Автор: Прокопьева Аида Семеновна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я)
Населённый пункт: г. Вилюйск Вилюйский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: «Профилактик стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков».
Раздел: среднее профессиональное
Доклад «Профилактик стрессов и укрепление эмоционального
здоровья подростков».
Сегодня
физиологами
и
гигиенистами
основным
фактором
риска
нарушения здоровья детей и подростков в школе видится стресс, который
переживают школьники. При этом необходимо ясно осознавать, что вреден не
сам
по
себе
стресс,
а
неспособность
ребенка
позитивно
переживать
отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может
послужить
толчком
к
развитию
различных
болезней.
Особенно
велика
вероятность
развития
такого
заболевания,
если
ребенок
страдает
хроническим недугом. Другое свойство негативных аффективных состояний
в том, что отрицательные эмоции могут накапливаться, в результате чего
может
случиться
«аффективный
взрыв».
Это
происходит
в
результате
повторения
травмирующей
ситуации
или
отсутствия
внешних
раздражителей, на которые негативные эмоции могут получить разрядку.
Таким
образом,
профилактика
психосоматических
расстройств
и
«аффективных взрывов «заключается в формировании у ребенка различных
способов
«канализации»
негативных
эмоций,
т.е.
В
формировании
готовности
«переадресовывай»
негативных
аффективных
импульсов
неживым
объектам
или
«отрыгивания»
без
ущерба
для
своего
здоровья
окружающих.
Такая профилактика должна быть связана с формированием речевых и
моторных
навыков
выражения
эмоциональных
состояний.
Человек,
обладающий
небогатым
арсеналом
средств
для
выражения
эмоций,
вынужден будет подавлять их. Это, в свою очередь, приводит к нарушениям
взаимоотношений, страхам, депрессиям, психосоматическим расстройствам.
Функциональное
назначение
эмоций
—
информационное.
Посредством
эмоций,
которые
испытывает
человек
по
отношению
к
тому
или
иному
явлению, он может оценить его с точки зрения полезности или вредности для
себя.
Иными
словами,
эмоции
дают
возможность
сформировать
субъективную картину мира и осознать свое место в ней. Но это произойдет
только в том случае, если человек сможет отрефлексировать собственные
эмоции
переживания.
Также
эмоции
играют
роль
«сил
быстрого
реагирования» (особенно в стрессовых ситуациях). В случае, если стресс
достаточно сильный, а человек не в состоянии выразить переживания, есть
вероятность, что они перерастут в депрессию. Потребность в выражении
эмоций существует у человека с самого раннего детства, и начинать учить
ребенка
выражению
своих
эмоций
следует
как
можно
раньше.
Однако
наиболее актуальной эта потребность становится в подростковом возрасте.
Связана она с тем, что подросток по-новому начинает осознавать себя в мире;
на него обрушивается огромное количество новых чувств и переживаний,
которые ему необходимо как-то осознать. Как выразить эмоции и «сохранить
лицо» в среде сверстников, как вести себя, чтобы быть правильно понятым?
Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому подростку.
Задача педагога — помочь ему в этом.