Автор: Федоренко Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Октябрьское, Пригородный район, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: полное образование
О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ
ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Современная школа требует от учителя сформировать у
учащихся систему знаний на высоком уровне
теоретического обобщения, который обеспечивал бы
понимание ими закономерностей развития природы и об-
щества, сущности научных теорий. В этом случае
усваиваемые знания включаются в новые связи, становятся
«действующим инструментом» в приобретении новых
знаний и преобразовании окружающей действительности.
Раскрытие общих теоретических положений отражается на
организации и уровне освещения учебного
материала и системы уроков.
Решая
проблему
формирования
обобщенных
знаний,
педагоги
сталкиваются
с
целым
рядом
насущных
для
обучения
вопросов:
отбором
необходимого
учебного
материала,
укрупнением
информационной
емкости
усваиваемых учащимися единиц учебного материала и за
счет
этого
сокращения
их
количества.
Формирование
обобщенных
теоретических
знаний
позволяет
разгрузить
содержание урока и системы уроков.
Усвоение
стержневых
в
учебном
предмете
систем
знаний
на
уроке
теоретического
обобщения
есть
необ-
ходимое
условие
формирования
у
учащихся
целостной
картины мира и материалистического мировоззрения.
С овладением обобщенными теоретическими знаниями
связано
развитие
познавательной
активности
и
са-
мостоятельности учащихся, что для современной школы
является
не
только
необходимым
результатом
обучения,
но и условием овладения учащимися сложным учебным
материалом, условием превращения знаний в убеждения.
Это
объясняется
тем,
что
овладение
теоретическим
обобщением
обеспечивает
ученику
активную
позицию
н изучении последующих вопросов учебного предмета. И
тем шире сформированное обобщение, чем обширнее сфера
его
применения,
возрастают
творческие
возможности
учащихся
и,
следовательно,
растет
их
познавательный
интерес к выполняемой работе. Таким образом, повышение
теоретического уровня содержания учебного материала и
развития
познавательной
самостоятельности
учащихся
логично
рассматривать
как
взаимозависящие
и
взаимообуславливающие
друг
друга
педагогические
проблемы.
Задачей современной школы является не только
обеспечение формирования теоретических знаний и
обобщенных способов деятельности, но и создание воз-
можности для широкого их применения.
Процесс поиска решения комплекса этих взаимосвязанных
проблем нашел отражение в книге Л. В. Занкова
«Дидактика и жизнь». Автор показал зависимости между
целью способами обучения и его результатами на примере
изучения математических законов в 1-м классе. Он
приводит примеры, с помощью которых иллюстрирует
основное направление, в котором должна осуществляться
перестройка обучения, вызванная необходимостью
активизировать деятельность учащихся, чтобы развивать их
познавательные возможности.
Изменение цели влечет за собой пересмотрение
результата, а вместе с тем и способов, обеспечивающих
определенный уровень усвоения. Освоение знаний ни
уровне овладения обобщенными понятиями, принципами,
закономерностями становится возможным в результате
активизации деятельности учащихся при освоении
конкретного содержания; осмысления содержательных
зависимостей в сочетании с осмыслением процесса со-
вершаемой учащимися деятельности.
Решение этих задач требует специальной методики
обучения. Существует взаимозависимость между
осознанием содержательных связей и зависимостей и
системой познавательных действий, которая приводит к
тому, что овладение знаниями объективных фактом,
научных обобщений, понятий и законов, их системой
следует считать основным направлением дидактики в
решении задач развивающего обучения. Активность
ученика, способность самостоятельно планировать
познавательную
деятельность зависят от познавательной
активности, уровня его подготовки, умения обобщать,
абстрагировать. Анализ организации усвоенных учащимися
знаний и умений, их содержательной структуры дает
возможность судить об особенностях операционной
структуры их познавательной деятельности.
Знания и умения, сформированные на разном уровне
обобщения, свидетельствуют о разном уровне про-
никновения в сущность содержания учебного материала, о
различии в операционной структуре познавательной
деятельности учащихся, а также уровне их самосто-
ятельности.
Усвоение на уровне понимания общего принципа,
общей закономерности, обобщенных понятий.
Усвоение на уроке осознания общей зависимости
позволяют ученику выполнить систему адекватных
действий. В результате понимания общей зависимости
рамки узкого, конкретного преодолены, «ученики видят в
совершаемой операции не только частное явление, свя-
занное со строго определенным содержанием и как бы
присущее не только этому содержанию, но и нечто само-
стоятельное, отличное от того содержания, на котором
совершается данное преобразование» [1]. Они обретают
самостоятельность, способность действовать, которые
растут по мере изучения темы.
Таким образом, обеспечивая усвоение теоретических
знаний, учитель на качественно более высоком уровне
осуществляет обучение и развитие учащихся. И силу
зависимости между целью, ориентирующей на
определенный уровень усвоения, и способом учения поиски
путей в решении этих задач неизбежно приводят к
необходимости перестройки процесса обучения.
Литература
1.
Раев А.И. Психологические вопросы программиро-
ванного обучения. Л., 1971. С.20-21.
2.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях
развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980.
3.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды
Педагогика, 1986.
4.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос,
1999.
5.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях
развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980.
6.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.:
Просвещение, 1972.