Автор: Алексеева Жанна Игоревна
Должность: учитель по классу фортепиано
Учебное заведение: Государственное нетиповое общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Донотный период в работе с начинающими в классе специального фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Государственное нетиповое общеобразовательное
бюджетное учреждение Иркутской области
«Школа-интернат музыкантских воспитанников г.Иркутска»
Методическая разработка
Донотный период в работе
с начинающими в классе
специального фортепиано
Автор-составитель:
Алексеева Жанна Игоревна,
учитель по классу
фортепиано
.
г.Иркутск
2017г
ПЛАН
1. Вступление
2. Гимнастика рук
3. Знакомство с инструментом
4. Посадка за инструментом
5. Постановка руки
6. Работа над развитием метро - ритмического чувства
7. Подбор и транспонирование от разных звуков.
8. Освоение штрихов: приемы игры non legato, legato
9. Работа над звуком.
10. Заключение
Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании
ребенка.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного
периода. Это самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это
фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. В этот
период формируется понятие ритмической пульсации, звуковысотности,
постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций,
включенности в процесс обучения.
Основа начального обучения игре на фортепиано - воспитание
художественного мышления учащегося, эмоциональной отзывчивости на
музыкальные впечатления. Первые уроки с учеником имеют особо важное
значение: это самый подходящий момент для установления душевной
близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата.
С
первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с
различными музыкальными произведениями, обогащать запас его
музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку,
способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки
и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших
методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует
проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых
произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
По словам А.Д.Артоболевской «Донотный период игры обучения на
фортепиано - период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не
усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают
формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук,
простейшие аппликатурные приёмы. До первого прикосновения к клавишам,
целесообразно с детьми заниматься гимнастикой, чтобы привести организм
ребёнка в рабочее состояние.
Гимнастика рук
Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или
иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают найти и закрепить
осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.
Учащиеся с увлечением выполняют упражнения под музыкальное
сопровождение, одновременно движения координируются с ритмом. Во
время выполнения упражнений, ученик следит за качеством крупных
движений всей руки: свободой, ритмичностью, пластичностью, которые
сформировались в двигательном опыте детей, ещё до начала их обучения
игре на фортепиано. В тесной связи с большими движениями рук
вырабатываются начальные навыки пальцевой игры.
Вначале даются несколько упражнений, помогающих ребенку
“почувствовать” свои руки, их вес, пластичность и свободу.
“Буратино” Упражнение на раскрепощение мышц шеи, плечевого пояса,
рук. Ребенок стоит, подняв руки вверх, руки его напряжены, ведь в
настоящий момент он - деревянный человечек. Затем начинается
освобождение “по частям”. Сначала расслабляются пальцы, потом руки до
кисти, потом до локтя, и, наконец, вся рука падает вниз, свободная и тяжелая.
“Волшебный круг”, “Радуга” Эти упражнения помогут почувствовать
всю руку от корпуса до кончика пальца. Рисуем в воздухе закругленные
линии - радугу, горы, волшебный круг - поочередно разными пальцами,
ощущая палец, как продолжение руки.
“Художник” Используется также метод рисования в воздухе. Кисть
совершает мелкие вращательные движения, которые освобождают ее и
делают более гибкой.
“Зонтик” Правую руку «повесить» на второй палец левой руки. Пальцы
правой руки свободные, как будто по ним стекает вода. Рука поддерживается
не только мышцами спины, но и мышцами плеча. Такая поддержка
регулирует вес руки, придает ей упругость и легкость.
Следующие упражнения - для развития пальцев.
"Киска" Упражнение развивает чувствительность кончиков пальцев.
Правильно выполняя его, ребенок поймет, что такое освобождение руки.
Рука спокойно лежит на крышке стола, слегка опираясь на «подушечки»
полусогнутых пальцев. Рука свободная и мягкая, как лапка спящего котенка.
Но вот киска проснулась, потянулась, выставила свои острые коготки.
Пальцы с усилием скользят по крышке стола, принимая веерообразное
горизонтальное положение. Все мышцы руки напряжены. Затем пальцы
принимают первоначальное положение, рука вновь освобождается.
"Игра в гости" Упражнение - игра, состоит из двух частей. Большой
палец-хозяин, все остальные - гости, приглашенные на праздник. В первой
части упражнения изображается приход гостей. Гости здороваются с
хозяином: все пальцы по очереди плотно соприкасаются с первым
подушечками , как бы целуются. Вторая часть упражнения - уход гостей.
