Автор: Тютюнникова Елена Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №92
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты организации работы с одаренными детьми в школе
Раздел: среднее образование
Теоретические аспекты организации работы с одаренными детьми в
школе
1.1 Творческие способности и одаренность
Под
способностями
понимают
свойство
личности,
а
также
индивидуальные
особенности
человека,
от
которых
во
многом
зависит
приобретение ими знаний, умений, навыков, успешность при выполнении
разных видов деятельности.
Можно говорить о том, что способности во многом проявляются не
столько
в
самих
знаниях,
умениях
и
навыках,
сколько
в
динамике
их
приобретения, и в том, в какой степени быстро человек осваивает ту или
иную деятельность. От способностей также зависит и качество выполнения
деятельности, её успешность и уровень достижений.
Изучая соотношение деятельности и способностей, важно отметить, что
при
условии,
когда
человек
не
может
справиться
с
требованиями,
предъявляемыми
ему
деятельностью,
что
не
означает
отсутствие
у
него
способностей.
Вероятно,
что
индивиду
просто
потребуется
чуть
больше
времени
для
усвоения
знаний,
умений
и
навыков,
а
педагогам
его
понадобится приложить для его обучения больше усилий.
При
изучении
способностей
человека
такими
авторами,
как
В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, данная проблема рассматривалась по большей
части
в
рамках
дифференциации
данного
феномена.
Так,
способности
классифицируют по определенным основаниям и признакам. Рассмотрим их.
1. Естественные (или природные) способности.
Они
являются
биологическими
обусловленными
в
своей
основе,
связанными с врожденными задатками человека, они формируются на их
базе и при наличии хотя бы элементарного жизненного опыта посредством
механизмов научения – типа условно-рефлекторных связей;
2. Специфические человеческие способности.
Имеют
общественно-историческое
происхождение
и
обеспечивают
жизнь и развитие в социальной среде.
3. Специфические человеческие способности, которые, в свою очередь,
подразделяются на:
1) Общие и специальные.
- Общие способности во многом определяют успехи человека в самых
разных видах его деятельности и общения (имеются в виду развитые память
и речь, умственные способности, тонкость движений рук и т.д.).
- Специальные способности во многом связаны с различными успехами
в
отдельных
видах
деятельности,
а
также
общения
(художественные,
математические, технические, организаторские и т.д.).
2) Теоретические и практические.
-
Теоретические
способности
определяют
склонность
человека
к
абстрактно-логическому мышлению.
-
Практические
способности
определяют
склонность
к
конкретно-
практическим действиям.
В то же время, сочетание теоретических и практических способностей
свойственно только разносторонне одаренным людям.
3) Учебные и творческие.
- Учебные способности (или репродуктивные) определяют, насколько
успешно педагогическое воздействие, усвоение человеком знаний, умений,
навыков, формирование качеств личности.
- Творческие способности определяют, насколько успешен человек в
создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей.
4)
Способности
к
общению,
а
также
к
взаимодействию
с
людьми,
предметно-деятельностные
способности
связанны
со
взаимодействием
человека
и
природы,
техники,
знаковой
информации,
художественных
образов и т.д.
Кроме рассмотренной классификации, также можно говорить о том,
что способности отличаются по свойствам и по уровню развития.
По свойствам выделяют:
–
конструктивные
(способность
проектировать
развитие
индивида
конкретную деятельность, предвидеть будущее);
–
познавательные
(умственные
в
интеллектуальные
способности,
гибкость,
широта,
нестандартность
мышления,
быстрота
овладения
знаниями);
–
организаторские
(способность
организовать
свою
деятельность,
деятельность подчиненных, организации);
–
коммуникативные
(способность
устанавливать
правильные
взаимоотношения, способность общения);
– рефлексивные (умение анализировать свою деятельность);
– физические;
– профессиональные.
По
уровню
развития
выделяют
способности
репродуктивные
и
творческие.
-
Репродуктивные
способности
характеризуются
высоким
умением
человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по
определенному образцу.
- Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое,
оригинальное.
В
дальнейшем,
при
изучении
уровней
развития
творческих
способностей, стали выделять одаренность, талант и гениальность.
Под
одаренностью
понимается
наличие
у
человека
выдающихся
способностей
к
какому-то
определенному
или
нескольким
видам
деятельности,
которые
были
развиты
на
основе
имеющихся
задатков.
Одаренность представляет собой благоприятное сочетание общих, а также
специальных способностей.
Талантом
считается
высшая
степень
способностей
в
определённой
деятельности.
Это
высокая
одаренность,
которая
сочетается
с
большим
трудолюбием.
Талантливость
может
проявляться
в
открытии
чего-либо
нового, в достижении больших результатов в определенной деятельности,
которая получила общественное признание.
