Автор: Истомина Марина Витальевна
Должность: Учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ "Красносибирская СШ"
Населённый пункт: Кочковский район, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Программа индивидуальной
профилактической работы
МКОУ «Красносибирская СШ»
с учащимися из семей
,
находящихся в СОП
Заместитель директора по
воспитательной работе Истомина М.В.
«Государство признает детство важным этапом
жизни человека и исходит из принципов
приоритетной подготовки детей к полноценной
жизни в обществе, развития у них общест-
венно- значимой и творческой активности, вос-
питания у них высоких нравственных качеств:
патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»
Социальные
и
экономические
проблемы
в
российском
обществе
на
данном
этапе
развития существенно ослабили институт
семьи,
ее
воздействие
на
воспитание
детей.
Результатом
этого
процесса
является рост численности безнадзорных
детей,
увеличение
распространения
в
детской
среде
наркотиков
и
различных
психотропных препаратов, алкоголя.
Кроме того, имеются проблемы,
решение которых назрело давно.
Среди них - насилие в семье,
проблемы детей-жертв
вооруженных и межнациональных
конфликтов; продолжается рост
числа социальных сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей…
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и
подростков свидетельствует о том, что ее истоки
лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание
родителей к интересам и проблемам своего
взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению
спиртных напитков, наркотиков и др.), а также в
плохой организации совместной профилактической
деятельности всех служб по месту жительства и
социальных учреждений.
Важнейшие профилактические задачи,
стоящие перед педагогическим
коллективом нашего образовательного
учреждения:
содействие ребенку в реализации и защите его прав и
законных интересов, контроль за соблюдением
законодательства РФ и субъектов РФ в области
образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и
подростков;
оказание социально-психологической и педагогической
помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально-
опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Цель в работе ОО по данному направлению :
оказывать теоретическую и практическую помощь
педагогам в решении вопросов, вызывающих
затруднения в работе;
Постоянно знакомить с перечнем необходимой
нормативно-правовой базы и документации;
совершенствовать основные методы и приемы работы,
которые обеспечивают эффективность взаимодействия
школы, семьи и различных служб в профилактике
безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних;
оказывать практическую помощь в составлении
психолого-социально-педагогической характеристики
на «трудного ребенка», семьи, находящейся в СОП.
Перечень документов ОО по вопросам
профилактики правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике правонарушений обучающихся
школы как приложение к плану воспитательной работы:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды, акции волонтёров;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
Документы, формирующие личное дело обучающихся ,
состоящих на учете в ПДН:
уведомление о постановке обучающегося
карточка обучающегося, состоящего на учете;
социальный паспорт обучающегося;
карта индивидуальной работы (шеф-наставник, педагог-
психолог);
акт первичного обследования материально- бытовых условий;
акты посещения ребенка, состоящего на учете;
характеристика обучающегося;
ходатайство о приглашении ребенка(родителей) на КДН
(комиссию по делам несовершеннолетних), снятии с учета по
исправлению или выбытию.
Документы, формирующие личное дело неблагополучной
семьи, состоящей на учете в районном банке данных:
представление ОО о постановке семьи на районный учет;
представление КДН о постановке семьи на районный учет;
карточка семьи для постановки на районный учет;
акт первичного обследования семьи;
акт контрольного обследования семьи;
программа (план) реабилитационной работы ОО с семьей;
карта индивидуальной работы ОО с семьей;
ходатайство ОО о снятии семьи с учета;
постановление КДН о снятии семьи с учета;
Документация , регламентирующая
деятельность Совета по профилактике:
приказ о составе Совета;
план работы Совета по профилактике;
протоколы заседаний.
План работы и протоколы заседаний МО классных
руководителей.
Локальные акты ОО , регламентирующие
профилактическую работу
:
положение о Совете профилактики;
положение о постановке на обучающихся школы на
внутришкольный учет ;
положение об учете неблагополучных семей ;
положение об общешкольном родительском комитете;
положение о социально-психологической службе
Документация классного руководителя по вопросам
профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
План воспитательной работы на учебный год
(включает)
:
организацию профилактической работы с обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные, профилактические и инструктирующие
рейды в неблагополучные семьи и др.);
список органов самоуправления класса и поручений
обучающихся;
карты индивидуальной работы с обучающимися и
неблагополучными семьями , состоящими на учете.
Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному
руководителю по профилактике правонарушений в работе с
неблагополучными семьями.
В социальном паспорте школы кроме общих разделов:
общие сведения о школе;
аналитическая справка ОО;
график работы кружков и секций ОО
размещаются все
необходимые списки и
сведения об учащихся
по данному направлению:
список многодетных семей;
список малообеспеченных семей;
список детей, находящихся на опеке;
список неполных семей; список неблагополучных семей;
список обучающихся , состоящих на учете в КДН;
список обучающихся , состоящих на внутришкольном
учете;
список детей «группы риска»;
список детей-инвалидов.
План работы по профилактике
правонарушений обучающихся
школы ( приложение к плану
воспитательной работы) состоит
из таких пунктов:
№ пп ;
Запланированные мероприятия;
Ответственные за выполнение;
Отметка о выполнении.
