Автор: Мансурова Виктория Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Новодвинска, Архангельской области
Наименование материала: Конспект внеурочного занятия
Тема: Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования детей «Бисерное ткачество»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка занятия в системе дополнительного
образования детей
Пояснительная записка
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих
поколений мастеров. Творчество – актуальная потребность детства, но вместе с тем
детское творчество является сложным процессом познания растущим человеком
окружающего мира, самого себя, способом выражения своего личного отношения к
познаваемому.
Бисероплетение один из старинных видов рукоделия. Изделия из бисера
были известны еще в Древнем Египте. Оттуда бисероплетение распространилось
по всему миру. Многие народы украшали бисером свои национальные костюмы и
предметы домашнего обихода, основываясь на красоте природных мотивов своего
края.
Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много
литературы по бисероплетению, вырос интерес среди детей и подростков к работе с
бисером.
Но
опыт
показывает,
что
овладеть
секретами
бисерного
рукоделия
самостоятельно достаточно сложно. Поэтому данная тема включена в программу, где
дети на протяжении всех лет обучения учатся работать с бисером под руководством
педагога.
Программа
творческого
объединения
«Умелые
ручки»
разбита
на
тематические блоки по годам обучения, которые в свою очередь делятся на этапы.
Одним из блоков на всех годах обучения является изучение разнообразных
приемов бисероплетения.
Данное занятие посвящено плетению фенечки на станке.
В группе 15 человек.
Занятие проходит в специально оборудованном кабинете с самодельными
станками.
Практическая работа: изготовление фенечки из бисера на станке.
Перед
началом
работы,
учащиеся
получают
инструктаж
по
технике
безопасности.
На
занятии
применяются
здоровье
сберегающие
технологии
в
виде
физкультминутки, обязательно проводится гимнастика для глаз.
Итогом
работы
является
декоративная
работа,
выполненная
в
технике
ткачества бисером.
Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Бисерное ткачество».
Возраст детей: 9-11 лет.
Цель
занятия: закрепление
знаний
обучающихся
в
технике
бисерное
ткачество.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания обучающихся работать на станке;
-продолжать обучать проектированию задуманного изделия и планированию
работы над ним;
-учить применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Развивающие:
-развивать интерес к прикладному искусству и бисерному творчеству;
-развивать художественно-эстетический вкус, умение сочетать цвета.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и упорство в
достижении цели.
Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма проведения занятия: интегрированное.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: станки, цветной бисер, иглы для бисера, нитки, ножницы,
простые карандаши, линейка, ластики, тетрадные листы в клеточку, образцы –
работы учащихся.
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация презентации, технологическая карта.
Практические: показ приёмов и способов изготовления изделия.
Предполагаемый
результат:
ребята
закрепят
умение
работать
с
бисером,
сформируют представления об изделиях из бисера - фенечках, овладеют навыками
правильной подготовки рабочего места к работе и культурой поведения за столом.
Ход занятия:
Этап
Действие педагога
Действие детей
Организационный
момент
Проверочный этап
Подготовительный
этап
Приветствие.
Проверка
готовности
учащихся
к
уроку.
Организация
рабочих мест.
–Девочки
и
мальчики,
на
стенде
представлены работы.
-В какой технике они выполнены?
- Значит, какая тема нашего занятия?
-Как вы думаете, что сегодня мы будем
плести?
-Почему вы так решили? Верно, тема
нашего
урока
“Бисероплетение
на
станке”.
Мы
сегодня
будем
работать
бисером.
Давайте
вспомним,
что
вы
знаете
о
бисере.
– Как вы объясните человеку, который
никогда не видел бисер, что это такое?
– Что означает слово “бисер”?
– Где впервые появился бисер?
–
Из
какого
материала
в
старину
производился бисер?
– Главный центр производства бисера?
-Какое
плетение
называют
бисерным
ткачеством?
Постепенно секрет плетения на станке
завладел всем миром. Но где же начали
плести на станке?
Бисероплетение
было
широко
р а с п р о с т р а н е н о
с р е д и
североамериканских
индейцев,
и
именно
они
придумали небольшие
станки
для
бисерного
ткаче ства.
