Напоминание

Особенности проведения массажа при разных видах речевых расстройств. Из опыта работы.


Автор: Гареева Нелли Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКУ СО Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ г. Димитровграда
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности проведения массажа при разных видах речевых расстройств. Из опыта работы.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности проведения массажа при разных видах

речевых расстройств. Из опыта работы.

учитель-логопед Гареева Н.Е.

ОГКУ СО РЦ для детей и подростков с ОВЗ

г. Димитровграда

Каждый

практикующий

логопед

знает,

что

детям

с

тяжелыми

речевыми

нарушениями (алалия, минимальные дизартрические расстройства и др.) для

коррекции

звукопроизношения

недостаточно

только

артикуляционной

и

дыхательной

гимнастики.

Необходим

логопедиче ский

м а с с а ж .

Продолжительность логопедического массажа зависит от тяжести дефекта. В

своей практике я всегда привлекаю родителей (как правило, маму или бабушку)

к активному участию в коррекции речевых нарушений. А именно, провожу для

родителей беседы, объясняю, в чем заключается основная причина затруднений

ребенка,

с

чем

это

может

быть

связано;

объясняю

родителям

важность

и

необходимость логопедического массажа для ребенка; провожу для родителей

открытые

индивидуальные

занятия

и

мастер-классы

по

массажу,

а

также

обязательно

обучаю

маму

некоторым

приёмам

логопедического

массажа

в

домашних

условиях.

Данный

опыт

показал,

что

эффективно сть

логопедического воздействия возрастает в несколько раз по сравнению с теми

детьми, чьи родители не заинтересованы в активной помощи логопеду. У тех

детей, с которыми мною регулярно проводится логопедический массаж, а также

родителями в домашних условиях по предложенной мною схеме, значительно

быстрее вызывались и автоматизировались звуки.

Практика показала, что

логопедический массаж благотворно влияет на эффективность логопедической

работы

также

и

у

детей,

имеющих

ЗРР

неясной

этиологии,

дислалию,

обусловленную

укороченной

подъязычной

уздечкой,

и

даже

при

плохом

введении поставленных звуков в речь.

Р а з у м е е т с я ,

н е о бход и м о

п о м н и т ь

и

о противопоказаниях

к

логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с

ребенком, беседую с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать

массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги;

при

любых

заразных

заболеваниях

(стоматиты,

герпес

и

др.),

при

любых

травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте

массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания;

при

заболевании

в

стадии

обострения).

Также

из

личного

опыта

я

бы

посоветовала коллегам очень осторожно применять массаж детям, имеющим

бронхиальную астму. Всегда необходимо находиться в контакте с мамой и

держать ее в курсе того, как проходят ваши занятия.

В

настоящее

время

существует

много

книг,

изданий,

статей,

подробно

знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами

воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что

логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника, которой

не обучают в ВУЗах, и применять ее могут и должны только специалисты,

прошедшие

обучение

и

имеющие

сертификат

в

данной

области,

так

как

логопеды всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» нашей

профессии: «Не навреди!». А логопедический массаж имеет под собой много

«подводных камней», нюансов, и человек, обучавшийся ему лишь по книгам,

действительно может добиться прямо противоположных результатов.

П е р е д

п р о в е д е н и е м

л о го п е д и ч е с ко го

м а с с а ж а

о ч е н ь

важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую

зависит,

какие

приемы

необходимо

будет

применять

в

дальнейшем.

Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц

артикуляционного

аппарата:

по

типу

гипотонуса

паретичности,

либо,

наоборот, гипертонуса – спазтичности.

Дети

с пониженным

тонусом

мышц

артикуляционного

аппарата,

как

правило, имеют и мышечный гипотонус всего тела, для них затруднительно

выполнение артикуляционных проб. Язык на ощупь тонкий, напоминает пустой

носок.

Мышцы

не

выражены,

ощущение,

что

их

вообще

нет.

Иногда

наблюдаются более светлые вкрапления на языке, появляющиеся в связи с

атрофией

мышц.

