Напоминание

Прыжок в неизвестность. История Евроинтеграции.


Автор: Корчанова Наталья Леонидона
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: гимназия № 642 "Земля и Вселенная"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Прыжок в неизвестность. История Евроинтеграции.
Раздел: полное образование





Назад




Прыжок

в

неизвестность

.

История

Евроинтеграции

.

____________________________________________________________________________

Наталья Корчанова

Последние дни апреля - начало мая 1950 года. В этом скромном доме, примерно в 55 км от

Парижа, в Ужарэ идет напряженная интеллектуальная работа, «мозговой штурм». Мысль хозяина

дома, Жана Монне, сосредоточена на трех наиважнейших темах: франко-германские отношения;

уголь и сталь, выбранные по их символической значимости как ресурсы для ведения войны и для

развития тяжелой промышленности; наднациональное управление. Готов первый вариант

документа, и Моннэ показывает его своему верному соратнику и помощнику Пьру Ури, который

говорит: «Это меняет все, все вновь становится на место: германский суверенитет, Саар». Кто же

эти собеседники? И о чем они говорят?

Рис. 1. Дом-музей Жана Монне в регионе Иль-де-Франс

Жан Монне (Omer Marie Gabriel Jean Monnet, 1888 - 1979) родился в городе Коньяк в семье

негоциантов, он был внуком и сыном торговцев коньяком. Монне был серьезным и

дисциплинированным ребенком. В том мире, где он рос, все делалось сосредоточенно и

неторопливо, это был единственный способ получить качественный продукт – коньяк. Весной

1950 года ему уже 62 года, он пользуется во всем мире заслуженной репутацией человека,

которому удается все или почти все в области экономики и мировых финансов.

1

Рис. 2. Реклама коньяка торгового дома Монне «солнце в рюмке».

В 16 лет он покидает родной дом, даже не сдав все положенные для получения звания бакалавра

экзамены, и отправляется в Брюссель, а затем в Лондон с поручением от отца найти клиентов для

семейного коньячного бизнеса и учиться коммерции и английскому языку. С раннего возраста он

постоянно колесит по всему свету, встречается с самыми разными людьми и заводит деловые

знакомства в Европе, Азии, Африке и Соединенных Штатах. Полученные в юности уроки ведения

международного бизнеса, понимание необходимости и важности сотрудничества он усвоил

навсегда. Начало первой мировой войны застает Жана в Канаде, он сразу же возвращается во

Францию и хочет послужить своей стране, хотя по состоянию здоровья освобожден от военной

службы. Объединение военных усилий Франции и Англии кажется ему необходимым условием

для победы. В противном случае, как он считает, силы союзников распыляются. С помощью друга

семьи, адвоката из Коньяка Бенона, этому 26-летнему коммерсанту удается встретиться с

французскому премьером-министром Вивиани, который внимательно выслушивает его и

соглашается с разработанным им планом координации военных ресурсов союзников.

Направленный в Лондон, Жан Монне активно участвует в работе Союзнического Исполнительного

Совета (les Allied Executive Councils), который закупает и отравляет в Англию, Францию и Италию

зерновые. Затем Монне играет важную роль в объединении в общий пул морских судов двух

стран, осуществляющих морские перевозки, и снабжении промышленного производства на

континенте сырьем. Это позволило в 1917 году преодолеть тяжелые последствия, вызванные

подводной войной, которою вели немцы.

Жан Монне успел поработать по приглашению премьеров Франции и Великобритании в качестве

заместителя генерального секретаря Лиги Наций с момента ее создания в 1919 году, ему по праву

принадлежат заслуги по оздоровлению национальных валют Польши (1927) и Румынии (1928). С

1933 по приглашению тогдашнего правительства Китая он выполняет параллельно двойную

2

миссию: сначала разрабатывает план реорганизации китайской промышленности и строительства

железных дорог, «план Монне», и убеждает руководство Китая приступить к его выполнению.

Затем, заручившись доверием китайских инвесторов, он привлекает в страну американские

капиталы для финансирования постройки сети железных дорог на просторах Поднебесной.

В декабре 1939 года он, от имени французского правительства, председательствует в

двустороннем англо-французском совете, задачей которого было коллективное использование

производственных возможностей обеих стран для отражения немецкой агрессии. Вместе с

Черчиллем Жан Монне пытается склонить французское правительство к полному объединения

Франции и Англии, слиянию, которое позволило бы обоим государствам выступать единым

фронтом против нацизма. Но этому проект не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку

маршал Петэн согласился с фактом поражения Франции и 22 июня 1940 года подписал акт о

перемирии с немцами.

Уже в августе 1940 года француз Жан Монне направляется английским правительством в

Соединенные Штаты как член британского комитета по закупкам, прежде всего для переговоров

по военным закупкам. По приезде в Вашингтон, он становится одним из наиболее влиятельных

советников президент Рузвельта. Он убеждает президента США существенно увеличить массовое

производство вооружения для военных нужд союзников, по его выражению Америка должна

стать «арсеналом демократий». В 1941 году президент Рузвельт при согласии Черчилля вводит в

действие «Программу во имя победы» (Victory Program) что означает вступление в силу в

Соединенных Штатах военного курса. Принятая американским Конгрессом на следующий день

после Перл-Харбор, Программа (постройка в течение всего одного 1942 года 60000 самолетов,

45000 танков, морских судов водоизмещением в 8 миллионов тонн), казавшаяся большинству

американских промышленников и экономистов невыполнимой, будет осуществляться, и Жан

Монне будет одним из ее активных исполнителей и контролеров. «Жан Монне сократил войну на

один год»,- скажет однажды журналистам американский генерал-победитель Джордж Маршал.