Направления работы администрации состоят из
разделов :
Профилактическая работа ;
Организация досуговой деятельности;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч;
Социально-психологическая служба;
Работа с педагогическими кадрами. Повышение их
квалификации;
Административный контроль.
Все мероприятия планируются
подробно ежемесячно
на учебный год
, используя все разделы направлений.
«Программа индивидуальной
профилактической работы с
учащимися из семей СОП»
Актуальность
Никого не может оставить равнодушным к воспитанию
детей в семьях, находящихся в социально опасном
положении. В таких семьях утрачивается значительное
число семейно – нравственных традиций, меняется
отношение родителей к детям и, в конечном итоге,
разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья,
находящаяся в социально опасном положении, обретает
статус асоциальной семьи. В такой семье, родители,
«утопая» в своих проблемах, становятся неспособными
осуществлять свои права надлежащим образом,
фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Цель:
Создание условий для
реализации комплексных
мероприятий в целях
успешной социализации
учащихся из проблемных
семей и повышения
ответственности родителей за
воспитание детей.
Программа направлена:
на стимулирование положительных
изменений в семье;
на повышение уровня социальной
защищенности детей, нейтрализацию
влияния негативных факторов на личность
ребенка и процесс его развития;
на создание условий для компенсации
недостаточного участия семьи в
обеспечении жизнедеятельности детей.
Задачи программы:
провести коррекционную работу с целью
создания положительного микроклимата
в семье;
организовать просветительскую работу
среди родителей;
защитить права детей,
воспитывающихся в семьях, которые
находятся в социально опасном
положении;
План индивидуальной работы с обучающимися,
находящимися в СОП
Уточнение списков семей, находящихся в СОП
Сбор информации об учащихся, находящихся в СОП,
составление социальных паспортов.
Посещение учащихся на дому, обследование жилищных
условий. Оформление актов обследования материально-
бытовых условий по месту жительства несовершеннолетних.
Беседы с учащимися, выявление имеющихся проблем.
Проведение пропагандисткой, разъяснительной работы с
учащимися, правовой всеобуч учащихся.
Привлечение общественных организаций к воспитанию
учащихся.
Контроль присутствия на уроках учащихся из семей
находящихся в СОП.
Контроль за успеваемостью учащихся из семей,
находящихся в СОП.
Приглашение родителей на Совет профилактики.
Осуществление взаимодействия с участковым
инспектором по вопросам работы школы и
профилактики правонарушений и преступлений среди
учащихся.
Вовлечение учащихся в работу кружков и секций.
Вовлечение учащихся во внеклассные и общешкольные
мероприятия
Сотрудничество с родителями этих семей по воспитанию
детей.
Посещение семей совместно с соц.педагогом на дому и
оказание помощи в разрешении проблем в их жизни.
Индивидуальные собеседования, консультации для
родителей по проблемам воспитания в семье.
Сопровождение учащихся,
находящихся
в социально опасном положении
В нашей школе на протяжении 15 лет действует
социально -психолого-педагогическая служба,
обеспечивающая психолого-педагогическое и
социальное сопровождение ребенка на протяжении
всего периода обучения ,а родители всегда могут
получить полезные советы или индивидуальные
консультации по проблемам воспитания и обучения у
педагога-психолога, педагогов, хорошо знающих
проблемы семейного воспитания и особенности
развития ребенка.
Основными направлениями деятельности
психологической службы учреждения
образования являются: диагностика,
профилактика, просвещение,
методическая работа, консультирование,
коррекционно-развивающая работа,
работа по защите прав и законных
интересов детей. При организации
сопровождения детей в социально
опасном положении (СОП) работа
педагога-психолога строится по тем же
направлениям.
Диагностика
(исследование, изучение)
В рамках данного направления задачей
педагога-психолога является подробный
анализ
любого
психодиагностического
м а т е р и а л а
с
ц е л ь ю
в ы я в л е н и я
проблемных зон, имеющих отношение к
эмоциональным,
п о в е д е н ч е с к и м ,
личностным и другим нарушениям, так
как
данные
нарушения
я в л я ю т с я
м а р к е р а м и
с о ц и а л ь н о - о п а с н о г о
положения.
Профилактика, просвещение
Все мероприятия, которые проводятся в школе, направлены
на сплочение детских коллективов, тематические акции и
большие психологические игры, носят профилактический
характер. Профилактика в отношении СОП прежде всего
связана с ранним выявлением, а также с просвещением
педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.
Методическая работа
создание базы нормативных документов,
регламентирующих деятельность психолого-
педагогической и социальной службы и других
субъектов процесса сопровождения семей в СОП;
организацию методической базы, содержащей
коррекционные и профилактические мероприятия
для педагогов (классных руководителей).
Коррекционно-развивающая
работа
Коррекционно-развивающая работа с детьми
представляет собой систему мероприятий,
направленных на исправление недостатков
развития и поведения, а также на развитие
личности несовершеннолетних с помощью
специально организованных средств социально-
психологического воздействия. Такая работа
способствует оптимизации психологических
функций, обеспечивающих адаптивное
поведение несовершеннолетнего, а также
формированию навыков эффективного
социального взаимодействия.