Гости прощаются с хозяином - кланяются. Каждый палец по отдельности
надо согнуть так, чтобы достать кончиком до тыльной стороны ладони. Это
упражнение развивает чувствительность "подушечек" пальцев, а также
независимость и самостоятельность пальцев.
"Крокодильчики" Упражнение в занимательной форме знакомит
ребенка с цифровым обозначением каждого пальца (1,2,3,4,5 ). Рука
спокойно лежит на твердой поверхности. Каждый палец изображает
крокодильчика, который зевает, разморившись на солнышке. Пальцы,
длинные и прямые, по очереди поднимаются вверх как можно выше
(крокодильчики зевают). Поднимается каждый раз только один палец, все
остальные плотно прижаты к столу. Упражнение можно делать двумя руками
вместе, поднимая параллельные пальцы, или, для развития координации,
разные. Например: 2 палец на правой и левой руках, 3 палец на левой руке и
5 палец на правой и так далее. "Приказы" пальцам может отдавать как
учитель, так и сам ученик. Это упражнение можно использовать и как
упражнение на внимание.
"Серебряное копытце" Упражнение выполняется на столе. Положение
руки куполообразное с опорой в подушечки первого и пятого пальцев. Три
средних пальца подвижные, независимые. А теперь вспомним сказ П.П.
Бажова "Серебряное копытце ":" Вспрыгнул козел на крышу и давай по ней
серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки
посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. " Сохраняя
опору на первом и пятом пальцах, каждый из свободных пальцев (2,3,4 )по
очереди выполняет движения, напоминающие выбивание копытцем
разноцветных камешков. Ребенок должен почувствовать устойчивое
положение руки.
"Козлик и палочка" Начальное положение руки как в упражнении
"Серебряное копытце" . Первый палец - козочка, он подвижный, Пятый
палец- палочка, он плотно стоит на подушечке, сохраняя вертикальное
положение. Пусть ребенок вспомнит, как пасутся козочки, коровки, овечки,
барашки летом на лугу без хозяина. Они не смогут убежать, потому что
привязаны веревкой к палочке или к дереву. Палочка - как пастушок, а
козочка гуляет вокруг палочки. Попробуем изобразить эту ситуацию с
помощью пальцев. Первый палец " спускается" в горизонтальной плоскости
от пятого пальца вниз, а затем " поднимается " обратно. Пятый палец
сохраняет неподвижность. Затем роли меняются: первый палец изображает
палочку, а пятый - козочку. Упражнение выполняется как на крышке стола,
так и на фортепиано.
Упражнения выполняются за инструментом.
"Листопад" Упражнение на извлечение одного звука разными пальцами.
Движения рук плавные, напоминающие полет осенних листьев.
Упражнение выполняется медленно, без суеты, сначала одной рукой, потом
другой. В момент звукоизвлечения ребенок должен почувствовать, как вес
руки передается от спины к кончику пальца и через него - клавише. Играя это
упражнение, ребенок должен следить за качеством звука, и услышать, как он
" растворится" в воздухе.
"Звенящая радуга" Дуговое движение над клавиатурой с последующим
погружением в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на
клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Играть отдельно правой
рукой вверх, левой - вниз, каждым пальцем по очереди на белых и черных
клавишах. Руки переносятся широким дуговым движением, спокойно и
плавно. Исполняя это упражнение, ребенок должен представить себе, как
прозрачная капелька катится по радуге вниз и - звонко падает в глубокое
озеро.
"Шмель" Дуговые отрезки более короткие, в октаву. Звук
извлекается не одним пальцем, а двумя, вторым и четвертым на интервале
терция. Перед ребенком должен возникнуть образ шмеля, который
перелетает с цветка на цветок (с клавиши на клавишу) тяжелый и
пушистый. Нежные цветы гнутся под его тяжестью. Терции играются
глубоко, с ощущением " дна" клавиши.
Работа над упражнениями является средством воспитания музыкально
осмысленной техники. Приемы звукоизвлечения, встречающиеся
в упражнениях, постепенно переносятся в работу над произведениями.
Знакомство с инструментом
Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка начинаются со знакомства с
инструментом. Этот урок следует проводить в рояльном классе. Нужно
объяснить ребенку, что рояль не относится к какой-либо инструментальной
группе. Рояль - это «король» всех инструментов. Чтобы молоток ударил по
струнам, нужно нажать клавишу, а клавиши устроены словно живые: как
будешь общаться с ними, так тебе рояль и ответит. Если грубо ткнуть
жесткими пальцами - звук будет резким, коротким, как будто роялю больно
сделали. А если пальцы слегка округленные, упругие, а руки легкие и ловкие,
тогда рояль поет, звук у него ясный и легкий, будто радуется, что ты
вырастишь хорошим музыкантом. У каждого человека есть имя, так и у
каждой клавиши есть свое название. Не следует по порядку учить ноты, т.к.