В 1943 году на территории освобожденной от фашистов Северной Африки, в Алжире, создается

Комитет Национального Освобождения Франции, КНО

(

le Comité de Libération Nationale, KLN), в

котором Жан Монне ответчает за снабжение вооружением военных формирований сил

французского сопротивления. Именно тогда, 5 августа 1943 года, в разгар кровопролитных

сражений с немецкими войсками, которые идут по всему миру, он пишет, обращаясь к КНО: «Не

будет мира в Европе, если государства восстановятся на базе национального суверенитета с

вытекающими отсюда стремлениями к политическому превосходству и экономическому

протекционизму. Страны Европы слишком ограничены размерами своей территории, чтобы

обеспечить своим народам необходимое процветание и социальное развитие. Это возможно,

только если государства Европы образуют некую федерацию или «европейское целое», которое

обеспечило бы их экономическое единство».

А теперь, в 1950 году, в разгар мирового «психоза» холодной войны, этот уже не очень молодой

человек, генеральный комиссар комитета Плана (органа Французского правительства, созданного

генералом де Голлем для послевоенного восстановления и модернизации французской

промышленности), во время своих ежедневных пеших прогулок в лесах Монфор-Л’Амори

постоянно думает над тем, чтобы «кипение умов» вокруг европейской идеи воплотилось в

конкретные действия.

Пьер Юри (Pierre Uri, 1911-1992) получил образование в «Эколь Нормаль» как философ и был

дипломированным преподавателем этой гуманитарной науки, но затем, во время своей 6-

месячной стажировки в Принстонском университете в Америке заинтересовался экономикой и

всерьез ею занялся. К моменту встречи с Жаном Монне он известен во Франции своими

блестящими статьями на экономические темы. По мнению Монне Юри обладал высочайшим

интеллектом, великолепным знанием методов экономического анализа, необыкновенными

способностями решать сложные проблемы, подходя к ним с совершенно неожиданной стороны.

3

Рис. 3. Пьер Ури и Жан Монне.

Франко-германские отношения спустя пять лет после окончания войны были очень сложными.

Французская дипломатия под давлением американцев вынуждена отказаться от планов

расчленения Германии, но в то же время она испытывает жизненную потребность в немецком

угле, без которого металлургическая, да и вся промышленность Франции не может нормально

существовать. Поэтому усилия французского правительства были направлены на как можно более

длительное удержание под своим контролем Саарской области и на сохранение международного

контроля над производством угля и стали в Руре.

СААР -Саарская область (Saarland), c главным городом Саарбрюкеном (Saarbrücken)- земля на

западе Германии, на границе Германии и Франции, много раз переходила из рук в руки между

этими государствами. После первой мировой войны, в 1919 году, Саар был передан в управление

комиссии Лиги Наций, а угольные шахты - в собственность Франции. В 1935 году он по плебисциту

отошел к Германии. После Второй мировой войны Саарская область вошла во французскую зону

оккупации Германии и управлялась военным комендантом, полковником Жильбером Гранвалем,

бывшим командиром французского сопротивления. Ключевым моментом французской политики

в отношении Саара являлось французское управление угольными шахтами Саара и распределение

добытого ими угля. В политической сфере, по мнению французских государственных деятелей,

Саар должен был быть отделен от Германии и иметь автономный статус. В Саарской области были

собственные монеты - 1 франк, равный 100 сантимам, в июне 1947 года в Сааре была введена

марка Саара, но 15 ноября 1947 года французское правительство было уполномочено ввести

французскую валюту в Сааре для сближения экономики Саарра с экономией Франции. С 15 января

1948 года французский франк стал официальной единственной валютой в Сааре.

Рур - "оружейная мастерская" Германии. Франция и страны Бенилюкса требовали, чтобы тяжелая

промышленность Германии была поставлена под международный контроль, а обеспечение углем

этих стран из бассейна Рура было бы гарантировано. На конференции в Лондоне в марте 1948 г.

они добились своего: Рур был поставлен под контроль международной администрации. В ее

состав входили представители США, Великобритании, Франции, ФРГ и стран Бенилюкса. Комиссия

устанавливаливала нормы добычи угли и производства стали, которые были строго

сбалансированы между внутренним потреблением Германии и потребностями в этой продукции

других стран. Такое положение ущемляло Германию, которая продолжала чувствовать себя под

опекой стран-победительниц.

Для Монне было ясно, что для построения долговременного европейского дома Франция должна,

не забывая свои страдания и своих мучеников, протянуть руку Германии и согласиться считать ее

равным партнером. Однако каждый шаг к примирению встречался криками протеста, как в

Национальном собрании Франции, так и в только что возродившемся Бундестаге Федеративной

Республики Германии. Нужно было пригласить страны к участию в совместном предприятии,

достаточно реалистичном и в ограниченном временном промежутке, способном привести к

4

положительным результатом. Нужно было реализовать такое объединение не с помощью силы

или принуждения, но по обоюдному согласию. Идея Монне состоит в гениальном опережении:

поскольку все равно придется возвращать Рур и Саар Германии, почему бы не предложить ей

объединить угледобывающую и металлургическую промышленность двух стран под управлением

наднационального органа. Предложение поистине революционно: речь идет об объединении

отраслей промышленности, необходимых для производства вооружений и развития экономики.

С самого начала над разработкой плана создания объединения вместе с Монне работает и Этьен

Гирш (Etienne Hirsch, 1901-1994), с которым Жан Монне впервые встретился еще в Алжире в 1943

году. Гирш - инженер-химик, участник французского сопротивления (под именем капитана

Бернара), отец, мать, сестра и племянники которого погибли во время депортации французских

евреев, обратил на себя внимание генерала де Голля. Он служит под началом генерала сначала в

Лондоне, а потом в Алжире, где становится по приказу де Голля вице-директором по вооружению

воинских подразделений Свободной Франции. Еще в Алжире Этьен Гирш был вовлечен Жаном

Монне в обсуждение планов о послевоенном переустростве Европы, где не должно быть места

национальной изоляции, конфронтации и экономическому протекционизму. В послевоенной

Франции Гирш работает в комитете Плана под руководством Монне.

