Напоминание

Урок – обобщение в 5 классе по теме « Лексика». «Слово о словах».


Автор: Письменная Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Янтарный
Населённый пункт: Аксайский район Ростовская область
Наименование материала: Обобщающий урок по теме "Лексика"
Тема: Урок – обобщение в 5 классе по теме « Лексика». «Слово о словах».
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – обобщение в 5 классе по теме « Лексика». «Слово о словах».

Цели:

- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;

- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;

- создать на уроке ситуации, в которых учащиеся проявили себя как личность: могли бы осознанно

высказать своё мнение, самостоятельно принять решение, умело оценить себя и других;

- воспитывать любовь к родному языку – богатому и развитому языку мира.

Ход урока.

На проекторе слова о языке:

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

К.Паустовский

Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для

нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности.

Н.М.Карамзин

Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим

сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины. Кто дорожит родным словом. Человек,

который не любит языка матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и

племени.

В.А.Сухомлинский

1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы не только поговорим о словах русского языка, но и

постараемся проявить смекалку, языковое чутьё при выполнении самых разных заданий по теме

«Лексика».

Слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Известный русский философ Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью,

власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Так

пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Пусть оно

всегда будет чистым и новым.

Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями.

Ученик. Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово

понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь, чтобы

о чём- то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать»

Самые простые слова – названия того, что нас окружает.

Ученик. Чтение стихотворения М.Пляцковского

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово - ракета.

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель,

Есть книжное слово – страница,

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех…

Учитель. Сила слова - беспредельна. Вспомним пословицы о словах:

Сердечное слово до сердца доходит.

Слова – жемчуг, но когда их много- они теряют цену.

Слово – серебро, молчание – золото.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Пустые слова, что орех без ядра.

Учитель. «Хромое слово – кривая речь», - гласит ещё одна русская пословица. Действительно, чем

больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не

была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы

будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.

Ученик. Чтение стихотворения «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Учитель. Ребята, вы очень хорошо сказали о том, какую роль играет слово. А теперь поиграем в игру

«Переводчик». (ученики делятся на 3 группы, каждая группа получает своё задание). На доске

критерии оценки:

«5» - грамотно

«4» - есть одна неточность

«3» - есть 2 неточности

«0» - более 3 неточностей

Задание 1 группе: заменить все слова в предложении синонимами (кроме служебных)

1.Доктор прописал пациенту инъекции. 2.Разъярённая вьюга замела тропинки. 3. Шофёр вновь

стал внимательно всматриваться в мрак. 4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Задание 2 группе: найдите иноязычные слова, замените их русскими.

1.При проверке было выявлено немало дефектов. 2. Он пишет мемуары. 3. Ваши аргументы

неубедительны. 4. Все работали с энтузиазмом.

Задание 3 группе: заменить старославянские слова русскими.

1.Горят румянцем свежие ланиты. 2. Старец нахмурил чело. 3. Построен град великий над

рекой.

4. Устами младенца глаголет истина.

Учитель. Второй этап. Задания по группам.

Задание 1 группе: раскрыть значение слова дом в отрывке. Как называются эти слова?

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка сберегла

За тыщу вёрст от дома.

Задание 2 группе: объяснить значение словосочетаний в контексте.

Сердечный человек, сердечный приём, сердечная мышца, глухой старик, глухой голос, глухой

переулок.

Задание 3 группе: определить значение слова разбить в предложениях.

1.Петя разбил себе нос. 2.Туристы разбили палатку. 3. Разбили врага наголову. 4. Лесоводы

разбили участок.

Учитель. Объявляется тайм –аут для всех групп. Отгадаем загадки. Отвечаем хором.

Я антоним слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня …

Я антоним слову лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я…

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,называюсь…

Учитель. Вспомним и синонимы.

Я тоже, что и ураган, но только гость восточных стран

На море я гроза для шхун, а называюсь я…

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток

Пока начнётся новый акт, мы называем все…

На время что-то прекратив, мы объявляем …

В борьбе, в труде устали слишком, дают уставшим …

Учитель. Внимание, третий этап! Определи, что я?

Задание 1 группе: в каждой паре найдите слова одинаково звучащие, но с разными значениями. Как

называются эти слова?

1.

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Лекции – очень важный вид

обучения.

2.

Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом. Отец

усовершенствовал коленчатый вал.

3.

Тракторы перепахивали пар. Пар выбивался из-под крышки кастрюли.

Задание 2 группе: Найти синонимы в каждой паре.

1.

Когда едешь в путь, будь осторожен. Всякая дорога вдвоём веселей.

2.

Я к нему оком, он боком. Свой глаз - алмаз

3.

Что испёк, то и кушай. Чем больше ешь, тем больше хочется.

Задание 3 группе: найди антоним.

Близкий берег -, близкий человек-, весёлая комедия -, весёлое настроение -, глубокий

колодец -, глубокие знания -, мелкая рыба -, мелкая река -.

Учитель. Игра «Перевёртыши»

Задание 1 группе: замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало

употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица,

сладкий пирог, колючий ёж, золотые часы.

Задание 2 группе: замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол – сказуемое приобрёл

переносное значение.

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш

улыбается. Птица поёт. Дети играют.

Задание 3 группе: подбери антоним.

Грусть -, мрак -, близко -, храбрец -, порицание -, холод -, ложь -, работать -.

Заключительное слово учителя. Ребята, на сегодняшнем уроке вы ещё раз убедились в богатстве

родного языка, его многообразии, выразительности. Вот как сказал об этом русский поэт и писатель

И.А. Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы , на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь!

Прислушаемся, ребята, к этому мудрому совету Бунина.



В раздел образования