после ученики обычно начинают отсчитывать нужные. Нужно обратить
внимание на то, что некоторые нотки расположены парами: по две и по три.
Слева от двух нота до, а справа - ми,…Сделать клавиатуру более близкой и
понятной поможет сборник Артоболевской «Первая встреча с музыкой». Если
сыграть ми, а потом до, то получится, будто ты позвал: «Чижик». Так
начинается песенка. Сыграй сам. Так можно позвать чижика по всей
клавиатуре. Найди и посчитай, сколько раз? (7). Также можно найти и
«фасольку»(7).
Ориентации на клавиатуре способствует умение, не глядя на клавиши,
выполнять различные задания: игры - загадки.
Например:
- Не видя клавиатуры, назвать по порядку звуки от клавиши «до» вверх или
вниз, либо от клавиши «ми».
- Отгадай слова, используя отмеченные клавиши (их названия)- ребусы.
- Сосчитать сколько октав на клавиатуре фортепиано. Голоса, каких птиц,
зверей, напоминают звуки разных октав?
На первых уроках следует уделять внимание и развитию слуха. Для этого
следует познакомить ребенка с регистрами (в этом помогут картинки),
поиграть в угадайки: ученик говорит, куда движется мелодия и какими
шагами, а также заниматься подбором на инструменте. За помощью можно
обратиться к сборникам Ляховицкой, где предлагается досочинять мелодии,
или к Миличу «Маленькому пианисту».
Главной задачей “донотного” периода является накопление музыкальных
впечатлений и некоторого практического опыта игры на инструменте.
Обогащению музыкального кругозора поможет «Музыкальный букварь»
Ветлугиной. Он состоит из трех частей: 1ч. - Музыка - язык чувств (характер
у людей: солнце и дождь, Гроза и мама); 2ч. - О чем рассказывает музыка
(музыкальные портреты: красная шапочка и серый волк, слон и моська); 3ч. -
Как рассказывает музыка (высокие и низкие - птички, длинные и короткие -
эхо, качели).
Посадка
Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано имеет
правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений
рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения.
Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и не сидел
напряженно, чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи. Садиться
нужно обязательно напротив середины клавиатуры (примерно до-ре первой
октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей.
Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая
к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть слишком
далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом
состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Посадка
должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом
будут слегка отодвинуты от корпуса.
Хорошо помогает обеспечить правильность посадки по высоте, стул с
изменяющейся регулируемой высотой. Локти при этом должны быть
примерно на уровне клавиатуры. Сидеть нужно на половине стула, чтобы
корпус мог свободно наклоняться вперёд, назад, вправо и влево. Это создаёт
благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры. Важно
следить за тем, чтобы ученик не сидел на кончике стула, так как это лишает
его необходимой устойчивости и опоры (опоры при игре на фортепиано в
основном на стуле и в ногах). Поэтому очень маленьким детям,
обучающимся игре на фортепиано, необходимо под ноги ставить скамейку-
подставку.
Постановка руки
В “донотном” периоде, по точному определению А.Д.Артоболевской,
начинается “лепка рук”. Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь
каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои
удобные ощущения, почувствовать свободные, естественные движения,
ненапряженное состояние рук и всего организма.
Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», педагог должен
научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени при помощи
своих рук. Следует помнить, что внешняя форма руки, её движений всегда
определяется функцией этих движений. Основная функция руки и пальцев -
брать различные предметы и манипулировать ими. Поэтому, выбирая форму
кисти, следует исходить не из её положения в состоянии покоя (в
традиционной форме яблока), а из необходимостью ей работать. Форма руки:
естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность
свободных движений. Опора не в так называемые «косточки» (пястные
фаланговые суставы), а дальше в мякоть, в середину ладони. Широкое
положение ладони является условием независимости пальцев. При этом
следить за тем, что ни один сустав пальцев не прогибается. Перед тем как
руки опустить на клавиши, надо показать ребёнку, что локоть следует слегка
отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше запястья (плечи при
этом не поднимать). Здесь надо сказать ребёнку, что запястье - это как бы
мостик, соединяющий руку с клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых
клавиш, ни выше, ни ниже. Овладение правильными и естественными
игровыми навыками - процесс длительный и сложный требующий терпения и
большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика. Важным
условием для развития правильных игровых навыков являются: - плавные, не
заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании её на
клавиатуру и при подъёме и собранные, не растопыренные пальцы;
отсутствия напряжения в мышцах кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить,
что его руки - это его голос. В работе с учащимися педагог в нужных случаях
«переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения, своими
руками в буквальном смысле слова формирует, лепит податливые руки
ребёнка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям.