Жан Монне в своих воспоминаниях пишет, что вначале мысль поставить производство угля и стали

в нескольких странах под общее управление была не более чем теоретической концепцией. Для

детальной проработки этой идеи в загородный дом в Ужаре был приглашен Поль Рейтер (Paul Jean

Marie Reuter, 1911- 1990), профессор права, эксперт по международному праву из университета в

Экс-ан-Провансе, консультант по юридическим вопросам министра иностранных дел Робера

Шумана. В период с 16 апреля по 6 мая 1950 года было написано девять вариантов двух

документов – объяснительной записки и проекта декларации от имени французского

правительства, что потребовало от четверки авторов огромного напряжения и бессонных ночей.

Объяснительная записка представляла общую ситуацию, все ее опасности, необходимость

привнести конструктивное решение в разрешение германской проблемы, перспективы на

будущее, которые эти предложения открывают.

Декларация была короткой и была составлена в терминах, подходящих для того, чтобы

«возбудить» общественное мнение. Именно Поль Рейтер предложил создание и название

наднационального органа - Высший Руководящий Орган (La Haute Autorité), который должен

распоряжаться совместным производством угля и стали, обеспечением их продажи на

одинаковых условиях и улучшением качества продукции при соблюдении социальных гарантий

для шахтеров и металлургов в объединившихся странах. Предусматривалось полное устранение

таможенных барьеров и всех ограничений при транспортировке угля и стали внутри объединения

и создание специального фонда, который будет содействовать модернизации производства,

оказывая помощь трудящимся, которые могут стать жертвами этой модернизации.

Гирш, единственный из всей группы разработчиков инженер по образованию, обладавший

конкретным знанием функционирования французской промышленности, испытывает потребность

убедиться, опираясь на мнение компетентных экспертов, что предлагаемый проект объединения

не представляет опасности для Франции. Он, с ведома Монне, приглашает к себе двух экспертов в

сфере производства угля и стали во Франции, в квалификации, порядочности и способности

которых хранить тайну у него нет сомнений, и дает им прочесть оба документа. Поль Базейяк (Paul

Baseilhac), генеральный директор объединения всех национализированных после войны угольных

шахт севера Франции, прочитав оба документа, отмечает, что после осуществления предлагаемого

плана будут проблемы с маленькими угольными шахтами, так как европейская конкуренция

ускорит их закрытие, и нужно быстрее проводить реструктуризацию производства на мелких

шахтах всеми возможными способами. Реакция Алексиса Арона (Alexis Aron), наиболее знающего

французского эксперта в области металлургии, эмоциональна и лаконична: «Именно так или

иначе - смерть».

5

Теперь перед разработчиками революционной идеи встала задача найти человека во

французском правительстве, который обладал бы достаточными полномочиями и смелостью, мог

бы говорить от имени Франции и донести до всей мировой общественности план радикальных

преобразований. Документы (объяснительная записка и проект декларации) были направлены в

пятницу 28 апреля председателю Совета министров Жоржу Бидо (Georges Bidault), которому

непосредственно подчинялся Монне как генеральный комиссар Плана, через руководителя его

кабинета с просьбой назначить встречу для того, чтобы прокомментировать предлагаемый проект.

Сообщение осталось без ответа.

Тогда Жан Монне показывает документы Бернару Клапье (Bernard Clappier), руководителю

кабинета министра иностранных дел, человеку талантливому, прозорливому, с живым умом,

умеющему действовать и быстро принимать решения. Клапье читает тексты и восклицает:

«Потрясающе! Вы разрешите показать это господину Шуману?». Он берет копии документов и

едет на Восточный вокзал Парижа, откуда его шеф, руководитель внешнеполитического ведомства

Франции, Роберт Шуман (Robert Schuman) отправляется на уик-энд в свое имение. Клапье уже в

купе передает ему бумаги и говорит «Не могли бы Вы прочесть бумагу Монне? Это важно».

Встретив в понедельник своего патрона на платформе, Клапье слышит Я прочел проект, я

согласен». Чтобы понять такой однозначный ответ, нужно обратиться к биографии Робера

Шумана.

Рис 4. Робер Шуман, министр иностранных дел Франции

Робер Шуман (Robert Schuman, 1886 –1963) родился в Люксембурге, его родители были родом из

Германии, из долины реки Мозель в Лотарингии, но они обосновались в Люксембурге, когда

немецкий Рейх аннексировал Эльзас-Лотарингию. До 1918 года Робер имеет немецкое

гражданство. Он изучает право в Берлине, Мюнхене, Бонне, затем в Страсбурге, перед тем как

открыть свой кабинет адвоката в Метце (Северная Лотарингия). Выросший среди двух культур,

убежденный христианский демократ, Шуман очень рано включается в процесс примирения двух

общин - французской и немецкой. В первую мировую войну он служит в Рейхсвере (немецкой

6

армии). В 1919 адвокат Робер Шуман избирается депутатом от департамента Мозель, от того

самого региона, который был подвергнут значительной «германизации» с 1871 по 1918 годы. Он

привержен местным политическим традициям – христианской демократии. Первые баталии

Робера Шумана как депутата Национального собрания в Бурбонском дворце касаются защиты

специального статуса Эльзаса и Лотарингии. В парламенте он примыкает к правому центру и

состоит с 1932 до 1939 год в народно-демократической партии. Влияние Шумана как депутата еще

очень ограниченно, но его пацифистские убеждения уже достаточно крепки, чтобы заставлять его

раз за разом поддерживать инициативы, направленные на сохранение мира (поддержка политики

Бриана в 20-х годах и Мюнхенских договоров 1938 года). В начале Второй Мировой войны, он

голосует за предоставление неограниченных полномочий маршалу Петэну, но покидает

правительство. Арестованный гестапо и помещенный под домашний арест, он бежит и скрывается

в подполье с 1942 года. В 1945 году он министр финансов, в 1947 году премьер-министр, затем с

1948 по 1952 является министром иностранных дел Франции.

