Напоминание

«Формирование непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей-дошкольников»


Автор: Филипович Ирина Вячеславовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей-дошкольников»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа на тему:

«Формирование непосредственно-эмоционального отношения к музыке

у детей-дошкольников»

Работу выполнила

Концертмейстер МБУ ДО «ДШИ №1»

г.о. Самара

Филипович Ирина

Самара 2019

Цели и задачи работы

Цель:

Развитие эмоционального восприятия и воспитания активного и

сознательного слуха в детских учебных заведениях.

Задачи:

Направить слуховое внимание детей и подготовить восприятие

музыки;

Научить детей правильно слушать музыку, развивать способность

«переживать» музыку;

Воспитать слуховое внимание к музыке у детей;

Научить детей понимать выразительное значение отдельных элементов

музыки.

Формирование непосредственно-эмоционального отношения к музыке у

детей-дошкольников

В современном обществе все более актуальным становится вопрос об

эмоциональном отношении к музыке у маленьких детей – дошкольников.

Этот

вопрос решается,

в

частности Б.М.Тепловым

в

книге

«Психология

музыкальных

способностей»,

в

которой

утверждается

понимание

музыкального слуха, направленного прежде всего на смысловую сторону

музыки.

Необходимой

предпосылкой

формирования

непосредственной

эмоциональной потребности в музыке у детей, воспитания любви и интереса

к ней, развития художественного вкуса является её полноценное восприятие.

Восприятие

осознание

чувственного

предмета

или

явления.

В

восприятии перед нами обычно предстаёт мир людей, явлений, исполненных

для

определенного

значения.

В

исследованиях

психологов,

педагогов,

музыковедов

музыкальное

восприятие

рассматривается

в

единстве

эмоционального, слухового и интеллектуального компонентов как сложный

процесс познания, переживания музыкального произведения.

Способность эмоционального сопереживания в процессе эмоционального

восприятия

один

из

основных

компонентов

нравственно-эстетического

воспитания. На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой,

зарождается

потребность

в

ней,

развиваются

творческие

способности,

воображение,

возникают

ассоциации

и

обобщения,

стимулирующие

эстетические эмоции.

Известно,

что

у

некоторых

школьников

музыка

не

всегда

вызывает

адекватное эмоциональное состояние, не всегда доставляет им радость. В

этой

связи

актуален

поиск

факторов,

пробуждающих

эмоциональные

проявления, обогащающих эстетическое восприятие, что открывает новые

возможности развития образно-эмоциональной сферы ребенка.

Мы пытаемся решить проблемы среднего уровня развития музыкального

восприятия у детей-дошкольников. Объектом исследования является средняя

группа

детского

сада

№68

г.Самары,

состоящая

из

30

человек.

В

практической работе мы опирались на «Методику музыкального воспитания

в

детском

саду»

О.Апраксиной

[1].

Нам

было

необходимо

определить

исходную

степень

сформированности

у

детей

основных

музыкальных

способностей – относительного музыкального слуха и чувства ритма наряду

с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Перед нами была поставлена

задача: провести с детьми четыре урока и на каждом уроке выявить уровень

развития звуковысотного слуха, а также чувства ритма.

Необходимой

предпосылкой

формирования

у

детей

потребности

в

музыке, воспитания любви и интереса к ней, развития художественного вкуса

является ее полноценное восприятие. Восприятие музыки невозможно без

понятия

мелодии.

Мелодия

является

главной

отличительной

чертой

музыкального

мышления.

Это

основа

реалистической

музыки,

начало,

в

котором, главным образом, воплощается ее художественный образ, идейно-

эмоциональное содержание [2]. Ее выразительность связана с интонационной

сущностью.

Музыкальная

интонация

является

главным

выразительным

средством, одним из основных носителей художественного содержания.

Таким

образом,

специальное

формирование

у

детей

ориентации

на

мелодию в процессе музыкального восприятия, основанное на значительном

обогащении музыкального репертуара произведениями с ярко выраженной

мелодией, выразительными интонациями, приведут к развитию у них более

глубокого

эмоционального

восприятия

и

навыков

интерпретации

воспринимаемой музыки.

В разработке теории музыкального восприятия большую роль сыграла

книга

Б.М.Теплова

«Психология

музыкальных

способностей», в

которой

утверждается понимание музыкального слуха как интонационно-образного,

выразительного,

направленного

прежде

всего

на

содержательную,

смысловую сторону музыки. Б.М.Теплов характеризует музыкальность как

единство

эмоциональной

и

слуховой

сторон

восприятия

музыки

и

классификации

музыкальных

способностей. Музыкальные

способности

ядро

музыкальности,

которая

предполагает

наличие

у

человека

специфических

качеств,

определяющих

его

пригодности

к

музыкальной

деятельности

и

обеспечивающих

определённый

уровень

успешности

ее

выполнения.

