Автор: Дурасова Лидия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Беклемишево
Населённый пункт: Забайкальского края
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Глагол или прилагательное? Причастие"
Раздел: среднее образование
Тема: Глагол или прилагательное? Причастие.
Цель: создание условий для ознакомления с термином
и понятием « причастие», формирования умения узнавать причастие по его
признакам
Учебные задачи:
формировать умение в определении морфологических
признаков причастия; умение различать причастие и прилагательное; умение
опознавать причастие в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки причастия, выделяют его в тексте.
Метапредметные:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания;
оценивают собственную учебную деятельность; применяют
правила делового сотрудничества.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; осознанно строят речевое
высказывание в устной форме; структурируют знания;
владеют основами смыслового чтения текстов; строят
рассуждения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свою
деятельность; адекватно воспринимают оценку учителя;
корректируют деятельность; анализируют собственную
работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование и наглядность: учебник
компьютер с мультимедийным проектором
презентация
фонограмма «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского
карточки с тестами
карточки с текстами
цветные карточки с признаками
Ход урока
1.Организационный момент
Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть
сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает
много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут:
внимание, старание и, конечно, знания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте две строки для
темы урока.
2.Этап изучения нового учебного материала и первичного закрепления
1) Работа у доски: Кружащиеся в волшебном танце снежинки блестят в
лучах утреннего солнца.
- объяснить орфограммы
- к какому стилю относится предложение?
- какой прием использован?
- что делают снежинки?
- сколько глаголов использовано в предложении? А прилагательных?
- к какой части речи отнесем кружащиеся? К глаголу или прилагательному?
Запишем первый вопрос в качестве темы урока : Глагол или
прилагательное?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследуем данное слово.
2) Исследование
Перед вами карточки разного цвета с морфологическими признаками глагола
и прилагательного. Работая в парах, выберите те, которые характеризуют это
слово. Называем по одному признаку и доказываем наличие признака у слова
КРУЖАЩИЕСЯ.
3) Определение темы и задач урока:
К какому выводу мы пришли? (слово объединяет признаки глагола и
прилагательного)
В. И. Даль так писал об этой части речи : (слайд№ )
- Предположите , как она может называться?
- Итак , глагол или прилагательное? Допишите тему урока.
Сегодня на уроке нам предстоит сформулировать представление о
причастии, познакомиться с его морфологическими признаками ,
синтаксической ролью, значением, научиться отличать от прилагательных.
- Какую задачу уже решили? (определили морфологические признаки и
синтаксическую роль)
- Что обозначает причастие? Эксперимент с шариком. Какой шарик? (запись в
два столбика)
Так что же обозначает причастие? Признак? Какой признак?
4)Исследование свойств причастия
А вы знаете, что ученые до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная
это часть речи или форма глагола. Познакомимся с высказываниями ученых
(слайд№)
Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько
заданий и исследовать свойства причастия.
(слайды)
Итак, на основе наблюдений сделаем первое обобщение:
- какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?
- имеет ли причастие собственные признаки?
- есть ли у причастия какие –либо опознавательные элементы?(суффиксы)
(слайд№)
Вывод: причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки
глагола и прилагательного. Принимая версии разных ученых и авторов
учебников, мы будем называть его особой формой глагола и в тоже время
отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи
имеют очень важную роль. Откроем учебники, прочитаем стр.151
Что же такое причастие? Дайте определение причастия.
Минута релаксации
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит
причастие:
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежать воздух, весёлые крики,
великолепный день, морозное утро, играть лучами, запорошенные снегом,
прислушивающийся к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина,
запорошенные кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.
3.Этап закрепления учебного материала
1) Тест: (карточки)
а)Отметить причастие в каждом столбике:
б)Найти соответствие:
в) Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями.
г)Выберите предложения с причастиями
Взаимопроверка взаимооценка по слайду№
Итак, мы научились различать причастия и прилагательные в тестовых
заданиях, в словосочетаниях и предложениях. А теперь понаблюдаем, какую
роль причастия играют в тексте.
2) Работа с текстом (Чирцов и Комаров - другие тексты)
Текст (слайд№) музыка
Какова роль причастий в тексте? (делает более выразительным, создает
образную картину, которую легко можно представить)
Вот как сказал о роли причастия в речи М.В.Ломоносов
(слайд№)
4.Этап подведения итогов
(слайд№)
5.Этап информации о домашнем задании
(слайд№)
6.Этап рефлексии
(слайд№)
7.Этап выставления отметок
Я рада, что наша работа была плодотворной. Отметки… Урок окончен, всем
спасибо за работу.