Уже в среду на заседании совета министров Шуман намеками говорит о проекте Монне. Это

провоцирует вспышку гнева у премьера Бидо, который немедленно вызывает к себе Жана Монне

и, держа в руках копии объяснительной записки и проекта декларации, кричит: « Кажется, это

написали Вы. Я бы хотел, чтобы такие документы поступали ко мне в первую очередь». Монне

спокойно отвечает ему: « Вы их и получили в первую очередь. Я Вам написал еще в пятницу».

Бидо ищет письмо и находит его на письменном столе.

Руководитель кабинета Шумана Клапье включается в работу над текстом декларации, и 6 мая, в

субботу, в 15 часов появляется окончательный вариант. 7 мая 1950 года, Шуман отправляет два

письма канцлеру ФРГ Конраду Аденауэру, чтобы информировать его о своих планах. Одно из них,

написанное от руки, содержало личное обращение к Аденауэру, где Шуман писал о том, что смысл

его предложения главным образом политический. Второе послание – тексты, составленные под

руководством Монне. Письма были отправлены, минуя официальные дипломатические каналы, с

сотрудником министерства Робертом Михлихом, уроженцем Лотарингии, который направлялся на

поезде в Бонн. Канцлер прочитывает оба послания и тут же отвечает Шуману, что он полностью

согласен с предложением.

7

Рис. 5. Конрад Аденауэр, Konrad Adenauer 1876 – 1967 первый канцлер Федеративной Республики

Германии.

Конрад Аденауэр родился в Кельне, где в 1917 году стал бургомистром. Он был любим жителями.

Изгоняется с должности бургомистра в 1933 году, спустя несколько недель после прихода к власти

Гитлера. Его многократно арестовывают или содержат под домашним арестом в период с 1934 по

1945 год. К концу войны, после неудавшегося покушения на Гитлера, ситуация становится опасной,

гестапо интернирует Аденауэра на долгие месяцы как врага нацистского режима. Победители

американцы снова возносят Аденауэра и он опять - бургомистр Кельна в 69 лет. Конрад Аденауэр

участвует в создании новой партии - Христианско-демократического союза (ХДС). 5 февраля 1946

года Аденауэр избирается председателем отделения ХДС земли Северный Рейн-Вестфалия, менее

чем через месяц он уже - председатель ХДС всей британской оккупационной зоны. Его избирают

председателем Конституционного Парламентского Совета, учрежденного в 1949 году западными

союзниками для выработки Основного закона, который стал определяющим этапом на пути

рождения западногерманского государства. 5 сентября 1949 года, группа парламентариев первого

Бундестага избирает Аденауэра, которому уже 71 год, федеральным канцлером. Он будет

занимать этот пост в течение 14 лет. Еще до получения предложений Шумана он писал «Не может

быть сомнения, что если бы французы и немцы в один прекрасный день сели за один стол, чтобы

вместе работать и вместе нести ответственность, то был бы сделан большой шаг вперед. Он

привел бы к огромным политическим сдвигам. Было бы удовлетворено французское стремление к

безопасности, и было бы предотвращено возрождение немецкого национализма». Вечером 8 мая

Аденауэр звонит премьер-министру Италии Альчиде де Гаспери (Alcide de Gasperi) и рассказывает

ему о предложении Шумана.

Теперь перед Жаном Монне и его единомышленниками встает вопрос о том, как обнародовать

проект и устроить его громкую презентацию. Во вторник утром, 9 мая 1950 года, на совете

министров Шуман изложил свое предложения, однако очень кратко. Оно было поддержано всеми

министрами. После завершения заседания Клапье звонит Монне и говорит «Дело сделано, можно

двигаться дальше». Незамедлительно было разослано приглашение французским и иностранным

журналистам собраться в Салоне часов в здании министерства иностранных дел на Кэ д’Орсе к 18

часам. До этого часа Шуман принимает послов европейских стран, чтобы сообщить им о сути

предложения. Итальянский посол Кварони сразу же отвечает , что его правительство соглашается

принять участие в объединении, что не удивительно, поскольку итальянский премьер де Гаспери

уже знал о содержании проекта от Аденауэра.

18 часов. Две сотни журналистов напряженно ждут. Входит министр иностранных дел Робер

Шуман. В зале присутствует Жан Монне, его жена Сильвия, Пьер Юри. Устанавливается тишина.

Шуман начинает говорить. Отрывисто, с сильным акцентом, который напоминает акцент «бошей»

он произносит: «Господа, речь идет не о декларациях, а о действии, о смелом действии, о

созидательном действии... Франция предпринимает первый решительный шаг европейского

строительства и привлекает к этому Германию». Дальше он говорит: «Мир на планете может быть

сохранен лишь созидательными усилиями, соизмеримыми с грозящими ему опасностями. Вклад,

который организованная и жизнеспособная Европа может привнести в цивилизацию, необходим

для поддержания мира между народами. Будучи в течение более чем двадцати лет активным

поборником объединенной Европы, Франция всегда рассматривала это как средство,

необходимое для укрепления мира».