Под гениальностью понимают высшую степень творческих проявлений
личности. Гениальность – это исключительно высокий уровень одаренности
личности, который выражается в оригинальных, новых научных открытиях,
имеющих, в свою очередь, большое общественное значение.
Общие
и
специальные
способности,
по
мнению
Б.М.
Теплова
и
Е.П. Ильина,
представляют
собой
так
называемую
профессиональную
пригодность
человека,
от
которой
и
зависит
не
столько
его
успешное
обучение, сколько показатели профессиональной деятельности.
У каждого индивида наблюдается различный уровень в развитии тех
или иных способностей - от неспособности до гениальности.
Также важно отметить, что способности и другие свойства и качества
тесно связаны друг с другом. При этом, решающее влияние на формирование
способностей оказывают и направленность личности, и характер, которые
выражают общее отношение человека к труду и жизни.
Положительное отношение к какой-либо деятельности порождает и
необходимую активность человека в ней, а это является важным условием не
только по выявлению, но и развитию способностей. Человек, который по
разным причинам лишен высоких целей в жизни, и живущий мелочными
заботами, пустыми развлечениями, не способен найти в себе определенного
призвания и сил для проявления активности и энергии, необходимых для
развития его способностей.
Также положительное влияние на особенности развития способностей
оказывает
склонность
человека,
а
именно
его
постоянное
стремление
заниматься
какой-либо
определенной
деятельностью.
Обладая
довольно
большой
двигательной
силой,
склонность
у
человека
может
вызывать
активность в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие
способностей.
Человек,
который
имеет
интерес
к
какой-либо
определенной
деятельности,
часто
проявляет
соответствующие
способности
так
же,
как
интерес может возникнуть у людей в основном к тому, что более легко дается
по
причине
имеющихся
способностей.
Поэтому
именно
интерес
можно
считать
особым
индикатором
наличия,
либо
отсутствия
у
человека
способностей
к
данному
делу.
Интерес
при
этом
способствует
формированию
и
развитию
способностей
личности
потому,
что
он
стимулирует довольно напряженную учебу, а также тренировки, повторение.
Такие
понятия,
как
«одарённый
ребёнок»
и
«одарённые
дети»
необходимо
употреблять
с
осторожностью,
отдавая
полный
отчёт
в
их
условности. Термин одарённость происходит от слова «дар», что означает
особые благоприятные внутренние предпосылки для развития.
Если рассматривать особенности воспитания и обучения одаренных
детей, можно говорить о том, что большая ответственность лежит на таких
специалистах, как учителя, детские психологи. Ведь именно они должны
вовремя
подсказать
и
правильно
направить
родительское
воспитание.
Однако ребенок с ранним расцветом интеллекта встречается с различными
трудностями, непониманием не только в рамках дома, в кругу семьи, но
также и в школе, в которой всех учат одинаково, а сам процесс учения
начинается
с
того,
что
данный
ребенок
уже
знает
и
ему
просто
это
не
интересно.
Именно наиболее любознательным детям может становиться скучно в
классе на уроках. Такие дети имеют более высокий уровень опытных знаний,
умений, поэтому им приходится зачастую пребывать в безделье в то время,
когда
другие
осваивают
определенные
учебные
умения.
Несомненно,
многое
зависит
от
того,
как
проводится
сам
процесс
преподавания:
учитывается
ли
индивидуальный
уровень
развития
каждого
ученика,
дифференцируется
ли
обучение,
дополняется
ли,
к
примеру,
обучение
вычислительным
навыкам
анализу
закономерностей
и
развитием
логического мышления.
Так, развивающее обучение всегда несет в себе новое и для наиболее
сильных учеников. Однако проблема большинства школ заключается в том,
что
далеко
не
каждый
педагог,
обучая
целый
класс,
имеет
возможность
ориентироваться на тех учащихся, кто идет впереди, зачастую происходит
наоборот.
Среди обучающихся в одном классе можно выявить тех, кто отличается
от
других
по
особенностям
восприятия
окружающего
мира.
Они
воспринимают всё с высокой степенью эмоциональности, у них существует
потребность оживить, наделить душой, словом и поведением всё то, что их
окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия является одной из
черт художественного восприятия мира, а также эстетического отношения к
окружающему.
У
учащихся
рассматриваемой
категории
проявляется
определенная
способность
к
отдельным
предметам
и
одновременное
отвращение к другим. Односторонность ума считается одним из характерных
признаков наличия одарённости.
Главное при работе учителя с одаренным учащимся - это грамотно
организовать его умственное воспитание на протяжении всего обучения так,
чтобы существующие у него задатки в соответствующих способностях как
можно полнее и шире были реализованы.
Рассмотрим основные 2 стратегии обучения одарённых школьников:
ускорение;
обогащение.