К

числу

предполагаемых

музыкальных

способностей

Б.М.Теплов отнес относительный, а не абсолютный звуковысотный слух и

чувство

ритма

[5].

Звуковысотный

слух

состоит

из

двух

компонентов:

ладового

чувства,

которое

является

его

перцептивным

компонентом

и

проявляется

в

восприятии

мелодии,

узнавании

ее,

и

«способности

к

слуховому

представлению»

мелодии,

т.е.

способности

произвольно

пользоваться

слуховыми

представлениями,

отражающими

звуковысотное

движение.

Эта

способность проявляется

в

воспроизведении

мелодии

по

слуху.

В исследовании будет доказано, что и чувство ритма и звуковысотный

слух являются сложной способностью и имеют в своём составе три основных

компонента:

чувство

темпа

способность

к

воспроизведению

темпа

следования основных звуков; чувство метра – способность к восприятию и

воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков и чувство

ритмического

рисунка

способность к

восприятию

и

воспроизведению

длительностей звуков и пауз. Считаем необходимым определить исходную

степень

сформированности

у

детей

этих

основных

музыкальных

способностей

наряду

с

эмоциональной

отзывчивостью

на

музыку

и

интонационно-слуховым опытом. Таким образом, музыкальный педагог сам

должен направить слуховое внимание и подготовить восприятие. Восприятие

музыки – важнейшая ступень в процессе познания музыкального искусства.

Приступая

к

исследованию

и

практике,

мы

посчитали необходимым

определить

исходную

степень

сформированности

у

детей

основных

музыкальных

способностей,

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку

и

наличия

интонационно-слухового

опыта.

Задачу

основного

эксперимента

составляет формирование музыкальности у детей-дошкольников в условиях

коллективных

музыкальных

занятий

в

детском

саду

№68.

Эксперимент

проводился с пятилетними детьми осенью 2018 г.

Результаты первичного обследования могут рассматриваться лишь как

предварительные,

но

в

дальнейшем регулярные

обследования

изучаемых

групп детей могут привести к цели формирующего эксперимента. Только в

результате такого комплексного исследования ребенка в условиях занятий

музыкальной деятельностью с обязательным учётом его личностных качеств

можно судить о музыкальном развитии ребёнка, получить качественную

характеристику

его

музыкальности.

При

разработке

экспериментальных

заданий

мы

стремились

к

тому,

чтобы

они

соответствовали

возрасту

и

степени музыкальной обученности детей. Учитывая сложность изучаемого

комплекса музыкальных способностей и быструю утомляемость детей, мы

разделили обследование на несколько этапов. В ходе исследования на всех

занятиях

фиксировались

личностные

проявления

у

детей,

степень

их

эмоциональной отзывчивости на музыку.

Первое занятие было самым общим, ориентированным. Мы занимались с

ребёнком, наблюдали за ним, фиксируя

Уровень и характер его ориентированной активности;

Характер его действий детскими музыкальными инструментами;

Реакцию на музыку в записи и «живом» исполнении.

Целью второго занятие было выяснение интонационного слухового опыта

ребенка,

позволяющего

ему

уловить

общее

настроение

музыкального

произведения (веселое оно или грустное), и определить его жанр (марш,

песня,

танец).

Исполнялись

пьесы

П.И.Чайковского

«Новая

кукла»

и

«Болезнь куклы», затем «Марш» Р.Шумана и пьесы М.И.Глинки «Песня

жаворонка» и «Полька». Поскольку дети пятилетнего возраста ещё не очень

хорошо говорят и, конечно, не знают названий музыкальных жанров, мы

предоставили

им

возможность

выбрать

картинки,

соответствующие

по

общему настроению содержанию исполняемого музыкального произведения.

Третье занятие было посвящено выяснению уровня развития у детей

чувства музыкального ритма. Ребёнок должен был решить четыре задачи:

самостоятельно выделить и воспроизвести в хлопках ритмическую структуру

отрывка

из

пьесы

С.Майкапара

«В

садике»

и

простучать

вслед

за

руководителем

усложняющиеся

ритмические

задачи-модели,

синкопированный ритм и триольные группы.

На четвертом занятии мы попытались определить уровень развития у

детей звуковысотного слуха. Ребенку предлагали узнать знакомую мелодию

песни «Елочка» и мелодию «Песни крокодила Гены» (В.Шаинский), спеть

любимые

песни

сначала

в

сопровождении

фортепиано,

а

затем

и

без

инструмента.

