2000.– 320с.
15
16