Рот

у

таких

детей

приоткрыт,

уголки

рта

опущены

(рот

«Пьеро»). Мягкое небо провисает, наблюдается назализация голоса. Лицо у

такого ребенка одутловато, при нажиме на щеку остается след. У этих детей

резко

выражена

гиперсалевация.

Эти

дети

часто

поперхиваются,

не

могут

подолгу жевать. Зачастую пониженному тонусу способствуют сами родители:

эти дети не могут и не хотят долго жевать вследствие плохой двигательной

активности мышц, а родители, заботящиеся о том, чтобы ребенок не остался

голодным, перетирают ребенку всю пищу, не дают жевать твердые продукты.

Таким

образом,

мышцы

артикуляционного

аппарата

не

развиваются,

и

в

дальнейшем, возникают речевые нарушения.

При

гипертонусе все

движения

артикуляционного

аппарата

резко

ограничены. Язык лежит в глубине ротовой полости, как при произнесении

заднеязячных

звуков.

Губы

прижаты

к

зубам,

зубы

не

разжимаются.

Как

правило,

такой

ребенок

говорит

в

быстром

темпе.

Для

гипретонуса

также

характерна

такая

особенность:

пока

язык

находится

в

состоянии

покоя,

повышенного

слюноотделения

не

наблюдается.

Когда

ребенок

начинает

говорить,

либо

при

выполнении

артикуляционных

упражнений,

резко

повышается салевация.

Однако очень часто нарушения тонуса выражены не резко. В этих случаях

диагностика

оказывается

более

затруднительной.

Специалисту

полезно

помнить,

что

при

не

резко

выраженном

повышении

тонуса

мышц

артикуляционного аппарата ребенок не может долго удерживать позу. Язык

напоминает тесто, которое постоянно стремится возвратиться в свою форму.

При неравномерном

распределении

тонуса

У

некоторых

детей

язык

отклоняется в правую, либо в левую сторону. С той стороны, куда отклоняется

язык, тонус нарушен более грубо. Язык – это очень большой орган, состоящий

из двадцати трех мышц. Для движений, осуществляющих речь, очень важны

продольные

мышцы,

поперечные,

а

также

веерные

мышцы.

Необходимо

правильно определить тип и место нарушения работы мышц артикуляционного

аппарата и выбрать необходимые методы воздействия.

П о ч е м у

ж е

м а с с а ж

о б л а д а е т

т а к и м

э ф ф е к т о м ?

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник,

способствующих

нормализации

произносительной

стороны

речи

у

детей

с

р е ч е в ы м и

н а р у ш е н и я м и ,

э т о

активный

метод

механического

воздействия,

который

изменяет

состояние

мышц,

нервов,

кровеносных

сосудов

и

тканей

периферического

речевого

аппарата.

Массаж

улучшает

секреторную

функцию

кожи,

активизирует

ее

лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает

обменные

процессы.

Существенно

изменяется

под

влиянием

массажа

состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность

мышечных

волокон,

сила

и

объем

их

сократительной

функции,

работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Под

воздействием

массажа

пораженные

мышцы

начинают

сокращаться,

и,

таким образом, со временем улучшается иннервация пораженных участков.

Таким

образом,

кинестетические

ощущения

улучшаются,

т.е.

формируются

активные

произвольные

движения

органов

артикуляции,

улучшается

их

координация. Дифференцированное применение различных приемов массажа

позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его

при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Следует

отметить,

что

логопедический

массаж

неотделим

от

звукопостановки. Он является подготовкой к постановке звуков. При работе с

детьми,

имеющими

дизартрический

компонент,

я,

как

правило,

1-2

месяца

индивидуальное

логопедиче ское

занятие

полно стью

по с вя ща ю

логопедическому

массажу

и

артикуляционной

гимнастике.

При

появлении

положительной

динамики

в

работе

мышц

артикуляционного

аппарата

индивидуальное

занятие

складывается

из

двух

основных

этапов:

1)

логопедический массаж (около 10 минут); 2) звукопостановка (10-15 минут).

В

дальнейшем,

массаж

провожу

курсами,

разделяя

занятие

на

этапы:

1)

логопедический массаж; 2) автоматизация поставленных звуков в речи.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное

воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной

и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.



В раздел образования