Работа над развитием метро-ритмического чувства
Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам:
«Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит
слон» и много других. Предложить выразительно прочитать стихи, а потом
прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и
получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно
синтезировать речь, слух, ритм.
На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что мелодия
состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. Нет
никакой необходимости давать объяснения, почему одни длительности
названы восьмыми, а другие четвертными. Долгие звуки связываются с
одним наименованием, короткие с другим. Создаются ритмические
стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи,
причём без всякого счёта. Ритм исполнения мелодий контролируется слухом.
Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять и
словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с ритмики,
словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет смысла.
После этого можно рассказать обучающимся о длительностях нот в форме
игры «Кто как ходит»: дети бегают восьмыми длительностями, мамы и папы
ходят четвертными, бабушки ходят медленно — половинными, а старенькая
прабабушка — целыми.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на
инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную
увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше
ориентироваться на клавиатуре. Эти ритмические “рисунки” не имеют
границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению
и учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти
“рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще
не освоившие нотную грамоту.
В дальнейшем, при разучивании упражнений и песен, ребёнок знакомится с
другими длительностями нот и соответствующими им паузами.
Таким путем, накапливая разные ритмические блоки, постепенно в памяти и
пальцах обучающегося «собирается» ритмический музыкальный словарь.
Подбор и транспонирование от разных звуков
В процессе подбора одноголосных мелодий вырабатывается умение
вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм. При подборе нужно постоянно
следить за руками. Мелодии для подбора даны с поэтическим текстом, что
способствует пониманию произведения, облегчает ощущение метроритма,
строение мелодий. Ритм воспринимается по слуху. Формы подбора могут
быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка. Обязательным
условием является предварительное запоминание мелодии. Замечено, что
легче «отгадываются» мелодии с постепенным движением вниз,
заканчивающиеся на тонике. В процессе работы, применяется подбор
песенок по «музыкальным лесенкам», обозначающим движение мелодии
вверх или вниз, ученики понимают движение по ступенькам буквально.
При замедленной, слабой ориентации ученика, как временный приём,
рекомендуется подбор с «рук»: педагог проигрывает небольшую мелодию,
ученик, глядя на руки педагога, старается подобрать услышанное. Полезно
практиковать напевание мелодий с заменой словесного текста, названием нот.
Практика показывает, что детям с недостаточно развитым слухом и памятью
легче транспонировать мелодию, выученную наизусть на фортепиано.
Учиться подбирать мелодию с голоса сложнее. Пусть вначале ученик
подбирает не всю песенку, а подставляет в ней отдельные пропущенные
педагогом звуки.
Освоение штрихов: приемы игры non legato, legato
Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение – non
legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного
движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным
движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное
погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует
легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и
напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над упражнениями,
необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять
внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым,
достаточно насыщенным. Воспитание "слышащих" пальцев, способных
предчувствовать соотношение между тонами - одна из главных задач
фортепианного обучения на его начальной стадии.
Известно, что Ф.Шопен начинал свои занятия с простейшего упражнения
«нон-легато» (nоn legato), при котором пальцы находятся в самом
естественном, удобном, «природном» положении (клавиатура под ладонью).
При игре упражнений руки лежат на клавиатуре, но не давят на неё. Пальцы
полусогнуты, и своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами.
«Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше
половины фаланги. В результате, между первым и вторым пальцами
образуется «полукольцо». Такая позиция пальцев организует естественную
форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на
уровне этого «купола». Особая роль принадлежит первому, пятому пальцам,
как упругим «столбикам», на которых держится вся конструкция
На начальном этапе желательно играть отдельными руками. Лучше
исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между
обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Б.Милича
для начинающих).
Обучение игре legato следует начинать с упражнения на два связных звука,
играемых всеми парами, начиная со второго и третьего пальцев, как наиболее
устойчивых. Первый звук следует играть глубоко с опорой (тем же
движением, что и в non legato), в это время другие, не играющие пальцы, не
лежат на клавиатуре, а слегка приподняты. Затем плавно переступаем на
соседнюю клавишу так, чтобы второй звук был сыгран мягче, легче, при этом
рука уже приподнимается. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими
возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой, а в
дальнейшем (при игре более протяженных последований legato) общую
направленность мелодических линий.
