Напоминание

"Глагол или прилагательное? Причастие"


Автор: Дурасова Лидия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Беклемишево
Населённый пункт: Забайкальского края
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Глагол или прилагательное? Причастие"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Глагол или прилагательное? Причастие.

Цель: создание условий для ознакомления с термином

и понятием « причастие», формирования умения узнавать причастие по его

признакам

Учебные задачи:

формировать умение в определении морфологических

признаков причастия; умение различать причастие и прилагательное; умение

опознавать причастие в предложении.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки причастия, выделяют его в тексте.

Метапредметные:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания;

оценивают собственную учебную деятельность; применяют

правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; осознанно строят речевое

высказывание в устной форме; структурируют знания;

владеют основами смыслового чтения текстов; строят

рассуждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свою

деятельность; адекватно воспринимают оценку учителя;

корректируют деятельность; анализируют собственную

работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и наглядность: учебник

компьютер с мультимедийным проектором

презентация

фонограмма «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского

карточки с тестами

карточки с текстами

цветные карточки с признаками

Ход урока

1.Организационный момент

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть

сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает

много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут:

внимание, старание и, конечно, знания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте две строки для

темы урока.

2.Этап изучения нового учебного материала и первичного закрепления

1) Работа у доски: Кружащиеся в волшебном танце снежинки блестят в

лучах утреннего солнца.

- объяснить орфограммы

- к какому стилю относится предложение?

- какой прием использован?

- что делают снежинки?

- сколько глаголов использовано в предложении? А прилагательных?

- к какой части речи отнесем кружащиеся? К глаголу или прилагательному?

Запишем первый вопрос в качестве темы урока : Глагол или

прилагательное?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследуем данное слово.

2) Исследование

Перед вами карточки разного цвета с морфологическими признаками глагола

и прилагательного. Работая в парах, выберите те, которые характеризуют это

слово. Называем по одному признаку и доказываем наличие признака у слова

КРУЖАЩИЕСЯ.

3) Определение темы и задач урока:

К какому выводу мы пришли? (слово объединяет признаки глагола и

прилагательного)

В. И. Даль так писал об этой части речи : (слайд№ )

- Предположите , как она может называться?

- Итак , глагол или прилагательное? Допишите тему урока.

Сегодня на уроке нам предстоит сформулировать представление о

причастии, познакомиться с его морфологическими признаками ,

синтаксической ролью, значением, научиться отличать от прилагательных.

- Какую задачу уже решили? (определили морфологические признаки и

синтаксическую роль)

- Что обозначает причастие? Эксперимент с шариком. Какой шарик? (запись в

два столбика)

Так что же обозначает причастие? Признак? Какой признак?

4)Исследование свойств причастия

А вы знаете, что ученые до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная

это часть речи или форма глагола. Познакомимся с высказываниями ученых

(слайд№)

Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько

заданий и исследовать свойства причастия.

(слайды)

Итак, на основе наблюдений сделаем первое обобщение:

- какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?

- имеет ли причастие собственные признаки?

- есть ли у причастия какие –либо опознавательные элементы?(суффиксы)

(слайд№)

Вывод: причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки

глагола и прилагательного. Принимая версии разных ученых и авторов

учебников, мы будем называть его особой формой глагола и в тоже время

отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи

имеют очень важную роль. Откроем учебники, прочитаем стр.151

Что же такое причастие? Дайте определение причастия.

Минута релаксации

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит

причастие:

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежать воздух, весёлые крики,

великолепный день, морозное утро, играть лучами, запорошенные снегом,

прислушивающийся к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина,

запорошенные кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.

3.Этап закрепления учебного материала

1) Тест: (карточки)

а)Отметить причастие в каждом столбике:

б)Найти соответствие:

в) Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями.

г)Выберите предложения с причастиями

Взаимопроверка взаимооценка по слайду№

Итак, мы научились различать причастия и прилагательные в тестовых

заданиях, в словосочетаниях и предложениях. А теперь понаблюдаем, какую

роль причастия играют в тексте.

2) Работа с текстом (Чирцов и Комаров - другие тексты)

Текст (слайд№) музыка

Какова роль причастий в тексте? (делает более выразительным, создает

образную картину, которую легко можно представить)

Вот как сказал о роли причастия в речи М.В.Ломоносов

(слайд№)

4.Этап подведения итогов

(слайд№)

5.Этап информации о домашнем задании

(слайд№)

6.Этап рефлексии

(слайд№)

7.Этап выставления отметок

Я рада, что наша работа была плодотворной. Отметки… Урок окончен, всем

спасибо за работу.



В раздел образования