Внимательным слушателям и потом читателям деклации эти слова должны напоминать о том,

именно министр иностранных дел Франции Аристид Бриан в сентябре 1929 года с трибуны Лиги

Наций в Женеве предлагал создать «своего рода федеративные связи» между странами Европы,

нисколько не покушаясь на их национальные суверенитеты. Это желание учредить европейское

объединение представлялось ему ответом на двойную «угрозу»: с одной стороны - экспансия

советского большевизма, а с другой - доминирование американского могущества. Именно

Франция бралась возглавить такой европейский проект. Двадцать семь европейских государств

Лиги Наций поручают Бриану опубликовать меморандум на эту тему. Его подготовил и представил

8

руководитель кабинета Бриана Алексис Леже. поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе,

его литературный псевдонимом Сен-Джон Перс (Saint-John Perse).)

Рис. 6 Страница из фрaнцузского еженедельника Journal de la semaine (Газета недели ) с

фотомонтажом: Аристид Бриан на трибуне зала заседания Лиги Наций , а за ним карта

Европы. Подпись: « К новой Европе».

Шуман продолжает:

«Единая Европа создана не была, и нам пришлось воевать. Единая Европа не будет сотворена

быстро, ее построение не может сразу охватить все сферы: она будет создаваться, опираясь на

конкретные достижения, формируя, прежде всего, реальную солидарность. Для объединения

европейских наций настоятельно необходимо исключить вековое противостояние Франции и

Германии. С этой целью французское правительство предлагает незамедлительное начать работу в

ограниченной сфере, но со всей определенностью: французское правительство предлагает все

франко-германское производство угля и стали подчинить общему Высшему Руководящему Органу,

в организации, открытой для участия других стран Европы.

Это производство будет открыто для всех без исключения для того, чтобы способствовать

повышению уровня жизни и прогрессу в деле сохранения мира.

Объединение основных производств и учреждение новой структуры - Высшего Руководящего

Органа, решения которого свяжут Францию, Германию и страны, присоединившиеся к ним,

именно это предложение заложит первые конкретные основы Европейской федерации,

необходимой для сохранения мира.

Обобществление производства угля и стали немедленно обеспечит становление общей базы

экономического развития, первого этапа на пути создания Европейской Федерации, и изменит

судьбу тех самых регионов, бывших долгое время вовлеченными в производство орудий войны,

непременными жертвами которой они постоянно были».

(Речь идет о регионах Германии (Саар, Рур), Франции (Лотарингия) и Бельгии, которые

располагались вдоль границ, но взаимно дополняли друг друга, они находились в одном

географическом треугольнике, который был искусственно разрезан государственными границами.

9

Рис. 7. Треугольник ЕОУС (Европейского Объединения Угля м стали) Карикатура, появивишаяся

в 1951 году в американской гезете Нью-Йорк Тайм. Условные обозначения: черный цвет - залежи

угля, штриховка - залежи железной руды, рисунок в виде шпалы – металлообрабатывающие

предприятия.

Министр иностранных дел Франции говорит:

«Общность интересов, которая образуется в процессе производства, продемонстрирует, что война

между Франции и Германии становится не только немыслимой, но и невозможной физически. Это

производство будет открыто для всех без исключения для того, чтобы способствовать

повышению уровня жизни и прогрессу в деле сохранения мира. Европа сможет с помощью

возросших возможностей добиваться реализации одной из самых неотложных задач: развития

африканского континента.

Таким образом, будет просто и быстро реализовано объединение важнейших интересов в

организации экономического сообщества и заложена основа сообщества более широкого и

глубокого между странами, долгое время разделенными кровавыми противостояниями.

Объединение основных производств и учреждение новой структуры - Высшего Руководящего

Органа, решения которого свяжут Францию, Германию и страны, присоединившиеся к ним,

именно это предложение заложит первые конкретные основы Европейской федерации,

необходимой для сохранения мира».

Декларация производит эффект разорвавшейся бомбы. Все европейские, и в первую очередь

французские газеты, печатают подробные статьи об инициативе Шумана. После получения

официального меморандума французского правительства Аденауэр выступает с заявлением, в

котором говорит о том, что Германия согласна на предложение Франции. Канцлер подчеркивает,

что французская инициатива заключается не в общих формулах, а в конкретных предложениях,

основанных на равенстве прав. Позднее, во время личных переговоров с Жаном Монне в своем

кабинете во дворце Шаумбург в Бонне, Аденауэр скажет « Господин Монне, я считаю

осуществление французского предложения своей самой важной задачей. Если мне удастся

довести это дело до конца, я буду считать, что не зря прожил жизнь».

В европейских странах, к которым впрямую обращена французская декларация, реакция в общем

положительная. Общественное мнение видит в ней знак уважения по отношению к Германии,

новый и конструктивный подход к решению проблем Европы и подготовки будущего. Либералы

выражают свои опасения в отношении «дирижизма», который будет осуществляться технократами

из Высшего Руководящего Органа. Социалисты, несмотря на текст декларации, боятся

возникновения картелей. Промышленники испытывают страх потерять свободу действий.

10

Националисты утверждают, что установление власти наднационального руководящего органа

-вещь неприемлемая для сохранения национального суверенитета.

Во Франции декларация производит в большей степени благоприятное впечатление на

общественное мнение. Тот факт, что Франция принимает на себя инициативу, хорошо воспринят.

Резко неприязненное отношение коммунистической партии проявляется незамедлительно. По

указанию Москвы коммунисты уличают проект в том, что таким образом, как они говорят, из

Германии создается база для агрессии против Советского Союза. Коммунисты изрыгают проклятия

«Новое предательство, новый шаг к войне» - пишет газета коммунистов Юманите (L’Humanité).

Прокоммунистический профсоюз - Всеобщая конфедерация труда, ВКТ (Confédération générale du

travail, CGT)касается тех же тем и выступает против наращиваний усилий по подготовке войны

против Советского Союза, а также против покушения на национальную независимость:

Профсоюзные деятели говорят, что этот пул угля-стали будет управляться наднациональным

органом и американскими капиталистами, которые будут играть в нем главную роль. Наконец, ВКТ

настаивает на том, что осуществление проекта может привести к безработице. Профсоюзы

некоммунистические - Французская Конфедерация Трудящихся Христиан (ФКТХ) ( Confédération

française des travailleurs chrétiens и Всеобщая Конфедерация Труда - Рабочая Сила (ВКТ-СР)

(Confédération générale du travail - Force ouvrière CGT-FO) - в принципе настроены благожелательно,

но они испытывают некоторое беспокойство по поводу судьбы трудящихся.