Мы получили следующие результаты:

На первом занятии из 30 детей 19 детей оказались очень активными, семь

проявили

средний

уровень

активности

и

четыре

ребёнка

оказались

пассивными.

В

большинстве

случаев

дети

смело

входили

в

экспериментальную

комнату, сразу же направлялись к столикам, где лежали инструменты, и

начинали действовать с ними. Если ребёнок впервые видел музыкальный

инструмент, он рассматривал его, обследовал руками, спрашивал, как играть,

или

сам

сразу

пробовал

извлекать

звуки.

Самыми

«любимыми»

инструментами оказались маленькие бубен и саксофон. Некоторые дети даже

воспроизводили

на

инструментах

свою

собственную

ритмически

оформленную мелодию или отдельные ее компоненты.

Музыку в записи активно слушало очень мало детей (четыре из 30).

Остальные (18) либо вообще не обращали на неё никакого внимания, либо

реагировали на неё чисто ситуативно –на начало звучания, на магнитофон,

как источник звука и очень кратковременно (8). Эти данные получены в

условиях, когда восприятие детьми новой инструментальной музыки не было

организовано специально. Тогда она не привлекла бы внимания детей, не

была

бы

для

них

интересной

и

воспринималась

большинством

из

них,

наверное, как фон.

Но,

что

интересно,

музыка

в

«живом»

исполнении

на

фортепиано,

вызвала

гораздо

больший

интерес,

чем

музыка

в

записи:

активно

и

достаточно длительно слушали ее 23 ребенка. Остальные дети на музыку не

реагировали.

Результаты

второго

занятия

показали,

что

интонационно-

слуховой опыт у многих детей пятилетнего возраста уже достаточен для

элементарного определения настроения музыкального произведения и даже

его жанра. Лучше всего дошкольники чувствуют общий характер, настроение

музыкального

произведения (если оно

выражено

в

музыке

ярко).

Самое

большое

количество

правильных

ответов

(80%)

было

дано,

когда

дети

определяли настроение пьесы «Новая кукла» П.И.Чайковского. Грустный

характер пьесы «Болезнь куклы» дети определили верно в 75% случаев.

Из «Трех китов» Д.Кабалевского лучше всего детям знаком Марш (60%

правильных ответов), хуже они определяли «песенность» и «танцевальность»

исполняемой музыки (40% правильных ответов).

На третьем занятии мы определяли уровень развития у детей чувства

ритма – одной из основных музыкальных способностей. В зависимости от

результатов каждый ребёнок был отнесён к одной из трёх групп (уровней

развития этих способностей). Высокий уровень был определен у 13 детей,

которые решили музыкально-ритмическую задачу, т.е. сумели воспроизвести

и метр, и ритмический рисунок предлагаемого отрывка или справились со

всеми тремя или двумя предложенными задачами-моделями.

К группе со средним уровнем развития музыкальных способностей из 30

детей

были

отнесены

девять

детей,

которые

решили

музыкально-

ритмическую

задачу

по

равномерному

типу,

т.е.

сумели

воспроизвести

только метр музыкального отрывка и справились с одной-двумя задачами-

моделями.

К низкому уровню были отнесены восемь детей, которые не смогли

воспроизвести даже метр музыкального отрывка и справились только с одной

задачей-моделью (и то не все).

Задача на самостоятельное выявление ритма из сложного музыкального

комплекса была для детей более трудной, чем задачи на воспроизведение

даже более сложного ритма, но предъявленного в «чистом» виде задачи-

модели. Однако наиболее показательным для детей в отношении уровня

развития чувства музыкального ритма был тип решения именно музыкально-

ритмической

задачи,

который

и был принят

нами

в качестве основного

критерия развития у ребёнка этой способности.

Последнее, четвертое, занятие было посвящено звуковысотному слуху –

важнейшей

составляющей

комплекса

музыкальных

восприятий

и

способностей.

Об уровне развития ладового чувства можно было судить по тому, как

узнает ребенок популярные детские песни:

Только по мелодии без слов,

Только со словами или вообще не узнает.

В

зависимости

от

этого

уровень

развития

данного

компонента

определялся как высокий, средний и низкий.

