Напоминание

из опыта работы


Автор: Беляева Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Урожайненская СОШ
Населённый пункт: село Урожайное Советского района Алтайского края
Наименование материала: "Формирование навыков осознанного,выразительного, правильного чтения через индивидуальные, групповые формы работы"
Тема: из опыта работы
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у

младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы

работы

Из опыта работы учителя начальных классов:

Беляевой Натальи Васильевны

Чтение должно стать для ребенка

очень тонким инструментом овладения

знаниями и вместе с тем источником

богатой духовной жизни.

В. А. Сухомлинский

Проработав в школе учителем начальных классов 23 года, я убедилась, что чтение-

основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития

интеллектуального потенциала ребёнка. Падение интереса к чтению является фактом

сегодняшней жизни. Особенно тревожная ситуация складывается с детским и

подростковым чтением. Всем известно, что всё обучение в начальных классах строится

через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью,

если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на

всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать

задачи.

Большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе,

связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и

учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса

учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения

информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более

заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.

Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной

литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разно уровневой подготовкой к

школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому,

беседуя с родителями, посещая квартиры, я интересуюсь наличием детской библиотеки в

доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно много, но родители

читают их с детьми редко.

Что делать учителю? Как выводить детей с недоброжелательно-равнодушным отношением

к книге и чтению из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного

заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни

о чём думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что «там» происходит.

Как учителю выбрать и освоить подходящие ему и его ученикам приёмы и способы

обучения умению и желанию читать? Как совершенствовать технику чтения?

Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное

время существования человечества и было разработано огромное количество различных

техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по

выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе

развития общества.

В связи с этим, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес

к чтению. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Отсутствие интереса к чтению является главной проблемой подрастающего поколения,

проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость,

правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно

использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок

чтения. Взяв за основу передовые педагогические технологии Д.Б. Эльконина –

Давыдова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, новаторские идеи В.Н.Зайцева по

совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию,

направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного

чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы

работы.

Цель обучения вижу в следующем:

активизация познавательной деятельности учащихся

через уроки чтения.

Для достижения своей цели, я поставила перед собой такие задачи:

развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость;

развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе,

паре;

развитие речи учащихся;

развитие познавательного интереса младших школьников.

Концептуальной основой моего опыта являются следующие положения:

– обучение должно идти впереди развития;

– системность и целостность содержания учебного материала;

– включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы

обучаемого;

–доверительная атмосфера между учителем и учеником.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг,

или говоря научно, мотивация.

Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт стимул. Я не учу ребёнка любить книгу.

Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём

любопытство, желание узнать ещё больше.

Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни

в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой

дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут

дать советы.

Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника,

радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок,

ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках,

пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки,

хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. Играем на уроках в разные игры,

например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают”

для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини - пух, Мальвина и др. Приходит в гости

и Весёлый карандаш, умеющий рисовать картинки, оживающие с помощью детей.

Занимательный материал на уроках даю в виде сюжетных картинок, , игровых и

проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к

слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по

выражению С. Я.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала,

воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.

Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки

ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю

индивидуальную подготовку ребят. Не читающих детей беру на особый контроль,

занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец,

начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха.

Для меня очень важно, работая с детьми не читающими, не упустить тех детей, которые

хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед

классом карточки (отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-

малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у

остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих

одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.

Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя

пословицы, поговорки, скороговорки.

Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На

всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я

их выписываю перед уроком на доске. Значение слов объясняют сами дети, если же они не

могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа

помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.

В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это

еже урочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки,

само замер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа

налево.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый

ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном

чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось

сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к

активной работе мысли.

Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как

сознательность, беглость, правильность.

Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение

многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых

словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая

ошибка.

Для формирования выразительности использую такие упражнения:

– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

– чтение труднопроизносимых слов;

– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

– чтение одного предложения с разной интонацией;

– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же

интонацией;

– чтение по ролям.

Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с

развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов,

антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на

обучение различным видам пересказа.