Объединение Французского Народа, ОФН (Rassemblement du peuple français, RPF) - политическая

организация, созданная 7 апреля в Страсбурге генералом де Голлем, также находится в

оппозиции, критикуя инициативу Робера Шумана. Голлисты не представляют себе слияние

французской и немецкой экономик, в этом они видят опасность для французской

промышленности, которая может быть вытеснена немецкой промышленностью. Они не приемлют

передачу части национального суверенитета органу, который они квалифицируют как

технократический и безответственный. Генерал де Голль резко критикует это «мешанину» из угля и

стали (méli mélo de charbon et d’acier). Голлисты призывают к тому, чтобы сначала создавалась

политическая организация, и только потом следовала экономика. Французские промышленники

также настроены против проекта: они видят в нем конец картелей производителей, которые

диктовали свои цены.

Американский президент Трумэн приветствует предложение: единая сильная Европа, связанная

союзническими узами с Соединенными Штатами, - бастион против СССР, это именно то, чего он

желает.

В Советском Союзе реакция полностью неприязненная, хотя французская декларация дает

заверения в мирных целях предлагаемой организации, с присутствием наблюдателей от

Объединенных Наций, в ее открытом характере для всех стран, в том, что ее продукция будет

предложена на рынки всего мира. Именно при таких условиях, одна из целей декларации,

международная разрядка, может быть достигнута. Но Советский Союз реагирует крайне

негативно, видя во французском предложении маневр, продиктованный Вашингтоном под

давлением банкиров, для воссоздания гигантского картеля, но не частного, а государственного.

Цель его может быть только одной – агрессия против Советского Союза.

В центральных газетах –

«Правде», «Комсомольской правде» появляются статьи с хлесткими названиями и выражениями в

тексте: «Разоблачить агрессоров»; «Против боннского сепаратного договора», «К.Аденауэр -

наместнику Гитлера», «План Шумана - план войны»; «планы интеграции - политика реванша и

агрессии».

Декларация сделала свое дело, теперь предстоит трудная работа по подготовке будущего

договора между странами, которые захотят участвовать в объединении угля и стали. Не зря,

отвечая на вопрос одного из журналистов после своего выступления в салоне Часов: «То, что Вы

предлагаете, это значит, это прыжок в неизвестность?» Робер Шуман спокойно говорит: «Именно

так, прыжок в неизвестность». Конференция шести стран – Франции, Германии, Италии, Бельгии,

Люксембурга и Нидерландов, принявших план Шумана была назначена на 20 июня в Париже. К

11

этому времени в результате обмена нотами уже стало ясно, что британское правительство не

согласно на создание наднациональной Верховной власти и передачи ей части своего

суверенитета и потому участвовать в создании объединения угля и стали не будет.

Помощники Монне, теперь уже не таясь, могли спокойно вести переговоры со всеми

заинтересованными в создании объединения лицами. К Этьену Гиршу обратился депутат

Национальный Ассамблеи Андре Филип (André Philip), который заметил, что в предлагаемом

проекте недостает демократизма. Как рассказывал Гирш, он, разделяя это мнение, обратился к

Монне, который его резко выпроводил, говоря, что ничего подобного он не видит... Но несколько

дней спустя Монне вновь позвал Гирша, чтобы тот ему вновь привел свои аргументы. Это и было в

основе проекта парламентской ассамблеи. Монне так этим заинтересовался, что попросил Эмиля

Бламона (Emile Blamont) , доктора права, генерального секретаря палаты депутатов

Национального Собрания Франции, собрать своих коллег из шести стран для определения статуса

этой ассамблеи.

К Этьену Гиршу пришла делегации металлургов каждой из шести стран. Обращаясь к пухлым

досье, которые они с собой принесли, профсоюзные лидеры хотели продемонстрировать, что

договор повлечет за собой разорение трудящихся, занятых в металлургии. Как раз их единодушие

показывало, насколько слабо обоснованны эти страхи.

Гирш посвятил целый вечер французам. Алекс Арон, который участвовал в разработке договора с

самого начала, начал с доклада, где представил преимущества договора. Жюль Обран ( Jules

Antoine Marie Philippe Aubrun) президент профсоюзной палаты рабочих металлургической

промышленности, его грубо оборвал и заявил, что не нужно никакого договора, но нужны только

дружеские отношения между профессионалами, как это было в войну и «потом не говорите о

конкуренции, удовлетворитесь здоровым соперничеством». Французские профсоюзные лидеры

не успокоились и обратились к председателю совета министров Франции, Рене Плевену (René

Pleven), который сменил на этом посту Жоржа Бидо. Плевен, давний сотрудник Монне, и тоже

сторонник объединения Европы вызывает к себе Гирша и говорит «Я понимаю, что надо

обобществить уголь, поскольку у нас его нет, но зачем это делать с железной рудой, которая у нас

есть?». Такая реакция даже сторонника интегративных процессов показывает, насколько трудно

было вести переговоры Монне и его сподвижникам.

Хорошим знаком для Монне, который с самого начала придавал большее значение переговорам с

профсоюзами, было то , что 23 мая 1950 года конференция Международной онфедерация

свободных профсоюзов в Дюссельдорфе заявила о своем согласии с планом Шумана и желании

сотрудничать.

