Напоминание

О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Федоренко Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Октябрьское, Пригородный район, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: полное образование





Назад




О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ

ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Современная школа требует от учителя сформировать у

учащихся систему знаний на высоком уровне

теоретического обобщения, который обеспечивал бы

понимание ими закономерностей развития природы и об-

щества, сущности научных теорий. В этом случае

усваиваемые знания включаются в новые связи, становятся

«действующим инструментом» в приобретении новых

знаний и преобразовании окружающей действительности.

Раскрытие общих теоретических положений отражается на

организации и уровне освещения учебного

материала и системы уроков.

Решая

проблему

формирования

обобщенных

знаний,

педагоги

сталкиваются

с

целым

рядом

насущных

для

обучения

вопросов:

отбором

необходимого

учебного

материала,

укрупнением

информационной

емкости

усваиваемых учащимися единиц учебного материала и за

счет

этого

сокращения

их

количества.

Формирование

обобщенных

теоретических

знаний

позволяет

разгрузить

содержание урока и системы уроков.

Усвоение

стержневых

в

учебном

предмете

систем

знаний

на

уроке

теоретического

обобщения

есть

необ-

ходимое

условие

формирования

у

учащихся

целостной

картины мира и материалистического мировоззрения.

С овладением обобщенными теоретическими знаниями

связано

развитие

познавательной

активности

и

са-

мостоятельности учащихся, что для современной школы

является

не

только

необходимым

результатом

обучения,

но и условием овладения учащимися сложным учебным

материалом, условием превращения знаний в убеждения.

Это

объясняется

тем,

что

овладение

теоретическим

обобщением

обеспечивает

ученику

активную

позицию

н изучении последующих вопросов учебного предмета. И

тем шире сформированное обобщение, чем обширнее сфера

его

применения,

возрастают

творческие

возможности

учащихся

и,

следовательно,

растет

их

познавательный

интерес к выполняемой работе. Таким образом, повышение

теоретического уровня содержания учебного материала и

развития

познавательной

самостоятельности

учащихся

логично

рассматривать

как

взаимозависящие

и

взаимообуславливающие

друг

друга

педагогические

проблемы.

Задачей современной школы является не только

обеспечение формирования теоретических знаний и

обобщенных способов деятельности, но и создание воз-

можности для широкого их применения.

Процесс поиска решения комплекса этих взаимосвязанных

проблем нашел отражение в книге Л. В. Занкова

«Дидактика и жизнь». Автор показал зависимости между

целью способами обучения и его результатами на примере

изучения математических законов в 1-м классе. Он

приводит примеры, с помощью которых иллюстрирует

основное направление, в котором должна осуществляться

перестройка обучения, вызванная необходимостью

активизировать деятельность учащихся, чтобы развивать их

познавательные возможности.

Изменение цели влечет за собой пересмотрение

результата, а вместе с тем и способов, обеспечивающих

определенный уровень усвоения. Освоение знаний ни

уровне овладения обобщенными понятиями, принципами,

закономерностями становится возможным в результате

активизации деятельности учащихся при освоении

конкретного содержания; осмысления содержательных

зависимостей в сочетании с осмыслением процесса со-

вершаемой учащимися деятельности.

Решение этих задач требует специальной методики

обучения. Существует взаимозависимость между

осознанием содержательных связей и зависимостей и

системой познавательных действий, которая приводит к

тому, что овладение знаниями объективных фактом,

научных обобщений, понятий и законов, их системой

следует считать основным направлением дидактики в

решении задач развивающего обучения. Активность

ученика, способность самостоятельно планировать

познавательную

деятельность зависят от познавательной

активности, уровня его подготовки, умения обобщать,

абстрагировать. Анализ организации усвоенных учащимися

знаний и умений, их содержательной структуры дает

возможность судить об особенностях операционной

структуры их познавательной деятельности.

Знания и умения, сформированные на разном уровне

обобщения, свидетельствуют о разном уровне про-

никновения в сущность содержания учебного материала, о

различии в операционной структуре познавательной

деятельности учащихся, а также уровне их самосто-

ятельности.

Усвоение на уровне понимания общего принципа,

общей закономерности, обобщенных понятий.

Усвоение на уроке осознания общей зависимости

позволяют ученику выполнить систему адекватных

действий. В результате понимания общей зависимости

рамки узкого, конкретного преодолены, «ученики видят в

совершаемой операции не только частное явление, свя-

занное со строго определенным содержанием и как бы

присущее не только этому содержанию, но и нечто само-

стоятельное, отличное от того содержания, на котором

совершается данное преобразование» [1]. Они обретают

самостоятельность, способность действовать, которые

растут по мере изучения темы.

Таким образом, обеспечивая усвоение теоретических

знаний, учитель на качественно более высоком уровне

осуществляет обучение и развитие учащихся. И силу

зависимости между целью, ориентирующей на

определенный уровень усвоения, и способом учения поиски

путей в решении этих задач неизбежно приводят к

необходимости перестройки процесса обучения.

Литература

1.

Раев А.И. Психологические вопросы программиро-

ванного обучения. Л., 1971. С.20-21.

2.

Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях

развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980.

3.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды

Педагогика, 1986.

4.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос,

1999.

5.

Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях

развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980.

6.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.:

Просвещение, 1972.



В раздел образования