Б о л ь ш а я
в ы с т а в к а
р е л и к в и й
п р е д с т а в л е н а
в
Б р и т а н с к о м
археологическом музее. Там находятся
ножны,
сумки
для
табака,
элементы
конской сбруи.
Южноафриканские
зулусы
также
использовали тканые бисерные ленты и
пояса
в
праздничных
церемониях.
Каждый оттенок бисера, используемого
Приветствуют
педагога.
Готовятся
к
занятию.
Рассматривают
работы.
Бисерное ткачество
Бисерное ткачество
Фенечку
Так
как
на
столах
л е ж ат
н е б о л ь ш и е
листы
бумаги
д л я
рисования схемы.
Блестящие
цветные
мелкие
шарики
из
стекла с дырочками.
В
п е р е в о д е
с
арабского “бусра” или
“бусоль”
о з н ач а е т
“фальшивый жемчуг”
Р о д и н а
б и с е р а
–
Древний
Египет,
где
бисер возник 6000 лет
назад
Из стекла. Венеция.
Бисерное
ткачество –
технология
бисероплетения,
где
д л я
р а б о т ы
н а д
изделием
требуется
специальный
станок,
для натяжения нитей-
основ, вокруг которых
и
ведётся
плетение
бисерной иглой.
Выступления детей по
теме занятия.
Основной этап
в
изделии,
имел
свое
значение,
а
их
сочетание
позволяло
«разговаривать»
на языке цвета. Зулусы плели пояса-
письма
и
отсылали
их
с
гонцом
в
соседние
поселения.
Взглянув
на
сочетания
цветов,
адресат
понимал,
дурные
или
хорошие
вести
принес
почтальон.
П р и м е н е н и е
т ех н и к и
п л е т е н и я
би с ерн о е
ткач е ство
мы
м оже м
наблюдать даже у коренного населения
Севера. Бисер и нитки для плетения,
так же как и индейцы, они обменивали
у
заезжих
купцов
на
меха. Здесь
изгот авливают
о р н а м е н т а л ь н ы е
полоски для бурок, для платья: манжет
и
воротников,
планки
и
подола,
браслеты, пояса и ободки.
На
прошлом
занятии
мы
с
вами
выбрали
тему
плетения,
назовите
её.
Дома
я
просила
вас
подумать,
какой
узор
можно
выбрать,
основываясь
на
этой
теме,
потому
что
прежде
чем
начать работу, необходимо разработать
проект
будущего
изделия:
выполнить
схему и подобрать бисер.
Н о
с н ач а л а
д а ва й т е
в с п о м н и м
основные
термины,
используемые
в
бисерном ткачестве:
-тканье – изготовление украшений на
станке с нитяной основой способом
простого перебора;
-станок
–
приспособление
для
изготовления
украшений
способом
ткачества;
-орнамент
–
узор,
состоящий
из
ритмически упорядоченных элементов
для украшения каких-либо предметов;
-раппорт
–
повторяющаяся
часть
рисунка (узора) по ткани;
-нити
основы
–
длинные
прочные
продольные
нити,
заправленные
в
станок;
-уточная
нить
–
нить,
на
которую
насаживаются бусинки и которая затем
переплетается
над
и
под
нитями
основы.
Мы
с
вами
на
прошлом
занятии
Вспоминают термины,
и с п о л ь з у е м ы е
в
бисерном ткачестве.
Самостоятельная
деятельность
Контрольный,
итоговый этап
Рефлективный этап
определились, что плести мы с вами
будем на тему.
А
сейчас
давайте
нарисуем
схему
плетения. Рисовать мы будем простым
карандашом, значит, сколько цветом мы
будем использовать во время плетения?
Что может быть на фенечке, учитывая
данную тему?
Нарисовали эскиз, можно приступать к
работе,
но
сначала
давайте
немного
передохнём.
Нити на станке для скорости я вам уже
приготовила.
Но перед началом работы необходимо
п о в т о р и т ь
п р а в и л а
т е х н и к и
безопасности при работе с ножницами
и иглой.
А теперь составим план, по которому
вы будете работать.
В
конце
занятия
каждый
оценивает
результаты
своей
д е я т е л ь н о с т и .
Озвучиваются
критерии
каче ства
работы. Анализ допущенных ошибок.
Поскольку
тема
нашего
занятия
музыка, я хочу нарисовать нотный стан.