Педагогический коллектив и администрация школы стремятся
работать по данному направлению в тесной взаимосвязи не только друг
с другом, но и с другими структурами нашего Кочковского района.
Мы стремимся использовать различные формы и методы
сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми
творческую, социально значимую деятельность, направленную на
социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение
родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся
отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО
-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ :
Осуществление контроля за получением
образования ( контроль за пропусками, выявление
детей, не посещающих школу, определение и назна-
чение уровня программы обучения, в зависимости от
физического и психологического здоровья ребенка,
осуществление ознакомительных , профилактических и
просветительских рейдах и др.);
Посещение семей ( с целью обследования мате-
риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв-
ления условий ,необходимых для обучения ; контроля
за его свободным времяпровождением;
Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
Проведение тренингов для несовершеннолетних;
Вовлечение детей в кружковую работу;
Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации
пробелов в знаниях;
Привлечение ближайших родственников к помощи в
воспитании проблемного ребенка в неблагополучной
семье;
Направление нуждающихся родителей в органы
социальной защиты за социальной и материальной помощи;
Индивидуальная профориентационная работа педагога-
психолога с проблемной семьей и ребенком;
Обследование обучающихся, имеющих проблемы в
обучении и воспитании на ПМПК;
Помощь в восстановлении доверительных отношений
( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;
Информационная поддержка родителей и детей;
Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение
результатов учебной деятельности (просмотр дневников,
тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-
педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности);
комплексный анализ, социометрия (метод выявления
социальных предпочтений в классе);
Содействие в обеспечении обучающихся горячим
питанием, бесплатными учебниками;
« В основе воспитания, как самое первое и
главное условие успеха, должен лежать
сердечный подход к ребенку.
Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее
их взаимные отношения, тем надежнее
фундамент воспитания »…
(Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый ,
педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая
коррекция…»)
1.Карточка обучающегося, состоящего на учете
1.Ф.И.О._________________________________________________________________
2.Дата рождения__________________________________________________________
3.Образовательное учреждение, класс________________________________________
4.Домашний адрес ,телефон_________________________________________________
5.С кем проживает (оба родителя, только мать, только отец, другие родственники), (нужное
подчеркнуть )__________________________________________
6.Вседения о родителях:
Мать(Ф.И.О. ,место работы, должность)_________________________________________
______________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., место работы ,должность)_________________________________________
7.На каком учете состоит ребенок (ВШУ,ОДН)___________________________________
8.Дата постановки на учет______________________________________________________
9.Причина постановки на учет__________________________________________________
10.Классный руководитель _______________________________________________________
(Ф.И.О.,должность )
______________________________________________________________________________
11.Дата снятия с учета_________________________________________________________
2. Заявление о постановке учащегося на внутришкольный учет.
МКОУ «Красносибирская СШ»_________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
ЗАЯВЛЕНИЕ
о постановке на внутришкольный учет
Прошу поставить на внутришкольный учет ученика _____класса_____________________________
____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
____________________________________________________________________________________________________________________
(число ,месяц ,год рождения),
Проживающего по адресу__________________________________________________________________________________
(указать домашний адрес и телефон)
С семьей_____________________________________________________________________________
(указать состав семьи, Ф.И.О.)
В связи с ____________________________________________________________________________________________________________
(указать причину постановки на учет)
Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________
( подпись) (расшифровка подписи )
Дата «___»________20 -- г
3.Уведомление родителей о заседании по поводу постановки на учет.
(наименование образовательного учреждения)
Исх. №
от «___»________20 г
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителей)
Администрация МКОУ «Красносибирская СШ» уведомляет Вас, что Вы и ваш ребёнок (опекаемый),
(Ф.И.О. ученика (ученицы))
Ученик (ца) ______ класса вызываетесь «___»________20__г в _____часов____минут в кабинет директора на заседание Совета по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки Вашего сына (дочери) на
внутришкольный учет.
________________________(___________________________ )___________________________
( Заним .должность ) (подпись) (расшифровка подписи
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
( линия отрыва)
С уведомлением о вызове на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу
постановки моего (моей) сына (дочери)
____________________________________ , учени(ка),(цы) ______ класса на внутришкольный
(Ф.И.О. )
учет ознакомлен(ы)(а).
________________________(___________________________ )___________________________ (подпись)
(расшифровка подписи ) (число, месяц ,год, время вручения)
Примечание.
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва ) передать в школу
классному руководителю.
4. Ходатайство классного руководителя о снятии обучающегося с внутришкольного
учета.
_______________________________________________________________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
ЗАЯВЛЕНИЕ
о снятии с внутришкольного профилактического учета
Считаю необходимым снять с внутришкольного профилактического учета ученика _____класса
____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
____________________________________________________________________________________________________________________
(число ,месяц ,год рождения)
В связи с ___________________________________________________________________________________
(указать причину)
Дата постановки на учет_______________________________________________________________
Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях
обучающегося прилагаются.
Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________
( подпись) (расшифровка подписи )
Дата «___»________20 -- г
Спасибо за внимание и
за работу