Трудно было убедить правительство Люксембурга, для которого металлургия в том время являлась

единственной развитой отраслью тяжелой промышленности, спинным хребтом его экономики,

что в результате объединения под началом Верховного органа власти их маленькая страна не

пострадает.

В том же самом салоне Часов на Кэ д’Орсе 20 июня открылась конференция, на которой

присутствовали делегации шести стран, около 60 человека. 21 июня Жан Монне, в течение более,

чем двух часов излагал и объяснял французский проект Европейского Сообщества – именно в этот

день было прилюдно произнесено это название. Монне особенно подчеркнул источник

независимости и самостоятельности Верховного органа власти – собственное финансирование за

счет отчислений от реализации угля и стали, а не счет поступающий от каждого государства

отчислений. Кроме того, уже были упомянуты Парламентская Ассамблея и консультативные

комитеты. В тексте, который был роздан по окончанию первой встречи для печати,

присутствовало очень важное уточнение: «Выход из Сообщества государства, являющегося его

членом, может произойти только при согласии всех других членов с таким выходом и его

условиями», из чего следовало, что сообщество создается между народами, которые вступают в

него без намерения повернуть вспять. Монне и его единомышленникам, к которым теперь

12

относился и член немецкой делегации профессор Вальтер Хальштейн ( Walter Hallstein),

предстояла еще сложнейшая задача убедить остальные правительства в том, что создается не

просто очередной межгосударственный союз, а совершенно новое образование и уже нельзя

будет говорить о тяжелой металлургии итальянской, французской и т.д., потому что будет только

европейская черная металлургии, в чем и заключается цель плана Шумана.

Конференция продолжается, и Монне опять обращается за юридической помощью к Полю

Рейтеру. Он тут же создает комитет юристов, который подготовил к 5 августа 1950 года проект

соглашения, в нем уже присутствуют все институты будущего европейского объединения, в том

числе и специальный совет министров.

18 апреля 1951 года договор, учреждающий Европейское Объединение Угля и Стали, ЕОУС

(Communauté Européenne du Charbon et de l’Acier, CECA), на срок 50 лет, парафируется на Кэ-д’Орсе

в Париже. Каждый подписавший его получил специальный экземпляр договора, отпечатанный в

Национальной французской типографии на тонком пергаменте из Голландии немецкими

чернилами, для его переплета использован бельгийский пергамент и люксембургский клей, а

закладки прибыли из Италии.

Рис. 8 Подписание Римского договора об учреждении ЕОУС

Договором учреждается Высший Руководящий Орган (Haute Autorité), , Парламентская Ассамблея

(Assemblée parlementaire), Суд (Cour de Justice) и Совет Министров (Conseil de Ministres).

Высший Руководящий Орган независим от правительств, состоит из членов, вошедших в него

благодаря своей личной компетенции, они не будут представителями своих стран, но будут

действовать, применяя положения договора в духе единой Европы. Это громадная

институционная новация - создание своего рода европейского ареопага из 9 членов, в котором

каждая страна не может иметь больше, чем двух представителей. Члены Высшего руководящего

органа и их президент будут назначаться при общем согласии шести правительств, но

осуществлять свои функции будут абсолютно независимо.

Парламентская Ассамблея создана по просьбе парламентариев для установления

демократического контроля над Высшим руководящим органом. Ассамблея сможет

ниспровергнуть Высший руководящий орган большинством в две трети голосов, но только в

момент представления им своего ежегодного доклада. Ассамблея формируется из

13

делегированных парламентариев стран-участниц в строго определенном количестве: общее

количество - 78 членов, по 18 из каждой из больших стран, 10 из Бельгии и Нидерландов, 4-х из

Люксембурга. Эти парламентарии свободны в своих выступлениях и голосовании, они

организуются не по национальной принадлежности, а по политическим пристрастиям

(христианские демократы, социалисты, либералы и т.п.).

Суд учрежден для того, чтобы следить за выполнением договора и для разрешения споров между

странами-участницами или странами-участницами и Высшим руководящим органом. Совет

министров учрежден по просьбе представителей Бенилюкса, которые опасались, как бы Высший

руководящей орган не оказался под влиянием двух самых мощных партнеров в Объединении:

Франции и Германии и не пренебрег бы мнением малых стран. Признано, что необходима связь

между действиями Высшего руководящего органа, обладающего властью в двух секторах

экономики – угле и стали, и правительствами, которые отвечают за экономическую политику их

стран. Необходимо избежать создания совета министров классического типа, как в организациях

по международному сотрудничеству. Этот совет, как органический элемент наднационального

сообщества, будет обязан налаживать связь между секторами экономики, отвечающими за уголь и

сталь, которые находятся в ведение Высшего руководящего органа, и всей остальной

экономической активностью разных стран, когда невозможно изолировать уголь и сталь от общего

экономического контекста. Он будет выдавать свое «авторитетное мнение», то есть свое согласие

в отношении наиболее важных решений Высшего руководящего органа. Принятие решений в

Совете министров по наиболее важным вопросам должно приниматься единогласно, по другим

вопросам – большинством голосов при условии, что два главных производителя угля и стали не

оставались бы в меньшинстве.

Высший

Руководящий

Орган

контроль

совет

назначение

консультации,

ориентирование

предложения,

контроль

назначение

уполномочивание

назначение

Консультативный комитет

(представители

гражданского общества)

Правительства стран-членов

Национальные парламенты

Парламентская

ассамблея

Наднациональная

инстанция

Согласительный

орган

Национальный

инстанция

Совет министров

Суд сообщества

Рис. 9. Схема институтов Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) Communauté

Européenne du Charbon et de l’Acier (CECA)

Договор очень четко определял задачи объединения угля-стали. Это жесткий договор-закон,

поскольку Высший Руководящий Орган должен будет следить за снабжением углем создаваемого

Общего рынка этого сырья; обеспечивать его равнодоступность для всех потребителей; следить

за установлением как можно более низких цен; помогать модернизировать его добычу, следить за

соблюдением правил честной конкуренции; поощрять развитие внутриевропейских

взаимообменов путем устранения таможенных барьеров, различных норм, субсидирования и

запретительных мер; определять основные цели: создавать условия, благоприятствующие более

рациональному распределению угля и стали на уровне их производства.