Как известно на нём живут семь нот.
Каждая
из
них
приготовила
для
вас
вопрос.
ДО
-
Доскажи
фразу:
«Бисерное
ткачество-это…»
РЕ
-
в
каком
музее
представлены
Р е л и к в и и
и з
б и с е р а
североамериканских индейцев?
МИ
-
существует
Миф,
что
родиной
бисера является…
ФА – в каком городе в древности жили
Фанаты бисероплетения?
СОЛЬ – какое слово по-арабски звучит,
как буСОЛЬ?
ЛЯ – Кто изготавливал футЛЯры для
ножей в технике бисерное ткачество?
СИ
-
бисер
Сияет,
потому
ч то
материалом
для
его
производства
служит.
Спасибо, занятие окончено.
Музыки
Вместе
с
педагогом
р и с у ю т
с х е м у
плетения.
Два
Название
любимой
музыкальной
группы,
ноты,
ск р ипичный
ключ,
музыкальные
инструменты,
клавиши
Повторяют
правила
техники безопасности.
Вместе
с
педагогом
с о с т а в л я ю т
п л а н
работы.
В
Б р и т а н с ко м
археологическом
музее
Египет
В Венеции
Б и с е р
и л и
«фальшивый жемчуг»
Североамериканские
индейцы
Стекло
Диагностика результатов занятий, подведение итогов
1. Общие сведения:
Учебной группа состоит из 15 человек, возраст от 9 до 11 лет. 3 год обучения.
Способности
детей
соответствуют
их
возрасту
и
периоду
обучения
в
данном
направлении.
На занятии использовались станки, цветной бисер, иглы для бисера, нитки,
ножницы,
простые
карандаши,
линейка,
ластики,
корректирующие
штрихи,
тетрадные листы в клеточку, образцы – работы учащихся.
2. Тема учебного занятия: "Бисерное ткачество".
3.
Цель
учебного
занятия: закрепление
знаний обучающихся в технике
бисерного ткачества.
В структуре занятия выделяются несколько этапов: мотивационный этап,
этап
актуализации
знаний
учащихся,
этап
изучения
нового
материала,
практический
этап
и
рефлексивно-оценочный.
Считаю,
что
занятие
построено
логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
В
начале
занятия
использовался
психологический
прием,
который
способствовал раскрепощению и положительному эмоциональному настрою детей.
На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили о ранее изученных техниках и
используемых в работе материалах. Перед началом практической работы педагогу
следовало подробнее остановиться на технологии выполнения работ.
Практическая
работа
детей
сопровождалась
музыкальным
оформлением.
Дети были активны, самостоятельны и последовательны в своих действиях. В
процессе
работы
педагогом
осуществлялась
консультативная,
корректирующая
помощь.
На этапе рефлексии использовался опрос учащихся, который показал, что
материал
ими
был
усвоен.
Кроме
того,
детям
была
дана
возможность
продемонстрировать свои изделия, защитить их, оценить свою работу и работу
своих друзей.
Занятие
проведено
в
соответствии
с
учебно-тематическим
планом,
было
направлено
на
развитие
творческой
активности,
самостоятельности
детей,
стимулировало их фантазию при изготовлении фенечки. Учащиеся разрабатывали
дизайн
своих
изделий,
подбирали
бисер,
бусины,
комбинировали
изученные
приемы и техники.
На протяжении всего занятия дети были активны, непринужденны, открыты
для общения с педагогом и друг с другом, увлечены работой.
Все этапы занятия были соблюдены. Считаю, что цель и задачи занятия
успешно достигнуты.
Список использованных источников
1.
М.Я.
Ануфриева.
"Искусство
бисерного
плетения.
Современная
школа",
издательство "Культура и традиции", Москва, 2004.
2.
Энн Бенсон. "Бисероплетение. Воплощение интересных идей с помощью
современных материалов", издательство "Мартин", 2006.
3.
Карол Уилкокс Уэллс. "Бисероплетение", издательство "Ниола 21 век", 2006.
4.
Клер
Крочли.
"Бисер.
Энциклопедия.
Более
300
узоров
для
плетения",
издательство "Арт-родник", 2005.
Приложение А
Схема плетения фенечки