Затем следует играть упражнения и песенки на три, четыре звука и, наконец,
пятипальцевые.
С первых же шагов обучения внимание педагога должно быть направленно на
одновременное воспитание у учащихся фортепианных приёмов двух типов: -
широких и свободных (обязательно организованных) всей рукой и пальцевых
движений. Сочетание движений всей рукой, её крупных частей с мелкими
движениями пальцев, тот фундамент, на котором наиболее целесообразно
строить двигательно-техническую работу с учащимися.
Педагогу следует постоянно проверять состояние рук ученика при игре.
Постепенное усложнение задач, встречающихся перед учеником, может
вызвать напряжение какой-либо части игрового аппарата, а напряжение,
ставшее привычным, устранить чрезвычайно трудно.
Работа над звуком
Уже в этих первых упражнениях необходимо обратить внимание
ребенка на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным,
певучим, долго длящимся. Надо избегать как бледного, «белого» звука, так и
звука резкого, стучащего. В процессе работы, если ученик несовершенно
выполняет требуемое задание, педагог может подсказать ему
соответствующий прием — свободный перенос руки по дуге с
освобождением запястья во время движения. Важно, чтобы палец при этом
опускался на клавишу без предварительного ее «нащупывания» и без всяких
иных помех, вызывающих вредную фиксацию. Этот навык, имеющий
исключительно важное значение в процессе фортепианной игры, необходимо
неустанно, на протяжении ряда лет совершенствовать, используя постепенно
усложняющийся материал (переносы двойных нот, аккордов, отрезков
пассажей). Такого рода упражнения будут служить профилактикой против
вредных напряжений и превосходным средством для развития «свободы»
игры.
Упражнения для формирования навыков звукоизвлечения.
1. Упражнение.
Психологически настраивать на извлечение звука естественным движением, а
не каким - то особенным, непривычным. Считайте до четырёх. Перед
началом упражнения и на паузах (счёт три-четыре) руки спокойно лежат на
коленях. На счёт раз-два извлекайте звук третьим пальцем, спокойно в
медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучание струны. Звук
возникает и затем «перемещается» в подмышечную часть руки ученика.
Играть по заданным клавишам в разных октавах.
2. Упражнение.
«Разлёты», «Перелёты», «Радуга».
Перенесение рук с одной клавиши на другую. Рука при этом описывает в
воздухе полукруг. Эти упражнения воспитывают свободную ориентацию на
клавиатуре. Движения скупые и точные. Перенос рук широким, дуговым
движением правую вверх, левую вниз, играть третьим пальцем, а в
дальнейшем каждым пальцем по очереди, по заданным клавишам, для
учеников дошкольного, младшего школьного возраста эти упражнения можно
играть со словами:
«Ой, ты радуга-дуга! Под тобой лежат луга!
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую».
3. Упражнение на двойные ноты «Кузнечики».
Играть по двум черным клавишам (до, ре) 2,3 пальцами: перенести их через
октаву, рука при этом в воздухе описывает полукруг. Можно иллюстрировать
словами:
«Прыг-скок - на листок. А потом на цветок.
А потом на сучок, Прыг-скок».
4. Упражнение «Лесенка», «Звукоряд».
Перенос заданного пальца подряд по звукоряду.
Следить за рукой. Педагогу представляется возможность самому
придумывать различные варианты упражнений, в зависимости от конкретных
задач, возникающих в процессе работы с учеником. Во время работы важно
привлечь внимание ученика к пониманию этих движений.
Первый год обучения - это особый период жизни ребенка, где создается
фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика, на базе
которого формируется отношение к музыке как к искусству. Часто для
ученика музыкальная школа бывает первой школой, учитель музыки - первый
учитель, с которым он общается.
В начале обучения важно не только научить малыша играть, но и познакомить
его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит,
вложить как можно больше музыкальных впечатлений.
Педагог обречен на неудачу, если он не испытывает глубокой симпатии и
интереса к ребенку. Принцип психологической совместимости – один из
важнейших в обучении. В любом случае надо искать максимальный контакт с
учеником и взаимность. И лишь когда ученик «заражается» настоящей и
безграничной любовью к педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.Соколов. Маленький пианист, Москва, 1986 г.
2. Б.Милич. Маленькому пианисту, Москва, 1975 г.
3. Т.Смирнова. Фортепиано Интенсивный курс, тетр.1, 1992 г.
4. А.Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста, 1985г., 1991г.
5.Т.Юдовина-Гальперина. За роялем без слез, СПБ, 2006г.
6.Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 1, Москва, 1979г.