Напоминание

«Воспитательная работа с трудными детьми»


Автор: Прокопьева Аида Семеновна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Вилюйский техникум"
Населённый пункт: г. Вилюйск Вилюйский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: «Воспитательная работа с трудными детьми»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад «Воспитательная работа с трудными детьми»

Выполнила: воспитатель общежития ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский техникум»

Прокопьева Аида Семеновна

Обучающихся

с

отклоняющимся

поведением

нередко

называют

трудными

и

педагогически

запущенными.

Понятие

«Трудные

подростки»

в

педагогике

получило

широкое распространение. Наряду с этим, часто говорится о педагогически запущенных

подростках, которые нарушают моральные и правовые норму поведения и далеко не

всегда поддаются общепринятым мерам воспитательного воздействия, особенно в первый

период работы с ними.

Трудный

учащийся

совсем

не

обязательно

нарушает

порядок.

Большие

затруднения испытывают педагоги и воспитатели с подростками, которые плохо учатся, но

установленного

порядка

не

нарушают.

Есть

подростки

замкнутые,

необщительные,

с

которыми

очень

трудно

найти

общий

язык.

Очень

сложно

работать

с

учащимися

с

психологическими чертами характера, с другими отклонениями в деятельности нервной

системы и психики.

Так

что

подходить

ко

всем

учащимся

с

отклоняющимся

поведением

нельзя.

Понятие

«педагогически

запущенный»

имеет

свой

смысл.

Отклонения

в

поведении

немалого числа учащихся обусловлены невниманием к их воспитанию, безнадзорностью,

а то и просто моральным влиянием со стороны окружающих их лиц.

Трудный подросток — результат прежде всего неправильного воспитания. Даже,

если у него не совсем в порядке нервная система или психика — это тоже следствие

каких-то

ошибок,

неблагоприятных

условий

воспитания.

Неправильным

воспитание

может

быть

не

только

в

семье.

Но

и

в

учебном

заведении.

Его

наиболее

частые

проявления:

неверный

подход

к

учащимся

со

стороны

педагога,

плохо

знающего

возрастную

и

психологическую

психологию,

или

просто

предвзято

относящегося

к

учащемуся;

отсутствие

со

стороны

педагога

должного

педагогического

такта,

противопоставление учащегося другим его сверстникам («Ты плохой, а посмотри, какие

вокруг

хорошие!»,

неправильное

использование

мер

педагогического

воздействия,

в

частности поощрений и наказаний, противоречия между словами и поступками педагогов

и многое другое. Безусловно, истоки отклоняющегося поведения чаще всего находятся в

семье. Но школа. Техникум не всегда видят эти истоки и поэтому не принимают должных

мер.

Чтобы

разработать

педагогически

целесообразную

стратегию

перевоспитания

трудного

подростка,

над

прежде

всего

выявить

его

индивидуальные

особенности

и

комплекс породивших отклоняющееся поведение причин, а уже потом на этой основе

принимать соответствующие меры.

Как известно, человек формируется в общении. Маленький ребенок, а потом и

подросток становятся полноценной личностью только в общении со сверстниками, со

взрослыми. У большинства трудных учащихся такого общения со взрослыми не было и

нет, и не просто общения, а такого, которое вызывает у подрастающего человечества

положительные переживания.

Поэтому взрослые в представлении такого ребенка не только не являются его

опорой и наставниками, не говоря уже — друзьями, защитой, но, наоборот, в них он видит

врагов. Недоброжелателей. Не доверяет им. Не считается с ними. Возникает барьер между

подростком

и

взрослым,

который

мешает

им

найти

общий

язык,

должное

взаимопонимание.

Учитывая

сказанное,

необходимо

серьезное

внимание

уделить

воспитанию

у

трудных

подростков

таких

гуманитарных

качеств,

как

доброта,

внимание

к

людям,

стремление прийти к ним на помощь, разделить их переживания, воспитать у подростков

тактичное отношение к людям. Эти качества прежде всего воспитываются в деятельности,

целью

которой

является

забота

о

человеке,

забота

о

больных

товарищах,

участие

в

благоустройстве

общежития,

забота

и

внимание

ребят

старших

курсов

над

первокурсниками.

Трудные

подростки

не

только

недоверчиво

относятся

к

людям.

Бывает.

Что

равнодушие, а то и недоброжелательное отношение взрослых ожесточает подростков,

делает их злобными. Отрицательное отношение к конкретным людям они неправомерно

обобщают и переносят на многих людей вообще. Но эта особенность поверхностна. А по

существу, любые, в том числе трудные подростки остро ощущают потребность в заботе,

тепле,

лавке,

только

стесняются

этого

и

скрывают

такую

потребность

под

личной

равнодушия,

грубости,

дерзости.

Поэтому

наряду

с

любыми

другими

формами

перевоспитания,

совершенно

необходимо

индивидуальное

шефство

над

трудными

учащимися.

Опыт

учебных

заведений

показал,

что

наставник

независимо

от

своего

положения, возраста и профессии должен быть настоящим другом трудного подростка.

Самым

близким

для

него

человеком.

Отношения

между

ними

должны

быть

доверительными, теплыми, подлинно дружескими.

У подростков, не получивших должного воспитания, нет многих необходимых

знаний о нравственном поведении и тем более соответствующего опыта. Вместе в с тем

аморальные

поступки

не

всегда

обусловлены

незнанием

норм

и

принципов

нравственности, отсутствием должных нравственных представлений и понятий. Поэтому в

процессе

перевоспитания

необходимы

и

нравственное

просветление

учащихся,

и

организация

опыта

нравственного

поведения.

Лучше

всего,

это

осуществляется

в

коллективной,

трудовой

и

общественной

деятельности.

Здесь

воспитываются

личная

ответственность и ответственность за своих товарищей и их дело, дисциплинированность,

умение

планировать

свои

действия

и

предвидеть

их

результаты,

формируется

воля,

настойчивость целеустремленность.

С

вопросами

о

дефектах

нравственного

развития

трудных

подростков

тесно

связано приобщение многих из них к курению и алкоголю. В последние годы заметно

выросло число несовершеннолетних употребляющих наркотики и токсичные вещества.

Все это отражается на здоровье, алкоголь разрушает также личность подрастающего

человека,

ослабляет

его

волю,

под

влиянием

алкоголя

подросток

теряет

чувство

самоконтроля

и

может

совершить

преступление.

Еще

более

пагубны

последствия

употребления

наркотиков

и

токсичных

веществ.

Большинство

наиболее

тяжких

преступлений

(убийство,

изнасилование,

нанесение

тяжких

телесных

повреждений)

совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения, либо с целью достать

средства для приобретения наркотиков и токсических веществ. Подросток употребляет

алкоголь или наркотики, не потому, что это доставляет ему, особенно в первое время,

удовольствие. Он стремится подражать старшим, выглядеть взрослым.

Под

влиянием

алкоголя

и

наркотиков

подростки

чувствуют

себя

свободнее,

раскованнее. Уходят от жизненно значимых для них проблем. В профилактике таких

нравственных отклонений наряду с антиалкогольной пропагандой и борьбой с курением

решающую роль играет формирование у учащихся здоровых духовных потребностей,

всяческое развитие их разумных интересов, организация содержательного досуга.

Учеба

и

производственная

деятельность

главные

сферы,

в

которых

формируется личность учащегося техникума. На особенности поведения и деятельности

подростков прежде всего в этих сферах и должно быть обращено внимание педагогов.



В раздел образования