Результаты

свидетельствуют

о

том,

что

больше

половины

детей

пятилетнего возраста могут узнать знакомую песню по мелодии (17), восемь

детей

узнают

ее

только

тогда,

когда

она

звучит

вместе

со

словами,

а

остальные (пятеро) не узнают её даже в этих условиях. Уровень развития

звуковысотного

слуха

определяется

и

в

зависимости

от

качества

интонирования мелодии голосом: если ребенок чисто пел всю мелодию (с

аккомпанементом), мы считали, что у него высокий уровень развития этого

компонента. Если ребенка чисто интонировал только отдельные элементы

мелодии, мы относили его к группе со средним уровнем развития этой

способности. Если ребенок не интонировал вообще, а только проговаривал

слова

песни,

его

относили

к

группе

детей

с

низким

уровнем

развития

звуковысотного слуха.

Нами

были

получены

следующие

результаты:

у

21

ребенка

звуковысотный слух на низком уровне, у семерых детей – на среднем и у

двух – на высоком.

Проанализировав полученные данные, мы проходим к заключению, что

большинство детей пятилетнего возраста быстро и правильно узнают песни,

но имеют низкий уровень развития звуковысотного слуха, когда речь заходит

об исполнении.

Это

позволяет

предположить,

что

первый

компонент

звуковысотного

слуха

опережает

в

развитии

второй,

т.е.

дети

сначала

приобретают

способность

узнавать

знакомые

мелодии,

а

затем,

позднее,

-

их

воспроизводить.

Мы проделали теоретический и практический анализ проблемы «Уровень

развития музыкального восприятия у детей дошкольников». Наша задача

состояла в том, чтобы определить исходную степень сформированности у

детей

основных

музыкальных

способностей (относительно

музыкального

слуха

и

ритма)

наряду

с

эмоциональной

отзывчивостью

на

музыку

и

интонационно-слуховым

опытом.

Уровень

развития

музыкального

восприятия

определяется

в

зависимости

от

того,

на

какие

средства

музыкальной

выразительности

ориентируется

ребёнок

при

определении

общего

характера,

настроения

музыки.

Использованная

нами

методика

определения уровня развития звуковысотного слуха и чувства ритма выявила

яркие индвивидуальные различия между детьми по изучаемым параметрам, а

также некоторый возрастной уровень развития двух основных компонентов

этой

способности.

По

уровню

эмоционального

восприятия

на

музыку,

который фиксировался в процессе специальных наблюдений за детьми, 60%

детей

были

отнесены

к

группе

с

высоким

уровнем

эмоционального

восприятия, 30% - к группе со средним уровнем, 10% - к группе с низким

уровнем. Тот факт, что большинство детей пятилетнего возраста обладают

высоким

уровнем

эмоционального

восприятия,

которая

определяет

музыкальность, говорит о том, что этот возраст благоприятен для занятий

музыкой.

Таким

образом,

музыкальный

педагог

должен

направить

слуховое

внимание детей и подготовить восприятие музыки – эта важнейшая ступень в

процессе познания музыкального искусства. Важная задача в музыкальной

педагогике – научить правильно слушать музыку, развивать способность

«переживать»

музыку.

Среди

всех

искусств

музыка

выделяется

специфичностью

восприятия

через

чувства

в

душе,

тогда

как

другие

искусства воздействуют на сознание (восприятие музыкального искусства

прежде

всего

эмоциональное,

а

потом

уже

рациональное).

Этому

не

противоречит и теория познания (от живого созерцания к абстрактному

мышлению). Так, для успешного формирования отношения к музыке у детей

необходимо

воспитать

слуховое

внимание

(«Можно

слушать,

но

не

слышать»).

Внимание

необходимо

сосредоточить

и

одновременно

мобилизовать его, управлять им. Однако законы восприятия таковы, что

невозможно

длительно

управлять

вниманием,

так

как

оно

утомляется.

Культура слуха воспитывается на разных занятиях в процессе активного

восприятия. На

слух прежде действует

характер

музыки,

ее настроение.

Педагогам на занятие нужно искать более точные определения характера

произведения,

оттенки,

а

затем

выяснять,

какими

средствами

создаются

образы: это может быть и темп, и ладовые краски, и регистр (низкий, средний

или высокий) и т.д. Важно не только развивать способность воспринимать

отдельные элементы, но и научить понимать их выразительное значение.

Таким образом, цель слушания музыки в детских учебных заведениях –

развитие

эмоционального

восприятия

и

воспитания

активного

и

сознательного слуха.

Список литературы:

1.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.

М.,1983.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Кн. 1-2.

3.

Корчаловская

Н.В. Некоторые

подходы

к

изучению

музыкального

восприятия в дошкольном детстве. М., 1987.

4. Мазель Л.А. О мелодии. М.,1952.

5.

Теплов

Б.М.

Психология

музыкальных

способностей.

М.,1947.



В раздел образования