Проблема формирования беглого чтения волнует каждого учителя и всегда

волновала меня, поскольку чтение играет очень важную, доминирующую роль в

образовании и развитии личности ребёнка. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины

умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети

мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с

использованием различных видов работ:

– чтение текста про себя, комментирование его;

– чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;

– чтение жужжащее;

– чтение хором;

– чтение в темпе скороговорки;

– “прыжки” (чтение через слово)

– круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько

раз)

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение

активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования

учебного процесса. Учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу

о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку

успешно учиться в 5 классе.

В 1-х классах веду кружок “Земля - наш дом ” На кружке очень много читаем сказок ,

рассказов о животных, природе . Умение слушать сказку ,художественное произведение

позволяет ребёнку эмоционально воспринимать произведение, задуматься о нравственных

категориях– добре и зле, дружбе и вражде, а также испытывать радость, веселье, печаль и

другие чувства. Кружковая работа – инсценируем сказки, провожу конкурсы на лучшего

чтеца.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие

познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами

организации учебной деятельности:

Урок-игра;

Урок-викторина;

Урок-путешествие;

Урок-зачёт;

Урок-тестирование;

Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”;

в 3 классе – урок чтения и изобразительное искусство.

Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях

анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:

Где ребёнок берёт книги?

Какую книгу читает он сейчас?

Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?

Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому

чтению, как привить интерес к книге:

читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;

читайте с ребёнком в темпе скороговорки;

читайте перед сном.

Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы

организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.

Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка),

при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов,

стихотворений

Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над

большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой

группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью

повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся,

кроме традиционных форм использую элементы драматизации и театрализации.

Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними

достижениями. У всех ребят в личном «Портфолио» есть листок учёта скорости чтения. В

нём отмечается месяц проведения проверки и количество слов, прочитанных в минуту.

Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам

чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение

излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной

четверти, учебного года.

Формирование познавательной деятельности младших школьников не может проходить на

одинаковом уровне, т.к. каждый ребёнок индивидуален.

Выделяю три уровня формирования познавательной деятельности учащихся–

ученический, алгоритмический, эвристический.

Используя условные обозначения, составляю диагностическую карту

Мои ученики являются активными участниками международных конкурсов,

всероссийских, краевых и т.д. где занимают призовые места.

Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том,

что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при

дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно

формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся

самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах

исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Таким образом, цель, поставленная в начале моей работы, достигнута.

Приложение

Некоторые рекомендации, которые я привожу, давно известны. Другие отличаются

новизной. Но я не хочу проводить деление на старое и новое. Для меня безразлично,

старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески

использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в

зависимости от возраста и подготовки класса. Развитие навыка беглого чтения невозможно

автономно без осознанности, правильности и выразительности.

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику

« Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений наполнена богатым и

разнообразным материалом. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает

высокий уровень участия и работоспособности детей.

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы

говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко

дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью

следующих упражнений.

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну

большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий

вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами

именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и

постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное

количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат

цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее

количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения (

в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок

заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза

стояла»).

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова

нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и

наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах

Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые

можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только

снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).

2. Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата

ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми

словами. Материал для упражнений – это встречающиеся в русском языке парные

буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким

образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от

простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и

увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и

т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные

варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию

произвольного внимания.

Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к

учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

(Первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее

Еу ад аж ай ам ап ах! Ей е

Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э

То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…

Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога.

Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на

первый слог, затем на второй и на третий.

Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном

слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

(Вторая группа блоков).

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Ему Зея сею уже зал

Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы

подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются

и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих

участков речевого аппарата.

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд

Фразы для чтения.

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

( Четвертая группа блоков).

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные

вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему,

так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех

согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется

выделять гласную цветным мелом.

Блок блях барк взор ВГИК вжик

Влип враз врач вред ВТУЗ

Где глуп граф грач гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

(Пятая группа блоков).

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

Монстр перст пёстр пункт склад

Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения

отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти

задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии

при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно,

оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе.

Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков).

При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе

рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на

слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что

объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть

охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык

определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому

рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на

слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

Аббат бедных браво велю

Абсурд без фар брикет венки

Аган белый бронза верни

Фразы для чтения.

Я вверх вёз хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

( Седьмая группа блоков).

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение

твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но

обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения

прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,

Как внизу другие сели

И запасы наши съели.

