Автор: Вишневский Владислав Валентинович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка по проведению занятия и соревнований
Тема: Спортивное ориентирование «Спортивный лабиринт»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка по проведению занятия и соревнований по
спортивному ориентированию «Спортивный лабиринт» (упрощенному).
Методические рекомендации адресованы учителям школ, педагогам
дополнительного образования желающим привлечь детей к занятиям
спортивным ориентированием.
Представлю основные сведения об организационно-педагогических и
технических условиях начальной подготовки школьников, и их команд к
занятиям спортивным ориентированием, на примере просто его вида –
спортивный лабиринт.
Спортивный лабиринт упрощенный – провожу на любой ровной площадке
размером 10-20х10-40 метров, чаще в спортивном зале или классе (зимний
вариант).
В качестве искусственных ориентиров использую различные предметы:
столы, стулья, скамейки, маты и конусы, с приклеенными сверху номерами.
Эти предметы найдутся в каждой школе. К конусам креплю фломастеры для
отметки, при помощи провода длинной 0.5 метров. Участники отметку
производят в карточках. Карто-смеху готовлю на компьютере или
вычерчиваю вручную. В ней подробно прорисованы все объекты.
В карто-схеме нанесено общее количество КП лабиринта. Порядок
прохождения пунктов указан в схеме лабиринта. Пункты соединены между
собой линиями, как в заданном направлении спортивного ориентирования.
Нумерация КП может быть одинарной, порядок прохождения КП - 1, 2, 3 и
т.д. Может быть двойной – 1-31, 2-34, 3-36 и т.д., где первая цифра номер
прохождения по порядку, а вторая номер КП. В своей практике я чаще
использую карто-схему, где указаны только номера КП – 31, 34, 36 и т.д.
Успех ориентирования в спортивном лабиринте зависит от того, как
правильно участник ориентирует карту. Компас обычно не применяется.
Карту можно сориентировать по входу, по месту старта, так же в помещении
(спортзала) и по окнам, если они прорисованы.
Я учу ориентировать карту так:
1) Стоя на месте. Сориентировав карту, обучающиеся по команде совершают
поворот влево или вправо и следят, чтобы карта была сориентирована
правильно.
2) В движении. Обучающиеся идут с картой в помещении (в классе) по
четырехугольнику. Во время движения, выполняя повороты, ориентируют
карту и следят (ведут пальцем), где они находятся.
3) Ученик движется с карто-схемой местности (спортзала, класса), с
нанесенной дистанцией или точками КП, при этом ему необходимо верно
ориентировать карту.
Эти упражнения я применяю на первом занятии. Они позволяют успешно
пройти дистанцию спортивного лабиринта даже тем детям, которые никогда
до этого не занимались ориентированием.