Автор: Реутова Галина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Урок
Тема: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
Раздел: среднее образование
«Сложение и вычитание
обыкновенных дробей»
Выполнила учитель математики: Реутова Галина Александровна
Курск, 2020 г.
Урок математики в 5-ом классе по теме «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей»
Цели:
повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми
знаменателями;
развивать умение складывать и вычитать дроби с разными
знаменателями;
развивать логическое мышление, интерес к предмету через опору на
жизненный опыт и исторический материал;
воспитывать познавательную активность, культуру общения,
ответственность.
Ход урока.
I.
Организационный момент. (Записать число, классная работа, тему
урока, отметить отсутствующих)
II.
Целеполагание. Ребята,
с
какой
темой
мы
познакомились
на
прошлом уроке? - «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». А
теперь скажите, что мы уже умеем делать с дробями? (Сравнивать
обыкновенные дроби, сокращать их, складывать и вычитать дроби с
одинаковыми и разными знаменателями). А теперь давайте попробуем
определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны делать на
уроке,
чему
должны
или
можем
научиться.
Итак…
(Выслушать
предложения
ребят,
скорректировать
ответы,
сделать
выводы
и
сформулировать цели урока)
III. Итак цели поставлены. Начинаем работу, а для этого повторим:
1.
Устная разминка.
(слайд 3-11)
Слайд3. Какая часть квадрата закрашена на рисунках?
Ответ: а)
2
4
; б)
3
4
; в)
1
4
.
Слайд4. В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в декабре 31 день.
Какую часть года составляет февраль, а какую – декабрь?
Ответ: а)
28
365
; б)
31
365
.
Слайд5. Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов.
Какую часть суток он спит, а какую – учится?
Ответ: а)
3
8
; б)
5
24
.
Слайд6. Расположите дроби в порядке возрастания с соответствием
букв,
и вы прочтете имя древнегреческого ученого – основателя
библиотеки в городе Александрии, жившего в Древнем Египте
во II веке до н.э. Он впервые высказал предположение о том, что Земля
имеет круглую форму.
13
24
21
24
6
24
3
24
8
24
23
24
22
24
19
24
4
24
О
Ф
А
Э
Т
Н
Е
С
Р
Ответ: Эратосфен.
Слайд7. Расположите
дроби
в
порядке
убывания,
и
вы
прочтете
название самой маленькой страны в мире.
16
21
6
21
8
21
19
21
5
21
11
21
13
21
А
А
К
В
Н
И
Т
Ответ: Ватикан.
Слайд8,9. В корзинку помещается 600 г земляники. Наташа набрала
3
4
корзинки. Сколько граммов ягод набрала Наташа?
Ответ: 450г.
Слайд10,
11.
У
пристани
находится
10
двухместных
лодок
и
30
одноместных. Какую часть всех лодок составляют двухместные лодки?
Ответ:
1
4
.
2. Инсценировка.
Учитель: Ребята, вы знаете, что математика наука точная и она не
любит невнимательности, неаккуратности, неточности. Вот сейчас мы
и проверим насколько вы внимательны. Есть такой герой – Магистр
рассеянных наук. С ним всегда происходят разные нелепые истории. И
одну из таких историй вы сейчас услышите.
Аня: Однажды с Магистром рассеянных наук произошёл такой случай.
Собрался он в путешествие, вышел на улицу и увидел двух плачущих
детей.
Магистр: Что случилось? Вы наверное потеряли деньги?
Девочка: Нет. Мне мама велела купить ровно три четверти литра квасу.
Мальчик: А мне пол-литра. А бутылку я разбил. Куда мне теперь
наливать квас?
Девочка: В бидон входит только один литр.
Магистр:
Вам,
дети,
повезло,
что
вы
встретились
со
мной.
Нам
поможет арифметика. Тебе, девочка, нужно купить три четверти литра
– это
3
4
, а тебе, мальчик, пол-литра – это
1
2
. Теперь сложим эти
дроби:
3
4
+
1
2
=
4
6
=
2
3
, а в бидон входит 1 л или
3
3
л, так что
2
3
вы нальёте,
а
1
3
бидона останется пустой.
Аня: После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?
Ответ: На самом деле
3
4
+
1
2
=
3
4
+
2
4
=
5
4
, т. е это больше 1 л на
1
4
.
Молодцы! Какая дробь получилась у Магистра в результате сложения?
А какая на самом деле? Сравните эти дроби с 1.
IV. Фронтальный опрос. Повторение правила сложения и вычитания
дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
V. Откройте учебник на странице 158, найдите номера 546 (г) и 554.
(Ответ учеников у доски)
№546(г).
3
4
-
1
12
=
8
12
=
2
3
5
7
-
2
3
=
1
21
9
10
-
3
4
=
3
20
VI. Физминутка. Правильная дробь – руки вверх, неправильная – в
стороны.
№554.
2
3
+
1
6
=
5
6
(ч) длятся урок с переменой
Слайд13. Вычислите и установите соответствие между названием и
изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу
НАО.
VII. Обучающая самостоятельная работа (5 – 7 мин):
1-й вариант
2-й вариант
1
)
4
9
+
6
27
;
2
)
5
6
−
2
3
;
3
)
1
−
2
13
.
4
)
9
10
+
3
5
;
5
)
5
7
+
9
14
;
1
)
8
16
+
5
8
=
8
16
+
10
16
=
18
16
=
9
8
2
)
7
9
−
2
3
=
7
9
−
6
9
=
1
9
3
)
1
−
3
13
=
13
13
−
3
13
=
10
13
4
)
3
5
+
1
15
=
9
15
+
1
15
=
10
15
=
2
3
5
)
7
9
−
13
18
=
14
18
−
13
18
=
1
18
Слайд14. Ответы к самостоятельной работе:
1-й вариант
2-й вариант
(Работа в группах по проверке самостоятельной работы)
VIII. Итог урока.
IX .
Слайд15.
Домашнее
задание.Учебник,§33,
Задачник
№331,№
334,
№343,
№347 (по желанию).
X.Рефлексия.
Карточки для рефлексии.
Понравился ли тебе урок?
Что не понравилось на уроке?
Оцени свою деятельность на уроке.
Какой фрагмент урока был самым интересным?
1
)
8
16
+
5
8
=
8
16
+
10
16
=
18
16
=
9
8
2
)
7
9
−
2
3
=
7
9
−
6
9
=
1
9
3
)
1
−
3
13
=
13
13
−
3
13
=
10
13
4
)
3
5
+
1
15
=
9
15
+
1
15
=
10
15
=
2
3
5
)
7
9
−
13
18
=
14
18
−
13
18
=
1
18
1
)
4
9
+
6
27
=
12
27
+
6
27
=
18
27
=
2
3
2
)
5
6
−
2
3
=
5
6
−
4
6
=
1
6
3
)
1
−
2
13
=
13
13
−
2
13
=
11
13
4
)
9
10
+
3
5
=
9
10
+
6
10
=
15
10
=
3
2
5
)
5
7
+
9
14
=
10
14
+
9
14
=
19
14