Автор: Тлюняева Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: городской округ-город Камышин Волгоградская область
Наименование материала: дидактические материалы
Тема: Задания-тренажеры для развития пространственного воображения учащихся.
Раздел: среднее образование
1а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
1б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
1в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
2а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
2б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
2в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
3а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
3б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
4а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
4б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
5а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
5б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
5в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
6а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
6б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
6в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
7а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
7б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
8а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
8б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
9
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
10а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
10б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
11а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
11б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
11в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
12а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
12б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
13а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
13б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
14а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
14б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
14в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
15а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
15б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
15в
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
16а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
16б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
17а
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
17б
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
18
Вид спереди
Вид сверху
Вид слева
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ «ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК»
задания-тренажёры
для развития пространственного воображения учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее
преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый
ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,
глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только
определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться
раскрыть притягательные стороны математики.
Замечено, изучение стереометрии в 10-11 классе вызывает у учащихся серьёзные трудности. Отчасти это вызвано
отсутствием пространственного воображения. Для преодоления этой трудности мною разработаны таблицы-тренажёры для
развития пространственного воображения.
Приведённые
таблицы
можно
использовать
на
уроках
и
внеклассных
занятиях
в
5-6
классе.
Тренажёры,
представленные в разработке урока, позволяют разнообразить деятельность учащихся, которые решают их с большим
удовольствием.
Как показал опыт использования таблиц, ученики не только с большим удовольствием решают такие задания, но и
хотят иметь тексты таких заданий у себя, чтобы потом решать их с друзьями, родителями.
В статье Ц. Вальдмана «Развитие пространственного воображения учащихся» (Математика, № 14/1997, с. 3-6) описана
система задач, направленная на развитие у учащихся умения оперировать пространственными образами. Представленная в статье
система задач и методические рекомендации к ним на протяжении нескольких лет использовались мною при обучении учащихся
5-6-х классов на уроках: наглядной геометрии, факультативах и кружковых занятиях. При этом они с особым увлечением
выполняли занимательные задания по разгадыванию и составлению кроссвордов-головоломок, содержательной основой
которых служит задача на проекционном чертеже куба.
Предварительно ученики изучали шрифт, с помощью которого проецировались и читались буквы.
При составлении кроссворда решалась прямая задача: определить, как выглядит на чертеже куба линия, которая имеет
заданный проекционный чертеж. Однако в процессе обучения учащиеся вначале овладевали навыком расшифровки слов.
Образцы таких задач учитель может отыскать в книге Цукарь А.Л. «Развитие пространственного воображения» (С-Пб., Союз,
2000 с. 53). Разгадывать готовые кроссворды проще, потому что при этом решается более легкая обратная задача: определить,
что представляет собой проекционный чертеж линии, которая данным образом изображена на чертеже куба. Освоив этот вид
деятельности, в дальнейшем ученики с удовольствием кодируют слова сами. Задания такого рода носят исследовательский
характер. Слова необходимо тщательно подбирать, так как они не просто должны содержать количество букв, кратное трем
(трем проекциям), но и допускать принципиальную возможность быть перенесенными на чертеж куба. К примеру, слово «луч»
такой возможностью не обладает.
Используемый шрифт
А
Л
Х
Б
М
Ч
В
Н
Ш
Г
О
Ь
Д
П
Э
Е
Р
Ю
Ж
С
Я
З
Т
И
У
К
Ф
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ.
К примеру, слово КУБ может быть закодировано с помощью трех проекций. Вид спереди открывает букву «У». Взглянув на куб
слева, ученик увидит букву «Б». Вид сверху покажет букву «К».
Вызывают интерес и различные способы кодирования одного и того же набора букв (РАК).
ОТВЕТЫ.
По горизонтали:
1.
Плоскость.
2.
Равенство.
3.
Корень.
4.
Пример.
5.
Тождество.
6.
Уравнение.
7.
Задача.
8.
Радиан.
9.
Куб.
10.
Радиус.
11.
Результат.
12.
Декарт.
13.
Константа.
14.
Отношение.
15.
Скобки.
16.
Гектар.
17.
Ось.
По вертикали:
Перпендикулярность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18