Автор: Прокопьева Аида Семеновна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Вилюйский техникум"
Населённый пункт: г. Вилюйск Вилюйский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: «Воспитательная работа с трудными детьми»
Раздел: среднее профессиональное
Доклад «Воспитательная работа с трудными детьми»
Выполнила: воспитатель общежития ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский техникум»
Прокопьева Аида Семеновна
Обучающихся
с
отклоняющимся
поведением
нередко
называют
трудными
и
педагогически
запущенными.
Понятие
«Трудные
подростки»
в
педагогике
получило
широкое распространение. Наряду с этим, часто говорится о педагогически запущенных
подростках, которые нарушают моральные и правовые норму поведения и далеко не
всегда поддаются общепринятым мерам воспитательного воздействия, особенно в первый
период работы с ними.
Трудный
учащийся
совсем
не
обязательно
нарушает
порядок.
Большие
затруднения испытывают педагоги и воспитатели с подростками, которые плохо учатся, но
установленного
порядка
не
нарушают.
Есть
подростки
замкнутые,
необщительные,
с
которыми
очень
трудно
найти
общий
язык.
Очень
сложно
работать
с
учащимися
с
психологическими чертами характера, с другими отклонениями в деятельности нервной
системы и психики.
Так
что
подходить
ко
всем
учащимся
с
отклоняющимся
поведением
нельзя.
Понятие
«педагогически
запущенный»
имеет
свой
смысл.
Отклонения
в
поведении
немалого числа учащихся обусловлены невниманием к их воспитанию, безнадзорностью,
а то и просто моральным влиянием со стороны окружающих их лиц.
Трудный подросток — результат прежде всего неправильного воспитания. Даже,
если у него не совсем в порядке нервная система или психика — это тоже следствие
каких-то
ошибок,
неблагоприятных
условий
воспитания.
Неправильным
воспитание
может
быть
не
только
в
семье.
Но
и
в
учебном
заведении.
Его
наиболее
частые
проявления:
неверный
подход
к
учащимся
со
стороны
педагога,
плохо
знающего
возрастную
и
психологическую
психологию,
или
просто
предвзято
относящегося
к
учащемуся;
отсутствие
со
стороны
педагога
должного
педагогического
такта,
противопоставление учащегося другим его сверстникам («Ты плохой, а посмотри, какие
вокруг
хорошие!»,
неправильное
использование
мер
педагогического
воздействия,
в
частности поощрений и наказаний, противоречия между словами и поступками педагогов
и многое другое. Безусловно, истоки отклоняющегося поведения чаще всего находятся в
семье. Но школа. Техникум не всегда видят эти истоки и поэтому не принимают должных
мер.
Чтобы
разработать
педагогически
целесообразную
стратегию
перевоспитания
трудного
подростка,
над
прежде
всего
выявить
его
индивидуальные
особенности
и
комплекс породивших отклоняющееся поведение причин, а уже потом на этой основе
принимать соответствующие меры.
Как известно, человек формируется в общении. Маленький ребенок, а потом и
подросток становятся полноценной личностью только в общении со сверстниками, со
взрослыми. У большинства трудных учащихся такого общения со взрослыми не было и
нет, и не просто общения, а такого, которое вызывает у подрастающего человечества
положительные переживания.
Поэтому взрослые в представлении такого ребенка не только не являются его
опорой и наставниками, не говоря уже — друзьями, защитой, но, наоборот, в них он видит
врагов. Недоброжелателей. Не доверяет им. Не считается с ними. Возникает барьер между
подростком
и
взрослым,
который
мешает
им
найти
общий
язык,
должное
взаимопонимание.
Учитывая
сказанное,
необходимо
серьезное
внимание
уделить
воспитанию
у
трудных
подростков
таких
гуманитарных
качеств,
как
доброта,
внимание
к
людям,
стремление прийти к ним на помощь, разделить их переживания, воспитать у подростков
тактичное отношение к людям. Эти качества прежде всего воспитываются в деятельности,
целью
которой
является
забота
о
человеке,
забота
о
больных
товарищах,
участие
в
благоустройстве
общежития,
забота
и
внимание
ребят
старших
курсов
над
первокурсниками.
Трудные
подростки
не
только
недоверчиво
относятся
к
людям.
Бывает.
Что
равнодушие, а то и недоброжелательное отношение взрослых ожесточает подростков,
делает их злобными. Отрицательное отношение к конкретным людям они неправомерно
обобщают и переносят на многих людей вообще. Но эта особенность поверхностна. А по
существу, любые, в том числе трудные подростки остро ощущают потребность в заботе,
тепле,
лавке,
только
стесняются
этого
и
скрывают
такую
потребность
под
личной
равнодушия,
грубости,
дерзости.
Поэтому
наряду
с
любыми
другими
формами
перевоспитания,
совершенно
необходимо
индивидуальное
шефство
над
трудными
учащимися.
Опыт
учебных
заведений
показал,
что
наставник
независимо
от
своего
положения, возраста и профессии должен быть настоящим другом трудного подростка.
Самым
близким
для
него
человеком.
Отношения
между
ними
должны
быть
доверительными, теплыми, подлинно дружескими.
У подростков, не получивших должного воспитания, нет многих необходимых
знаний о нравственном поведении и тем более соответствующего опыта. Вместе в с тем
аморальные
поступки
не
всегда
обусловлены
незнанием
норм
и
принципов
нравственности, отсутствием должных нравственных представлений и понятий. Поэтому в
процессе
перевоспитания
необходимы
и
нравственное
просветление
учащихся,
и
организация
опыта
нравственного
поведения.
Лучше
всего,
это
осуществляется
в
коллективной,
трудовой
и
общественной
деятельности.
Здесь
воспитываются
личная
ответственность и ответственность за своих товарищей и их дело, дисциплинированность,
умение
планировать
свои
действия
и
предвидеть
их
результаты,
формируется
воля,
настойчивость целеустремленность.
С
вопросами
о
дефектах
нравственного
развития
трудных
подростков
тесно
связано приобщение многих из них к курению и алкоголю. В последние годы заметно
выросло число несовершеннолетних употребляющих наркотики и токсичные вещества.
Все это отражается на здоровье, алкоголь разрушает также личность подрастающего
человека,
ослабляет
его
волю,
под
влиянием
алкоголя
подросток
теряет
чувство
самоконтроля
и
может
совершить
преступление.
Еще
более
пагубны
последствия
употребления
наркотиков
и
токсичных
веществ.
Большинство
наиболее
тяжких
преступлений
(убийство,
изнасилование,
нанесение
тяжких
телесных
повреждений)
совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения, либо с целью достать
средства для приобретения наркотиков и токсических веществ. Подросток употребляет
алкоголь или наркотики, не потому, что это доставляет ему, особенно в первое время,
удовольствие. Он стремится подражать старшим, выглядеть взрослым.
Под
влиянием
алкоголя
и
наркотиков
подростки
чувствуют
себя
свободнее,
раскованнее. Уходят от жизненно значимых для них проблем. В профилактике таких
нравственных отклонений наряду с антиалкогольной пропагандой и борьбой с курением
решающую роль играет формирование у учащихся здоровых духовных потребностей,
всяческое развитие их разумных интересов, организация содержательного досуга.
Учеба
и
производственная
деятельность
—
главные
сферы,
в
которых
формируется личность учащегося техникума. На особенности поведения и деятельности
подростков прежде всего в этих сферах и должно быть обращено внимание педагогов.