Под
ускорением
понимают
раннее
поступление
в
школу,
а
также
ускорение в рамках обычного класса и дополнительные занятия в другом
классе, перепрыгивание через класс, создание профильных классов, частные
школы.
Под обогащением понимают наличие различных миникурсов, кружков,
факультативов, а также разработку индивидуальных программ.
При работе с одаренными учащимися в рамках средней и старшей
школы, следует применять специальные игры и занятия, которые позволяют
активизировать
исследовательскую
деятельность
школьников,
помогают
осваивать
первичные
умения
и
навыки
по
проведению
самостоятельных
исследований.
При
обучении
одаренного
учащегося,
следует
познакомить
его
с
различными существующими методами исследования. Школьники должны
понять
и
усвоить,
что
получение
информации
возможно
различными
способами, к примеру, можно задать вопрос самому себе, а также своим
одноклассникам
или
спросить
у
взрослого,
искать
информацию
в
книге,
понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете и так далее.
Далее
необходимо
работать
над
формированием
умения
видеть
проблему, задавать уточняющие вопросы, выдвигать собственные гипотезы,
уметь
давать
определение
различным
изучаемым
п о н я т и я м ,
классифицировать свои наблюдения, делать выводы и умозаключения и др.
Одним из важных свойств в процессе выявления проблем является
способность ученика изменять собственную точку зрения, а также смотреть
на объект исследования с различных сторон. Для решения такой задачи
можно
применять
поиск
как
можно
большего
количества
вариантов
нетрадиционного решения проблемы, но при этом не уходить от реальности.
Важным
способом
развития
умений
давать
определения
считаются
задания на составление и разгадывание кроссвордов и различных загадок.
Важно видеть в них не просто забаву, но и вполне серьёзное задание.
Одним
из
условий
введения
творческих
заданий
при
работе
с
талантливыми
учащимися
является
процесс
организации
проектной
деятельности. Основная цель любого проектного обучения – это создание
условий
для
успешного
развития
умений
обучающихся
учиться
на
своем
собственном
опыте,
а
также
на
опыте
других
при
разработке
учебного
проекта.
При
организации
проектной
деятельности
со
школьниками
важно
учитывать
их
возрастные
и
психолого-физиологические
особенности.
При
этом, проблема проекта или исследования должна находиться в области
познавательных интересов учеников и быть в зоне их ближайшего развития.
Организовывать
такой
процесс
обучения
лучше
на
основе
продуктивных
методов, какими являются частично-поисковый, исследовательский.
На каждом из этапов работы с одарёнными школьниками учителю
необходимо иметь в виду, что он имеет дело не с одним результатом, а, как
минимум, с двумя. Первый результат - это то, что создаёт учащийся своей
головой и собственными руками - макет, проект, отчёт и тому подобное.
Второй
результат,
самый
важный
–
это
педагогический:
бесценный
в
воспитательном
отношении
опыт
самостоятельной,
творческой,
исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый
спектр
психических
новообразований,
отличающих
истинного
творца
от
простого исполнителя.
Детское творчество неисчерпаемо. Успех в нём достигается на основе
увлечённости. Главный стимул творчества – удовлетворение, которое оно
даёт и ученику, и учителю.
1.2
Индивидуализация
обучения
как
принцип
работы
с
одаренными детьми
Индивидуальное
обучение
является
формой,
моделью
организации
учебного процесса, которая характеризуется тем, что учитель осуществляет
взаимодействие
только
с
одним
учеником;
один
учащийся
осуществляет
взаимодействие только со средствами обучения (к которым относятся книги,
компьютер и др.).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно
позволяет
целиком
адаптировать
методы,
содержание
и
темпы
учебной
деятельности
обучающегося
к
его
определенным
особенностям,
а
также
позволяет
следить
за
его
действиями
и
операциями
при
решении
им
конкретных задач; следить за его продвижениями, вовремя вносить важные
корректировки в деятельность не только обучающегося, но и учителя.
Все перечисленное позволяет обучающемуся экономно работать, при
этом
постоянно
контролируя
затраты
собственных
сил,
обучаться
в
оптимальное
время,
что,
в
свою
очередь,
позволяет
достичь
высоких
результатов в образовании.
Рассмотрим ряд основных целей индивидуализированного обучения. К
ним относят:
сохранность
и
развитие
индивидуальности
обучающегося,
его
потенциальных способностей (возможностей);
помощь в выполнении учебных программ каждым обучающимся
средствами индивидуализации, профилактика неуспеваемости обучающихся;
развитие
общеучебных
умений,
навыков
при
учете
зоны
ближайшего развития каждого обучающегося;
оптимизирование учебной мотивации, развитие познавательного
интереса;
формирование
и
развитие
личностных
качеств
обучающегося,
таких, как: самостоятельность, трудолюбие, творчество.