Далее для чтения предлагаются пары слов:

Сели-съели приём – объём

Сёмка – съёмка веду – въеду

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон

Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал

Ел – ель пусть – пуст кровь – кров

Фразы для чтения.

Не лезь в глубь – там грязь.

На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким

знаком. Предварительно напоминаются его функции.

Бабе – бабьё семя – семья

Коля – колья чего - чьего

Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

( Восьмая группа блоков).

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения

слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень

внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

(Девятая группа блоков).

Апрельская Ломоносов полширины

Диапозитивы революция энтузиазм

3. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над

скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного,

отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь

выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над

которыми предстоит работа, например:

Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии

добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая

строка, объем же материала для чтения увеличивается ( 2, 3, 4 строки). Так как в течение

3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята,

«делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без

ошибок прочитать и новую строчку.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень

тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава.

Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.

4. Интонационная разминка.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно

критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение»

- многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного

опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно,

в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только

начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и

гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации

перечисления, завершения, противостояния.

· Выбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или

же их сочетание).

· Ставить логическое ударение в предложении.

Для отработки этих умений я использовала материал из учебника « Я расту» О. В.

Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по

форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел

культурой речи. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработки

правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности,

вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для воспитания, но

и воспроизведения.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание,

определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из

стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в

строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить

логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску

логически ударного слова. Для этого предлагаю ……

Подай мне деревянную ложку!

Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.

Как меняется смысл предложения?

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово

уточняет смысл всего предложения.

5. Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой

оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов.

Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором

начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или

индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского

языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика

работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как

следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».

Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске

мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а

объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это

организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать

меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух

предложений и постепенно доводить до пяти – шести.

Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно

использовать задания повышенной сложности:

- запишите предложения в обратном порядке;

- запишите только второе и пятое предложения;

- запишите предложения с третьего по шестое.

Тесты зрительных диктантов ( по И. Т. Федоренко).

Набор 1.

1. Тает снег.

2. Идет дождь.

3. Небо хмурое.

4. Коля заболел.

5. Запели птицы.

6. Поле опустело.

Выработка беглого чтения

В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения,

которые могут работать в любых условиях.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно

перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и

запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести

их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки

времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими

порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание

читать).

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают

одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то

медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов

( на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего

чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4. Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется

эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их

впечатлением.

5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого

слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова

отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что

второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает

положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не

следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом

же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система

Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения.

Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в листке

наблюдений ( ежедневно).

Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке

устойчивого внимания.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное

чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов,

пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было

эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность

упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть

стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная

беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое

чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние

между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя», образцовое чтение

учителя.

По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно,

глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла

предложений, частей текста.

По мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель

читает и понимает, чего он здесь не понимает.

Мы считаем, что показателями чтения и обученности читателя является его

способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:

1. Что я чувствую, когда читаю?

2. Почему именно так я чувствую, переживаю?

3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?

Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом

вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень – фактическое содержание.

2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети

самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то

второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем

пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это

зависит от задания учителя.

Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя»,

найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по

толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является

многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

( Журнал «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная

школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).

Роль родителей в воспитании любви к чтению.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских

собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в

ежедневную привычку ребенка. при этом, особенно на первых ступенях грамотного

чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д.

очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым,

снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Помогают и открытые для родителей уроки. Многие остаются, благодарны таким

практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных

требованиях к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения

привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не

угасает у них и в последующих классах

Заключение.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35

минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность

чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это

можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в

которых с удовольствием принимают участие и родители.

В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного,

выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет

эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию

успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых

простых и постепенно усложнять их.

В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети

неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать

индивидуально.

Список литературы.

1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. -

№3, - с. 12-19.

2. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения

чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической

организации самостоятельного детского чтения»

3. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная

школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

5. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших

школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

6. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная

школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

7. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой

работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.

8. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

9. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. -

№3 – с. 16 –21.

10. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-

экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.

11. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. //

Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.

18. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

19. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

20. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 –

с. 15-17



В раздел образования