Автор: Татьяна Николаевна Клочкова
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ "Шайковская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Шайковка Кировского района Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: Промежуточные результаты опыта работы урочной и внеурочной, воспитательной, коррекционной деятельности по реализации требований нового стандарта.
Раздел: среднее образование
Промежуточные результаты опыта урочной и внеурочной,
воспитательной, коррекционной деятельности по реализации
требований новой стандарта.
Стабильно положительные результаты освоения обучающимися
образовательных программ, по каждому классу.
Эффективность освоения обучающимися образовательных программ
доказывается 100% успеваемостью и высоким качеством обучения от 95%
до
100%
Стабильно
высокие
результаты
успеваемости
обусловлены
дифференцированным подходом в обучении.
Особой
областью,
влияющей
на
развитие
художественно-творческой
активности школьников, является внеурочная деятельность. Данная область
обладает
некоторыми
возможностями,
значимыми
для
развития
художественно-творческой
активности,
которые
не
могут
проявиться
в
полной
мере
на
традиционных
уроках:
большая
свобода
в
содержании
материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации
каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т.д.
Принцип деятельностного подхода к воспитанию утверждает, что только
в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельности он познает
себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими,
приобретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он
учится
защищать
себя
и
отстаивать
свое
человеческое
достоинство,
утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать,
радоваться
жизни.
Поэтому
организация
разнообразной,
творческой
и
эмоционально
насыщенной
деятельности
является
одной
из
важнейших
обязанностей педагога.
Выявим специфику учебной и внеурочной деятельности школьника.
Общее в них то, что знания, полученные на уроках, умения и навыки,
приобретенные
в
учебной
деятельности,
закрепляются
и
находят
практическое применение во внеурочной деятельности и наоборот: опыт,
приобретенный
во
внеурочной
деятельности,
находит
теоретическое
обоснование и практическое применение в учебной деятельности.
Внеурочная деятельность более эффективное средство в социальном
воспитании, так как различная предметность ее видов открывает широкие
пути
освоения
личностью
всех
сфер
жизнедеятельности,
позволяет
реализовать
устойчивее
познавательные
интересы,
самостоятельность,
практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении
различных дел. В практике часто к сожалению, внеурочная деятельность
рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для
приобретения
опыта
жизнедеятельности.
Доказано,
что
социальное
воспитание
личности
школьника
во
внеурочной
деятельности
очень
эффективно, если соблюсти некоторые требования, включающие в себя
цель,
задачи,
содержание,
формы,
методы
и
условия
воспитательной
деятельности и критерии ее эффективности.
Внеурочная деятельность - это процесс добровольной, осознанно
целенаправленной,
самодеятельной
и
творческой
жизнедеятельности
школьников и взрослых.
Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии в
ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана
с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления. Созданный им продукт - рисунок, лепная
поделка
и
т.д.
-в
значительной
мере
отражает
его
представления
об
окружающей
и
эмоциональное
отношение
к
миру.
В
изобразительной
деятельности
формируется
умение
различать
и
классифицировать
наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные
образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе
изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах
теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области
перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии
материалов,
также
учащиеся
получают
обобщенные
наглядные
представления
(схемы
о
практических
способах
и
последовательности
выполнения работ на плоскости и в объеме); технику (т.е. умения руки и
приемы работы различными инструментами и материалами).
Существуют
проблемы
для
успешной
реализации
поставленные
целей
и
задач
во
внеурочной
деятельности
-
это
оснащенность
наглядными
пособиями и материалами.
Организация внеурочной деятельности.
Для достижения результативности и эффективности системы внеклассной
работы мною разработана система по организации внеурочной деятельности
по предмету изобразительное искусство. Эта система включает совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих видов внеурочной деятельности:
1. Работа с талантливыми детьми.
2.
Организация
работы
кружка
«Чародейка»,
факультатива
«Художники-
умельцы»
3.
Организация деятельности учащихся по художественному оформлению
школы к различным мероприятиям и праздникам.
1. Работа с талантливыми детьми.
Работа с талантливыми и способными учащимися, их выявление и развитие,
является
одним
из
важнейших
аспектов
моей
деятельности.
По
итогам
работы
я
выявляю
способности
талантливых
школьников,
что
позволяет
выстраивать
совместно
с
учеником
индивидуальную
траекторию
его
творческого развития. Сюда же входит подготовка учащихся к творческим
конкурсам и предметным олимпиадам, защите проектов. На таких занятиях
происходит развитие их творческого мышления, расширение и углубление
знаний
учащихся
по
изобразительной
грамотности,
формируются
и
тактические навыки творческого самовыражения. Следствием данной работы
являются
призовые
места
учеников
в
различных
конкурсах
по
Изобразительному искусству.
2.
Организация
работы
кружка
«Чародейка»,
факультатива
«Художники- умельцы»
Следующее
направление
моей
внеурочной
деятельности:
кружок
«Чародейка»
и
факультатив
«Художники-умельцы»
Мною
разработана
рабочая
программа
кружка
для
5-7
классов
и
факультатива,
которая
рассчитана на 1 час в неделю в 6 классе. В процессе данной деятельности
реализуются следующие задачи:
1. Воспитание нравственно - эстетической отзывчивости.
2.
Развитие художественно-творческой активности.
3.
Формирование изобразительной грамотности.
По данной программе работаю четвёртый год, за это время количество детей,
посещающих кружок, возросло от 8 до 12 человек.
Программа
направлена
на
развитие
личности
через
изобразительную
деятельность, на мотивацию детей к творческому воображению, воспитание
эмоционально
- нравственной сферы ребёнка, его эстетической культуры,
чувства гармонии с собой и с окружающим миром.
3.
Организация
деятельности
учащихся
по
художественному
оформлению школы к различным мероприятиям и праздникам.
Не
менее
интересна
для
детей
работа
по
участию
в
оформлении
интерьера к различным мероприятиям и праздникам, которые проводятся в
нашей школе. (Новой год и рождество, 9 Мая, вечер встречи с выпускниками
школы, Осенний бал, Последний звонок.) Такой вид внеурочной работы
реализует
следующие
задачи:
воспитание
духовно-нравственной
сферы
учащихся,
развитие
их
творческого
потенциала,
креативного
мышления,
формирование чувства коллективизма и творческой активности личности.
Наличие системы воспитательной деятельности. Взаимодействие с
родителями.
Важным
компонентом
моей
воспитательной
работы
является
постоянное взаимодействие с родителями обучающихся. Основная цель -
создание единого воспитательного пространства. В данное время являюсь
классным
руководителем
8
А
класса.
Формы
работы
с
родителями:
родительские
собрания
,
общешкольные
конференции,
индивидуальные
консультации, КТД.
Благодаря
индивидуальным
беседам
и
консультациям
с
родителями
происходит совместное «раскрытие» личных качеств ребенка, что определяет
направление
индивидуальной
работы,
помогает
вместе
справиться
с
проблемами в обучении и воспитании ребёнка. Родители активно участвуют в
организации
экскурсий,
походов,
праздников.
Класс
занимает
высокие
позиции и место в школьном коллективе. Учащиеся моего класса активно
принимают участие в различных мероприятиях, проводимых в школе.
Участие родителей в коллективных проектах нашего класса с каждым
годом увеличивается.
Эффективность реализации развивающих задач.
Показателями результативности, позволяющих оценить внеурочную
деятельность
по
предмету
являются:
увеличение
числа
участвующих
в
конкурсах и олимпиадах, увеличение количества занимаемых призовых мест.
Эффективность
работы
моей
системы
внеурочной
и
воспитательной
деятельности доказывается результатами моих воспитанников.