К общим принципам индивидуализации обучения относятся:
индивидуализация
рассматривается
как
стратегия
процесса
обучения;
индивидуализация
–
это
необходимый
фактор
формирования
индивидуальности;
необходимость применения индивидуализированного обучения
по всем учебным предметам;
интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной
деятельности;
построение процесса обучения в индивидуальном темпе и стиле;
основной предпосылкой индивидуализации обучения является
изучение
особенностей
обучающихся,
которые
важно
учитывать
при
индивидуализации всей учебной работы.
Индивидуальная работа с обучающимся требует адекватного уровня
развития общеучебных умений и навыков.
Основным
принципом,
определяющим
выбор
индивидуальной
образовательной
траектории
является
положение
о
том,
что
каждый
школьник
имеет
право
осознанно
и
согласованно
с
педагогом
выбрать
основные компоненты собственного образования, а именно – смыслы, цели,
задачи,
темп,
формы
и
методы
обучения,
систему
контроля
и
оценки
результатов.
Под индивидуальной траекторией образования понимают результат по
реализации
личностного
потенциала
обучающегося
в
образовании
посредством
осуществления
соответствующих
видов
деятельности.
В
организацию
личностно-ориентированного
образования
обучающихся
включают следующие возможности:
–
право
выбора
или
выявления
индивидуального
смысла,
а
также
целей в каждом из учебных курсов;
– право на собственные трактовки и на понимание фундаментальных
понятий, категорий;
– право составления индивидуальных образовательных программ;
–
право
на
выбор
индивидуального
темпа
при
обучении,
форм
и
методов разрешения образовательных задач, а также способов контроля и
самооценки своей деятельности;
– возможность индивидуального отбора изучаемых предметов и иных
типов занятий из находящихся в соответствии с базисным учебным планом;
– возможность превышения (опережения или углубления) изучаемого
содержания
того
или
иного
учебного
курса;
индивидуальный
выбор
дополнительной тематики;
– право построения индивидуальной картины мира и индивидуальных
обоснованных позиций по каждой из образовательных областей.
Среди множества научных теорий, так или иначе оказавших влияние на
становление и развитие отечественного специального образования, особое
место занимают положения, сформулированные Л.С. Выготским, которого по
праву
считают
основателем
современной
дефектологической
науки
1
.
Им
сформулирован
ряд
теорий,
получивших
в
дальнейшем
свое
развитие
в
работах
его
последователей
А.Н.
Леонтьева,
В.В.
Лебединского,
Т.А. Власовой
и
М.С.
Певзнер
и
др.,
что
позволило
создать
концепцию
1
современной
системы
образования
и
воспитания
детей
с
различными
отклонениями в развитии.
Среди данных теорий большую значимость представляет одна из них -
теория
развивающего
обучения,
которая
утвердила
наличие
различных
уровней психического развития ребенка – уровня актуального развития и
зоны ближайшего развития.
При
учете
уровней
развития
в
обучении
ребенка
посредством
их
выявления и предъявлении различных «доз» помощи взрослым (педагогом)
становится возможным реализовать и принцип индивидуализации обучения,
так как при фронтальной форме обучения достаточно разнородной по уровню
психического
развития
группы
учащихся
педагогом
предъявляются
и
однородные по характеру задания с разной степенью помощи ученику.
Большую роль в становлении педагогики сыграла теория поэтапного
формирования умственных действий П.Я. Гальперина, которая принимается
во внимание при построении практически всех программ работы с детьми,
имеющими
какие-либо
причины
для
особых
образовательных
форм
обучения. Согласно данной теории, любое усваиваемое учащимся действие
имеет первоначально развернутую форму; оно при этом осуществляется в
плане
предметных
действий
и
при
условии
прямой
помощи
взрослого
(педагога).
Рассмотрим также теорию о деятельности, учет которой способствовал
формулированию такого принципа, как принцип деятельностного подхода.
Согласно А.Н. Леонтьеву, любая деятельность (учебная, трудовая, умственная
и др.) имеет сложную структуру.
Индивидуализация образования одаренных учащихся необходима им
для успешного освоения общей программы, а также развития собственных
способностей.
К
основным
причинам
необходимости
организации
индивидуального образовательного маршрута, во-первых, отнесем то, что для
одаренных учащихся присуще опережение в интеллектуальной сфере своих
сверстников
и
обучение
в
общеобразовательной
школе
по
стандартной
программе им просто не подходит. Во-вторых, не всегда в классе школьники
принимают талант своего одаренного одноклассника должным образом, а
наоборот, могут негативно относиться к нему.
Таким образом, знание и учет принципов и форм обучения, которые
опираются на важнейшие методологические подходы к развитию психики,
позволят
определить
основные
направления
работы
с
одаренными
обучающимися для того, чтобы он мог достичь положительных результатов в
обучении.