Договор предусматривает способ финансирования рабочих органов: это европейский налог,

который платят непосредственно фирмы – производители угля и стали в органы сообщества, он

14

составляет определенный процент от их торгового оборота. Таким образом, финансирование

ЕОУС в отличие от того, что происходит в других международных организациях, не зависит от

правительств стран-членов, что будет придавать Высшему Руководящему Органу достаточную

большую независимость.

У партнеров Франции нет больших трудностей с ратификацией Парижского договора в

национальных парламентах. В Федеративной Германии против голосуют только несколько

коммунистов и социалисты, которые утверждают, что ЕОУС позволит надолго сохранить контроль

над германской промышленностью. В Нидерландах, Бельгии и Люксембурге против несколько

коммунистов; в Италии – коммунисты и социалисты. Но в Бельгии социалисты воздерживаются от

голосования, поскольку они думают, что договор не предоставляет достаточных гарантий

шахтерам (хотя в нем предусмотрены меры переходного периода для бельгийской

угледобывающей промышленности, переживающей в то время трудности).

Но во Франции ратификация проходит не так легко. В Национальной Ассамблее, сформированной

по результатам выборов 17 июня 1951 года, заметно ослабили свои позиции партии, наиболее

благожелательно относящиеся к европейской интеграции - НРД (Народное Республиканское

Движение) и социалисты, в то же время появилось более сотни депутатов-голлистов, крайне

отрицательно настроенных к ЕОУС. Коммунисты (100 мест) остаются ярыми противника договора.

В таких условиях, решение зависит от группы независимых депутатов, которая может оказаться

восприимчивой к аргументам голлистов и кампании, которую развернули промышленники,

выступающие против договора. Но все-таки решение о ратификации договора достигнуто 13

декабря 1951 года 377 голосами «за». «Против» выступило 233 депутата - коммунисты, голлисты и

несколько независимых. Национальная Ассамблея разрешает правительству ратифицировать

договор. Более сложно дебаты проходят в Совете Республики, поскольку там велико

представительство коммунистов, голлистов и правых консерваторов, которые еще более

нерешительны, чем их коллеги в Национальной Ассамблее. Министрам приходится убеждать,

обещать, брать на себя обязательства внутреннего порядка, такие как разработка

законодательной программы для металлургии, для угледобывающей промышленности, для

транспорта. Многие сенаторы хотят затормозить введение в действие положений договора, в

ожидании возможного снижения цен на уголь и сталь во Франции, тогда как по мысли авторов

договора, именно введение Общего рынка и должно вызвать снижение цен на французский

уголь и французскую сталь. В конце концов Совет Республики 2 апреля 1952 года одобряет договор

177 голосами против 31 (коммунисты) при 87 воздержавшихся (голлисты и умеренные).

После ратификации договора правительства быстро находят согласие по поводу состава Высшего

руководящего органа, президентом которого естественно назначается Жан Монне, и Суда.

Национальные парламенты определяют своих представителей в Ассамблею сообщества от каждой

политической группы пропорционально ее представительству в парламенте, но коммунисты

отказываются в ней участвовать. Вопрос о месте пребывания учреждений Сообщества оказывается

очень щекотливым и решается на заседании глав правительств и министров иностранных дел

шестерки. У каждой страны был свой город-кандидат. Страсбург предлагала Франция, Льеж –

Бельгия, Гаагу – Нидерланды, Турин – Италия. Робер Шуман верит, что можно выйти из тупика,

предложив Саарбрюкен: Саар станет отдельным европейским округом, что позволит ЕОУС быть

как бы у себя дома и это приведет к решению проблемы статуса Саара. Но это предложение не

принимается Аденауэром, который видит в нем средство сохранить навсегда отделить Саар от

Германии.

Дискуссия по поводу столицы ЕОУС началась во вторник утром, а закончилась в субботу на

рассвете. Не придя к окончательному согласию в вопросе о строго определенном месте

пребывания учреждений сообщества, министры приняли предложения премьера Люксембурга о

временном размещении Высшего руководящий органа и Суда в городе Люксембурге. Что касается

Ассамблеи Сообщества, то ее секретариат будет располагаться в Люксембурге, но она будет

заседать она будет в Страсбурге, чтобы установить связь с Консультативной Ассамблеей Совета

Европы.

15

Конференция закончилась, приняв решение о четырех официальных языках сообщества

(французский, немецкий, итальянский и голландский).

Договор вступает в силу 25 июля 1952 года. В 1953 году уголь, железная руда и металлолом (10

февраля) и сталь (1 мая) уже свободно циркулируют в Европе к взаимной и очень большой выгоде

как потребителей, так и производителей. Первый слиток выплавленного «европейского» металла

произведен в 1954 году .

Рис. 10 Первый «европейский» металл

Итак, первый прыжок в неизвестность оказался удачным. Жан Монне, Робер Шуман и Конрад

Аденауэр – отцы-основатели объединенной Европы заложили основы современного Европейского

Союза, в который входит сегодня 27 европейский стран, где проживает более полмиллиарда

европейцев. Заслуги этих выдающихся политиков двадцатого столетия в деле сохранения мира и

создания Единой Европы отмечены премией Карла Великого, Жану Монне решением глав

государств и правительств Европы, собравшихся в 1976 году в Люксембурге, присвоено звание

почетного гражданина Европы (Citoyen d'honneur de l'Europe).

16

Рис. 11. Портреты Жана Монне на открытках и марках

17



В раздел образования