Автор: Смирнова Анна Александровна
Должность: преподаватель спец дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский торгово-экономический коледж"
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов
Тема: Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов
Внедрение новых образовательных стандартов, современный этап
социально-экономического
развития
обуславливает
необходимость
подготовки
конкурентоспособных, обладающих творческой инициативой, компетентно при-
нимающих управленческие решения специалистов. Для самоутверждения челове-
ка в обществе одним из актуальных решений является его профессиональное
самоопределение, при котором у студентов формируются общие и профессиональ-
ные компетенции:
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профес-
сии;
умение
организовать
собственную
деятельность,
выбрать
методы
и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами
Цель
исследования
–
изучение
проблемы
профессионального
и
личностного самоопределения молодежи.
Объектом
исследования
являются
студенты
Сыктывкарского
торгово-
экономического колледжа второго, третьего и четвертого курса.
.Самоопределение – это активный многоступенчатый процесс понимания
себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. [2; 99]
Можно выделить следующие виды самоопределения:
Профессиональное
–
процесс
принятия
решений,
кас ающихся
профессионального
развития
(выбор
профессии,
способа
и
места
обучения);
Личностное
–
это
определение
себя
относительно
выработанных
и
принятых человеком критериев становления личности. [1;127]
Направления,
способствующие
решению
профессионального
самоопределения молодежи:
системный подход к профориентации студентов;
общественно значимые мотивы выбора профессии;
особенности
профориентации
студентов
в
образовательных
учреждениях;
формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки
студентов к сознательному выбору профессии.
Стадии профессионального становления:
1.
зарождение и формирование профессиональных намерений;
2.
период профессионального обучения и воспитания;
3.
активное вхождение в профессиональную среду;
4.
полная
или
частичная
реализация
профессиональных
устремлений
и
возможностей личности в самостоятельном труде.
Получить
полное
представление
о
будущей
специальности
в
Сыктывкарском
торгово-экономическом
колледже
помогают
разнообразные
практические
занятия,
все
виды
практики,
экскурсии
на
предприятия.При
изучении проблемы профессионального и личностного самоопределения было
выявлено, что 31% студентов не уверены в правильности выбора профессии, 38 %
не знают какие профессиональные знания и умения им понадобятся в их будущей
профессии.
48%
опрошенных
студентов
изъявили
личное
желание
при
выборепрофессии. 51% респондентов ожидают от своей профессии высокую
заработную плату, а 59% студентов считают, что имеют потенциал для реализации
себя в своей будущей специальности менеджер (по продажам).
Таким образом, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в осно-
ве и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность
личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического
преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности -
творческой самореализации.
Библиографический список
1.
Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема
[Текст]/ Вопросы психологии .- 2015. -N 2. –С.124-138.
2.
Дружилов
С.А.
Человек
и
труд.
Основы
психологии
профессиональной
деятельности. - Новокузнецк: ИПК, 2016. - 104 с.